Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение ХМАО – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида
Согласовано:
Заместитель директора по УРКУ «Леушинская коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
______________/В.С.Баринова
Ф.И.О
«_____» ______________2013г.
Утверждаю:
Директор КУ «Леушинская коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
____________________/В.Т.Гречаная
Ф.И.О.
Приказ №____ от «___» _________ 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ДОМОВОДСТВА (название предмета)
для 5 – 9 классов на 2013-2014 учебный год (II ступень)
образовательная ступень Составитель: Холодова Н.Ю.
учитель второй категории
Леуши 2013г.
Рабочая программа составлена на основании образовательной программы по домоводству для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Составитель: учитель домоводства Холодова Н.Ю.
В программе представлено развернутое тематическое планирование курса "Домоводства" в 5-9 классах в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Предлагаемая программа и календарно – урочное планирование поможет педагогам целенаправленно, комплексно и компетентно организовать учебный процесс по овладению учащимися опытом социального поведения для наиболее полной их реализации и интеграции в социуме и всесторонне формировать личность. Важность программы заключается в том, что содержание учебного материала по домоводству разнообразно, многопрофильно, специфично и характерно для школ VIII вида. Адресовано учителям домоводства, рекомендовано воспитателям. Предназначено для проведения эффективных занятий в 5-9 классах коррекционных школ VIII вида. Программа учитывает все федеральные образовательные требования и стандарты.
Рабочая программа утверждена на заседании методического совета
протокол № ____ от «____» ____________ 2013_ г. Председатель методического совета_______________ В.Т.Гречаная
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрена методическим объединением учителей
протокол № ____ от «____» __________ 2013 _ г.
Руководитель ________________ Е.С.Боровая
(подпись) (Ф.И.О.)
Пояснительная записка. Специальные коррекционные занятия по домоводству направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.
Домоводство в специальной (коррекционной) школе включает в себя разделы:
«Культура поведения», «Жилище», «Питание», «Одежда. Обувь», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Личная гигиена», «Медицина», «Семья», «Бюджет семьи. Экономика домашнего хозяйства», «Учреждения. Организации», «Трудоустройство».
Раздел «Личная гигиена» включает элементарные сведения о соблюдении чистоты, о правилах и приемах ухода за кожей, волосами, о пагубных привычках, влияющих на здоровье.
Раздел «Одежда. Обувь» обогащает и корректирует знания учащихся о необходимости своевременного ухода за обувью, одеждой, их правильному хранению и носке.
Раздел «Культура поведения» расширяет и закрепляет знания учащихся о правилах хорошего тона, правилах общения со старшими и сверстниками, в семье, с соседями.
Раздел «Жилище» включает изучение названий жилых помещений, способов ухода за ними, изучаются возможности рациональной расстановки мебели, сохранение жилищного фонда.
Раздел «Семья» знакомит учащихся с условиями планирования и создания семьи, родственными отношениями и правилами взаимопомощи между близкими людьми.
Раздел «Бюджет семьи. Экономика домашнего хозяйства» направлен на формирование знаний учащихся о ведении домашнего хозяйства, планировании семейного бюджета, видов источников дохода.
Раздел «Учреждения. Организации» содержит информацию о предприятиях бытового обслуживания населения, банках, отделах социальной защиты населения, знакомство с людьми тех профессий, по которым могут трудоустроиться выпускники школы VIII вида.
Раздел Трудоустройство» знакомит старшеклассников с учреждениями и организациями по трудоустройству населения, даются сведения о правилах оформления на работу, о заполнении документов и деловых бумаг.
Раздел «Транспорт» знакомит учащихся с различными видами транспорта, с культурой поведения в транспорте.
Раздел «Торговля» дает возможность узнать о порядке приобретения, сдачи и обмена товаров по чеку, о правилах торговли.
Раздел «Средства связи» включает изучение видов почтовых отправлений, телефонной связи, культуры разговора по телефону, формирует умение правильно оформлять и отправлять почтовые отправления, производить оплату за телефон, телеграммы, переговоры.
Раздел «Медицинская помощь» включает сведения о видах и порядке обращения за врачебной помощью, о правилах содержания домашней аптечки, об уходе за больными, знакомит с распространенными инфекционными заболеваниями.
Раздел «Питание» включает изучение способов выбора доброкачественных продуктов, рецептов блюд, практические занятия по приготовлению некоторых блюд.
Продолжительность обучения составляет четыре года, с пятого по девятый класс.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию и проведение экскурсий, бесед, моделирование реальных ситуаций, дидактических, сюжетно-ролевых, имитирующих игр, упражнений, проблемных ситуации, решение логических задач, учебных заданий, заданий-соревнований, оценивание действий людей в реальных ситуациях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, рисование, лепку, аппликации, просмотр и обсуждение кинофильмов, создание и оформление тематических альбомов, стендов.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.
Основными задачами преподавания домоводства являются:
- развитие и совершенствование навыков самообслуживания;
-формирование умений, навыков, необходимых для ведения домашнего хозяйства;
-экономическое и правовое просвещение и воспитание учащихся;
-формирование умений, навыков пользоваться услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, транспорта и медицинской помощи;
-формирование морально-этических норм и правил поведения, а также, навыков общения.
Программа рассчитана на учащихся с пятого по девятый классы.
Количество учебных часов распределяется:
5 «а» класс 68 часов в год (2 часа в неделю)
6 класс 68 часов в год (2 часа в неделю)
7 класс 68 часов в год (2 часа в неделю)
8 класс 68 часов в год (2 часа в неделю)
9 класс 68 часов в год (2 часа в неделю)
Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Тематическое планирование
5 «а» класс
№ п/п
| Тема
| Кол-во часов
| Подержание программы
| Обязательный минимум
ЗУН
| Примечание
| 1
| «Личная гигиена»
| 10
| 1.Знакомство с новым учебным предметом, его целями.
2.Экскурсия по кабинету.
3.Инструкция по ТБ.
| Обучающиеся должны знать:
требования к поведению во время урока.
Обучающиеся должны уметь:
соблюдать эти требования и правила.
|
|
|
|
| 1.Личная гигиена. Ее значение для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Здоровье и красота прически. 2.Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей.
3.Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач.
4.Пагубное влияние на курение, алкоголя на здоровье и развитие особенно детского организма. Воспитание силы воли.
| Обучающиеся должны знать:
-последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета,
-периодичность и правила чистки ушей,
-правила освещенности рабочего места,
-правила охраны зрения при чтении и просмотре телепередач, работы за компьютером,
-о вреде курения.
Обучающиеся должны уметь:
-совершать вечерний туалет в определенной последовательности;
-выбирать прическу и причесывать волосы;-
стричь ногти на руках, ногах;-
стирать индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте;
-беречь зрение;
-корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли.
|
| 2
| «Одежда и обувь»
| 8
| 1.Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначение.
2.Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению.
| Обучающиеся должны знать:
-виды одежды и обуви, их назначение,
-правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов.
Обучающиеся должны уметь:
-различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, -подбирать одежду и обувь, головной убор по сезону,
-сушить и чистить одежду, -подготавливать одежду и обувь к хранению,
-подбирать крем и чистить кожаную обувь.
|
| 3
| «Питание»
| 16
| 1.Значение питания в жизнедеятельности людей. 2.Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.
3.Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей.
4.Место приготовление пищи и оборудование его. 5.Приготовление пищи не требующей тепловой обработки.
6.Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу.
7.Сервировка стола.
| Обучающиеся должны знать:
-значение питания,
-правила безопасной работы режущими инструментами,
-виды блюд, не требующих тепловой обработки,
-правила сервировки стола,
-правила мытья посуды и уборки помещения.
Обучающиеся должны уметь:
-прочитать рецепт блюда,
-подобрать продукты для его изготовления,
-нарезать хлеб, сырые и вареные овощи,
-строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами.
|
| 4
| «Семья»
| 4
| 1.Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка).
2.Состав семьи учащихся. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, дни рождения их. 3.Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь.
| Обучающиеся должны знать:
-родственные отношения в семье, -состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст их.
Обучающиеся должны уметь:
-записать имя, отчество, фамилию членов семьи,
-выполнять правила поведения в семье
|
| 5
| «Культура поведения»
| 8
| 1.Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки.
2.Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; примеры обращения с просьбой, вопросом.
3.Правила поведения за столом.
| Обучающиеся должны знать:
-требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя;
-правила поведения при встрече и расставании;
-формы обращения с просьбой, вопросом;
-правила поведения за столом.
Обучающиеся должны уметь:
-следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;
-следить за своей походкой, жестикуляцией;
-правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу;
-правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчика и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях;
-вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстниками и взрослым.
|
| 6
| «Жилище»
| 6
| 1.Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом, интернатские помещения.
2.Виды жилья: собственное, государственное. 3.Варианты квартир, подсобных помещений: жилье по конструкции – комнаты отдельные, смежные; по назначению – спальня, гостиная, кухня, ванная. Организация рабочего места школьника. Виды отопления в городе и селе.
4.Почтовый адрес дома, школы.
| Обучающиеся должны знать:
-виды жилых помещений в городе и селе и их различие;
-почтовый адрес своего дома и школы-интерната;
-правила организации рабочего места школьника.
Обучающиеся должны уметь:
-писать адрес на почтовых откры-ках, на почтовых конверте, переводе, телеграмме, телеграфном переводе;
-соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.
|
| 7
| «Транспорт»
| 8
| 1.Виды транспортных средств.
2.Проезд в школу – интернат (маршрут, виды транспорта).
3.Поведение в транспорте и на улице.
4.Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.
| Обучающиеся должны знать:
основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе;
наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;
-варианты проезда до школы рациональными видами транспорта;
-количество времени, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут;
-правила передвижения на велосипеде.
Обучающиеся должны уметь:
-соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);
-соблюдать правила дорожного движения;
-различать знаки дорожного движения, встречающиеся по пути из дома до школы школы-интерната и обратно.
|
| 8
| «Торговля»
| 8
| 1.Виды торговых предприятий. Их значение для обеспечения жизни и деятельности людей и животных.
2.Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария.
3.Продуктовые специализированные магазины. 4.Виды товаров фасованные, на развес и розлив.
5.Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине.
6.Срок годности, стоимость.
7.Хранение товаров фасованных и в развес, розлив.
| Обучающиеся должны знать:
-виды магазинов;
-назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции;
-правила поведения в магазине;
-правила покупки товаров;
-стоимость хлебных, молочных продуктов, 2—3 круп (пшено, рис и т.п.), десятка яиц, некоторых овощей и фруктов.
Обучающиеся должны уметь:
-выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности;
-округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты;
-оплатить, проверить чек и сдачу;
-культурно вести себя с работниками торговли.
|
| |