МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.В.1.1
Особенности работы старшего воспитателя в ДОУ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:
«050703.00 – Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью» «Педагогика и психология»
Утверждено на заседании кафедры
социальной педагогики, дошкольного
и начального образования
Психолого-педагогического института
(протокол № 5 от 26.01.2012 г.)
Зав. кафедрой
____________ Смага А.А. Структура программы учебной дисциплины 1.1. Автор программы: Смага А.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, дошкольного и начального образования 1.2. Рецензенты:
Синкевич И.А. - кандидат педагогических наук, доцент МГГУ
Лебедева Е.Н. – заведующая дошкольным отделением МПК
1.3. Пояснительная записка Данный учебно-методический комплекс разработан для студентов, обучающихся по специальности 050703.00 – «Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология».
Основная цель изучения курса - вооружить студентов знанием теоретических основ, практическими умениями и навыками в области организации работы старшего воспитателя (методиста, заместителя заведующего по учебно-воспитательной и методической работе); об основных видах деятельности и организации контроля в дошкольных образовательных учреждениях.
В результате освоения дисциплины студенты должны:
знать:
цель, задачи, структуру, принципы построения основных образовательных программ дошкольных образовательных учреждений;
закономерности воспитания дошкольного возраста;
особенности деятельности методиста в системе управления дошкольным образовательным учреждением;
отличительные особенности инноваций в работе дошкольного учреждения;
подходы к составлению годового плана ДОУ, портфолио, технологической карты методической работы, к моделированию образовательной программы ДОУ.
уметь:
применять полученные знания в практической деятельности при осуществлении методической деятельности в ДОУ;
использовать основную образовательную программу ДОУ с целью всестороннего и гармоничного развития детей;
проводить мастер-класс, деловые игры, педагогические советы, семинары-практикумы для педагогов ДОУ;
анализировать просмотренные мероприятия педагогов с детьми;
готовить документацию к аттестации и аккредитации ДОУ;
активизировать педагогов для совершенствования педагогического процесса, а также обобщать их опыт работы.
владеть:
навыками работы по составлению портфолио, годового плана, перспективного плана работы, составления основной образовательной программы детского сада;
навыками отбора эффективных технологий для развития и воспитания детей дошкольного возраста;
методами формирования коллектива ДОУ;
навыками ведения делопроизводства.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК- 4);
владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК- 3);
способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно - коммуникативных технологий (ПК- 8).
Итоговая форма контроля — зачет.
1.4. ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ГОС ВПО — региональный компонент
1.5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
№
п/п
| Шифр и наименование специальности
|
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля
(форма отчетности)
|
|
|
|
| Трудо
емк.
| Всего ауд.
| ЛК
| ПР/
СМ
| ЛБ
| Сам. раб.
|
|
| 050703.00 – «Дошкольная педагогика и психология с доп. специальностью»
| 3
| 6
| 52
| 26
| 14
| 12
| -
| 26
| Зачет
|
1.6. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ.
1.6.1. Примерное распределение учебного времени.
№
п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
|
|
| Всего
ауд.
| ЛК
| ПР/
СМ
| Сам
Раб.
|
| Методическая деятельность как специфический тип деятельности в образовательной системе.
|
| 2
|
| 2
|
| Профессиональные требования к старшему воспитателю (методисту)
|
|
| 2
| 2
|
| Педагогический анализ - ведущая функция управления ДОУ
|
| 2
| 2
| 4
|
| Планирование работы ДОУ
|
| 2
| 2
| 4
|
| Формы методической работы в ДОУ. Специфика проведения организационно-педагогических мероприятий
|
| 2
| 2
| 4
|
| Методический кабинет ДОУ
|
| 2
| 2
| 4
|
| Характеристика организационно-распорядительной документации и специфика ее использования в ДОУ
|
| 2
| 2
| 2
|
| Самообразование в системе повышения квалификации педагогов
|
| 2
|
| 2
|
| Инновации в работе дошкольного учреждения
|
|
|
| 2
|
|
| 26
| 14
| 12
| 26
|
Содержание разделов дисциплины
Методическая деятельность как специфический тип деятельности в образовательной системе. Определение понятий «методическая работа», «методическая деятельность» (М.М.Поташник, С.Ж.Гончарова, Л.М.Волобуева). Типы методической деятельности: исследовательский, экспериментальный, коррекционный. Основные действия старшего воспитателя (методиста) в создании метода, при внедрении метода в работу педагогов, при применении методики и метода.
Функции управления: информационно-аналитическая, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная.
Содержание методической работы старшего воспитателя (по П.И.Третьякову, К.Ю.Белой): социальный заказ ДОУ, информационное обеспечение, учебно-методическое обеспечение, научно-методическое обеспечение, аттестационно-диагностическое обеспечение управления ДОУ, нормативно-правовое обеспечение, материально-техническое и финансовое обеспечение. Критерии оценивания полезности новых знаний. Структура методической работы: прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, стимулирование, коррекция и анализ.
Структура деятельностного аспекта: мотивы, цель, содержание, формы, методы, результаты.
Структура содержательного аспекта методической работы: познавательное, физическое, социально-нравственное, эстетическое, трудовое, экономическое. Реальные показатели конечного результата методической работы. Профессиональные требования к старшему воспитателю (методисту). Должностные обязанности старшего воспитателя. Профессиональные функции и умения старшего воспитателя ДОУ — планирование, организация, контроль, координация, общение (по Л.В.Поздняк, Н.Н.Лященко).
Уровни профессионального роста старшего воспитателя (методиста): профессионально-методическая грамотность, готовность организовывать других и себя на выполнение конкретных педагогоческих дел, профессионально-методическая зрелость. Профессиональные умения старшего воспитателя ДОУ в управленческой деятельности (по Е.В.Давыткиной).
Виды деятельности старшего воспитателя ДОУ: повышение квалификации педагогов; работа методического кабинета; опытно-экспериментальная работа; пропаганда педагогических знаний среди родителей; преемственность в работе воспитателей и учителей начальной школы. Педагогический анализ - ведущая функция управления ДОУ. Состояние здоровья воспитанников; результаты выполнения программы по всем направлениям; уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы; результаты повышения квалификации и аттестации педагогов; система работы с родителями; итоги административно-хозяйственной работы и оценка материально-технических
медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.
Внедрение системного подхода к анализу непосредственно образовательной деятельности (занятий) и режимных моментов. Педагогический анализ занятия в детском саду. Формы анализа занятий: краткий (оценочный) анализ, структурный (поэтапный) анализ, системный анализ, полный анализ, структурно-временной анализ, комбинированнный анализ, психологический анализ, дидактический анализ, комплексный анализ.
Памятки, схемы, вопросники в практике организации контроля. Критерии оценки занятия. Виды оценки: словесная, балльная, цветовая, знаковая, процентная. Техника записи наблюдений за работой педагогов. Формы самоанализа занятий. Планирование работы ДОУ. Требования к планированию: единство долго-и краткосрочного планирования; сочетания государственных и общественных начал; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов. Условия планирования. Перспективные и текущие планы. Программа развития ДОУ. Качества программы: актуальность, прогнозируемость, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям.
Структура программы развития ДОУ: информация-справка о ДОУ; анализ состояния воспитательно-образовательного процесса по всем линиям развития (физическая культура и здоровье, коммуникация, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, познание, музыка, художественное творчество); концепция и стратегия развития ДОУ (характер будущего дошкольного учреждения, проект новой системы управления); план действий. Создание условий для решения задач в рамках программы развития ДОУ.
Образовательная программа — обязательный документ ДОУ. Разделы программы: цели и задачи воспитания и обучения; программы и технологии, используемые в педагогическом процессе детского сада; режим деятельности ДОУ; перечень диагностических методик, тестов, используемых в ДОУ; динамика развития детей; условия реализации образовательной программы ДОУ.
Годовой план работы. Направления деятельности коллектива. Система работы с кадрами. Заседания педагогических советов. Система работы с родителями детей. Преемственность в работе с образовательными учреждениями и организациями (музей, общество охрааны природы, школа и др.). Планирование методических мероприятий в ДОУ. Мероприятия для воспитателей, для детей, для родителей; работа со школой. Подготовка методического мероприятия. Формы методической работы в ДОУ. Групповые формы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогуппы, школы передового опыта, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.). Индивидуальные формы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество и т.д.). Характеристика форм методической работы. Мастер-класс. Метод игрового моделирования. Подготовка и проведение деловых игр. Педагогический совет. Оценка успешности педагогического совета.
Специфика проведения организационно-педагогических мероприятий. Методический кабинет ДОУ. Требования к оснащению методического кабинета. Методическое обеспечение педагогического процесса с соблюдением возрзастного принципа: физическая культура и здоровье, воспитание детей раннего возраста, игровая деятельность дошкольников; социально-нравственное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Наглядный и демонстрационный материал по всем разделам. Технические средства обучения. Библиотека. Система методической работы с родителями и со школой. Оценка функциональной пригодности методического кабинета ДОУ (по И.А.Казаковой, Т.Е.Ильиной). Характеристика организационно-распорядительной документации и специфика ее использования в ДОУ. Важнейшие нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность ДОУ: Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение об общеобраовательном учреждении», «Положение о лицензировании образовательной деятельности» и др.
Основные документы управления ДОУ: организационные документы, распорядительные документы, информационно-справочные документы, учебно-педагогические документы.
Организационные документы: Договор с Учредителем, Устав ДОУ, Договор между родителями и ДОУ, свидетельство о государственной регистрации, лицензия на образовательную деятельность, должностная инструкция, штатное расписание и др.
Распорядительные документы: распоряжения, указания, инструкции.
Информационно-справочные документы: протоколы, письма, справки, телефонограммы, акты, докладные и объяснительные записки.
Учебно-педагогические документация: протоколы Совета педагогов и материалы к ним; образовательные программы для детей дошкольного возраста, выбранные коллективом; планы методической работы; материалы по передовому педагогическому опыту; сетки занятий и др.
Общие требования к документам и службам документационного обеспечения управления. Самообразование в системе повышения квалификации педагогов. Формы самообразования. Роль педагогического опыта в совершенствовании педагогического процесса. Критерии оценки передового опыта: высокая результативность, научная обоснованность, творческая новизна, актуальность, сокращение затрат времени на достижение высоких результатов. Подходы к методике работы с передовым опытом.
Формы обобщения опыта: открытый показ, рассказ, описание. Структура доклада об опыте работы воспитателя. Копилка педагогического мастерства. Карта педагогического мастерства. Технологическая карта методической работы ДОУ. Инновации в работе дошкольного учреждения. Изменения в основной структуре — организационно-правовая основа, собственность, источники финансирования; в применяемой технологии — программы, методика воспитания и обучения; в материально-техническом, методическом обеспечении; в управленческих структурах и процессах; в организационной культуре; в людях; в эффективности работы организации.
Новые формы дошкольного образования (частный детский сад, семейный детский сад, лекотеки, группы кратковременного пребывания и др.). Портфолио ДОУ. Портфолио выпускника ДОУ.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения
Наименование
раздела, темы
| Содержание самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| Методическая деятельность как специфический тип деятельности в образовательной системе
| Составить таблицы: «Деятельность методиста ДОУ»; «Взаимодействие старшего воспитателя с сотрудниками ДОУ и организациями».
| 2
| Защита и обсуждение таблиц.
| Профессиональные требования к старшему воспитателю (методисту)
|
Составление каталога методической литературы, статей разных журналов по данной теме за последние пять лет.
| 2
| Презентация и обсуждение книг и журнальных статей на практическом занятии.
| Педагогический анализ - ведущая функция управления ДОУ
| Подготовка эссе на тему «Я – методист детского сада»
| 4
| Защита эссе на практическом занятии
| Планирование работы ДОУ
| Подготовить портфолио для оценки деятельности детей старшего дошкольного возраста
| 4
| Защита портфолио на практическом занятии
| Формы методической работы в ДОУ
| Составить план методического совета для работников ДОУ.
Разработать правила внутреннего трудового распорядка.
| 4
| Защита на практическом занятии. Деловая игра «Лучший детский сад»
| Специфика проведения организационно-педагогических мероприятий.
| Подготовить программы проведения мастер-класса для педагогов ДОУ; семинара; деловой игры; конференции
| 2
| Обсуждение и проведение фрагментов различных методических мероприятий.
| Методический кабинет ДОУ
|
Оформление эскиза методического кабинета старшего воспитателя в детском саду.
| 2
| Осуждение на практическом занятии.
Презентация эскизов.
| Характеристика организационно-распорядительной документации и специфика ее использования в ДОУ
| Посещение ДОУ, анализ деятельности старшего воспитателя с точки зрения выделенных в теме подходов.
| 2
| Выступление на практическом занятии
| Самообразование в системе повышения квалификации педагогов
| Составить план повышения квалификации для разной категории педагогов и специалистов ДОУ
| 2
| Защита и обсуждение планов повышения квалификации педагогов
| Инновации в работе дошкольного учреждения.
| Составить проект детского экспериментирования. Разработать проект для получения гранта.
| 2
| Защита проектов.
|
1.7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.
Методическая деятельность как специфический тип
деятельности в образовательной системе.
Экскурсия в ДОУ. Цель: Познакомиться с особенностями организации методической работы в детском саду. План.
Роль методиста (старшего воспитателя) в организации учебно-воспитательной работы ДОУ.
Должностная инструкция старшего воспитателя (методиста).
Взаимодействие руководителя, старшего воспитателя с воспитателями, сотрудниками детского сада.
Виды методического контроля.
Оборудование методического кабинета ДОУ.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Что такое дошкольное образовательное учреждение?
Какими нормативными актами руководствуется в своей деятельности ДОУ?
Что такое методическая работа в детском саду?
Каким требованиям должен отвечать методический кабинет детского сада?
Какая методическая документация должна быть в дошкольном учреждении?
Что такое методическая разработка?
Как спланировать методическую работу с педагогическим коллективом на учебный год?
Какие виды пособий устанавливаются гражданам, имеющим детей?
Задания для самостоятельной работы:
Познакомиться с «Декларацией прав ребенка» (1959), «Конвенцией о правах ребенка» (1989).
Прочитать «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное Правительством РФ в 1995г.
Составить таблицу комплексных и вариативных программ, используемых в работе ДОУ.
Сделать библиографический список работ по журналу «Управление дошкольным образованием» за 2010-2012гг.
Литература основная:
Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом.- М.,2003.
Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении.-М., 1991.
Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя ДОУ.- М., 2002.
Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.- М., 2003.
Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада.- М., 1990.
Литература дополнительная:
Авралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: психологическое сопровождение. - М., 2005.
Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда.-М.,1984.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации.- М.,1991.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
Психолого-педагогические основы методической
работы ДОУ.
План
Методическая работа как фактор управления современным ДОУ.
Цель и задачи методической работы.
Функции методической работы.
Содержание методической работы в современном детском саду.
Мировоззренческая и методологическая подготовка педагогов.
Дидактическая подготовка педагогов.
Этическая подготовка педагогов.
Техническая подготовка педагогов.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Раскройте суть основных документов, направленных на обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста.
Какова цель аттестации педагогических работников?
Перечислите виды дошкольных образовательных учреждений, установленные «Типовым положением о дошкольном учреждении».
Перечислите критерии оптимальности конечных результатов методической работы в ДОУ.
Назовите комплекс источников содержания методической работы.
Как сделать, чтобы каждый воспитатель был активным, заинтересованным участником работы на педсоветах, консультациях, семинарах? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов?
Задания для самостоятельной работы:
Познакомиться с документами органов управления образования, представленными в приложении книги Белой К.Ю. «200 ответов на вопросы заведующей детским садом».- М.: АСТ, 1996.- С.267-341. Cделать краткие записи: название документа, дата принятия, суть документа.
Литература основная:
Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция.-М.,2004
Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. -М., 1991.
Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя ДОУ.- М., 2002.
Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.- М., 2003.
Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада.- М., 1990.
Литература дополнительная:
Аттестация и аккредитация образовательных учреждений: справочник.- Т.1.- М., 2002.
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие.- М., 2004.
Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М., 2001.
Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.- М., 1997.
Дмитриенко Г.А., Шарапатова Е.А. Мотивация и оценка персонала.- К., 2002.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3- 4
Организация методической работы в ДОУ.
План.
Традиционные и новые формы организации методической работы.
Работа над единой методической темой.
Методические объединения.
Семинары и практикумы. Методика проведения.
Конференции и педагогические чтения.
Индивидуальное наставничество, консультации, собеседование.
Методические выставки, стенгазеты, бюллетени.
Ролевые игры, мозговые атаки.
Инициативные творческие микрогруппы педагогов.
Открытые мероприятия.
Педагогические советы.
Самообразование.
Выбор оптимального варианта системы методической работы.
Создание условий для осуществления методической работы.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Перечислите виды конференций, проводимых в детском саду.
Назовите две группы организационных форм методической работы.
Перечислите требования, предъявляемые к выбору единой методической темы.
Назовите возможные варианты направлений работы метод объединений.
Раскройте специфику организационно-педагогических, морально-психологических, материальных и санитарно-гигиенических условий для осуществления методической работы для различных типов ДОУ.
Задания для самостоятельной работы:
Проанализировать разработанные примеры схем (моделей) анализа воспитательных дел и занятий с детьми. Отметить специфические особенности анализа.
Составьте таблицу (схему) организации методической работы в современном детском саду.
Составьте план учебно-воспитательной и методической работы в ДОУ.
Разработайте циклограмму деятельности старшего воспитателя на месяц.
Литература основная:
Анохина Т. Педсоветы в нетрадиционной форме// Дошкольное воспитание.-1996.-№ 10.
Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении.-М., 1991.
Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя ДОУ.- М., 2002.
Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.- М.,2003.
Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. -М., 1997.
Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы/ ред.-сост. Т.И.Оверчук. - М.,2002.
Литература дополнительная:
Дик Н.Ф. Деловые игры интеллектуалов.- М., 1992.
Дмитриенко Г.А., Шарапатова Е.А., МаксименкоЕ.А. Мотивация о оценка персонала.- К., 2002.
Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс.- Грозный, 1976.
Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением.- Ростов-на-Дону, 2002.
Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: практическое пособие. -М., 2002.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/авт.-сост. Л.С.Киселева, Т.А.Данилина и др.- М., 2003.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Планирование работы ДОУ.
План.
Требования к планированию работы ДОУ.
Условия планирования. Перспективные и текущие планы.
Программа развития ДОУ. Качества и структура программы
Образовательная программа ДОУ.
Система работы старшего воспитателя с кадрами.
Планирование методических мероприятий в ДОУ.
Особенности проведения заседаний педагогических советов.
Мероприятия для воспитателей, для детей, для родителей; работа со школой. Подготовка методического мероприятия.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Что такое план?
Как подготовить программу развития ДОУ?
Раскройте суть плана работы ДОУ.
Как спланировать работу по внедрению инноваций?
Какими качествами должна обладать программа ДОУ?
По какой технологии можно разработать программу развития дошкольного учреждения?
Нужен ли годовой план при наличии программы развития?
Какова роль анализа методических мероприятий?
Каково содержание контроля воспитательного процесса в детском саду?
Какова может быть примерная структура программы экспериментальной, исследовательской работы в дошкольном учреждении?
Задания для самостоятельной работы:
Составить сценарий деловой игры для педагогов ДОУ по одному из направлений.
Составить годовой план работы ДОУ.
Составить примерную структуру основной образовательной программы ДОУ.
Составить план работы с родителями на год.
Составить план взаимодействия со специалистами ДОУ по одному из направлений деятельности ДОУ (на выбор) на квартал.
Литература основная:
Авилова Е., Вахонина В. Практика о новой форме планирования// Дошкольное воспитание.- 1991.-№ 11.
Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.- М., 2005.
Галиева Н. Новые подходы к планированию воспитательно-образовательной работы в детском саду//Дошкольное воспитание.- 1991.-№ 5.
Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами В ДОУ. - М., 2003.
Казакова И.Н. Годовое планирование в ДОУ: трудности, ошибки, пути преодоления.- М., 2005.
Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития// Дошкольное воспитание.- 1998.- № 1, № 4, № 5, № 10, № 12.
Стеркина Р.Б. Современные проблемы научно-методического обеспечения системы дошкольного образования// Дошкольное воспитание.-1991.- № 5.
Литература дополнительная:
Андреева В., Стеркина Р. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе// Дошкольное воспитание.- 1991.-№ 4.
Ильина С.К. Аттестация рабочих мест ДОУ.- М., 2004.
Кибанова А.Я., Федорова Н.В. Управление персоналом.-М., 2000
Кибанова А.Я., Ивановская Л.В. Стратегическое управление персоналом.- М., 2000
Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением.- Ростов -на- Дону, 2002
Лазарев В.С., Афанасьев Т.П. И др. Руководство педагогическим коллективом.- М., 1995.
Мыслицкая Г. Планирование воспитательно-образовательной работы// Дошкольное воспитание.- 1990.-№ 11.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.
Самообразование в системе повышения квалификации педагогов.
План.
Значение самообразования для педагогов.
Формы и подходы к организации самообразования.
Роль педагогического опыта в совершенствовании педагогического процесса.
Критерии оценки передового опыта.
Формы обобщения опыта.
Виды повышения квалификации педагогов.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Какова структура доклада об опыте работы воспитателя?
Раскройте содержание копилки педагогического мастерства.
Как подготовить портфолио?
В чем могут проявляться инициатива и творчество педагогов, воспитателей?
Задания для самостоятельной работы:
Составить карту педагогического мастерства.
Разработать и подготовить к защите технологическую карту методической работы ДОУ.
Подготовить темы для самообразования педагогов ДОУ (10-16).
Оформить свое портфолио и суметь рассказать на занятии о дальнейшем его наполнении.
Литература основная:
Авралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: психологическое сопровождение. - М., 2005.
Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом.- М.,2003.
Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ.- М., 2005.Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием.- М., 1999.
Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам.- М., 2003.
Литература дополнительная:
Турбовский Я.С. Изучение и обобщение педагогического опыта как методологическая проблема// Советская педагогика.- 1983.- № 9.
Черникова Т.В. Управление развитием образовательного учреждения: учебно-методическое пособие.- М., 2005.
Шамова Т.И. Проблема изучения и внедрения передового педагогического опыта// Советская педагогика.- 1975.- № 4.
Шадриков В.Д. Инициатива и творчество учителей — решающая сила реформы// Народное образование.- 1987.- № 4.
1.8 . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.8.1. Рекомендуемая литература
Основная:
Авралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: психологическое сопровождение. - М., 2005.
Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом.- М.,2003.
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.- М., 2004.
Белая Ю.К. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении,- М., 2003.
Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кабитина И.И. Старший воспитатель детского сада.- М.,1990.
Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.- М., 2004.
Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами В ДОУ. - М., 2003.
Казакова И.Н. Годовое планирование в ДОУ: трудности, ошибки, пути преодоления.- М., 2005.
Корепанова М.В., Липчанская И.А. Аттестация педагогических и руководящих работников ДОУ: методические рекомендации.- М., 2005.
Ларионова Г.Б. Должностные инструкции сотрудников ДОУ.- М., 2005.
Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ.- М., 2005.
Лукина Л.И. Локальные акты дошкольного образовательного учреждения. - М., 2005.
Лукина Л.И.Номенклатура дел и приказы в ДОУ.- М., 2005.
Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием.- М., 1999.
Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам.- М., 2003.
Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.- М., 1997.
Дополнительная литература:
Андреева В.И.. Делопроизводство.- М., 1995.
Дошкольное образование России в документах и материалах: сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов.- М., 2001.
Дубникова О.В. Портфолио педагога ДОУ// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2011.-№ 2.-С.18-24.
Фриш Г.Л. Книга приказов дошкольного образовательного учреждения.- М., 2000.
1. 9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
1.9.1. Перечень используемых технических средств: музыкальный центр, мультимедийный проектор, ноутбук
1.9.2. Перечень аудио- и видео- материалов программного обеспечения: видеокассеты, аудиокассеты, электронные носители.
ПРИМЕРНЫЕ ЗАЧЕТНЫЕ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Вопросы к зачету.
Типы методической деятельности.
Содержание методической работы старшего воспитателя.
Должностные обязанности старшего воспитателя.
Профессиональные функции и умения старшего воспитателя ДОУ.
Уровни профессионального роста старшего воспитателя ДОУ (по И.Л. Паршуковой).
Профессиональные умения старшего воспитателя ДОУ в управленческой деятельности (по Е.В.Давыткиной).
Содержани педагогического анализа.
Педагогический анализ занятия в детском саду.
Планирование работы ДОУ.
Программа развития ДОУ.
Образовательная программа ДОУ. Содержание образовательной программы.
Годовой план работы ДОУ.
Планирование методических мероприятий в ДОУ.
Методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ.
Подходы к методике работы с передовым опытом.
Формы методической работы в ДОУ.
Педагогический совет и методика его проведения.
Семинары, практикумы, консультации, методические выставки.
Характеристика групповых форм методической работы (взаимопосещения, творческие микрогруппы, работа по единым методическим темам).
Деловые игры в педагогической системе. Проект деловой игры.
Индивидуальные формы работы с педагогами (самообразование, собеседование, стажировки, наставничество и др.).
Подготовка и проведение консультаций для педагогов.
Значение семинаров и семинаров-практикумов в методической работе.
Подготовка открытого показа работы педагога.
Оценка функциональной пригодности методического кабинета ДОУ.
Самообразование в системе повышения квалификации педагогов.
Критерии эффективности организации делопроизводства в ДОУ.
Особенности распорядительных документов ДОУ.
Требования к ведению кадровой документации в ДОУ.
Струкура и содержание примерной и индивидуальной номенклатуры дел ДОУ.
Организация и проведение тематического контроля в ДОУ.
Портфолио педагога ДОУ.
Организация мероприятия «День открытых дверей».
Инновационное обучение педагогов ДОУ.
1.11. Экзаменационные билеты - не предусмотрены
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ.
Методическая деятельность как специфический тип деятельности в образовательной системе.
Система информационного обеспечения методической работы в ДОУ.
Методы активизации педагогов при проведении методических мероприятий.
Технологическая карта методической работы ДОУ.
Инновационная деятельность в ДОУ.
Контрольно-диагностическая функция управления.
Формы и методы методической работы в ДОУ.
Инновационный потенциал педагога: особенности диагностики.
Диагностика инновационного потенциала и пространства педагогического коллектива ДОУ.
Создание авторских методик и технологий.
Создание авторской программы.
1.14. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ – не предусмотрена. 1.15. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ (ДИПЛОМНЫХ) РАБОТ – не предусмотрена. 1. 16. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ – не предусмотрена.
1.17. БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ — не предусмотрена. РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения – не предусмотрены. РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИМУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ П Р И К А З
_14.07.2011_________
| № _____1429________
|
Мурманск
Об утверждении некоторых положений и форм документов при проведении аттестации руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Мурманской области В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», Положением о порядке аттестации руководящих работников государственных областных и муниципальных образовательных учреждений Мурманской области, утвержденным приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 15.06.2011 № 1213 (далее - Положение) в целях организации работы по аттестации руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить:
1.1. Положение об организации экспертизы профессиональной деятельности руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Мурманской области при прохождении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).
1.2. Положение о проведении квалификационных испытаний в период аттестации руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Мурманской области.
|