ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
фЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТвЕННОЕ Бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ)
Факультет психологии
| Председатель ГЭК,
д.п.н.
__________________ Пикулева О.А.
| ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ МАТЕРИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕЕ РЕБЕНКА Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 – Психология
основная образовательная программа «Психология здоровья»
1-ый рецензент Исполнитель
доцент Студент
Пасторова А.Ю. Комиссарчук Е.Д.
______________(подпись) ______________(подпись)
2-ой рецензент Научный руководитель
к.п.н, доцент к.п.н., доцент
Пальмов О.И. Плешкова Н.Л.
______________(подпись) ______________(подпись)
Санкт-Петербург
2016
Аннотация к диссертации на соискание степени магистра психологии КОМИССАРЧУК ЕВГЕНИЯ ДМИТРИЕВНА
Взаимосвязь родительской позиции матерей и психологических особенностей их детей
Научный руководитель – ПЛЕШКОВА НАТАЛЬЯ ЛЕОНИДОВНА,
доцент, кандидат психологических наук
Целью данного исследования было изучение взаимосвязи между родительской позицией матерей и психологическими особенностями их детей. В исследовании приняло участие 26 пар мать-ребенок. Измерялись родительские установки (методика PARI Э.Р. Шефера и Р.К. Бэлла), восприятие собственного детского опыта («Семантический дифференциал» Ч. Осгуда) и психологическая адаптивность (опросник Т. Ахенбаха) матерей, уровень тревожности (тест Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), самооценка (методика «Лесенка» С.Г. Якобсон, В.Г. Щур), эмоциональный интеллект (методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой) и психологическая адаптивность (опросник Т.Ахенбаха) детей. Обработка данных: сравнительный и корреляционный анализы. Результаты. Позитивные родительские установки матерей оказались связаны с высокой психологической адаптивностью детей, а негативные – с низкой психологической адаптивностью детей, высокой тревожностью и более низким эмоциональным интеллектом детей. Позитивные репрезентации матерей относительно своего детства оказались связаны более высоким эмоциональным интеллектом и психологической адаптивностью детей. Психологическая адаптивность матерей положительно связана с психологической адаптивностью детей. Таким образом, родительская позиция матерей оказалась взаимосвязана с эмоциональным интеллектом, психологической адаптивностью и показателями тревожности их детей.
Abstract for master’s thesis KOMISSARCHUK EVGENIIA DMITRIEVNA
Correlation Between Parental Attitude of Mothers And Psychological Characteristics of Their Children
Researh Advisor – PLESHKOVA NATALIA LEONIDOVNA,
Ph. D., docent
The goal of the study was to investigate correlations between parental attitude of mothers and psychological characteristics of their children. 26 pairs of mothers and children took part in the research. We measured parental attitudes (PARI, E.S. Schaefer & R.Q. Bell), representation of childhood experience (Semantic differential, Ch.E. Osgood) and adaptive/maladaptive psychological functioning (Adult Self-Report, T. Achenbach) of mothers, and anxiety index (Anxiety test, M.Dorkey, E.Amen, R.Tamml), self-appraisal (Staircase, S. Iakobson, V. Shchur), emotional intelligence (Emotional identification, E. Isotova) and adaptive/maladaptive psychological functioning (Caregiver-Teacher Report Form 1,5-5, T. Achenbach). Statistical methods: comparative analysis and correlation analysis. Results. Positive parental attitudes of mothers correlate with high adaptive psychological functioning of their children, and negative parental attitudes of mothers correlate with maladaptive psychological functioning, high anxiety level and low emotional intelligence of their children. Positive mothers’ representations of their childhood correlate with high emotional intelligence and high adaptive psychological functioning of their children. Mothers’ adaptive psychological functioning positively correlate with adaptive psychological functioning of their children. Correlation between parental attitude of mothers and emotional intelligence, adaptive psychological functioning and anxiety level of their children was confirmed.
|