Основная образовательная программа «организационная психология»


НазваниеОсновная образовательная программа «организационная психология»
страница1/10
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Санкт-Петербургский государственный университет


Выпускная квалификационная работа на тему:
Профессиональная адаптация военнослужащих срочной службы

по направлению подготовки 37.04.01 – Психология
основная образовательная программа «организационная психология»


Выполнил:

Студент 2 курса

очная форма обучения

Ковалевский Игорь Денисович


Научный руководитель:

Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой эргономики и инженерной психологии

Маничев Сергей Алексеевич

Рецензент:

кандидат медицинских наук, декан факультета психологии МИЭП

Леонтьев Олег Валентинович,



Санкт-Петербург

2018

Аннотация
Данная работа посвящена исследованию индивидуально-психологических особенностей военнослужащих срочной службы на примере курсантов военно-морского института – морской корпус Петра Великого военного учебно- научного центра военно-морского флота «Военно-морская академия».

В проведенном исследовании были проанализированы результаты психологического тестирования курсантов военно-морского института и военнослужащих проходящих службу по призыву на начальном этапе воинской службы и через полгода после ее начала.

Основная гипотеза исследования содержит предположение о том, что влияние индивидуально-психологических особенностей военнослужащих проходящих службу по призыву на уровень адаптации обнаруживается через полгода после начала воинской службы.

Всего было обследовано 222 военнослужащих. Сформированы основная и контрольная выборки, выявлена структура предикторов адаптации: социабельность, вовлеченность, эмоциональная устойчивость, дезадаптация, принятие риска, депрессия, компромиссность, стеничность, спонтанность, удовлетворенность жизнью, атипичность.

Полученные выводы обоснованы математическими методами обработки данных (множественный регрессионный анализ).

Результаты, полученные в работе, могут быть использованы психологами воинских частей.

Ключевые слова: индивидуально-психологические особенности, адаптация, военнослужащие срочной службы.

Abstract
This work is dedicated the study individual psychological characteristics enlisted servicemen on the example of cadets of the naval Institute.

In the current study were analyzed the results of psychological testing cadets of the naval Institute and enlisted servicemen at the initial stage of military service and six months after it started.

The main hypothesis of the study contains an assumption that effect individual psychological characteristics and enlisted servicemen on the level of adaptation detected six months after the start of military service.

Total sample was 222 serviceman. Formed the main and control sample, we have identified the structure of predictors of adaptation: sociability, involvement, emotional resilience, disadaptation, risk taking, depression, mutual accommodation, aggression, extemporaneous, life satisfaction and the atypical answers.

The findings are substantiated by mathematical methods of data processing (multiple regression analysis).

The results obtained in work can be used by psychologists of military units.

Key words: Individually psychological features, adaptation, enlisted servicemen.


ОГЛАВЛЕНИЕ




ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5

Глава 1 Теоретические основы и предпосылки изучения процесса адаптации военнослужащих проходящих службу по призыву……………………………..8

1.1 Понятие адаптации: определения, сущность, функции…………………….8

1.2 Психологическая характеристика категории «профессиональная адаптация военнослужащих»………………………….......................................29

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………..40

2.1Описание выборки исследования…………………………………………...40

2.2 Метод и методики исследования……………………………………………41

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ………………………………………. 48

3.1 Общая характеристика выборки, сравнения основной и контрольной группы по однофакторному дисперсионному анализу………………………. 48

3.2 Предикторы уровня адаптации, разница знаков регрессии……………… 52

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 59

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 60

Приложения………………………………………………………………………74

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В связи с уменьшением срока службы по призыву военнослужащих срочной службы с двух до одного года и высокой потребности в квалифицированных кадрах, возникает проблема адаптации данной категории военнослужащих к условиям военно-профессиональной деятельности в предельно короткий срок. Проблема усложняется тем, что молодой человек только, что закончивший школу попадает из привычной ему среды в совсем другую, ему не знакомую. Воинская среда ставит перед еще «вчерашними» школьниками, высокие требования, такие как распорядок дня, дисциплина, невозможность всегда удовлетворить свои потребности, использование сложной военной техники и многие другие. Возникают проблемы адаптации к этой среде, и офицерский состав в место того, чтобы заниматься подготовкой данного контингента к военно-профессиональной деятельности, обучению по специальностям на которые назначены военнослужащие вынужден много времени уделять вопросам адаптации. Из-за короткого срока прохождения службы военнослужащими по призыву, не остается времени для подготовки к специальностям. А так как военная служба сопряжена с опасностями, сложной военной техникой это создает предпосылки к возникновению несчастных случает, сбоям в работе техники, и в конечном счете может подорвать боевую готовность частей. А в связи с тем, что армия России еще не перешла на 100% укомплектование военнослужащими проходящими службу по контракту, которые являются уже специалистами, изучение вопросов адаптации военнослужащих срочной службы остается актуальным.

Объект исследования: курсанты Военного института (военно-морского) филиала военного учебно-научного центра военно-морского флота «Военно-морская академия» и военнослужащие срочной службы проходящие службу в части расположенной районах крайнего севера.

Предмет исследования: адаптационные процессы военнослужащих срочной службы.

Цель исследования: выявить психологические предикторы уровня адаптации на начальных этапах военной службы военнослужащих проходящих военную службу по призыву на примере курсантов Военно-морского института ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

Гипотезы:

1. Влияние индивидуально-психологических особенностей военнослужащих на уровень адаптации обнаруживается через шесть месяцев после начала прохождения воинской службы (второй временной срез).

2. Влияние предикторов индивидуально-психологических характеристик на показатели уровня адаптации имеют противоположную направленность военнослужащих с высоким и низким уровнем социальной желательности даваемых ими ответов.

Цель и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:

  1. Проанализировать научную литературу, выявить предикторы адаптации.

  2. Сформировать основную и контрольную выборки, провести два замера.

  3. Выявить структуру предикторов адаптации для сформированных выборок испытуемых.

Методы и методики:

  1. Методика «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин)»;

  2. Методика «Индивидуально-типологический опросник «ИТО+» (Л.Н. Собчик в модификации К.В. Сугоняева)»;

  3. Методика «Диагностика психического состояния «ДПС-1» (Л.В. Куликов)»;

  4. Тест «Жизнестойкость» (С. Мади в модификации Д.А. Леонтьева).

Выборку составили:

222 военнослужащих.

171 курсант ВМИ-МКПВ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»

51 военнослужащий проходящий службу по призыву.

Структура диссертации включает: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.

Подтвердилась первая гипотеза исследования о влиянии индивидуально-психологических особенностей военнослужащих на уровень адаптации в начальный период воинской службы. Индивидуально-психологические предикторы уровня адаптации обнаруживают свое действие через 6 месяцев после начала воинской службы (второй замер психологического обследования).

Подтверждена также вторая гипотеза о том, что влияние предикторов (индивидуально-психологических характеристик) на показатели уровня адаптации имеет противоположную направленность у военнослужащих с высоким и низким уровнем социальной желательности даваемых ими ответов. Противоположные по знаку коэффициенты линейной множественной регрессии имели такие предикторы уровня адаптации, как социабельность, вовлеченность, эмоциональная устойчивость, дезадаптация, принятие риска, депрессия, компромиссность, стеничность, спонтанность, удовлетворенность жизнью, атипичность.

ГЛАВА 1. Теоретические основы и предпосылки изучения процесса адаптации военнослужащих проходящих службу по призыву
1.1 Понятие адаптации: определения, сущность, функции
Понятие «адаптация» в научной литературе изучается с позиции механизма биологического приспособления различных видов животного и растительного мира к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды [36]. Понятие «адаптация» появилось во второй половине XVIII века и означает от латинского аёарйо, т.е. приспособляю. Данное понятие связывают с физиологом немецкого происхождения Аубергом [63], который применил данный термин для определения явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха, выражающегося в повышении или понижении чувствительности в ответ на действия адекватного раздражителя.

