Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
| Орлова О.С.
|
|
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № 1 от 02.09.2013 г.
|
Учебно-методический комплекс ДПП.Ф.02 Логопедия (ОНР) Факультет дефектологический
Направление: 050715 Логопедия
Кафедра логопедии
Составитель: Туманова Т.В.
Д.п.н.. профессор Москва-2013
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова» Утверждаю зав.кафедрой
_______________________
__ Орлова О.С._(ФИО) Решение заседания
кафедры Протокол № _1_
«02» _сентября_2013_г.
Программа дисциплины «Логопедия (ОНР)»
Направление: 050715 Логопедия Составители: _Туманова Т.В., профессор_
(должность)
Москва-2013
Введение. Основное содержание программы.
(Выписка из ГОС):
ДПП.Ф.02
| Логопедия
Теоретические и методологические основы логопедии. Цели и задачи. Виды речевых нарушений и их коррекция.
Дислалия, ринолалия, дизартрия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация.
Нарушения голоса. История, статистика, терминология, этиология, механизмы нарушения, классификация, симптоматика, особенности восстановительной работы, прогноз, эффективность.
Нарушение темпа речи. История, определение, причины и формы, механизмы, обследование, дифференцированные приемы воздействия, профилактика.
Заикание. История, определение, механизмы, классификация, причины, симптоматика, особенности течения, обследование, дифференциальная диагностика, комплексный метод преодоления заикания, особенности работы с различными возрастными категориями, профилактика, эффективность, предупреждение рецидивов.
Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения.
Алалия. История, определение, статистика, этиология, механизмы нарушения, классификация, дифференциальная диагностика, динамика развития, обследование, принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия.
Афазия. История, определение, статистика, нейролингвистический подход, причины и механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз, специфика обследования, принципы и методы восстановительного обучения.
Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, коррекция.
Логопедическая работа при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальных нарушениях, детском церебральном параличе. Профилактика речевых нарушений.
| 1400
|
Пояснительная записка Направление – ЛОГОПЕДИЯ обладает следующими характеристиками: подготовка выпускника-бакалавра предусматривает выделение значительного времени для базовой подготовки и освоения прикладных аспектов логопедии как отрасли специальной коррекционной педагогики, востребованной гуманитарных и социальных областях, в объеме, достаточном для решения специфичных задач в этих областях методами специального (коррекционного) психолого-педагогического воздействия.
Фундамент курса «Общее недоразвитие речи»- составляет изучение основных понятий и технологий логопедической работы, среди которых: системное недоразвитие речи, полиэтиологическое нарушение, уровни речевого развития, недоразвитие импрессивной и экспрессивной речи, взаимосвязь нарушений устной и письменной речи, диагностические технологии с учетом индивидуальных различий, речевая карта, логопедическое заключение, технологии и программы коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи, профилактика вторичных нарушений и др. Они иллюстрируются примерами, сопровождаются историческими сведениями об их происхождении и развитии. Задачей курса является формирование представлений об основных понятиях данного раздела логопедии и умение применять изученные диагностические и коррекционные технологии на практике. От студентов требуется не только знание определений тех или иных понятия и их свойств, но и возможность приводить соответствующие примеры, использовать эти понятия при решении практических задач в педагогической деятельности. Владение основными понятиями данного раздела логопедии позволяет не только успешно освоить данный курс, но и, в случае необходимости, расширить и углубить в дальнейшем свои знания в области других нарушений рече-языкового характера.
Задачей курса является знакомство студентов с основными общедидактическими, специальными и частными коррекционными методами, среди которых: метод лонгитюдинального наблюдения, метод индивидуально педагогического эксперимента, метод сравнительного анализа исследовательских данных, метод разноуровневой интерпретации результатов психолого-педагогической деятельности, метод наглядного моделирования языковых реалий, метод бинарного противопоставления языковых моделей и др.
В большинстве случаев, при изложении теоретического материала, необходимо подкреплять его конкретными практическими примерами, иллюстрирующими не только саму констатацию факта выявленного нарушения развития речи, но и разъясняющими механизм, проявления и симптоматику такого недоразвития. Такой характер подачи материала способствует оптимизации усвоения учебного материала, поскольку предопределяет не статичную, а динамичную организацию форму усвоения знаний, умений и навыков студентами. Таким образом, общая траектория овладения учебным материалом носит постоянно развивающийся и практикоориентированный характер. Основные цели и задачи курса. Цель: формирование у студентов представлений о важнейших причинах, проявлениях, механизме общего недоразвития речи и методах его диагностики и преодоления у детей.
Задачи:
Сформировать систему понятий, показывающую причины, проявления, механизм общего недоразвития речи;
установить взаимосвязи между этими понятиями;
обучить использованию основных и дополнительных диагностических и коррекционных технологий, используемых в современной логопедии в процессе воздействия при общем недоразвитии речи
В результате освоения содержания дисциплины студенты должны
знать:
- основные понятия, используемые при выявлении и преодолении общего недоразвития речи у детей и соответствующие методы ; уметь:
- употреблять профессионально учебно-терминологическую лексику в соответствии с содержанием данного учебного курса;
- использовать основные приемы выявления общего недоразвития речи у детей;
- решать задачи индивидуальной дифференциальной диагностики;
-решать задачи выбора адекватного содержания и траектории коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи;
- использовать возможности применения основных и дополнительных коррекционных технологий, используемых в современной логопедии в процессе воздействия при общем недоразвитии речи; владеть:
- представлениями о системном недоразвитии речи у детей;
-представлениями о полиэиологическом характере этого нарушения речевого развития, незавершенности развития языковых процессов, применении классических и инновационных методов, способов, приемов и технологий работы с детьми выделенной категории;
- представлениями дискретности и непрерывности в развитии, обучении и воспитании детей в условиях онто- и дизонтогенеза;
- представлениями о соотношении этапов и закономерностей в усвоении рече-языкового материала в ходе специально-организованного коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи в соответствии с требованиями коррекционных программ. Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Отбор материала основан на принципе системности и междисциплинарных связей. Системообразующим при этом является классический подход к психолого-педагогической характеристике детей с общим недоразвитием речи. Понятия и конструкции, используемые в курсе, отбираются таким образом, чтобы наиболее ярко показать основные и прикладные возможности логопедии в практическом аспекте. Содержание курса, таким образом, направлено на формирование научно-обоснованного подхода к практической деятельности учителя-логопеда как специалиста, оказывающего психолого-педагогическую помощь детям разного возраста с системными нарушениями языкового развития.
Дисциплина изучается на лекционных, лабораторных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – экзамен. Программа включает тематику лекций, планы практических занятий, темы рефератов, контрольных и курсовых работ, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы.
Содержание курса.
Понятие и характеристика общего недоразвития речи у детей
Развитие вопроса о структурных нарушениях речи до 60-х годов. Термины клинической классификации, их характеристика. Учение Р.Е. Левиной - введение термина “Общее недоразвитие речи”, теория уровней речевого развития; понятие о четвертом уровне речевого развития – в терминологии Т.Б. Филичевой. Психолого - педагогическая классификация речевых нарушений. Понятие об общем недоразвитии речи, о контингенте детей с общим недоразвитием речи. Цели и задачи курса. Использование общедидактических принципов при коррекции общего недоразвития речи.
Особенности формирования психических процессов у детей с ОНР: памяти, внимания, воображения. Особенности эмоционально - волевой сферы и поведения детей с ОНР. Состояние интеллекта. Отношение к окружающим и своему дефекту. Механизм, причины и проявления общего недоразвития речи у детей дошкольного и школьного возраста
Полиэтиологический характер системного недоразвития речи. Характеристика контингента группы ОНР с точки зрения клинического подхода к дефекту: дети с моторной алалией, дети с дизартрией, дети с неврологическими синдромами и неосложненный вариант ОНР ( Мастюкова Е.М.). Уровни становления понимания речи у детей с ОНР ( по данным Н.С. Жуковой). Степени и уровни недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей разных возрастных групп. Взаимосвязь нарушений устной и письменной речи у детей с ОНР. Проявления недоразвития разных компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики, связной речи.
Дифференциальная диагностика при общем недоразвитии речи
Знакомство студентов с практическим обследованием речи ребенка, особенности заполнения речевой карты. Структура и содержание речевой карты. Принципы отбора лексического материала для обследования. Способы. Приемы и технологии проведения комплексного обследования речевых и неречевых процессов у детей с общим недоразвитием речи. Дидактический материал, необходимый для обследования. Проведение анализа полученных данных. Составление рекомендаций по преодолению общего недоразвития речи.
Виды документации логопеда в группе для детей с ОНР. Речевые карты детей и документы от специалистов детской поликлиники при поступлении. Индивидуальные тетради детей, их содержание. Перспективный план работы логопеда на учебный год по периодам обучения. Ведение календарного плана, его содержание. Тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда.
Содержание, методы, приемы и организация логопедического воздействия при общем недоразвитии речи
Цели и задачи программы обучения и воспитания детей с ОНР. Общая направленность логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Планирование логопедических занятий в разных возрастных группах с детьми, имеющими I , II, III, IV уровни речевого развития. Этапы коррекционной работы по преодолению недостатков понимания и воспроизведения речевой продукции. Планирование системы индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий. Анализ содержания и структуры программы по преодолению общего недоразвития речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова) . Взаимосвязь в работе логопеда с воспитателями и родителями. Особенности коррекционной работы по развитию лексико - грамматической стороны речи у детей с ОНР.
Специфика проведения занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. Тематическое планирование лексических тем и постепенное усложнение грамматических заданий. Программа обучения детей с ОНР (по периодам). Дидактический материал для проведения занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР.
Коррекционная работа по развитию связной речи.
Специфика проведения занятий по формированию связной речи. Тематическое планирование по периодам обучения. Развитие планирующей функции речи. Составление пересказов и рассказов по наглядному действию, по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, описательного рассказа предмета или явления, рассказов с элементами творчества. Особенности коррекционно - педагогической работы по преодолению нарушений звукопроизношения и развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
Этапы работы над постановкой звука. Упражнения артикуляционной гимнастики, содержание и методика проведения. Постановка свистящих звуков, приемы постановки. Постановка шипящих и сонорных звуков, приемы постановки. Автоматизация поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, связных текстах. Дифференциация смешиваемых звуков по твердости - мягкости, глухости - звонкости, по месту образования, по способу образования. Система работы по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия. Цели и задачи работы. Этапы формирования фонематического восприятия. Методика работы по формированию фонематического восприятия.
Методика обучения грамоте детей с ОНР.
Система обучения грамоте в России. Анализ методов обучения грамоте. Звуковой аналитико - синтетический метод обучения грамоте. Дидактический материал для обучения грамоте дошкольников подготовительной группы. Характеристика этапов обучения и анализ методов и приемов на каждом этапе.
Дидактический материал для работы в группе ОНР.
Оборудование логопедического кабинета. Дидактический материал для фронтальных занятий и индивидуальных занятий по разделам речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, словарный запас, грамматический строй, связная речь, дыхание, голос, мелкая моторика.
Проблемы обучения детей с нарушениями развития в условиях общеобразовательной школы. Нормативные документы, определяющие содержание и объем работы школьного логопеда. Структура и порядок функционирования логопедического пункта. Содержание, методы и приемы работы логопеда по выявлению и преодолению нарушений устной и письменной речи у школьников. Взаимосвязь работы логопеда с учителями начальных классов
Содержание работы по профилактике вторичных речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
Предупреждение нарушений письма и чтения у детей с общим недоразвитием речи. Профилактическая работа по формированию операций звуковового анализа и синтеза. Предупреждение аграмматизма в письменной речи. Профилактика нарушений связной речи на письме. Развитие оптико-пространственных и временных ориентировок как предупреждение специфических и сопутствующих ошибок на письме. Роль логопеда в предупреждении дизорфографии. Взаимосвязь в работе логопеда с другими специалистами.
Основные понятия Общее недоразвитие речи
Уровни речевого развития
Уровни понимания речи
Аграмматизм
Безречевой ребенок
Отсутствие фразовой речи
Начатки фразовой речи
Лексические замены
Полисемантизм
Остаточные проявления элементов недоразвития речи
Компоненты языковой системы
Осложненный и неосложненный вариант общего недоразвития речи
Речевая карта
Логопедическое обследование
Логопедическое заключение
Дифференциальная диагностика
Коррекционная программа
Учреждения компенсирующего вида
Детский сад комбинированного вида
Общеобразовательная (коррекционная школа) V вида
Логопедический пункт
Специфические и сопутствующие ошибки
Профилактика вторичных нарушений речи
Практические занятия Занятие 1
Клиническая и психолого-педагогическаяхарактеристика детей с ОНР
План проведения практического занятия
Общее недоразвитие речи
Уровни речевого развития
Уровни понимания речи
Занятие 2
Дифференциальная диагностика детей с общим недоразвитием речи
План проведения практического занятия
Осложненный и неосложненный вариант общего недоразвития речи
Дифференциальная диагностика
Речевая карта
Логопедическое обследование
Логопедическое заключение
Литература
Основная:
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М, 2002.
Иншакова О.Б. Логопедическое обследование. М., 1999.
Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М., Просвещение, 1968.
Логопедия. (Под. ред. Волковой.) - М., Просвещение, 2007.
Методическое наследие. Книга 5 Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. М. 2003
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно - методическое пособие под ред. Волосовец Т. В. - М. 2002
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с недоразвитием речи. М., 1991.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.Рекомендовано ученым советом ГНУ « институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Туманова Т.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. Допущено к использованию в дошкольных образовательных учреждениях Академией постдипломного педагогического образования С.-Петербурга
Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя - логопеда, 2-е изд., доп. - М., Просвещение, 1984, с.160.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.
Дополнительная
Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. М., 1999.
Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. С. - Пб., 1998.
Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико - грамматических представлений. С. - Петербург, 1999.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактический материал по обследованию и формированию речи у дошкольников
Темы контрольных работ
Причины общего недоразвития речи.
Речевые и неречевые проявления при общем недоразвитии речи.
Методика обследования детей с ОНР.
Методика коррекционной работы с безречевыми детьми.
Методика коррекционной работы с детьми, имеющими II уровень недоразвития речи.
Методика коррекционной работы с детьми в старшей возрастной группе.
Методика коррекционной работы в подготовительной к школе группе.
Предупреждение нарушения письма и чтения у детей с ОНР.
Темы рефератов
Наглядно-графическая символика, используемая в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР.
Методы, приемы и способы коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР.
Анализ программных документов, регламентирующих работу с детьми, имеющими ОНР.
Профилактика нарушений письменной речи у детей с ОНР.
Темы курсовых
Методика обследования детей с ОНР.
Методика коррекционной работы с безречевыми детьми.
Методика коррекционной работы с детьми, имеющими II уровень недоразвития речи.
Методика коррекционной работы с детьми в старшей возрастной группе.
Методика коррекционной работы в подготовительной к школе группе.
Вопросы к экзамену
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.
Причины ОНР.
Клинический состав категории детей с ОНР.
Речевые и неречевые проявления в структуре дефекта детей с ОНР.
Характеристика детей с I уровнем недоразвития речи.
Характеристика детей с II уровнем недоразвития речи.
Характеристика детей с III уровнем недоразвития речи.
Характеристика детей с IV уровнем недоразвития речи.
Взаимосвязь нарушений устной и письменной речи детей с ОНР.
Анализ специфический ошибок в письменной речи детей с ОНР.
Логопедическое обследование детей с ОНР.
Организация логопедической помощи детям с ОНР.
Структура и содержание коррекционной программы для детей с ОНР (I уровень).
Структура и содержание коррекционной программы для детей с ОНР (II уровень).
Структура и содержание коррекционной программы для детей с ОНР (III уровень).
Структура и содержание коррекционной программы для детей с ОНР (IV уровень).
Система фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий в группе для детей с ОНР.
Требования к логопедическим занятиям.
Оборудование логопедического кабинета.
Документация логопеда.
Методы и приемы коррекционной работы в группе для детей с ОНР.
Наглядно-графическая символика, используемая в логопедической работе.
Предупреждение нарушений письменной речи у детей с ОНР.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Рекомендуемая литература.
а) основная литература
Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: В. Секачев, 2012.
Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Калягин, В. А. Психология лиц с нарушениями речи : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - СПб. : КАРО, 2007. - 544 с. : ил. - (Психологический взгляд).
Коррекция нарушений письменной речи : учебно-метод.пособ. / Под ред.Н.Н.Яковлевой. - СПб. : КАРО, 2009. - 208с. - (Коррекционная педагогика).
Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 2007.
Логопедия: методические традиции и новаторство: Учебно-метод.пособ.для студ. отделения логопедии пед.высш.учеб.заведений / Под ред.С.Н.Шаховской, Т.В.Волосовец. - М.;Воронеж : Моск.психолого-соц.ин-т:МОДЭК, 2003. - 336с. - (Библиотека логопеда).
Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д.Хомской. - Ростов-на-Дону, 2003.
Психолого-педагогическая диагностика:Учеб.пособ. /Под ред.И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. – 3-е изд.,сер. – М.:Академия, 2006. – 320 с. –(Высшее профессиональное образование).
Психолого-педагогическая диагностика: Уч.пос для дефект.фак. /Под ред И.Ю.Левченко,С.Д.Забрамная.-М.:Академия,2003
Сазанова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебное пособие.-М.: академия, 2005.- 144 с.
Сурдопедагогика: Учеб. пособие/ Под ред. Е.Г. Речицкой.-М.:Владос, 2004.-655 с
Тагирова,Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками : практ. пособие / Г. С. Тагирова. - 2-е изд., испр. - М. : Педагогическое общество России, 2008. - 128 с. - (Образование ХХI века).
Хватцев, М. Е. Логопедия : кн.для препод.и студ. высш.пед. учеб. заведений: в 2-х кн. Кн.1 / М. Е. Хватцев ; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 272 с. - (Педагогическое наследие).
Хватцев, М. Е. Логопедия : кн.для препод.и студ. высш.пед. учеб. заведений: в 2-х кн. Кн.2 / М. Е. Хватцев ; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 293 с. - (Педагогическое наследие).
б) дополнительная литература
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).
Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период: Кн. Для логопеда. М. 2005 – основная.
Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М., 2008.
Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М., 2005
Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. М., 2004.
Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте / Е.Ф. Архипова.–М.: МГОПУ, ассоциация «Гуманитарий», 1997.–86 с.
Архипова Е.Ф. Особенности доречевого периода у детей, страдающих церебральными параличами. //Вопросы логопедии. М.: МГПИ, 1999. -
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М., 2006. – основная.
Белянин В.П. Психолингвистика. Учебник/В.П.Белянин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 232с.
В.Б.Атрепьева, В.П.Глухов, Т.И. Контрактова. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми, имеющими нарушения речи (ФФН и ОНР). Пособие для логопедов-практиков и студентов дефектологических фак-тов пед. Вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская – М.: АСТ: Астрель, Транзиткнига, 2005. – 141 с.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова.—СПб.: Детство-Пресс, 2003.—144 с.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Издательство «Наука», 1981. – 140с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - Т.1. – 472 с.
Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых / Н.А. Гегелия.—М.: Гуманит. издат. центр Владос, 1999.—240 с.
Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351, [1]с. – (Высшая школа).
Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием. - М., 2001.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим ре¬чевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. — 144 с. (Биб-ка практи¬кующего логопеда).
Глухов В.П. Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Учебно-методическоее пособие. - М.: АРКТИ, 2004. (Элек-ный вариант книги, 2009)
Глухов В.П., Ю.А.Труханова. Наши дети учатся рассказывать: Наглядно-дидактический материал для логопедов и воспитателей. - М.: АРКТИ, 2002.
Глухов В.П., Ю.А.Труханова. Наши дети учатся сочинять и рассказывать: Методическое пособие и наглядно-дидактический материал для логопедов и педагогов коррекционных и массовых ДОУ. - Изд. 2-е. - М.: АРКТИ, 2005.
Глухов В.П., Ю.А.Труханова. Наши дети учатся сочинять сказки: Методическое пособие и наглядно-дидактический материал для логопедов и педагогов коррекционных ДОУ, а также студентов дефектологического факультета университета. - М.: АРКТИ, 2005.
Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева. СПб.: Союз, 2000.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 240 с.
Дроздова Н.В., Зайцева Л.А., Хабарова С.П., Харитонова Е.А. Коррекция нарушений устной и письменной речи: Учеб.-метод. пособие. Мн., 2004.
Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда / И.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 1996. – 143с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., Просвещение, 1991.
Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с. (Серия «Учимся играя»)
Зайцев И.С., Зайцева Л.А., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция. - Мн., 2001.
Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. - М., 2004.
Кривовязова Н. Д. Обучение связной речи: Учебно-методическое пособие. – М.: НМЦентр, 2000.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160с.; ил.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с.
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.
Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: В 5 книгах. / Авт.-сост. Л.С. Волкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; Под ред. Л.С. Волковой.- М.: Владос, 2003.
Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.. - М., 2003.
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами / Л.В. Лопатина.—СПб.: Союз, 2004.—192 с.
Лурия А.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: Изд-во Московского университета, 1979. – 320с.
Львов М.Р. Основы теории речи: уч. пособие / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2002. – 248 с.
Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учебно-методическое пособие/ О.С. Орлова. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 125 с.
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В.Секачев, 2007. — 224 с.
Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.
Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей.- М.: МГУ, 1993.
Симерницкая Э.Г., Иншакова О.В. Нарушения памяти у детей с дисграфией // Учитель-дефектолог: современные проблемы подготовки и совершенствование работы.- М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1990.
Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников //Логопедия сегодня. - 2011г. - №2. - С.26-30
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. //http://psychology.academic.ru/
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение,1981/
Тишина Л.А., Толпегина А.С. Формирование навыков краткого пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи//Школьный логопед. – 2010г. - №. - С.67-73
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 112с.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223с.: ил.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000. – 314 с.
Филичева Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: 1998.
Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Юристъ, 1997.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
Шиленкова В.В. Нарушения речи и голоса у детей, подростков и взрослых / В.В. Шиленкова, И.Б. Карелина.–Ярославль, 2005.–164 с.
Щербакова Е.К. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей: Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией / Е.К. Щербакова.–Ярославль: Академия развития, 2001.–79 с.
Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой. - М.: ИНТОР, 1998. - 112 с.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательных учреждениях. – М., 1996.
|