Учебно-методический комплекс дисциплины дс работа социального педагога в образовательном учреждении Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050711 Социальная педагогика»


НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины дс работа социального педагога в образовательном учреждении Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050711 Социальная педагогика»
страница1/4
ТипУчебно-методический комплекс
blankidoc.ru > Договоры > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ДС.5. Работа социального педагога в образовательном учреждении

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности «050711 – Социальная педагогика»

Утверждено на заседании кафедры

социальной работы и организации работы с молодёжью

факультета истории и социальных наук

протокол № 7 от «26» января 2012 г.

Зав. кафедрой_______ В.Р. Рыбкин

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

    1. Автор – составитель программы: Т.Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью.

    2. Рецензенты: к.ф.н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью, Е.Н. Шовина; Л.М. Боброва, специалист НОУ «Центр развития семейных форм устройства детей».

    3. Пояснительная записка:

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к детям. Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Во всем мире профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания и детей, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребёнка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества.

В рамках учреждений Министерства образования и науки Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных учреждений, учреждений интернатного типа. К числу новых учреждений системы образования, формирующихся в последние годы, относятся центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые оказывают методическую помощь психологам, социальным педагогам, учителям общеобразовательных школ, а также оказывают комплексную медико-психолого-педагогическую помощь семье и детям. В системе Минобразования функционирует также сеть пенитенциарных специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, куда направляются дети и подростки с девиантным поведением по решению Комиссии по делам несовершеннолетних защите их прав.

Социально-педагогические функции выполняют система профессионального образования, сеть учреждений поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития), учреждения дополнительного образования, клубы по месту жительства, специалисты по организации детского и молодежного движения.

Отсюда значимость и место курса «Работа социального педагога в образовательном учреждении» в системе профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной педагогике. Изучение проблем воспитания, социализации и адаптации детей и подростков в современном образовательном пространстве обеспечит социальному педагогу и специалисту по социальной работе формирование конкретных профессиональных умений и навыков на основе современных социально-педагогических технологий. Это даст возможность совершенствовать работу по организации социально-педагогической деятельности в образовательных учреждений.

Цель курса «Работа социального педагога в образовательном учреждении» - ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих организацию, содержание социально-педагогической деятельности в образовательном пространстве, проблемы, государственную политику в отношении совершенствования системы образования в России и практику реализации воспитательных и других задач.

Задачи курса:

  • раскрыть содержание понятия «социально-педагогические технологии в образовательной сфере»;

  • дать знания основных компонентов социально-педагогической деятельности и зависимости ее результатов от взаимосвязи между целью, содержанием, методами и формами ее осуществления;

  • сформировать представление о социально-педагогической деятельности как о разновидности социальной деятельности, которая имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться;

  • дать основы знаний по применению технологий на различных этапах социально-педагогической деятельности для реализации выделенных структурных компонентов.

В ходе изучения курса студенты овладевают следующими знаниями:

  • государственно-правовые основы политики по реализации образовательных и воспитательных задач в системе образовательных учреждений;

  • основы профессиональной этики и функции социального педагога;

  • возрастные особенности развития детей, имеющих различные социальные отклонения или находящихся в трудных жизненных ситуациях в различных типах образовательных учреждений;

  • современные социально-педагогические технологии, владеть современными методами поиска, обработки и использования информации, уметь интерпретировать и адаптировать информацию для адресата;

  • основные формы взаимодействия с администрацией образовательных и социальных учреждений, педагогическими коллективами, родителями в работе по созданию комплексной социально-педагогической и психологической помощи.

В ходе изучения курса студенты овладевают следующими умениями:

  • анализировать социально-педагогические проблемы и подбирать адекватные им методики работы;

  • владеть основными формами и методами социально-педагогической работы с различными категориями детей и их микросредой;

  • владеть методической работой социального педагога в соответствии с профилем социально-педагогической проблемы;

  • уметь самостоятельно работать с научно-методической литературой социально-педагогической направленности;

  • владеть системой знаний о закономерностях и принципах воспитательно-образовательного процесса, грамотно использовать их в своей профессиональной деятельности;

  • проектировать и анализировать результаты своей социально-педагогической деятельности.

Предлагаемый курс и программа «Работа социального педагога в образовательном учреждении» являются попыткой научно-практического осмысления социально-педагогических проблем в образовательной сфере, исходя из новых направлений государственной политики в системе образования в России.

При разработке программы были использованы материалы Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, учебные программы по социальной педагогике (В.Г. Бочаровой, В.П. Битиниса, Б.З Вульфова, М.А. Галагузовой, Л.Я. Елисеевой, В.А. Сластёнина, А.В. Мудрика и др.); учебные программы по методике и технологии работы социального педагога (Ю.В.Васильковой, Г.А.Ворониной, М.А. Ждановой, С.С. Пиюковой, М.В. Шакуровой, П.А. Шептенко и др.).


    1. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО - нет.

    2. Объем дисциплины и виды учебной работы:






Шифр и наименование специальности

курс

семестр

трудоемкость

всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

СР

виды итог. контроля (форма отчетности)

1

«050711 - Социальная педагогика»

4

8

92

38

20

18

0

54

экзамен




    1. . Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)

Примерное распределение учебного времени для студентов, обучающихся по специальности «050711 – Социальная педагога» (дневная форма обучения)


№№

п/п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

Всего аудитор.

ЛК

ПР

ЛБ

СР

1.

Раздел 1. Современное состояние и перспективы развития специальности социального педагога в образовательном учреждении

12

6

6

0

24

2.

Тема 1. Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности социального педагога в системе образования

4

2

2

0

8

3.

Тема 2. Специфика профессиональной деятельности социального педагога в различных учреждениях системы образования

4

2

2

0

8

4.

Тема 3. Документация социального педагога

4

2

2

0

8

5.

Раздел 2. Основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении

26

14

12

0

30

6.

Тема 4. Методы и технологии

работы социального педагога

в образовательном учреждении

4

2

2

0

6

7.

Тема 5. Содержание работы

социального педагога

2

2

0

0

12

8.

Тема 6. Планирование социально-педагогической работы в образовательном учреждении

20

10

10

0

12

9.

Всего: 92 час.

38

20

18

0

54


1.6.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Современное состояние и перспективы развития специальности социального педагога в образовательном учреждении

Тема 1. Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности социального педагога в системе образования

Профессиональная деятельность социального педагога реализуется в рамках международной и государственной социальной политики.

Международная конвенция – одно из названий международного договора, устанавливает взаимные права и обязанности государств, как правило, в какой-либо области (Женевская декларация прав ребенка (1924); Всеобщая Декларация прав человека (1948); Декларация прав ребенка (1959); Конвенция о правах ребенка (1989).

Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998).

Федеральный Закон «Об образовании» (1992). Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999). Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации (1995).

Региональные нормативно-правовые и законодательные акты, целевые региональные программы.

Тема 2. Специфика профессиональной деятельности социального педагога в различных учреждениях системы образования

Модель профессиональной деятельности социального педагога: профессиональные знания, умения качества.

Школа как открытая социальная система. Факторы, обусловливающие (или определяющие) необходимость социально-педагогического сопровождения в воспитательном пространстве школы.

Функциональные обязанности школьного социального педагога.

Последовательность социально-педагогического изучения ребёнка в школе. Социально-педагогическая диагностика проблем ребенка. Дифференциация контингентов социально-педагогической помощи. Работа социального педагога с детьми, имеющими социальные проблемы (одарённый ребенок, депривированный ребёнок, заикающийся ребёнок, «трудный ребенок» и др.).

Социально-педагогическая служба школы, её структура, принципы деятельности и основные функции.

Социально-педагогическая модель учреждений дополнительного образования детей. Содержание социально-педагогической деятельности учреждения дополнительного образования детей в свете его задач. Формы и методы работы социального педагога в учреждении дополнительного образования.

Технологии организации социально-педагогической помощи в профессиональной ориентации и адаптации в образовательном учреждении.

Содержание социально-педагогической деятельности в интернатных учреждениях.

Тема 3. Документация социального педагога

Тексты законов, подзаконных актов и административных документов. Проекты или программы по отдельным направлениям социально-педагогической работы. Должностная инструкция специалиста. Документация: по учёту правонарушений, конфликтов в коллективе, посещений семей и детей на дому. Графики тематических групповых консультаций для отдельных лиц или групп. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и пр. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы.

Раздел 2. Основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении

  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины дс работа социального педагога в образовательном учреждении Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050711 Социальная педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2...
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»

Учебно-методический комплекс дисциплины дс работа социального педагога в образовательном учреждении Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050711 Социальная педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Особенности работы...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс дисциплины дс работа социального педагога в образовательном учреждении Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050711 Социальная педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины право в образовании специальность...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины дс работа социального педагога в образовательном учреждении Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050711 Социальная педагогика» iconФгбоу впо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

Учебно-методический комплекс дисциплины дс работа социального педагога в образовательном учреждении Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050711 Социальная педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 26 (сд 26) «Вербальные...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

Учебно-методический комплекс дисциплины дс работа социального педагога в образовательном учреждении Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050711 Социальная педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12 Общая экономическая...
Россия, научить оценивать и прогнозировать происходящие в мире процессы, а также процессы, происходящие в его субрегионах, странах...

Учебно-методический комплекс дисциплины дс работа социального педагога в образовательном учреждении Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050711 Социальная педагогика» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика»

Учебно-методический комплекс дисциплины дс работа социального педагога в образовательном учреждении Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050711 Социальная педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 2 Интернет технологии...
Целью преподавания дисциплины является ознакомление студентов с понятием информационные ресурсы, общей характеристикой процессов...

Учебно-методический комплекс дисциплины дс работа социального педагога в образовательном учреждении Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050711 Социальная педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 1 Web-графика и web-дизайн...
Целями преподавания дисциплины «Web- графика и web- дизайн» являются: формирование у будущих специалистов общего представления об...

Учебно-методический комплекс дисциплины дс работа социального педагога в образовательном учреждении Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050711 Социальная педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины cд. В. 02. 1 Автоматизированный...
Цель курса: обучение студентов ведению бухгалтерского учета в системе 1С: Предприятие, обучение программированию в системе 1С: Предприятие,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru