Санкт-Петербургский государственный университет
Выпускная квалификационная работа на тему:
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ПЕРВОГО КУРСА
по направлению подготовки 37.04.01 – Психология
основная образовательная программа – Организационная психология и психология менеджмента
Выполнил:
студент 2 курса
очной формы обучения
Ломакина Дарья Ивановна
Научный руководитель:
кандидат психологических наук, доцент
Пузиков Василий Григорьевич
Рецензент:
Кадидат психологических наук, доцент
Винокуров Леонид Вячеславович
Санкт-Петербург
2017
АННОТАЦИЯ В данной исследовательской работе рассматривается феномен эмоционального интеллекта как фактора адаптации студентов магистратуры первого курса. В исследовании приняли участие 82 студента в возрасте от 20 до 27 лет. Респонденты, 48 женщин и 34 мужчины являются студентами первого курса магистратуры факультета психологии и факультета международных отношений. Методы, используемые для выявления адаптационных способностей и уровня эмоционального интеллекта: опросник «Адаптивность» МЛО-АМ, методика «EQ» Н. Холла, тест «ЭмИн» Д.В. Люсина, методика МЭИ М.А. Манойловой, опросник «ОМО» В. Шутца. Удалось установить, что личностный адаптационный потенциал коррелирует с одним из главных компонентов эмоционального интеллекта – самомотивацией, также выделилось сочетание факторов ЭИ, позволяющих студенту успешно адаптироваться. Таким образом, ЭИ можно считать критерием успешной адаптации.
ANNOTATION
This research examines the phenomenon of emotional intelligence as a factor in the adaptation of first-year students of a master's degree. The study involved the participation of 82 students aged 20 to 27 years. Respondents, 48 women and 34 men are first-year students of the Master's Degree in the Faculty of Psychology and the Faculty of International Relations. The methods used to identify adaptive abilities and the level of emotional intelligence: the questionnaire "Adaptability" MLO-AM, the "EQ" method of N. Hall, the test "Emin" DV. Lyusina, the MEI MA technique Manoylova, questionnaire "OMO" V. Schutz. It was possible to establish that the personal adaptive potential correlates with one of the main components of emotional intelligence - self-motivation, there was also a combination of EQ’s factors, allowing the student to adapt successfully. Thus, EQ is the criterion for successful adaptation.
СОДЕЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. В современной России произошли интенсивные изменения в системе высшего образования, которые требуют от субъектов образовательного процесса гибкого адаптационного потенциала. В первую очередь эта проблема касается студентов, которые обучаются на недавно появившейся ступени образовательной системы – магистратуре. Понятия «эмоционального интеллекта» и «адаптации» рассмотрены в психологической науке уже детально. Тем не менее, взаимосвязи между данными категориями, особенно в определенных сферах деятельности, недостаточно исследованы. В данной работе мы попытались определить взаимозависимость между параметрами эмоционального интеллекта и компонентами адаптации к процессу учебной деятельности студентов - магистрантов первого курса.
Одной из главных задач исследования было выявление корреляций между исследуемыми признаками ЭИ и социально-психологической адаптации у студентов магистратуры первого курса. При поступлении в высшее учебное заведение, студент так или иначе сталкивается с проблемой адаптации. Успешный процесс адаптации напрямую зависит от успешного обучения студента и его становления как будущего специалиста в профессиональной деятельности. Еще Б.Г. Ананьев говорил: «Общее и специальное образование для взрослых выполняет не только техническую и культурную функцию, но и помогает достигать высокого уровня жизнеспособности и жизнестойкости человека. Развивать интеллект и личность, постоянно самообразовываться — огромная сила, которая противостоит инволюционному процессу» [1, с. 32].
Одним из параметров, определяющих познавательный процесс социальных объектов и определения собственного отношения к окружающему миру, является эмоциональный интеллект, который способен создавать условия для успешной коммуникации и взаимодействия с социальной реальностью. В общих чертах, «эмоциональный интеллект - способность индивида эффективно общаться за счет понимания и управления своими эмоциями и эмоциями других людей, умение воспринимать эмоции окружающих людей и возможность влияния на них, а также умение рефлексировать эмоциональные состояния и контролировать интенсивность их проявления» [23, с. 33]. Опираясь на данное определение, можно выделить очевидные адаптивные функции эмоционального интеллекта, однако в современной психологической науке недостаточно эмпирических данных, доказывающих это предположение. Эмоциональный интеллект – способность человека контролировать и понимать эмоции, свои собственные, и чужие [23, с. 31]. К настоящему моменту существуют различные направления к пониманию сути и элементов эмоционального интеллекта ЭИ (J. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso; R. Bar-On; D. Goleman; Д.В. Люсин; И.Н. Андреева; И.И. Ветрова; Е.А. Сергиенко и др.). Однако не существует единого согласованного теоретического концепта об эмоциональном интеллекте, а также, ещё недостаточно изучены связи между ЭИ и социально-психологической адаптацией. В работе был проведен теоретический и методологический анализы данного психологического феномена, а также эмпирическое обоснование существования эмоционального интеллекта как одного из факторов успешной адаптации студентов первого курса магистратуры.
Цель исследования – определить роль эмоционального интеллекта как фактора успешной адаптации студентов магистратуры первого курса.
Далее были определены задачи исследования:
1) Проанализировать основные теоретические и практические подходы к пониманию феномена эмоционального интеллекта.
2) Изучить особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса магистратуры с разным уровнем эмоционального интеллекта.
3) Выявить особенности развития адаптационного потенциала у обучающихся по различным специальностям и направлениям подготовки.
4) Выделить основные компоненты эмоционального интеллекта как фактора адаптации студентов магистратуры первого курса.
5) Разработать практические рекомендации по психологическому сопровождению учащихся в вузе.
Объект исследования – студенты магистратуры первого курса СПбГУ.
Предмет исследования – закономерности развития эмоционального интеллекта как адаптационного потенциала студентов в процессе обучения в магистратуре.
Гипотеза исследования:
Общей гипотезой является предположение о взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта у учащихся в магистратуре первого курса с успешностью их социально-психологической адаптации.
Частные гипотезы:
1. Студенты с высоким уровнем эмоционально интеллекта успешнее осуществляют процесс социально-психологической адаптации к учебной деятельности.
2. Успешность адаптации взаимосвязана с внутриличностным и межличностым эмоциональным интеллектом.
3. Адаптационный потенциал изменяется неравномерно, что обусловлено системой ценностей и психическими характеристиками.
Теоретико-методологической основой исследования является: теории эмоционального интеллекта и их концептуальные модели (С.П. Деревянко, И.А. Егоров, М. Зайднер, Д.В. Люсин, Дж. Мэттьюс, Е.Л. Носенко, Р.Д. Робертс, Е.А. Сергиенко, D.R. Caruso, D. Goleman, J.D. Mayer, R. Bar-On, P. Salovey); социально-психологический подход к исследованию адаптации личности в социуме (Г.М. Андреева, А.М. Богомолов, А.Г. Маклаков, С.Т. Посохова, В.Н. Мясищев, Т.В. Снегирева, Л.И. Уманский)
Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы по тематике диссертации, количественные методы: психодиагностическое тестирование: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина; «ЭмИн» Д.В. Люсина, Методика «EQ» Н. Холла, Методика диагностики эмоционального интеллекта – МЭИ М.А. Манойловой; Опросник межличностных отношений «ОМО» В.Шутца, анкетирование. Методы математической статистики: были проведены корреляционный и факторный анализы. Для обработки данных использовали компьютерную программу «SPSS Statistics».
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная практическая программа социально-психологической адаптации студентов может быть использована на первых курсах второй ступени высшего образования – магистратуре. Данное исследование помогает в оптимизации и разработке систем адаптации студентов Университета.
|