Скачать 1.36 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.2 Логопедия ДС.2 Логопедия ДС.1 Логопедия Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050715.00 «Логопедия», 050716.00 «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия», 050717.00 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» Утверждено на заседании кафедры ______________________________ _____________________факультета (протокол №___от_________200_ г.) Зав.кафедрой _______________________________ РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор программы: Онопа О.А., старший преподаватель кафедры СПиП; Вакуленко Л.С., старший преподаватель кафедры СПиП; Лобанова О.В., старший преподаватель кафедры СПиП. 1.2 Рецензенты: Т.В. Кузьмичева, к.п.н., доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии МГПУ; Е.Й. Скиотис, доцент кафедры социальной психологии Мурманского гуманитарного института. 1.3 Пояснительная записка. Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Нарушения письменной речи. Раздел программы предназначен для студентов IV курса (VII семестр) отделения логопедии по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика», «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия», «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия». Фонетико-фонематические нарушения речи Предварительное изучение таких учебных дисциплин, как «Современный русский язык» (раздел «Фонетика»), «Введение в логопедию», «Логопедия» (разделы «Дислалия. Дизартрия», «Нарушения голоса»), «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» создает условия для актуализации студентами теоретических знаний, приобретенных в рамках изучаемых дисциплин. Цель: вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими умениями изучения и обучения детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие. Задачи: – познакомить студентов с научно-теоретическими основами проблемы фонетико-фонематического недоразвития у детей; – создать условия для наблюдения и анализа студентами образцов индивидуальных и фронтальных занятий в группах детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в детском саду; – обучить студентов основам применения технологий обследования и коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста. В процессе занятий по данному курсу студенты должны знать: – содержание понятия «фонетико-фонематическое недоразвитие»; методику обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием; – специфику индивидуальных и фронтальных форм коррекционно-ориентированной работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие; – основные направления коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста; – теорию и методику разработки и апробации моделей индивидуальных и фронтальных занятий с детьми дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Студенты должны уметь: – определять типологию нарушений фонетической и фонематической сторон речи; – подбирать и применять методы и приемы обследования фонетико-фонематической стороны речи; – анализировать материалы обследования детей и использовать результаты анализа в качестве базы для перспективного и текущего планирования индивидуальных занятий с детьми; – осуществлять планирование индивидуальной работы с детьми; – разрабатывать структурные и содержательные модели индивидуальных занятий с детьми; – производить целенаправленный и адекватный задачам индивидуального занятия отбор наглядно-иллюстративного, дидактического, речевого материала по коррекции фонетических и фонематических нарушений у детей дошкольного возраста. Общее недоразвитие речи. Цель: формировать у студентов интегративные представления о структуре нарушений речевого развития, методах их исследования и коррекции. Задачи: – систематизировать знания студентов об истории развития отечественной логопедии; – дать основные представления об уровневых характеристиках нарушений речевого развития и дифференциально-диагностических признаках недостаточности усвоения и функционирования языковых средств в речевой деятельности; – углубить знания о методах диагностического изучения детей с речевой патологией (на модели недоразвития речи); – познакомить с возрастными закономерностями развития речи детей с различными дисфункциями головного мозга. Студенты должны знать: – теоретические представления о закономерностях овладения языком детьми с различными формами речевых нарушений; – специфические характеристики недоразвития речи детей разного возраста; – принципы объединения детей с недостаточностью различных компонентов языковой системы для проведения групповых логопедических занятий; – качественные показатели динамики речевого развития детей с недостаточностью основных компонентов языковой системы под влиянием целенаправленного обучения; – теоретико-экспериментальное обоснование вариативных коррекционных программ, реализуемых в условиях специального интегрированного обучения. В процессе обучения студенты должны уметь: – провести обследование детей с различными формами речевой патологии с целью выявления уровня развития речи; – составить уровневое описание речевого развития по лингвистическим критериям, а также квалифицировать его; – овладеть умением комплектовать логопедические группы с целью коррекционного обучения; – обосновать педагогическую стратегию как тип реабилитационной программы, адекватной структуре выявленных нарушений; – использовать разнообразные методы коррекции нарушений речевого развития (фонетических, фонематических, лексико-семантических, морфолого-синтаксических категорий, существующих в сфере языкового сознания и речевой деятельности). Нарушения письменной речи Изучение раздела базируется на знании таких основополагающих разделов логопедии, как «Дислалия», «Ринолалия», «Алалия», «Дизартрия». В программу включены основные разделы данной дисциплины, традиционно рассматриваемые в отечественной и зарубежной науке и практике. Цель раздела: сформировать у студентов знания о нарушениях письма и чтения и основных методах их преодоления. Задачи раздела: – ознакомить студентов с психофизиологией формирования навыков письма и чтения у учащихся младшего школьного возраста; – сформировать представления о нарушениях письма и чтения и их видах у детей с различной речевой патологией; – научить проводить дифференциальную диагностику нарушений письма и чтения у учащихся с нарушениями речи от сходных проявлений у детей со сниженным слухом, зрением и нарушениями опорно-двигательного аппарата; – обучить наиболее эффективным методам преодоления речевых и неречевых форм нарушений письма и чтения. Особое место в лекционном курсе отводится проблеме организации и проведения логопедической работы по предупреждению и исправлению дисграфии и дислексии, а также знакомству с существующими коррекционными методиками. В этом курсе изучаются нарушения письма и чтения у взрослых, но основное внимание уделяется так называемой детской дисграфии. Это связано с тем, что данная проблема в настоящее время стала наиболее актуальной, так как именно дисграфия и дислексия приводят к стойким трудностям обучения, отрицательно влияют на полноценное развитие личности учащегося младшего школьного возраста. Уделяется внимание и специфике дисграфии и дислексии у умственно отсталых, слабослышащих, слабовидящих детей. Лабораторные занятия направлены на углубление лекционного курса в плане методической подготовки студентов. Некоторые занятия проводятся в форме семинаров (доклады студентов по теме с использованием дополнительной литературы). Занятия предусматривают выходы студентов на логопедические пункты при общеобразовательных школах для изучения методов обследования и наблюдения логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии. Студенты должны знать: – этиопатогенетические механизмы нарушений письма и чтения; – психолого-педагогическую характеристику учащихся, имеющих трудности обучения письму и чтению; – методики раннего выявления и коррекции нарушений письма и чтения. Студенты должны уметь: – обследовать учащихся младшего школьного возраста с нарушениями письма и чтения; – проводить комплексный анализ патогенетических структур нарушений письма и чтения с учетом генетических и экзогенных факторов, особенностей обучения и воспитания ребенка; – осуществлять правильный выбор коррекционных методик и обосновывать дифференцированные программы обучения, максимально учитывающие индивидуальные возможности ребенка. Раздел курса рассчитан на 20 часов лекционных, 20 часов практических и 24 часа лабораторных занятий, 74 часа самостоятельной работы для специальностей «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика». 20 часов лекционных, 14 часов практических, 6 часов лабораторных занятий для специальностей «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия», «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия». 24 часа самостоятельной работы – для студентов специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия», 47 часов самостоятельной работы – для студентов специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия». Для студентов заочной формы обучения по специальности «Логопедия» курс рассчитан на 10 часов лекционных, 10 часов практических, 10 часов лабораторных занятий. Остальные 120 часов отводится на самостоятельное изучение дисциплины. Курс базируется на разработках Л.С. Волковой, Л.С. Выготского, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Г.А. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева и др. 1.4 Данная программа составлена на основе методических указаний Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 03.18.00«Логопедия». Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения. Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, коррекция. |
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | ||
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | ||
Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Рекомендациями по организации... | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Теоретические и методологические основы логопедии. Цели и задачи. Виды речевых нарушений и их коррекция | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Автор – составитель программы: Т. Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |