Скачать 1.18 Mb.
|
Е.Е.КОЛОСОВА Методическое пособие для учителя по курсу преподавания «Математики с элементами экономики» для учащихся 10-12 классов (I-III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Задачи курса «Математика с элементами экономики» 11 Учебная программа по курсу «Математика с элементами экономики» в10 – 12классах (I-III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 12 Примерное тематическое планирование уроков 18 Урок математики с элементами экономики 26
экономики 38 Примерные конспекты некоторых уроков 44 Подборка материалов для проведения уроков математики с элементами экономики 75 Приложения 105 Список использованной литературы 108 Введение В связи с социальным и экономическим процессом в российском обществе коллегией Министерства образования РФ (1993 г.) была поставлена задача перехода специальных (коррекционных) образовательных учреждений с 1995 – 1996 уч. г. на новое содержание обучения, что предусматривает разработку новых специальных курсов, создание внедрение вариативных планов и программ, учебников, соответствующего методического обеспечения. Рекомендована переориентация содержания образовательных областей в сторону формирования у школьников практических социально значимых знаний и навыков. Предусмотрено также продление сроков обучения воспитанников с отклонениями в развитии в целях позитивного решения проблемы социализации выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида в жёстких условиях рыночной экономики. Образовательная деятельность для детей и подростков с недостатками интеллектуального развития строится на основе Закона РФ «Об образовании», Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, законодательства РФ и г. Москвы, нормативных правовых актов органов управления образования, договора с Учредителем, Устава школы. Современная жизнь предъявляет всё более жёсткие требования к выпускникам коррекционных школ не только как к работникам, но и личности в целом. Образование личности – вот главная цель современной школы, провозглашённая в новом Законе об образовании. Подготовленность выпускников коррекционных школ к самостоятельной жизни и труду определяется состоянием их умений адекватно реагировать на новое, подбирать правильные решения и действия в зависимости от сложившихся ситуаций. У них должны быть сформированы нравственные, трудовые, эстетические понятия, убеждения, потребности, идеалы. Учебно-воспитательная работа с детьми не ограничивается только образовательной и воспитательной функциями, так как при этом развитие учащихся обеспечивается недостаточно. Л.В.Занков писал, что «дидактика сейчас уже не может ограничиваться областью знаний и навыков, как бы ни важна была эта область. Необходима разработка научно-педагогических основ такого построения учебного процесса, которое давало бы оптимальный результат в развитии школьников». О соотношении обучения и развития детей говорил и Л.С.Выготский. Развивающая функция обучения не только связана с образовательной и воспитательной функциями, но и целиком основывается на них, так как развитие ребёнка происходит в процессе усвоения знаний, умений, навыков и воспитания. Развивающая функция создаёт условия для максимальной эффективности процесса обучения и воспитания умственно отсталых учащихся и в то же время имеет большое коррекционное значение. Коррекция дефектов умственно отсталых подростков осуществляется путём использования системы особых педагогических приёмов в процессе всей учебно-воспитательной работы в школе. Целью коррекционной работы является повышение готовности учащихся к самостоятельной организации своей умственной и физической деятельности, к её осознанной саморегуляции, а также, что не менее важно, активизация познавательной деятельности учащихся. Важным фактором в реализации коррекционно-воспитательных задач является заинтересованное, эмоциональное отношение школьников к учебной деятельности. У них активизируется мыслительная деятельность, мобилизует внимание, улучшается работоспособность, появляется бодрое, радостное настроение. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 102 является государственным образовательным учреждением и экспериментальной площадкой Департамента образования города Москвы. Исходя из основной цели деятельности школы-интерната: воспитания, обучения, коррекции недостатков развития умственно отсталых детей и подростков, всестороннего развития учащихся на основе профессионального обучения, позволяющего успешно адаптироваться к активной жизни в обществе, разработана структура учебного заведения Школа-интернат ориентирована на работу с каждым учеником с учетом его индивидуальных (возрастных, психофизиологических, интеллектуальных) особенностей, возможностей в обучении путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, эмоционального, духовного и физического развития личности. школьное обучение I-IV классы – начальный этап обучения (общеобразо-вательная подготовка соче-тается с коррекционной и пропедевтической работой) V-IX классы – продолжение обучения общеобразовательным предметам. Вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность Послешкольное обучение X-XII классы (I-III курсы) с углубленной профессиональной подготовкой и миниму-мом часов (11-13), выделенных на школьный компонент Работая в режиме эксперимента (с 1995 года), педагогический коллектив считает, что основной принцип образовательной политики заключается в том, чтобы подготовить личность, обладающую социально значимыми качествами, определенными знаниями и мобильными профессиональными навыками, способную в современных экономических условиях успешно адаптироваться на производстве, в коллективе и повседневной жизни. В этом направлении школа-интернат плодотворно сотрудничает с учебными и научными учреждениями Москвы, Московской области, России и Бельгии. Основными принципами учебного заведения, на которых строится экспериментальная работа, являются: - принцип гуманизации, - принцип демократизации, - принцип интеграции. Вышеперечисленные принципы сориентированы - на создание максимально благоприятных условий и комфортного психоло-гического микроклимата для развития у учащихся социально значимых качеств, коррекцию соуправляющих механизмов личности и эмоционально-волевой сферы; - на свободное сотрудничество педагогов друг с другом, педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей; - на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, создание новых педагогических технологий коррекционно-развивающего обучения. Реализация данных принципов позволяет спланировать получение результата образовательной деятельности. Трудовое обучение, включающее профессиональную подготовку учащихся школа-интернат № 102 осуществляет с 1994 года. В 10 классе (на I курсе) профессиональной подготовки поступают выпускники 9 класса коррекционных школ VIII вида, ранее обучавшиеся переплетному, швейному, столярному делу. При поступлении в профессиональные классы (курсы) подростки проходят собеседование по общеобразовательным предметам (русский язык, чтение, математика) и трудовому обучению. Для занятий по профессиональному обучению учащиеся 10-12 классов (I-III курсов) делятся на группы. Комплектование групп осуществляется с учетом познавательных, психофизических, типологических особенностей учащихся и рекомендаций врача. Учитывая специфику и организацию проведения занятий по профессиональному обучению, допускается объединение уроков до 6 часов (с учетом специфики работы на производстве). Структура учебного года (по четвертям) определена исходя из режима работы данного типа образовательного учреждения. Учебные планы по профессиональной подготовке разработаны нами на основе: а) нормативной учебной документации, регламентирующей обучение детей в специальных (коррекционных) школах VIII вида; б) Московского регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) школ VIII вида. Исходя из этого, в Московский региональный базисный учебный план решением педагогического совета школы-интерната № 102 внесены некоторые изменения, в том числе выведен курс «Математика» в объеме 4 часов в неделю и введен курс «Математика с элементами экономики» в том же объеме. В данном методическом пособии представлена разработка авторской программы по математике с элементами экономики, которая необходима для более целенаправленной и эффективной подготовки выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида к самостоятельной жизни в современном обществе через усвоение ими системы элементарных экономических знаний. У детей с нарушениями интеллекта наблюдается крайне низкий уровень развития мышления. Основной недостаток мышления умственно отсталых детей – слабость обобщения. Это проявляется в механическом заучивании правил, без понимания их смысла, без осознания того, когда их можно применить. Низкий уровень мыслительной деятельности школьников с нарушением интеллекта затрудняет переход от практических действий к умственным. В отличие от нормально развивающихся детей и детей с задержкой психического развития, для формирования у умственно отсталых учащихся представлений о числе, счёте, арифметических действиях и др. требуется развёрнутость всех этапов формирования умственных действий. Школьники с нарушением интеллекта, в силу неумения мыслить обратимо, с большим трудом связывают взаимообратные понятия и, усвоив одно из них могут не иметь представления о другом, обратном, не связывают их в пары, воспринимают обособленно, затрудняются в сравнении чисел, установлении отношений эквивалентности и порядка при изучении отрезков натурального ряда чисел. У учащихся школы VIII вида имеют место недостатки и своеобразие общего речевого развития. В олигофренопсихологии отмечаются недостаточность и своеобразие их собственной речи, трудности в понимании обращённой к ним речи. Из-за слабости регулирующей функции речи ученику коррекционной школы трудно полностью подчинить своё действие словесному заданию. Дети испытывают затруднения в использовании имеющихся знаний в новой ситуации, а также в практической деятельности. Причиной этого являются трудности переноса знаний без критического отношения к ним, без учёта ситуации, трудности актуализации имеющихся знаний, а также, по выражению Ж.И. Шиф, отсутствие «гибкости ума», трудности обобщений при решении новых задач. Ученик на уроке математики может хорошо ответить на вопросы, выявляющие знания соотношения мер длины, но быть беспомощным в учебных мастерских. Он может хорошо различать виды углов на моделях геометрических фигур, но не сможет выделить указанный угол на изделии. Экспериментальные данные многих авторов (В.С.Луценко, Ю.Т,Турчинская, и др.)свидетельствуют о том, что применение проблемных ситуаций в обучении детей с недостатками в развитии имеет развивающее, коррекционное и воспитательное значение. Хотя возможности развития интеллекта при умственной отсталости ограничены, всё же в условиях коррекционного обучения, направленного на формирование важнейших структур мышления, возможно значительное продвижение познавательной сферы детей-олигофренов (М.С.Певзнер, В.Г.Петрова, Ж.И.Шиф и др.). В олигофренопедагогике проблема экономического образования и воспитания школьников была частично разработана. Элементарные экономические знания и навыки хозяйственной деятельности в быту у учащихся 5 – 9 классов складываются в процессе воспитательной работы, на уроках профессионально – трудового обучения и социально – бытовой ориентировки (СБО), но это не обеспечивает в полной мере формирования системных экономических знаний. Элементарная экономическая грамотность является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации выпускников коррекционных школ и особенно актуальна для детей с интеллектуальной недостаточностью. Ведь при решении экономических проблем они сталкиваются с большими трудностями, чем люди с нормальным развитием. В конце 80 – х – начале 90 – х годов выполнено несколько диссертационных исследований под руководством Павловой Н. П. и Петровой В. Г. по проблеме преподавания вопросов экономического содержания в курсе социально – бытовой ориентировки. Ими в 1988 г. предложена методика формирования экономико – бытовых знаний и умений у старшеклассников коррекционной школы на уроках СБО. Павлова Н. П. (1991) отмечает, что у выпускников коррекционной школы, живущих с родителями, явно выражены иждивенческие наклонности, а у подростков – сирот, лишенных попечения родителе, налаживанием самостоятельной жизни происходит с еще большими трудностями. Истоки затруднений возникающих в результате неумения рационально вести хозяйство, распоряжаться заработной платой, семейным бюджетом, связываются ею не только с особенностями психофизического развития детей, но и со слабой работой педагогических коллективов по социально – бытовой ориентировке. Предлагается больше уделять внимания экономическому просвещению школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках социально – бытовой ориентировки, математики и во внеурочное время. Разработке приемов преподавания старшеклассникам экономического материала в курсе географии посвящено исследование Черепановой И. И. (2003). Таким образом сведения об экономической сфере жизни учащиеся получают, но разрозненно. В 2000 году была предложена программа «Экономический практикум», содержащая сведения об окружающей экономике и экономике производства, разработанная Бгажноковой И. М. и проведено специальное исследование по данной теме. Также было проведено исследование и выпущены пособия Стариченко Т. Н., в которых раскрыты и показаны подходы к экономическому образованию старшеклассников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Автором доказано, что при правильном проектировании содержания учебного предмета «Экономический практикум» возможна весьма эффективная реализация практико – ориентированного подхода в педагогической технологии экономического образования старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью. Работая в режиме эксперимента, мы опробовали предложенные программы в условиях школы-интерната VIII вида с углубленной профессионально-трудовой подготовкой учащихся 10-12классов (I-III к.) и пришли к выводу, что данные программы носят информативный характер, а учитывая интеллектуальный уровень умственно отсталых школьников, сложна в усвоении. На наш взгляд, необходимо больше уделять внимания ознакомлению детей с недостатками в умственном развитии с экономикой потребления на основе математических знаний, приобретённых ими за девять лет обучения. Умения ориентироваться в общественных событиях не вырабатываются автоматически - это целенаправленный процесс, который предполагает развитие способностей разбираться в возникающих ситуациях, отделять важное от второстепенного, видеть за главными событиями закономерности, правильно определять позицию по отношению к происходящему. Как показывает практика, учащиеся с проблемами в интеллектуальном развитии после окончания девятилетней школы не владеют в полной мере элементарными экономическими понятиями, которые им будут необходимы, как в самостоятельной трудовой деятельности, так и в повседневной жизни. Учитывая этот факт и стремясь облегчить их социальную адаптацию в обществе, в нашей школе – интернате № 102, на базе 10- 12классов (I-III курсов) с 1997-1998 учебного года был введён курс обучения математике с элементами экономики. В связи с этим была разработана программа по данному курсу. Программа по математике с элементами экономики включает разделы и темы, изучение которых имеет большое коррекционное и практическое знание для старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью. По основным параметрам программный материал соответствует существующим программам по экономике в общеобразовательных школах, но подросткам с недостатками в развитии предлагается менее сложная по структуре, более сокращённая по объёму и элементарная по условиям обобщённости система экономических знаний и умений на основе уже имеющихся знаний по математике. |
Учебно-методическое пособие для студентов, ординаторов и интернов, курсантов факультетов повышения квалификации | Счастливый английский ру для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, К. И. Кауфман, М. Ю. Кауфман. Обнинск: Титул, 2014г., а... | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, учащихся старших классов школ, лицеев, гимназий, изучающих английский язык... | Данное пособие предназначено учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, для студентов I, II курса специальности 31. 02. 01... | ||
... | «Черчение» для 8-9 классов (далее программа) составлена на основе авторской программы А. А. Павловой, Е. И. Корзиновой. (Программно-методические... | ||
Назначение работы – оценить общеобразовательную подготовку по курсу математики выпускников XI классов общеобразовательных учреждений... | Олимпиада проводится отдельно для учащихся 8-9 классов и совместно для учащихся 10-11 классов. ( В материалах представлены задания... | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для учителей и учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и является хорошим помощником... | Данное методическое пособие является разработкой элективного курса по предмету информатика «Графический редактор CorelDraw», для... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |