Скачать 0.57 Mb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт психологии, социологии и социальных отношений Кафедра социальной психологии Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300.68 «Психология» (программа «Социальная психология больших и малых групп») Очная форма обучения Москва 2013 Утверждаю Первый проректор ГБОУ ВПО МГПУ _______________ Т.С. Иванова _______________________2013 г. Составители: Доктор психологических наук, профессор Е.С. Романова Доктор психологических наук, профессор Т.А. Шилова Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300.68 «Психология» («Социальная психология больших и малых групп») обсуждена и утверждена на заседании кафедры социальной психологии (протокол № 4 от 17.11.2012 г). Утверждена ученым советом Института психологии, социологии и социальных отношений (протокол № 6 от 24.01.2013г). Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра психологии, определяемых действующим образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Психология». Поступающий в магистратуру по направлению 030300.68 «Психология» (программа «Социальная психология больших и малых групп») представляет на кафедру реферат по проблеме исследования и сдает по направлению (с учетом профиля) междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме комплексного междисциплинарного экзамена. Требования к реферату Реферат должен быть выполнен на актуальную тему, связанную с научными интересами поступающего в магистратуру. Во введении должен быть четко определен научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования. В основной части реферата автор должен представить анализ изученных источников литературы в соответствии с задачами исследования, а также опыта решения этой проблемы на практике. Выводы по проведенному исследованию, содержащиеся в заключении, должны соответствовать поставленным в исследовании задачам. Реферат завершается списком использованной литературы, которая в соответствии с общепринятыми правилами должна быть указана в тексте работы. Объем реферата – около 20-25 страниц текста, напечатанных 14 кегль через полтора интервала. Реферат сдается на кафедру для рецензирования не позже, чем за три дня до вступительного испытания в магистратуру. Если поступающий в магистратуру имеет публикации, то он представляет список публикаций вместе с рефератом. Требования к экзамену Междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме экзамена по направлению «Психология» (программа «Социальная психология больших и малых групп») включает в себя три вопроса: один по психологии, второй – социальной психологии, третий – по теме реферата. Ответы оцениваются предметной комиссией раздельно, по 100-балльной шкале. Итоговая оценка за вступительный экзамен определяется на основании среднего арифметического баллов, набранных абитуриентом по каждому из двух вопросов. Неудовлетворительная оценка по одному из вопросов (ниже 50 баллов) автоматически ведет к неудовлетворительной оценке за экзамен в целом. На собеседовании поступающий в магистратуру должен продемонстрировать следующие компетенции: - целостное психологическое знание, отражающее современный уровень развития психологии как науки; - свободное владение основными понятиями общей психологии и социальной психологии; - умение устанавливать связь теоретических основ психологии с современной практикой; - владение методами научно-исследовательской работы (в беседе по реферату). Критерии оценки:
Все вопросы, касающиеся несогласия абитуриентов с полученными оценками, решаются Апелляционной комиссией. Заявления на апелляцию принимаются лично от абитуриента в день объявления результата в течение часа после объявления. Содержание программы «ПСИХОЛОГИЯ» РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ. Тема I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. Объект и предмет научного познания. Общее представление об объекте и предмете психологической науки. Значение термина «психология». Различные подходы к пониманию предмета психологии в современной науке. Сравнительные особенности житейской и научной психологии, их взаимосвязь. Специфика научно-психологического познания: человек как субъект и объект познания. Место психологии в системе наук. Связь психологии с естественными, философскими и социальными науками. Роль психологии как интегратора знаний о человеке. Соотношение психологической науки и психологической практики. Роль психологии в решении задач жизни общества - образования, здравоохранения, культуры, экономики и т.п. Психология как сложная система наук. Фундаментальные и прикладные области психологии. Роль общей психологии в развитии психологического знания, задачи и структура общей психологии. Отрасли психологической науки и практики, критерии их выделения. Краткая характеристика предмета, задач и методов отдельных отраслей психологии. Основные категории психологической науки. Соотношение понятий «психика», «сознание», «бессознательное» . Категория отражения в психологии. Человек как субъект познания, общения деятельности. Функции и структура психики. Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ. Исторический подход к пониманию предмета психологии. Представления о душе в античной философии. Предпосылки образования психологии как науки. Становление экспериментальной психологии и выделение психологии в самостоятельную науку. Сознание как предмет психологического исследования. Метод интроспекции, его сущность и варианты. Понятие ассоциации в психологии, принцип ассоцианизма и ассоциативная психология. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Обоснование объективного подхода и объективного метода исследования. Проблема неосознаваемых психических явлений. Психоанализ, его значение для фундаментальной и практической психологии. Целостный подход в понимании психической жизни и возникновение гештальтпсихологии. Основные идеи гуманистического подхода в психологии, предшественники и представители гуманистической психологии. Проблема социальной обусловленности сознания. Культурно-историческая теория развития высших психических функций и ее значение для психологической науки. Развитие представлений о предмете психологии в отечественной науке (в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Г.И.Челпанова, К.Н.Корнилова, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и их последователей). Современные подходы к определению предмета психологии. Основные принципы психологии, сформулированные в отечественной науке (принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, принцип развития, личностный принцип, принцип системности и другие). Тема 3. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИСТЕМА МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИИ. Понятия о методологии и методе научного исследования. Принципы психологического исследования. Связь методов психологии с методами других наук. Проблема соотношения субъективного и объективного метода в психологии. Этапы психологического исследования. Различия понятий метода и методики в психологии. Классификации методов психологии. Методы организации научного психологического исследования: лонгитюдный метод и метод поперечных срезов. Специфика выбора и применения различных методов. Эмпирическое исследование в психологии. Наблюдение и эксперимент, их виды и особенности. Опрос, анкетирование, интервью, беседа. Метод анализа продуктов деятельности, биографический метод. Психодиагностические методы, метод тестов. Методы психологического воздействия и психологической коррекции. Тема 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ. Роль психики в эволюции живых существ. Формы отражения, особенности психического отражения на разных стадиях эволюции. Значение психического отражения для регуляции поведения. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении и развитии психики. Проблема критериев психического, понятия раздражимости и чувствительности. Основные стадии развития психики и поведения животных: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект. Видовое и индивидуально-изменчивое поведение животных. Навык и интеллект, функциональное использование орудий у животных..Связь уровня развития психики с особенностями нервной системы. Предпосылки развития сознания человека. Сравнение психики человека и животных. Сознание человека как высшая форма развития психики. Значение таких особенностей трудовой деятельности как целенаправленность, социальный характер, орудийная опосредованность, продуктивность, для возникновения сознания. Особенности общения у животных и человека. Значение языка для передачи общественно-исторического опыта. Тема 5. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ. Человек как природное и как общественно-историческое существо. Понятие знака как психологического орудия в культурно-исторической концепции Л.С.. Выготского. Механизм интериоризации. Закономерности социализации индивида. Закономерности развития психики в филогенезе и онтогенезе: общее и различное. Соотношение процессов созревания и развития в онтогенезе человека. Стадиальность и гетерохронность в развитии психики человека. Значение противоречий и кризисов для развития личности. Обучение и воспитание как факторы развития личности. Развитие сознания и самосознания личности. |
В ходе экзамена абитуриенту предлагается пять вопросов в соответствии с направлением подготовки | |||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального... | Омского государственного технического университета (Омгту), форма которых определяется вузом самостоятельно, дополнительных вступительных... | ||
Вступительное испытание по направлению подготовки 151000. 68 Технологические машины и оборудование | Министерство образования и науки российской федерации национальный исследовательский томский государственный | ||
Министерство образования и науки российской федерации национальный исследовательский томский государственный | Теоретический анализ понятия детско-родительские отношения | ||
Психологические предикторы культуры безопасности персонала энергетических предприятий | Взаимосвязь родительской позиции матери и психологических особенностей ее ребенка |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |