Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 года, базисным учебным планом 2004 года и авторской программы общеобразовательных учреждений по английскому языку для 5-9 классов К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман. Рабочая программа ориентирована на использование серии учебников Happy English.ru/Счастливый английский.ру для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман.- Обнинск: Титул, 2014г., а также дополнительных пособий: для учителя- Книга для учителя к учебнику Happy English.ru,CD-диск, для учащихся- Рабочая тетрадь к данному УМК.
Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие речевых умений в целях дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке, то есть для достижения иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как: речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); развитие у школьников умений выходить из положения при дефиците языковых средств при получении и передаче информации;
языковая/лингвистическая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, о разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (5-6 и 7-9 классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общеучебных и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации2; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ
Предметное содержание речи
Школьники учатся общаться со своими сверстниками в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках следующей примерной тематики:
1) Мои друзья и я. Взаимоотношения в семье, с друзьями. Внешность. Досуг и увлечения (спорт, музыка, чтение, посещение дискотеки, кафе, клуба3). Молодежная мода. Карманные деньги. Покупки. Переписка.
2) Школьное образование. Изучаемые предметы, отношение к ним. Каникулы. Международные школьные обмены. Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка.
3) Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, климат, население, города и села, достопримечательности. Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. Технический прогресс. Средства массовой информации.
4) Природа и проблемы экологии. Глобальные проблемы современности. Здоровый образ жизни. Виды речевой деятельности
Говорение
Диалогическая речь
Овладение учащимися умениями вести следующие виды диалога:
диалог этикетного характера:
- начать, поддержать и закончить разговор;
- поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
- выразить благодарность;
- вежливо переспросить, отказать, согласиться;
диалог-расспрос:
- запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто? что? как? где? куда? когда? с кем? почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;
- целенаправленно расспрашивать, «брать интервью»;
диалог-побуждение к действию:
- обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
- дать совет и принять/не принять его;
- пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться, принять в нем участие;
- сделать предложение и выразить согласие/несогласие, принять его, объяснить причину; диалог-обмен мнениями:
- выразить точку зрения и согласиться/не согласиться с ней;
- высказать одобрение/неодобрение;
- выразить сомнение;
- выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость/огорчение, желание/нежелание);
- выразить эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью комплиментов;
Комбинирование указанных видов диалога для решения более сложных коммуникативных задач.
Монологическая речь
Овладение учащимися следующими умениями:
- кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), эмоциональные и оценочные суждения;
- передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
- делать сообщение по прочитанному/услышанному тексту;
- выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от коммуникативной задачи и жанра текста.
При этом формируются следующие умения:
- выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте и прогнозировать его содержание;
- выбирать главные факты, опуская второстепенные;
- выборочно понимать необходимую информацию функциональных текстов с опорой на языковую догадку, контекст;
- игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания.
Чтение
Учащиеся учатся читать и понимать тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):
- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
- с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
- с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5-6 и 7-9 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность.
Независимо от вида чтения возможно использование словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичных материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка.
При этом формируются следующие умения:
- определять тему, содержание текста по заголовку;
- выделять основную мысль;
- выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
- устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных адаптированных текстах разных жанров.
При этом формируются следующие умения:
- полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки;
- оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
- комментировать/объяснять те или иные факты, описанные в тексте.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст (статью или несколько статей из газеты, журнала) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.
Письменная речь
Владение письменной речью предполагает развитие следующих умений:
- делать выписки из текста;
- писать короткие поздравления (с днем рождения, другим праздником), выражать пожелания;
- заполнять формуляр (указывать: имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес); - писать личное письмо по образцу/без опоры на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка. ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ
Овладение учащимися следующими языковыми знаниями и навыками:
Орфография
Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.
Произносительная сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка, соблюдения ударения и интонации в словах и фразах, ритмико- интонационные навыки произношения различных типов предложений, выражение чувств и эмоций с помощью эмфатической интонации.
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка; знание основных способов словообразования: аффиксации, словосложения, конверсии.
Грамматическая сторона речи
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, безличных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, использования прямого и обратного порядка слов.
Знание признаков и овладение навыками распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного и страдательного залогов, модальных глаголов и их эквивалентов, существительных в различных падежах, артиклей, относительных, неопределенных/неопределенно-личных местоимений, прилагательных, наречий, степеней сравнения прилагательных и наречий, предлогов, количественных и порядковых числительных. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
Школьники учатся осуществлять межличностное и межкультурное общение, применяя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).
Это предполагает знание:
- значения изучаемого иностранного языка в современном мире;
- наиболее употребительной фоновой лексики, реалий;
- социокультурного портрета стран, говорящих на изучаемом языке; - культурного наследия стран изучаемого языка.
Предусматривается также овладение умениями:
- представлять родную культуру на иностранном языке;
- находить сходство и различие в традициях своей страны и страны/стран изучаемого языка;
- оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения. КОМПЕНСАТОРНЫЕ УМЕНИЯ
В основной школе целенаправленно осуществляется развитие умений выходить из положения при дефиците языковых средств, а именно: развитие умения использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты; при чтении и аудировании – языковую догадку, прогнозирование содержания.
УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ
Учащиеся овладевают следующими специальными учебными умениями:
- осуществлять информационную переработку иноязычных текстов;
- пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными;
- участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного характера, требующей использования иноязычных источников информации. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения иностранного языка ученик должен
знать
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
особенности структуры и интонации различных коммуникативных типов простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка;
роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
в области говорения
начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспросить собеседника и ответить на его вопросы, высказать свое мнение, просьбу, ответить на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщить краткие сведения о своей стране и стране изучаемого языка;
делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, кратко характеризовать персонаж;
в области аудирования
понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных функциональных текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя отдельную значимую информацию;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ), уметь определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;
в области чтения
читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
в области письменной речи
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец (расспрашивать адресат о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
владеть способами познавательной деятельности:
ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте: определять его содержание по заголовку, выделять основную информацию;
использовать двуязычный словарь;
использовать переспрос, перифраз, синонимичные средства, языковую догадку в процессе устного и письменного общения на иностранном языке.
Примерное тематическое планирование курса 5–9-х классов
Класс
| Тематика общения
| 5 класс
| 1. Я и моя семья
2. Я и мои друзья
3. Я и мои увлечения
4. Школа и школьные предметы
5. Путешествие. Правила поведения пассажиров в аэропорту
6. Службы аэропорта и как ими пользоваться
7. Дом и квартира
8. Цвет. Одежда: как узнать незнакомого человека в аэропорту.
9. История Великобритании: шотландские кланы и тартаны, происхождение шотландских фамилий. Девизы шотландских кланов
10. История Великобритании: взаимоотношения Англии и Шотландии. Начальные сведения о Вестминстерском аббатстве и Камне судьбы
11. Распорядок дня
12. Домашние любимцы: что они умеют делать
13. История Великобритании: озеро Лох-Несс
14. Современные реалии страны изучаемого языка: fish and chips, Oxford, Prince Charles, the Beatles
15. Традиции и праздники. Празднование Пасхи и Рождества в Англии и России 16. Изготовление поделок к празднику
17. Празднование дня рождения
18. История Великобритании: начальные сведения о Соединенном Королев- стве Великобритании и Северной Ирландии. Страны, входящие в состав Соединенного Королевства, их символика
19. Города Великобритании: Бирмингем, Ливерпуль, Йорк, Колчестер и их достопримечательности
20. История Великобритании: Эдинбург – его прошлое и настоящее
21. Города России: Москва, Обнинск, Палех, Тюмень, Астрахань
22. Времена года, погода
23. Достопримечательности Лондона: Тауэр, бифитеры, Вестминстерское аббатство, королева Мария Стюарт, Камень судьбы
| 6 класс
| 1. Достопримечательности Лондона. Вестминстерское аббатство
2. Необычные экскурсии английских школьников: музеи
3. Что делать, если ты потерялся: дорога в городе. Ориентировка в городе по фрагменту плана. Ориентировка в Лондоне по фрагменту плана
4. Города Великобритании: Танбридж-Уэлс
5. Транспорт, покупка билета
6. Знаменитые люди Великобритании: великие изобретатели и их изобрете- ния
7. Планы на будущее
8. История Великобритании: гражданская война 1642–1651. Эпидемия чумы. Великий лондонский пожар
9. Этикет: поведение гостя в английской семье, этикет телефонных разгово- ров 10. Домашние животные в нашей жизни
11. История Великобритании: Пороховой заговор
12. Еда: выбор и покупка продуктов, приготовление блюд, посещение пицце- рии и выбор блюд
13. Досуг и увлечения: популярные виды досуга
14. Рождество: подготовка и празднование Рождества в Англии и России
15. Особенности жизни и быта англичан
16. Внешность и характеристика человека
17. Тоннель под Ла-Маншем — современная достопримечательность
18. Культурные особенности страны изучаемого языка: лимерики
19. История Великобритании: средневековый Эдинбург и его жители
20. Здоровый образ жизни: болезни, симптомы, лечение
21. История Великобритании: средневековый Лондон и его жители
22. Достопримечательности Великобритании и Лондона: долина Солсбери, Стоунхендж, здание парламента, Трафальгарская площадь, Гринвичская обсерватория, нулевой меридиан, музей Мадам Тюссо
| 7 класс
| 1. Заполнение формуляров
2. Путешествие: сборы в поход, снаряжение, правила поведения в походах
3. Каникулы: достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга, рассказ о каникулах
4. Экология и окружающая среда: как защитить окружающую среду
5. Поездка в Великобританию: планирование поездки, выбор транспорта, заполнение формуляра для получения визы
6. Школа: английские школы, школьные правила, как найти друзей в школе
7. Спорт: соревнования между классами в английской школе, клубы по инте- ресам, репортаж о футбольном матче
8. Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру : М. В. Ломоносов, Мать Тереза, Вильям Воллес, Билл Гейтс
9. Формирование личности. Какие качества характера надо воспитывать в себе, чтобы стать достойным человеком
10. История покорения Южного полюса: легендарные исследователи Роберт Скотт и Руаль Амундсен
11. Дружба: настоящий друг, взаимопомощь, качества, которыми должен обладать настоящий друг
12. История Великобритании: римское завоевание Британских островов
13. История Великобритании: англосаксонское завоевание Британских островов 14. История Великобритании: король Артур и рыцари Круглого стола
15. История Великобритании: положение коренного населения при англо- саксах 16. История Великобритании: викинги на территории Британии
17. История Великобритании: норманнское завоевание. Битва при Гастингсе
| 8 класс
| 1. Праздники: история возникновения праздника День святого Валентина и как его отмечают сегодня
2. Выдающиеся люди Великобритании: их вклад в науку и мировую культуру: Исаак Ньютон, Флоренс Найнтингейл, Чарли Чаплин
3. Достопримечательности Великобритании: Национальная портретная галерея
4. История Великобритании: Британский парламент: история возникновения парламента. Великая хартия вольностей
5. Политическое устройство Великобритании: Британский парламент
6. Политическое устройство России: Российский парламент
7. Средства коммуникации: газеты, издающиеся в Великобритании, история, современность
8. СМИ в России
9. Происхождение и история английского и русского языка
10. Роль английского языка в современном мире
11. Библиотека: правила поведения в библиотеке
12. Мир информации: средства массовой информации, газеты
13. Книги и чтение: история книг, запреты книг в Средние века, любимые книги 14. Знаменитые писатели: Марк Твен, Толкиен, Дюма, Конан Дойл, Дж. Роулинг и их произведения
15. Великие русские писатели и поэты: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. Гумилев, А. Ахматова
16. История Великобритании: Британия после норманнского завоевания
17. История Великобритании: Британия в XII веке
18. История Великобритании: борьба за независимость между Шотландией и Англией в XIV веке
19. История Великобритании: правление Тюдоров: Генрих VIII, Анна Болейн, Елизавета
| 9 класс
| 1. Роль иностранного языка: британский и американский варианты английского языка
2. США: Нью-Йорк, ориентировка на улицах американского города, досто- примечательности Нью-Йорка
3. 3доровый образ жизни: блюда американской и русской кухни
4. Формирование личности: общечеловеческие ценности
5. История США: пилигримы, путешествие на „Мэйфлауэре“, образование Плимутской колонии
6. Одежда и мода: молодежные стили, покупка одежды
7. Молодежные течения
8. История США: открытие Америки Колумбом, жизнь в Плимутской колонии, история возникновения Дня благодарения
9. 3доровый образ жизни: диета, лечение, медицинское страхование
10. История США: великие американцы, Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Бостонское чаепитие. Декларация независимости
11. Межличностные взаимоотношения в семье. Взаимоотношения с родителя- ми. Проблема взаимопонимания
12. История США: Авраам Линкольн. Гражданская война. Геттисбергское сражение.
13. Вашингтон: история и достопримечательности.
14. Лос-Анджелес: история и достопримечательности
15. Голливуд
16. Популярные американские актеры и фильмы
17. Популярные российские актеры и фильмы
18. Проблемы выбора профессии: как стать успешным
19. Дж. Роулинг и ее книги о Гарри Поттере
20. История США: история американского флага
21. Проблемы выбора профессии: работа летом для подростков
22. Достопримечательности и история США: гора Рашмор, Памятник Бешеной Лошади, Йосемитский национальный парк, Национальный парк в Долине Смерти
| Использованная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Серия стандарты второго поколения.— М.: Просвещение, 2012.
2. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык.— М.: Просвещение, 2010.
3. Иностранный язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.— М.: Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам.)
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Под ред. А. Г. Асмолова.— М.: Просвещение, 2010.
5. Методика обучения ИЯ: традиции и современность / Под ред. А. А. Миролюбова.— Обнинск: Титул, 2010.
6. Кауфман К. И., Кауфман М. Ю. Рабочая программа курса английского языка “Happy English.ru” для 2–4 классов.— Обнинск: Титул, 2012.
7. Кауфман К. И., Кауфман М. Ю. Книга для учителя к учебнику „Счастливый английский.ру“ для 5 класса общеобраз. учрежд.— Обнинск: Титул, 2012.— 72 с.
8. Кауфман К. И., Кауфман М. Ю. Книга для учителя к учебнику „Счастливый английский.ру“ для 6 класса общеобраз. учрежд.— Обнинск: Титул, 2012.— 72 с.
9. Кауфман К. И., Кауфман М. Ю. Книга для учителя к учебнику „Счастливый английский.ру“ для 7 класса общеобраз. учрежд.— Обнинск: Титул, 2012.— 80 с.
10. Кауфман К. И., Кауфман М. Ю. Книга для учителя к учебнику „Счастливый английский.ру“ для 8 класса общеобраз. учрежд.— Обнинск: Титул, 2012.— 64 с.
11. Кауфман К. И., Кауфман М. Ю. Книга для учителя к учебнику „Счастливый английский.ру“ для 9 класса общеобраз. учрежд.— Обнинск: Титул, 2012.— 48 с.
12. А. В. Конобеев. Реализация идей ФГОС в курсе “Happy English.ru” для 2– 11 классов: Методическая брошюра.— Обнинск: Титул, 2013. |