Скачать 1.05 Mb.
|
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТим. Т. Г. ШЕВЧЕНКОФакультет физической культуры и спортаКафедра спортивных игр Учебно-методическое пособие для студентов факультета физической культуры и спорта Тирасполь 2010 УДК 796.323(076.5) ББК 4515.66р30я73-5 П 69 Практикум по баскетболу. Учебно-методическое пособие для студентов факультета ФК и С / Составители: Ю.Н. Емельянова, О.А. Хмырова, А.А. Курылёв, Тирасполь, 2010. – 76 с. Рецензенты: Т.Н. Тимуш, доцент кафедры спортивных игр ПГУ им. Т.Г. Шевченко В.В. Абрамова, к.п.н., доцент кафедры гимнастики и спортивных единоборств ПГУ им. Т.Г. Шевченко Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с государственным стандартом и современным требованиями к подготовке специалистов в сфере физической культуры и спорта. Пособие отражает следующие направления в подготовке специалистов по специальности 033100: особенности методики обучения технике и тактике спортивных игр и проведения занятия по баскетболу, учебные задания и рекомендации по их выполнению. В пособии также кратко раскрываются основные понятия теории баскетбола – история, основы техники и тактики игры, физической подготовки и правила игры. В работе представлено содержание самостоятельной работы по дисциплине «Баскетбол» с заданиями по изучаемым темам, образцы конспектов, наглядно-практический материал. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультета физической культуры и спорта. Утверждено и рекомендовано к печати Научно-методическим Советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко © Емельянова Ю.Н., Хмырова О.А., А.А. Курылёв, составители ВВЕДЕНИЕ Практикум по баскетболу включает в себя основные теоретические сведения, необходимые для профессионально-педагогической деятельности, рисунки, таблицы и учебные задания. Работа с пособием заключается во внимательном изучении теоретического материала, который является основой для дальнейших действий и выполнении учебных заданий в виде заполнения таблиц и разработки учебной документации. Содержание практикума соответствует требованиям государственного стандарта по ДПП и составлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Баскетбол». Для выполнения заданий в практикуме необходимо не только изучить теоретический материал, представленный в пособии, но и обратиться к рекомендуемому списку литературу, конспекту лекций. Работа по практикуму выполняется в тетради по образцам представленным в пособии. Рисунки изучаемых специальных и подводящих упражнений можно копировать и вклеивать в рабочую тетрадь, все остальные задания должны быть выполнены шариковой ручкой. Студенты во время изучения дисциплины «Баскетбол» должны: -получить основные сведения по истории возникновения и развития игры, основам техники и тактики -изучить средства и методы обучения технике и тактике игры, особенности организации и проведения подготовительной части урока по баскетболу, основы методики воспитания физических качеств баскетболистов, правила игры. -научиться использовать приобретенные знания в решении конкретных педагогических задач физического воспитания школьников различного возраста; -приобрести навыки самостоятельной работы с научно-методической литературой и научиться составлять учебную документацию; -освоить технику специальных и подводящих баскетбольных упражнений; -овладеть умениями и навыками обучения технике и тактике игры в баскетбол; -познакомиться с некоторыми научно-исследовательскими методами; -овладеть навыком поиска более эффективных методов воспитания и обучения учащихся в процессе занятий физической культурой. Для занятий баскетболом, студенты должны иметь короткую форму (шорты и футболки) и спортивную обувь. ТЕМА I. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БАСКЕТБОЛА Кратко о баскетболе можно сказать, что это спортивная командная игра, в которой игроки забрасывают мяч в "корзину", состоящую из кольца с сеткой внизу. Она находится на высоте чуть более 3 метров от пола (10 футов). Большинство попаданий оценивается двумя очками. Удачные броски из-за полукруга – 6,25 метра от корзины приносят три очка. Если счет остается ничейным после окончания основного игрового времени, назначаются дополнительные пятиминутки. Родиной баскетбола являются Соединенные Штаты Америки. Игра была придумана в 1891 году в учебном центре Христианской молодежной ассоциации в Спрингфилде, штат Массачусетс. Чтобы оживить уроки по гимнастике, молодой преподаватель, уроженец Канады, доктор Джеймс Нейсмит придумал новую игру. Он прикрепил к перилам балкона две фруктовые корзины без дна, в которые нужно было забрасывать футбольный мяч (basket – корзина, ball – мяч). Через год Д. Нейсмит разработал первые 13 пунктов баскетбольных правил. Почти первые же матчи по этим правилам вызвали и первые их изменения. Болельщики на балконах ловили улетавшие мячи и пытались их забросить в корзину противника, поэтому появляются щиты, которые стали защитой корзины. Уже в 1893г. появляются железные кольца с сеткой. Новая игра оказалась настолько интересной и динамичной, что в 1894г. в США были изданы первые официальные правила. Баскетбол из США проникает сначала на Восток - Японию, Китай, Филиппины, а также в Европу, Южную Америку. Через 10 лет на Олимпийских играх в Сент-Луисе (США) американцы организовали показательный турнир между командами нескольких городов. Баскетбол был показательным также на Олимпиадах 1924, 1928 гг. В двадцатые годы начинают активно создаваться национальные федерации баскетбола, проводятся первые международные встречи. Так в 1919г. состоялся баскетбольный турнир между армейскими командами США, Италии и Франции. В 1923г. во Франции проводится первый международный женский турнир. Участие в нем приняли команды трех стран: Англии, Италии, США. Игра завоевывает все большую популярность и признание в мире, и в 1932г. была создана Международная федерация баскетбола (FIBA). В ее первом составе 8 стран – Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния, Швеция, Чехословакия. В 1935 году Международный Олимпийский Комитет вынес решение о признании баскетбола олимпийским видом спорта. В 1936г. на Олимпийских играх в Берлине в программе появился баскетбол. Почетным гостем игр был Д. Нейсмит – создатель этой игры. В баскетбольном турнире участвовали команды 21 страны. Матчи проводились на открытых теннисных площадках. Во время этой Олимпиады состоялся первый конгресс ФИБА, где были рассмотрены существующие и приняты единые международные правила игры. В первой половине пятидесятых баскетбол стал терять присущую ему остроту борьбы. Потребовалось внести в правила целый ряд изменений и дополнений для ее активизации. Наиболее важными из них тогда были: ведение правила 30 секунд (команда, владеющая мячом, обязана в пределах этого времени бросить мяч в корзину) и расширение площади зоны, в которой игрокам нападения не разрешалось находиться более трех секунд. Надо сказать, что баскетбольные правила уточняются и дополняются постоянно. Датой зарождения баскетбола в России считается 1906г. Место рождения – Петербург, спортивное общество «Маяк». Гимнасты этого общества создали первые баскетбольные команды, затем команды появились в обществе "Богатырь", некоторых других. Но до Октябрьской революции 1917года эта игра культивировалась практически только в столице России – Петербурге. Новая жизнь баскетбола в России начинается в начале двадцатых годов. Как самостоятельный предмет баскетбол вводится сначала в Главной военной школе физического образования трудящихся, а чуть позже - в Московском институте физической культуры. Выпускники этих учебных заведений стали первыми специалистами по баскетболу в нашей стране. Первым первенством страны принято считать турнир баскетболистов, состоявшийся в 1923г. на Первом Всесоюзном празднике физкультуры. В этом же 1923г. появились в СССР и первые официальные правила. Второй раз первенство СССР было разыграно в 1924г., а третьим считается турнир на Всесоюзной спартакиаде 1928г. Только с 1934г. первенство СССР по баскетболу стало проводиться ежегодно. В 1940г. к СССР были присоединены страны Прибалтики. В этих странах баскетбол был традиционно силен, эти команды имели большой опыт проведения международных встреч. Школа, стиль баскетбола этих стран, несомненно, оказали большое влияние на его развитие в СССР. В 1946г. Всесоюзная баскетбольная секция была принята в члены ФИБА, а годом позже мужская сборная страны впервые приняла участие в V первенстве Европы и стала чемпионом. На первом своем чемпионате мира в 1959г. мужская команда СССР выиграла все встречи, но ей не был присужден титул чемпионов мира из-за отказа играть со страной Тайвань. Первый женский турнир по баскетболу на Олимпийских играх состоялся в 1976г. Чемпионами олимпийских игр стали: 1976г. – СССР, 1980г. – СССР, 1984г. – США, 1988г. – США, 1992г. – объединенная команда независимых государств (СНГ), 1996г. – США. Сильнейшими баскетболистами планеты являются спортсмены США. Дважды становилась олимпийскими чемпионами мужская сборная СССР (1972г.,1988г.) и один раз сборная Югославии (1980г.). Все остальные победы на олимпийских играх с 1936г. у американской мужской сборной. Их проигрыши за последнее десятилетие можно пересчитать по пальцам: проигрыш мужчин на Панамериканских играх 1987 г., Олимпиаде – 88, Играх Доброй Воли 1990г. и Панамериканских играх 1991г., неудачи женщин на Олимпиаде – 92 и чемпионате мира 1994г. После введения новых правил, по которым в соревнованиях могут участвовать профессионалы, к Олимпийским играм 1992г. американцы собрали в свою сборную первую коллекцию звезд Национальной баскетбольной ассоциации. Эта команда получила в Америке название «Dream Team» – «команда мечты». Эта первая «команда мечты» с Майклом Джорданом, Мэджиком Джонсоном, Чарльзом Баркли и Ларри Бердом победила на играх в Барселоне с преимуществом более чем в 40 очков. Вторая «команда мечты» выиграла чемпионат мира 1994г. «Команда мечты» III стала чемпионом Олимпиады – 96г. в Атланте. Женская баскетбольная команда США после проигрыша на Играх 1992г. вернула в 1996г. себе титул олимпийского чемпиона. Специалисты баскетбола считают, что в будущем приоритет получат игры сложные, быстрые, красивые. К таким относится и баскетбол, где есть главное – результативность, непредсказуемость, зрелищность. Задание 1: пользуясь литературой отметить в хронологическом порядке (таблица 1):
Примечание: обязательно указать победителей чемпионатов мира, Европы и олимпийских игр на текущий момент. Таблица 1
ТЕМА II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ ПО БАСКЕТБОЛУ Каждое занятие по баскетболу должно отвечать следующим требованиям:
Лабораторное занятие по баскетболу на факультете физической культуры и спорта состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность занятия 80 минут. Подготовительная часть (15-20 минут): Основная цель – функциональная подготовка организма к нагрузкам и работе в основной части занятия. Задачи подготовительной части:
Основные средства – строевые, беговые, общеразвивающие (ОРУ) упражнения (на месте, в движении, с предметами, в парах). Способ организации – фронтальный. Занятие начинается с построения и выполнения строевых приемов (по программе) необходимых для организации учащихся. Далее необходимо выполнить 2-3 упражнения, способствующих формированию правильной осанки (в ходьбе или на стоя месте). Перед комплексом ОРУ выполняются беговые упражнения с целью разогревания организма. Желательно, чтобы беговые упражнения включали в себя элементы техники перемещений в баскетболе и выполнялись в высоком темпе. Обычно выполняется 4-6 упражнений по боковой стороне зала или по диагонали, по 1-2 серии. При планировании и проведении комплекса ОРУ рекомендуется придерживаться следующих принципов:
Основная часть (50-55 минут). Основная цель – познакомить студентов с методикой обучения технике и тактике игры в баскетбол. Задачи:
Основные средства – подводящие и специальные упражнения; подвижные игры с элементами техники игры. Способы организации – фронтальный, поточный, Заключительная часть (5-7 минут). Основная цель – снижение нагрузки и восстановление организма занимающихся. Основные средства: упражнения на восстановление, расслабление и гибкость; подвижные игры на внимание. Задание 2: составьте план-конспект и проведите подготовительную часть урока по баскетболу: Образец ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ КОНСПЕКТА План-конспект подготовительной части урока по баскетболу студента ___________________группы _____________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:________________ ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: ________________ ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:__________________ ИНВЕНТАРЬ: _________________________ Таблица 2
Примечание: дозировка указывается к каждому упражнению (в метрах, кол-во раз или время). * Если вы не можете выполнить задания по составлению конспекта, советуем вам: 1) провести наблюдение в спортивном зале за разминкой, проводимой преподавателем или другими студентами; б) обратиться за консультацией к преподавателю; в) найти необходимые упражнения к литературных источниках2 Задание 3: оцените проведение подготовительной части урока по 5-бальной системе (табл.3.)
|
... | ... | ||
Приказов Министерства спорта Российской Федерации от 24 октября 2012 года №324 «О признании утратившими силу некоторых ведомственных... | Сургут», в рамках муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014 – 2030 годы», утвер-жденной... | ||
Фцп «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2011 годы» и на выделение финансирования из средств областного... | ... | ||
Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта,... | ... | ||
«гто» отдела физической культуры, студенческого спорта и взаимодействия со спортивными федерациями министерства по физической культуре... | Начальник управления по физической культуре, спорту и работе с молодежью Истринского района |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |