Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 37. 04. 01. Психология основная образовательная программа «Психическое здоровье»


НазваниеДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 37. 04. 01. Психология основная образовательная программа «Психическое здоровье»
страница1/7
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7
Санкт – Петербургский государственный университет






Председатель ГЭК

__________________ Баранова О. В.



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ У ЛЮДЕЙ С РАЗНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Диссертация
на соискание степени Магистра по направлению 37.04.01. – Психология

основная образовательная программа «Психическое здоровье»
1-ый рецензент Исполнитель

К. пс. н., доцент кафедры психического Студент кафедры психического

здоровья и раннего сопровождения здоровья и раннего

детей и родителей сопровождения детей и родителей

Аникина В.О. Фольмер А.

______________(подпись) ______________(подпись)
2-ой рецензент Научный руководитель

Психолог консультант благотворительного фонда Д. пс. н., профессор кафедры

«Твоя Территория» психического здоровья и раннего

Лебедева Н. В. сопровождения детей и родителей

Васильева Н. Л.
______________(подпись) ______________(подпись)

Санкт-Петербург

2016

АННОТАЦИЯ

Для выявления характеристик самоактуализации у людей с разной выраженностью межличностной зависимости было обследовано 102 человека в возрасте от 20 до 25 лет (54 девушек,48 юношей).

Измерялись: степень выраженности межличностной зависимости, (Опросник межличностной зависимости (Р. Хиршфильд, Г. Клерман и др. в адаптации О.П.Макушиной), степень выраженности созависимости (Шкала созависимости Б. Уайнхолд в адаптации А.С. Кочарян, Е.В. Фроловой ,Н.А. Смахтиной ), характеристики самоактуализации  (Самоактуализационный тест (САТ) (Э. Шостром в адаптации Ю. Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз)).

Обработка данных: Т-критерий Стьюдента, критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ.

Результаты: характеристики самоактуализации у людей с высокой и низкой степенью выраженности межличностной зависимости имеют статистически значимые различия. Были обнаружены статистически значимые взаимосвязи характеристик самоактуализации с выраженностью межличностной зависимости, созависимости в группах с высокой и низкой степенью межличностной зависимости.

ABSTRACT

102 persons at the age from 20 till 40 years ( 54 woman, 48 man) were examined to identify self-actualization characteristics of people with different levels of interpersonal dependency.

Were measured: the level of interpersonal dependency ( a questionnaire of interpersonal dependency R.Hirschield, G.Klerman et al., adapted by O.P. Makushinа), the level of codependency (а questionnaire of codepency B. Weinhold adapted by A.S. Kocharyan, E.V. Frolova, N.A. Smahtina) and self-actualization characteristics( the method of «SAT» E.L. Shostrom, adapted by Y.E. Aleshina, L.J. Gozman, M.C. Sahika and M.C. Crozet).

Data processing: Mann -Whitney U-test, Student's Т-test, correlation analysis.

Results: there were statistically significant differences in self-actualization characteristics of people with high and low level of interpersonal dependency.Нas found statistically significant relationship between self-actualization characteristics and level of interpersonal dependency at people with high and low level of interpersonal dependency.


СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………..2

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..6

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения межличностной зависимости и самоактуализации личности…………………………………………………….9

1.1.Межличностная зависимость……………………………………………….9

1.1.1.Понятие созависимости и межличностной зависимости………………9

1.1.2.Причины возникновения и развития межличностной зависимости…..16

1.1.3.Формы отношений межличностной зависимости………………………20

1.2.Самоактуализация личности………………………………………………27

1.2.1. Общее представление о самоактуализации личности в психологии..27

1.2.2.Характеристики самоактуализации…………………………………….33

1.3.Выводы по литературному обзору………………………………………..46

ГЛАВА 2. Методы и организация исследования……………………………..47

2.1.Цель, задачи, предмет и объект исследования…………………………..47

2.2.Описание выборки исследования…………………………………………..48

2.3.Описание методов исследования………………………………………….49

2.4.Список переменных………………………………………………………..52

2.5.Описание процедуры исследования………………………………………53

2.6.Методы математической обработки………………………………………54

ГЛАВА 3.Представление и анализ результатов исследования…………….55

3.1.Результаты проверки нормальности распределения всех показателей в группах с высокой и низкой степенью выраженности межличностной зависимости……………………………………………………………………..55

3.2.Результаты проверки однородности дисперсий показателей характеристик самоактуализации………………………………………………………………56

3.3.Результаты проверки достоверности различий в характеристиках самоактуализации у респондентов с низкой и высокой степенью выраженности межличностной зависимости…………………………………57

3.4. Результаты корреляционного анализа в группе с высокой степенью выраженности межличностной зависимости…………………………………61

3.5. Представление результатов корреляционного анализа в группе с низкой степенью выраженности межличностной зависимости……………………..63

3.6.Представление результатов проверки достоверности гендерных различий в характеристиках самоактуализации в группах с высокой и низкой степенью выраженности межличностной зависимости……………………..65

3.7.Обсуждение результатов проверки достоверности различий в характеристикам самоактуализации в группах с низкой и высокой степенью выраженности межличностной зависимости…………………………………67

3.8.Обсуждение результатов корреляционного анализа в группе с высокой межличностной зависимостью………………………………………………..69

3.9.Обсуждение результатов корреляционного анализа в группе с низкой межличностной зависимостью………………………………………………..71

3.10.Обсуждение результатов достоверности гендерных различий в характеристиках самоактуализации в группах с высокой и низкой степенью выраженности межличностной зависимости………………………………….73

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………77

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………79

ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….85

ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………….87


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В последние годы растет интерес исследователей к различным формaм зависимостей. В связи с выраженной медико-социaльной значимостью химичeской зaвисимости ее анализу посвящено большое количество работ. В этом смысле межличностная зависимость, являясь крайне незаметной, замаскированной, изучена значительно меньше. Однако, на самом деле межличностная зависимость имеет серьезные негативные последствия, она отрицательно влияет на развитие личности, построение сценария жизни, выбор брачного партнера, профессиональный и карьерный рост, психическое и соматическое здоровье. Как справедливо отмечают Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогорова [1], отношения зависимости превращаются в «трагедию целой жизни», когда «ничего не построено, но многое разрушено – душевное и физическое здоровье, возможности других отношений». Более того, межличностная зависимость «характерна почти для 98% взрослого населения и является источником большей части человеческих страданий» [2]. В связи с этим особое значение приобретает профилактика созависимого поведения, психологическая работа с личностными особенностями потенциального аддикта, которые лежат в основе психологическо.й склонности к межличностной зависимости. Проведенное нами исследование направлено на изучение характеристик самоактуализации людей, имеющих психологическую предрасположенность к межличностной зависимости.

Практическая значимость состоит в актуальности полученных результатов об особенностях межличностной зависимости в связи с самоактуализацией. Полученные в исследовании данные могут быть использованы в практической деятельности психологов и специалистов близких профессий при решении задач индивидуального и семейного консультирования лиц с межличностной зависимостью, созависимостью; в диагностических целях – для выявления качества отношений и причин неудовлетворенности ими, конфликтов или одиночества; данные будут полезны при разработке тренинговых программ. Также полученные данные можно использовать для дальнейших теоретических исследований, для разработки более тонких инструментов психодиагностики межличностной зависимости.

Цель: выявление характеристик самоактуализации у людей с разной выраженностью межличностной зависимости.

Задачи:

1)Выявить степень выраженности межличностной зависимости у респондентов;

2)Изучить характеристики самоактуализации у людей с высокой и низкой степенью выраженности межличностной зависимости;

3)Выявить взаимосвязи характеристик самоактуализации с выраженностью межличностной зависимости;

4)Выявить различия в характеристиках самоактуализации у людей с низкой и высокой степенью выраженности межличностной зависимости;

5)Выявить гендерные различия в характеристиках самоактуализации у людей с низкой и высокой степенью выраженности межличностной зависимости.

Объект исследования: межличностная зависимость, характеристики самоактуализации

Предмет исследования: характеристики самоактуализации у людей с разной выраженностью межличностной зависимости.

Гипотезы:

1)Характеристики самоактуализации взаимосвязаны с выраженностью межличностной зависимости.

2) Характеристики самоактуализации и различаются у людей с низкой и высокой степенью выраженности межличностной зависимости.

3)Существуют гендерные различия в характеристиках самоактуализации у людей с низкой и высокой степенью межличностной зависимостью.
Методики:

1)Для диагностики уровня самоактуализации личности – Самоактуализационный тест (САТ) (Э. Шостром, адаптация Ю. Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз).

2)Для диагностики межличностной зависимости- Опросник межличностной зависимости (Р. Хиршфильд, Г. Клерман и др., адаптация О.П.Макушиной) .

3)Для измерения  степени созависимых моделей поведения в жизни - Шкала созависимости Б. Уайнхолд (адаптация А.С. Кочарян, Е.В. Фроловой ,Н.А. Смахтиной ).

Выборка:

В исследовании приняли участие 102 человека от 20 до 25 лет, из них 48 юношей и 54 девушки. Средний возраст участников: 22 года. Все участники имеют высшее или неоконченное высшее образование, не состоят в официальном браке, выросли в полной семье и проживают в городе Санкт-Петербург.

Из 102 участников 55 участников имеют высокую степень выраженности межличностной зависимости и у 47 участников низкая степень выраженности межличностной зависимости.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

1.1.Межличностная зависимость

1.1.1.Понятие созависимости и межличностной зависимости

Термин "созависимость" появился в 70-х гг. ХХ века одновременно в нескольких лечебных центрах США (штат Миннесота). Впервые о феномене созависимости заговорили в связи с алкоголизмом и наркоманией, как о проблеме родных и близких, окружающих больного человека. Данное понятие использовалось для описания лиц, чья жизнь была нарушена в результате того, что они были вовлечены во взаимоотношения с кем-то, кто был химически зависимым. Определение относилось лишь к членам семьи пациента с химической зависимостью. Постепенно термин созависимости расширил свои границы и распространился на взаимоотношения между людьми.

В той или иной степени проблемы созависимости освещались как в зарубежной (М. Битти, П. Майер, Э. Ларсен, Р.Сабби, Э. Смит, Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд и др.), так и в отечественной психологии (В.Д. Москаленко,  Ц. П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Е.В. Емельянова, Н.М. Манухина, О.А. Шорохова).

Созависимость - это специфическое состояние, которое характеризуется сильной поглощенностью и озабоченностью, а также крайней зависимостью (эмоциональной, социальной, а иногда и физической) от человека или предмета. В конечном счете, такая зависимость от другого человека становится патологическим состоянием, влияющим на созависимого во всех других взаимоотношениях.

По определению Мелоди Битти, одного из известных специалистов по созависимости, «созависимый - это человек, который позволил, чтобы поведение другого человека повлияло на него и который полностью поглощен тем, что контролирует действия этого человека (другой человек может быть ребенком, взрослым, любовником, супругом, папой, мамой, сестрой, бабушкой или дедушкой, клиентом, лучшим другом, он может быть алкоголиком, наркоманом, больным умственно или физически; нормальным человеком, который периодически испытывает чувство печали)».

Чаще всего созависимое поведение наблюдается в дисфункциональных семьях, когда в семейной системе отношений используются подавляющие личность правила, которые не позволяют открыто выражать членам семьи свои чувства и прямо обсуждать личные и межличностные проблемы.

В настоящее время существует несколько подходов к пониманию феномена созависимости, в которых созависимость рассматривается как:

1.особенность или нарушение поведения;

2.определенное эмоциональное, психологическое состояние;

3.следствие влияния «проблемного близкого», дисгармония имеющихся взаимоотношений, нарушение коммуникаций.

Наиболее общее, учитывающее большинство из возможных значений этого термина, определение, было дано на 1-й Конференции по созависимости (США, Аризона, 1989): "Созависимость — это устойчивая болезненная зависимость от компульсивных форм поведения и от мнения других людей, являющаяся попыткой обрести уверенность в себе, осознание собственной значимости, определить себя как личность".

По мнению Ананьевой Г.А. (2006) для созависимости характерно(3):

1.Самообман, отрицание

2.Низкая самооценка, граничащая с ненавистью к себе

3.Чрезмерная озабоченность кем-то или чем-то при пренебрежении собой вплоть до полной потери собственного "Я"

4.Компульсивные действия (неосознанное иррациональное поведение,о котором человек может сожалеть, но все же продолжать действовать так же, как бы движимый невидимой силой)

5.Навязчивая потребность совершать определенные действия по отношению к другим людям (опекать, подавлять, возмущаться и т.п.)

6.Привычка испытывать одни и те же чувства (жалость к себе, гнев, раздражение и т.п.)

7."Замороженные" чувства и связанные с ними проблемы в общении, в интимных отношениях и т.п.

8.Неумение разграничить ответственность за себя и за другого. Взрослый отвечает за себя перед другими, созависимый отвечает за других перед другими и перед собой)

9.Потеря психологических границ. Созависимый позволяет себе вторгаться в чужую жизнь так же, как и другим позволяет вторгаться в свою, решать за себя "что хорошо для него, что плохо".

Созависимые неизбежно подчиняются закономерностям, известным под названием "Драматический треугольник С. Карпмана" или "Треугольник власти".

c:\users\asus-pc\desktop\treugolnik-karpmana.jpg

Рис 1.Драматический треугольник Карпмана

Созависимые чаще всего выступают в роли спасателя,поскольку для них это легче, чем переносить дискомфорт и неловкость, а порой и душевную боль, сталкиваясь с неразрешенными проблемами. Созависимые не говорят: "Это очень плохо, что у тебя такая проблема. Чем я могу тебе помочь?" Их ответ таков: "Я здесь. Я это сделаю за тебя".

Если созависимый человек не научится распознавать моменты, когда ему надо быть спасателем, то он будет постоянно позволять другим ставить себя в положение жертвы. Фактически сами созависимые участвуют в процессе собственной виктимизации. Время пребывания созависимого человека в одной роли может длиться от нескольких секунд донескольких лет, за один день можно двадцать раз попеременно побывать в роли спасателя — преследователя — жертвы. Цель психотерапии в данном случае заключается в том, чтобы научить созависимых распознавать свои роли и сознательно отказываться от роли спасателя.

По мнению ряда специалистов (В. Москаленко [4], О. Шорохова [8] и др.) созависимость является зеркальным отражением зависимости, и проявляет себя теми же симптомами. Длительный стресс приводит к появлению различных психосоматических нарушений, таких как гастриты, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, головные боли, колиты, гипертензия,нейроциркулярная дистония, астма, тахикардия, аритмия, гипертония, гипотония и др., что свидетельствует о прогрессировании созависимости. Среди внутрипсихических симптомов у созависимых наблюдаются: контроль, давление, навязчивые состояния и мысли, низкая самооценка, ненависть к себе, чувство вины, подавляемый гнев, неконтролируемая агрессия, навязчивая помощь, сосредоточенность на других, игнорирование своих потребностей, проблемы общения, замкнутость,плаксивость, апатия, проблемы в интимной жизни, депрессивное поведение, суицидальные мысли. Они болеют от того, что пытаются контролировать чью-то жизнь, то есть то, что не поддается контролю.

Таким образом, определения созависимости очень разнообразны: созависимость определяется как: болезненное состояние; паттерн поведения; нарушение адаптации; закрепившаяся реакция на стресс; концентрация мысли на объекте зависимости; потребность в постоянном контроле ситуации; эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, вызванное набором подавляющих правил; подчинение своего «Я» состоянию зависимого человека; провокация проблемы зависимости в семье.

В узком понимании созависимость – это болезненное состояние в настоящий момент времени, которое в значительной мере является результатом адаптации к семейной проблеме, например, к такой проблеме как алкоголизм или наркомания в семье, когда люди, сами не страдающие химической зависимостью, всю свою энергию отдают на "обслуживание" зависимости и абсолютно забывают о своей жизни, своих целях и себя самих . Вначале это средство защиты человека в неблагоприятных для него семейных обстоятельствах, своеобразная реакция на стресс, которая со временем становится образом жизни.

В широком понимании созависимость выступает как зависимость от людей определенного типа поведения или от конкретных вещей: деньги, секс, еда, покупки, работа. Исходя из этого, межличностная зависимость выступает в виде частного вида созависимости, предметом которой является человек, это зависимость от значимого другого.

Межличностная зависимость – это расстройство поведения и отношений с фиксацией на окружающих людях или конкретном человеке, в основе которого лежит сильная потребность в определенном лице с целью получения его поддержки и помощи и неспособность индивида к самостоятельному поведению.

В ряд трудов (Ц.Б. Короленко, А.С. Кочарян, А.В. Котляров) была высказана идея о том, что межличностная зависимость является первичным расстройством, который при определенных обстоятельствах, связанных с невозможностью его реализации, трансформируется в вторичные формы зависимости: химическую, пищевую, сексуальную, игровую, и т.д. Более того, механизм лечения вторичных зависимостей предполагает обратное движение от вторичной зависимости к первичной (А.С. Кочарян, М.Е. Жидко).

Межличностная зависимость может быть описана симптомокомплексами зависимой любви: невротическая потребность в любви (К. Хорни), токсическая любовь (P. Mellody), любовь-зависимость (В. Сатир), любовь-мания (S. Peele, A. Brodsky), любовь-привязанность (P. Shaver, C. Hazan, D. Bradshaw), зависимые отношения в браке (Н. Г. Гаранян и А. Б. Холмогорова; О. Ф. Бондаренко и А. Е. Левенец) [1].

В работах западных психологов можно отметить также и модели, описывающие межличностную зависимость как полипараметрическое нарушение. Так Гиршфильд совместно с коллегами в 1977 г. [цит. по 4] предложил модель межличностной зависимости, которая включает в себя три признака: эмоциональная опора на других; неуверенность в себе; стремление к автономии. Межличностная зависимость определяется как сумма первых двух параметров (эмоциональная опора на других и неуверенность в себе) минус третья характеристика (стремление к автономии). В виде формулы это может быть представлено следующим образом:

М3 = ЭО + Н – А. (1)

В работах Р. Борнштейна и его коллег [цит. по 4] явление межличностной зависимости рассматривается как сложное и многоплановое нарушение, в связи, с чем исследователи разграничивают зависимость как нормативное явление, чрезмерную зависимость и деструктивное отделение, вызывающие личностные нарушения.

Таким образом, последние две концепции межличностной зависимости расширяют представления о феноменологии данного нарушения и включают в его структуру те аспекты межличностной коммуникации, которые рассматриваются как самостоятельные феномены.

Выделяют следующие компоненты межличностной зависимости:

1) когнитивный, включающий представление о себе как о слабой, бессильной и неспособной личности на фоне восприятия других сильными и влиятельными. Для зависимой личности типична «экстернальная» (внешняя) локализация контроля над значимыми для нее событиями, то есть человек считает, что происходящее с ним является результатом действия внешних сил, а сам он, соответственно, – пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств.

2) мотивационный, отражающий выраженную потребность в поддержке и руководстве со стороны других. Стоит учесть, что возможны два типа зависимой мотивации. Первый прямо связан с когнитивными особенностями зависимой личности, искренне чувствующей себя беспомощной. Второй же свойственен индивиду, который в действительности не чувствует себя беспомощным, но его зависимость является сознательной «самопрезентационной стратегией» манипулирования окружающими с целью использования их ресурсов для достижения своих целей (фактически это феномен «социального паразитизма» – имея возможности решить свои проблемы за счет собственных ресурсов, индивид предпочитает делать это за чужой счет).

3) эмоциональный, связанный с тенденцией испытывать тревогу или страх в ситуациях, требующих независимого поведения, особенно при наличии внешней оценки. Зависимые индивиды демонстрируют меньшую устойчивость к фрустрации, они более ревнивы и у них выше чувство незащищенности в близких отношениях.

4) поведенческий, проявляющийся в поисках помощи, одобрения, успокоения наряду с тенденцией уступать другим в межличностном взаимодействии. Ради получения поддержки зависимый вступает во властные отношения с провайдером, занимая низший статус и подчиненную по отношению к нему позицию, позволяя другим играть ведущую роль в структурировании интеракций и определении результата ситуации, подчиняя себя и свои потребности с тем, чтобы удовлетворять других, проявляя готовность любой ценой поддерживать отношения зависимости, даже в случае плохого обращения с собой. Для отношений зависимости характерна идеализация зависимым своего провайдера (врача, родственников, любимых, бога). Однако на противоположном конце спектра поведения зависимого находится агрессия, которая может возникнуть в том случае, если его ожидания не оправдываются. Чем большие ожидания возлагает зависимый на своего провайдера, тем сильнее его разочарование в случае, если провайдер не оправдывает их. Отказ провайдера играть возложенную на него роль воспринимается как предательство, и в этом случае появляется враждебность в отношении провайдера, зависимый старается им манипулировать, поддерживая в нем чувство вины. В своем крайнем выражении это приводит к насилию, исходящему от зависимых.

Таким образом, межличностная зависимость-это одна из самых распространенных проблем, мешающих полноценной жизни людей. Она касается не только отдельных личностей, но и общества в целом, которое создает условия, благоприятствующие зависимым отношениям и их передаче из поколения в поколение. Люди, страдающие межличностной зависимостью, испытывают постоянную потребность в одобрении окружающих, поддерживают унижающие достоинство отношения и чувствуют себя бессильными что-либо изменить, не осознают своих истинных желаний и потребностей и не способны испытывать чувство настоящей близости и любви.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 37. 04. 01. Психология основная образовательная программа «Психическое здоровье» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Теоретический анализ понятия детско-родительские отношения

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 37. 04. 01. Психология основная образовательная программа «Психическое здоровье» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Психологические предикторы культуры безопасности персонала энергетических предприятий

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 37. 04. 01. Психология основная образовательная программа «Психическое здоровье» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Взаимосвязь родительской позиции матери и психологических особенностей ее ребенка

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 37. 04. 01. Психология основная образовательная программа «Психическое здоровье» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Взаимосвязь представлений о детском опыте и характеристик партнерских отношений у молодых взрослых

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 37. 04. 01. Психология основная образовательная программа «Психическое здоровье» iconОсновная часть
Образовательная область «Здоровье». Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 37. 04. 01. Психология основная образовательная программа «Психическое здоровье» iconОсновная образовательная программа «Психическое здоровье»
Представления о клиенте у психологов-консультантов в связи с их социально-демографическими характеристиками

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 37. 04. 01. Психология основная образовательная программа «Психическое здоровье» iconДиссертация на соискание степени магистра по специальности «государственное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 37. 04. 01. Психология основная образовательная программа «Психическое здоровье» iconОсновная образовательная программа высшего образования направление...
...

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 37. 04. 01. Психология основная образовательная программа «Психическое здоровье» iconОсновная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом...
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030300. 62 «Психология», профилю «Общий»...

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 37. 04. 01. Психология основная образовательная программа «Психическое здоровье» iconИнструкция по от и тб циклограмма
Основной целью педагога-психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru