ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
фЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТвЕННОЕ Бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ)
Факультет психологии
Кафедра эргономики и инженерной психологии
Зав. кафедрой
эргономики и инженерной психологии
_________________________С.А. Маничев
| Председатель ГЭК,
доктор психологических наук
___________________О.А. Пикулева
| Выпускная квалификационная работа на тему:
Биографические предикторы лидерских компетенций
Направление 030300 – Психология
Рецензент:
к. пс.н., доцент
Юркина Л.Ю.
___________(подпись)
Рецензент:
ст. преп.
Погребицкая В.Е.
___________(подпись)
| Выполнил: студент
Козловская Юлия
___________(подпись)
Научный руководитель:
к. пс.н., доцент
Маничев С.А.
___________(подпись)
| Санкт-Петербург
2016 Аннотация
Данная работа посвящена исследованию биографических предикторов лидерских компетенций у студентов юношеского возраста. В исследовании приняли участие 102 члена молодежной организации AIESEC. Возраст респондентов от 18 до 24 лет, среди них 36,7% мужчин и 67,3% женщин. В ходе исследования изучались биографические предикторы лидерства (Биографический опросник) и их связь с личностными особенностями (Big 5 Р. МакКрэй и П. Коста, Мотивация достижений А. Мехрабиана). Лидерская активность была поделена на две шкалы: социальная и академическая. Обработка данных осуществлялась посредством факторного, кластерного и регрессионного анализа. По результатам исследования испытуемые разделились на три группы по каждой из шкал по степени лидерской активности. Между группами были обнаружены различия по биографическим данным и личностным характеристикам шкалы Big 5: экстраверсия-интроверсия.
Для шкалы социальной лидерской активности анализ данных выявил следующие биографические предикторы: поведение при решении групповых задач, организация собственного дела и способность к успешной реализации неожиданных возможностей. Для академической лидерской активности биографическими предикторами по результатам исследования стали: хорошая успеваемость по естественным наукам и физкультуре в школе, общественная активность в школе и ВУЗе, стремление к признанию за школьные успехи, стремление к получению новых знаний, а также поведение в ситуации решения групповой задачи.
Таким образом, был выявлен ряд биографических и личностных особенностей, которые влияют на степень выраженности лидерской активности.
Ключевые слова: биографические предикторы, лидерские компетенции, юношеский возраст, социальное лидерство, академическое лидерство. Abstract
This work is devoted to research of biographic predictors of leadership competences at students of youthful age. 102 members of the youth organization AIESEC have taken part in research. Age of respondents from 18 to 24 years, among them there are 36,7% of men and 67,3% of women. During research biographical predictors of leadership (Biographical questionnaire) and their communication with personal features were studied (Big 5 R. McCrae and P. Costa, Motivation of achievements of A. Mehrabian). Leadership activity has been divided into two scales: social and academic. Data processing was carried out by means of the factorial, cluster and regression analysis. By results of research examinees were divided into three groups on each of scales on degree of leadership activity. Between groups distinctions according to biographical data and personal characteristics of a scale of Big 5 have been found: extraversion-introversion.
For the leadership of social activity scale analysis of data has revealed the following biographical predictors: behavior at the solution of group tasks, the organization of own business and ability to successful realization of unexpected opportunities. For the academic leadership activity biographical predictors by results of research became: good progress on natural sciences and physical culture at school, public activity at school and university, aspiration to recognition for school progress, aspiration to receiving new knowledge, and also behavior in a situation of the solution of a group task.
Thus, revealed a number of biographical and personality characteristics that affect the degree of leadership activity.
Keywords: biographical predictors, leadership competencies, youthful age, social leadership, academic leadership.
|