Ч. Дарвин считал, что приспособляемость является результатом действия таких биологических законов, как закон роста, воспроизведения, наследственности, изменчивости, зависящей от прямого или косвенного действия условий жизни, размножения, борьбы за жизнь, естественного отбора, влекущего за собой расхождение и вымирание менее совершенных форм. Определяя эволюцию видов под действием естественного отбора, Ч. Дарвин [48, 61] связывает процессы адаптации особей и развитие биологического вида, которому эти особи принадлежат. Ч. Дарвин считал, что «естественный отбор был главным, но не исключительным средством, вызывавшим изменения» [58, с. 285].

На основе теории Ч. Дарвина создаются различные течения, такие как классический дарвинизм и неодарвинизм с различными взглядами на проблему адаптации [62, с. 78].

В дальнейшем это приводит к расширению границ применения понятия «адаптация». Проблемами адаптации начинают заниматься психологи, социологи, педагоги, философы, врачи и психиатры. [44, 47, 92].

Для физиологов адаптация, с одной стороны, это общая реакция всего организма на изменения происходящие в окружающей среде при ведущей роли какой-либо физиологической системы, например: нервной (И.П. Павлов, М.И. Сеченов), эндокринной (Г. Селье), генетической (Ф.З. Меерсон), половой (3. Фрейд), и др., а с другой стороны, это «физиологическая адаптация», которая характеризуется только лишь изменениями чувствительности какого-либо органа [14, 37, 38, 73, 75, 20, 21].

В своей концепции Ф.З. Меерсон вводит два понятия генотипическая и фенотипическая системы. Автор дает определение понятию адаптации как «приспособительная реакция живого организма на различные требования окружающей среды, которая позволяет организму существовать в условиях ранее не совместимых с жизнью и приобрести те черты, возможности, которые ранее были недоступны» [94,с.45]. Адаптация - это некая «эффективная, экономная и адекватная приспособительная деятельность организма к воздействию факторов окружающего мира» [113, с.81].

В концепции Г. Селье понятие адаптационного синдрома занимает основное положение. Автор определяет его как комплекс нейрогуморальных реакций, которые обеспечивают активизацию психофизиологических ресурсов индивида для приспособления к условиям внешней среды [73].

Для H.A. Фомина, физиологическая адаптация представляет собой совокупность приспособительных реакций и морфологических изменений, которые позволяют организму сохранять относительное постоянство внутренней среды в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. У человека адаптация выступает как свойство организма, которое обеспечивается автоматизированными самонастраивающимися, саморегулирующимися системами - сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и др. [12, 9].

Французский физиолог К. Бернар одним из первых стал изучать проблему функционирования живого организма как целостной системы. Он выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм существует, так как обладает возможностью постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма, а это, в свою очередь, происходит потому, что все системы и протекающие в организме процессы находятся в равновесном состоянии. До тех пор, пока сохраняется это равновесие, организм живет и действует. Затем идея Бернара о постоянстве внутренней среды организма была поддержана и в дальнейшем развита американским физиологом У. Кэнноном.

Теория гомеостаза У. Кеннона используется во многих областях психологической науки. Гомеостаз, по мнению У. Кеннона, – подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия, нарушающим это равновесие внутренним или внешним факторами. Одним из центральных понятий теории о гомеостазе является представление, о том, что любая система стремится к сохранению стабильности. Организм получаю сигналы об угрожающих изменениях, включает механизмы продолжающие работать до тех пор, пока система не вернётся в равновесное состояние. Если в живой системе происходят нарушения равновесия процессов и систем, нарушаются параметры внутренней среды и организм начинает болеть.

Жизнедеятельность организма осуществляется не только за счет стремления к внутреннему равновесию всех систем и процессов, но и за счет постоянного учета факторов, воздействующих на этот организм из внешней среды. Любой живой организм существуя в определенной среде вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты. Полная изоляция живого организма от внешней среды невозможна. Это равноценно гибели. Поэтому живой организм, стремясь к достижению внутреннего равновесия, одновременно должен приспосабливаться к условиям среды, в которой он находится. Именно это явление и определяет содержание понятия «адаптация».

Главной отличительной особенностью существования человека по сравнению с другими представителями живого мира является то, что человек соприкасается не только с физической, но и с социальной средой. Поскольку человеческие качества и свойства формируются только в социуме.

Вопросами социально-психологической адаптации личности занимались отечественные (A.A. Балл, Ф.Б. Березин, Я.М. Божович, А.Н. Леонтьев, Г.С. Костюк, A.A. Налчаджян, В.А. Петровский и др.) и зарубежные (Г. Гартман, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.) авторы.

В социологии и психологии термин адаптация ассоциируется с процессом и результатом регулирования определенных взаимоотношений между личностью и социальной средой [10, 32, 58 73, 86, 89,]. Психологическая адаптация определяется как приспособление индивида к условиям и задачам на уровне психических процессов.

А.Г. Асмолов указывает на то [16], что понятие адаптация прочно закрепилось в понятийных системах многих теоретических концепций в психологии. При этом в большинстве подобных концепций отчетливо прослеживается взгляд на адаптацию как сочетание двух тенденций: соответствующее среде изменение приспосабливающейся личности, с одной стороны, и изменение среды, соответствующее особенностям личности - с другой. В психоаналитических концепциях, адаптация получила статус особого понятия.

А.В. Петровский определяет адаптацию как процесс становления личности индивида, фазу в его развитии, в ходе которой происходит усвоение действующих в общности норм и овладение приемами и средствами деятельности. Прохождение этой фазы в значительной мере определяет характер дальнейшего развития личности индивида. [46, 57]. В теории социально-психологической адаптации A.B. Петровского развитие личности рассматривается как процесс последовательного прохождения личностью трех фаз. Первая фаза – адаптация. В этой фазе человек осваивает нормы и ценности группы, методы и приемы деятельности группы. Вторая фаза – индивидуализация. Индивид ищет способы достижения своей цели. Третья фаза – интеграция. Характеризуется наличием противоречия между стремлением индивида и его способностью быть идеально представленным в других. В.А. Петровский ввел понятие неадаптивность. Оно характеризуется противоречием между целью и результатом активности человека (например, намерение не совпадает с деянием).

Интерес представляет разделение понятия адаптация А.А. Цахаевой. Автор выделяет в понятии адаптация следующие компоненты. Макро - и микроуровень (адаптация к большой и малой группе), интро - и экстронаправление (адаптация к образу Я и образу окружающего мира), эзотерическую и эмпирическую составляющую (к будущей деятельности и реальной сиюминутной).

А.Ф. Лазурский в своей концепции использует понятие адаптации (приспособления) для объяснения процессов социализации, развития личности. Он утверждал, что мера приспособления (адаптации) к окружающей среде индивидуумом может быть разной. Так, он в 1924 году изложил концепцию психических уровней, которые в действительности отражают процесс психического развития личности:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Основная образовательная программа «организационная психология» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Психологические предикторы культуры безопасности персонала энергетических предприятий

Основная образовательная программа «организационная психология» iconОсновная образовательная программа Организационная психология и психология менеджмента
Эмоциональный интеллект как фактор адаптации студентов магистратуры первого курса

Основная образовательная программа «организационная психология» iconОсновная образовательная программа Организационная психология и психология...
Теоретические основы адаптации сотрудников, организационной культуры и мотивации 7

Основная образовательная программа «организационная психология» iconОсновная образовательная программа «Организационная психология и...
Доминирующие мотивы и потребности сотрудников в сфере оказания услуг населению (на примере call-центра)

Основная образовательная программа «организационная психология» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Теоретический анализ понятия детско-родительские отношения

Основная образовательная программа «организационная психология» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Взаимосвязь родительской позиции матери и психологических особенностей ее ребенка

Основная образовательная программа «организационная психология» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Взаимосвязь представлений о детском опыте и характеристик партнерских отношений у молодых взрослых

Основная образовательная программа «организационная психология» iconОсновная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом...
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030300. 62 «Психология», профилю «Общий»...

Основная образовательная программа «организационная психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика»

Основная образовательная программа «организационная психология» iconОсновная образовательная программа: «клиническая психология»
Копинг-стратегии и факторы риска соматической дезадаптации у сотрудников вневедомственной охраны

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru