Скачать 0.72 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВПО МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДС.5. Работа социального педагога в образовательном учреждении Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050711 – Социальная педагогика» Утверждено на заседании кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью факультета истории и социальных наук протокол № 7 от «26» января 2012 г. Зав. кафедрой_______ В.Р. Рыбкин РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к детям. Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Во всем мире профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания и детей, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребёнка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. В рамках учреждений Министерства образования и науки Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных учреждений, учреждений интернатного типа. К числу новых учреждений системы образования, формирующихся в последние годы, относятся центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые оказывают методическую помощь психологам, социальным педагогам, учителям общеобразовательных школ, а также оказывают комплексную медико-психолого-педагогическую помощь семье и детям. В системе Минобразования функционирует также сеть пенитенциарных специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, куда направляются дети и подростки с девиантным поведением по решению Комиссии по делам несовершеннолетних защите их прав. Социально-педагогические функции выполняют система профессионального образования, сеть учреждений поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития), учреждения дополнительного образования, клубы по месту жительства, специалисты по организации детского и молодежного движения. Отсюда значимость и место курса «Работа социального педагога в образовательном учреждении» в системе профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной педагогике. Изучение проблем воспитания, социализации и адаптации детей и подростков в современном образовательном пространстве обеспечит социальному педагогу и специалисту по социальной работе формирование конкретных профессиональных умений и навыков на основе современных социально-педагогических технологий. Это даст возможность совершенствовать работу по организации социально-педагогической деятельности в образовательных учреждений. Цель курса «Работа социального педагога в образовательном учреждении» - ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих организацию, содержание социально-педагогической деятельности в образовательном пространстве, проблемы, государственную политику в отношении совершенствования системы образования в России и практику реализации воспитательных и других задач. Задачи курса:
В ходе изучения курса студенты овладевают следующими знаниями:
В ходе изучения курса студенты овладевают следующими умениями:
Предлагаемый курс и программа «Работа социального педагога в образовательном учреждении» являются попыткой научно-практического осмысления социально-педагогических проблем в образовательной сфере, исходя из новых направлений государственной политики в системе образования в России. При разработке программы были использованы материалы Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, учебные программы по социальной педагогике (В.Г. Бочаровой, В.П. Битиниса, Б.З Вульфова, М.А. Галагузовой, Л.Я. Елисеевой, В.А. Сластёнина, А.В. Мудрика и др.); учебные программы по методике и технологии работы социального педагога (Ю.В.Васильковой, Г.А.Ворониной, М.А. Ждановой, С.С. Пиюковой, М.В. Шакуровой, П.А. Шептенко и др.).
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах) Примерное распределение учебного времени для студентов, обучающихся по специальности «050711 – Социальная педагога» (дневная форма обучения)
1.6.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Современное состояние и перспективы развития специальности социального педагога в образовательном учреждении Тема 1. Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности социального педагога в системе образования Профессиональная деятельность социального педагога реализуется в рамках международной и государственной социальной политики. Международная конвенция – одно из названий международного договора, устанавливает взаимные права и обязанности государств, как правило, в какой-либо области (Женевская декларация прав ребенка (1924); Всеобщая Декларация прав человека (1948); Декларация прав ребенка (1959); Конвенция о правах ребенка (1989). Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998). Федеральный Закон «Об образовании» (1992). Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999). Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации (1995). Региональные нормативно-правовые и законодательные акты, целевые региональные программы. Тема 2. Специфика профессиональной деятельности социального педагога в различных учреждениях системы образования Модель профессиональной деятельности социального педагога: профессиональные знания, умения качества. Школа как открытая социальная система. Факторы, обусловливающие (или определяющие) необходимость социально-педагогического сопровождения в воспитательном пространстве школы. Функциональные обязанности школьного социального педагога. Последовательность социально-педагогического изучения ребёнка в школе. Социально-педагогическая диагностика проблем ребенка. Дифференциация контингентов социально-педагогической помощи. Работа социального педагога с детьми, имеющими социальные проблемы (одарённый ребенок, депривированный ребёнок, заикающийся ребёнок, «трудный ребенок» и др.). Социально-педагогическая служба школы, её структура, принципы деятельности и основные функции. Социально-педагогическая модель учреждений дополнительного образования детей. Содержание социально-педагогической деятельности учреждения дополнительного образования детей в свете его задач. Формы и методы работы социального педагога в учреждении дополнительного образования. Технологии организации социально-педагогической помощи в профессиональной ориентации и адаптации в образовательном учреждении. Содержание социально-педагогической деятельности в интернатных учреждениях. Тема 3. Документация социального педагога Тексты законов, подзаконных актов и административных документов. Проекты или программы по отдельным направлениям социально-педагогической работы. Должностная инструкция специалиста. Документация: по учёту правонарушений, конфликтов в коллективе, посещений семей и детей на дому. Графики тематических групповых консультаций для отдельных лиц или групп. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и пр. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы. Раздел 2. Основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении |
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Россия, научить оценивать и прогнозировать происходящие в мире процессы, а также процессы, происходящие в его субрегионах, странах... | ||
«050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика» | Целью преподавания дисциплины является ознакомление студентов с понятием информационные ресурсы, общей характеристикой процессов... | ||
Целями преподавания дисциплины «Web- графика и web- дизайн» являются: формирование у будущих специалистов общего представления об... | Цель курса: обучение студентов ведению бухгалтерского учета в системе 1С: Предприятие, обучение программированию в системе 1С: Предприятие,... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |