Скачать 3.79 Mb.
|
УДК 796.29:062.4(075.8) ББК 75.4 Л 82 ОТ АВТОРА Издательская программа «Физическая культура и спорт» Руководитель программы — доктор педагогических наук, профессор Ю. Д. Железняк Рецензенты: доктор биологических наук, профессор В. К. Балъсевич; доктор философских наук, профессор В. И. Столяров Лубышева Л. И. Л 82 Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с. ISBN 5-7695-0804-3 В учебном пособии раскрываются методологические основы науки «Социология физической культуры и спорта»: цель и задачи, структура и функции, а также проблемы развития физической культуры и спорта как самостоятельного социального института. В книге предлагаются новые подходы и концепции физической культуры и спорта как ключевых социальных явлений, рассмотренных с позиции современного социологического знания. Изложение алгоритма конкретно-социологического исследования и методологии прикладной социологии делает эту книгу полезной как для студентов, так и для аспирантов, научных работников, преподавателей высших физкультурных учебных заведений и факультетов педагогических вузов. УДК 796.29:062.4(075.8) ББК 75.4 ©Лубышева Л. И., 2001 ISBN 5-7695-0804-3 © Издательский центр «Академия», 2001 Социология физической культуры и спорта — составная часть социологической науки и строится на методологии общей социологии. Суть ее заключается в том, что социальная жизнь, к которой относятся и физическая культура, и спорт, — результат совместной деятельности и взаимодействия людей. Функционирование общества обусловлено прежде всего тем, что человек, действуя в одиночку, не может обеспечить себя современными благами цивилизации. Все, что ему необходимо для комфортного обитания, он приобретает благодаря взаимодействию с другими людьми. Физическая культура и спорт, являясь неотъемлемой частью социальной жизни, — результат целостного общественного развития. Социология физической культуры и спорта обеспечивает возможность исследования социальной сущности данного процесса. В самом общем виде социология физической культуры и спорта отвечает на вопросы: почему возникли физическая культура и спорт, зачем люди разных возрастов, различных социально-демографических групп занимаются физкультурно-спортивной деятельностью, что в результате этих занятий получают каждый человек и общество в целом, чего люди ожидают, к чему стремятся в ходе занятий, чему отдают предпочтение и чем они недовольны? Очень важно, что именно наука дает ответы на вопросы о том, как заинтересовать и вовлечь людей в физкультурно-спортивные занятия. Велика роль социологии физической культуры и спорта в исследовании противоречий в развитии современного спорта и обосновании путей их преодоления. Спортивная карьера, социализация спортсмена, формирование у него социальной ответственности в интересах общества и личности спортсмена — вот лишь небольшой круг проблем, которые исследует наука «социология физической культуры и спорта». При определении ее предмета понимается, что физическая культура и спорт являют собой два полноценных самостоятельных феномена. Возможно, в будущем возникнет необходимость их раздельного социологического изучения. Признавая обоснованность этой точки зрения, тем не менее на данном этапе развития этой науки целесообразно объединить социальные проблемы физической культуры и спорта в рамках одного учебного курса. Изучение социологии физической культуры и спорта составляет необходимый компонент подготовки специалиста в этой области. Данный учебный предмет призван формировать профессиональ- 3 ную культуру специалиста, его мировоззренческие позиции в отношении социальной значимости будущей профессиональной деятельности. Знакомясь с основами прикладной социологии и методологией конкретного социологического исследования (КСИ), будущий специалист получает важный инструмент для более глубокого познания физической культуры и спорта. Предложенный учебный курс социологии физической культуры и спорта состоит из шести глав и приложений. Первая глава дает представление о социологии как науке об обществе, как основной категории социологического знания. Вторая глава посвящена главным методологическим основам становления и развития социологии физической культуры и спорта в качестве прикладной науки. В третьей главе представлен анализ современной концепции физической культуры и спорта. Четвертая и пятая главы представляют содержательные характеристики физической культуры и спорта как самостоятельных социальных феноменов, а также показывают пути их интеграции в современном обществе. Очень важной для освоения процедуры и техники проведения социологических исследований является шестая глава, посвященная методологии и организации конкретного социологического исследования в сфере физической культуры и спорта. В приложении даются примерная программа КСИ, набор учебных тестов и краткий словарик по социологии физической культуры и спорта. Глава I ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ Определение социологии как науки. Социология в системе социальных наук. Научный статус социологии: объект, предмет и методы. Структура социологии. Функции социологии. Что такое общество. Понятие общества. Социальные и социетальные системы. Общество как социетальная система. Общество и индивид. Государство. Гражданское общество. Типология обществ. Эволюция, изменение, развитие общества Определение социологии как науки Когда во второй трети XIX в. О. Конт и Г. Спенсер закладывали основы социологии, трудно было предположить, что рождается наука, которую ждет столь большое будущее. Сегодня социология — одна из ведущих научных дисциплин. Какие бы сложные и высокие задачи ни стояли перед человеком или группой, все они упираются в характер человеческих отношений, в умение и способности людей жить вместе, разделять какие-то общие ценности, нормы поведения, находить компромиссы при решении конфликтных ситуаций, которыми изобилует наш мир. Чем сложнее проблемы, стоящие перед нами, тем большую роль в их решении играет личность и ее знание о человеке. Каждому из нас, и специалисту особенно, важно не только хорошо знать свое дело, но и разбираться в жизненных интересах и социальных отношениях людей, на основе которых строится семья, студенческая группа, общество, мировое сообщество. Социология помогает разобраться в сложных социальных системах и структурах, понять, как живет и функционирует социальный мир. В России и на Западе долгое время существовало мнение, что социальные знания нужны только тем, кто занимается политикой, культурой. Однако социальный мир исключительно сложен. 5 Он полон кризисов, конфликтов, противоречий. Кому из нас не нужно взаимопонимание, добрая воля? Легче не допустить конфликта, чем его разрешать. Это будет возможно тогда, когда мы будем способны к научному познанию окружающего мира. Социология как раз и является наукой, позволяющей понять социальный мир, социальное взаимодействие личности. Социологический анализ отражает решение трех главных вопросов:
Ответы на поставленные вопросы выдвигают основные проблемы социологии: насколько возможен социальный порядок и какими способами его добиться. Социология — это научное изучение структурных механизмов изменения и функционирования общества и составляющих его компонентов — социальных групп, общностей, социальных институтов, возникающих в процессе социального взаимодействия людей. Главная цель социологии — объяснение и рациональное пони-» мание поведения человека и социальной организации, благодаря чему становится возможным определение научных путей решения встающих перед обществом проблем. Социология в системе социальных наук Достаточно конкретное осмысление проблем социальной жизни характерно для многих наук, к которым относятся философия, юриспруденция, антропология, психология, экономика. Все они родственны социологии и, более того, используют социологические методы для решения своих проблем. Социология занимается рассмотрением процессов современного общества. При изучении закономерностей его развития социология пользуется теми же методами, что и естественные и гуманитарные науки. Имея с ними общую методологию, она использует, как правило, математические методы, моделирование, эксперимент. Как и многие другие науки, социология имеет прикладной, практический характер. Рассмотрим особенности перечисленных наук и их связь с социологией. Антропология, применяя социологические методы, изучает главным образом небольшие племенные общества. В то время как социология в основном изучает крупные современные общества Европы и Америки. 6 Экономика исследует производство, распределение и потребление наличных ресурсов, уделяя главное внимание изучению таких проблем, как безработица, инфляция, торговля. Политология изучает, как люди приходят к власти на основе распределения ресурсов, исследует деятельность правительств, политических партий, специфику поведения избирателей и т.п. Вопрос о соотношении социологии и философии был актуален в XIX в., когда социологию отождествляли с философией истории. Однако это далеко не так, хотя бы потому, что работа философа сводится в основном к теоретическим изысканиям. Современный же социолог — это исследователь, который строит собственную научную программу, формирует гипотезы, организует выход на исследовательскую среду. Вместе с тем жестких и однозначных границ между философским и социальным знанием не существует. В то же время для философского постижения мира и философского знания характерны всеобщность, целостность, концептуальность. Однако философия имеет свои границы в научном понимании мира — это наука умозрительная, созерцательная. Когда же требуется познание реальных явлений, ответ на конкретные вопросы, то умозрительный метод малоэффективен и ограничен. Так рождаются утопии. Наконец, психология — это научное исследование индивидуального поведения. Например, психологи анализируют, как люди овладевают навыками чтения и речи, как формируется личность, каковы ее. потребности, интересы, мотивы поведения. Чем же отличается социология от родственных социальных наук? Прежде всего и главным образом тем, что социология изучает общество в целом как единую целостную систему, как единый и особый организм.
Таким образом, социология изучает не все и вся в обществе, а только социальное, т.е. через призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих сущность социальной реальности — социума как объекта социологии. Следовательно, социология — наука о целостности общественного организма, общественной жизни, о целостности общественных отношений. 7 Ключевое определение: социология — это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации в действиях людей, их общностей и общества в целом. Научный статус социологам: объект, предмет и методы Объект науки — это определенная часть действительности, объективная реальность, которая отражается, исследуется конкретной наукой. Предмет — это содержание науки, ее основные положения, система категорий законов, отражающих объект. Соответственно под объектом социологии понимаются общество в целом и общественные явления, их функционирование и развитие. А предметом социологии выступает концептуальная (т. е. понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Предмет современной социологии — результат длительного исторического развития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавило, прирастило новое содержание, а значит, расширило предмет этой науки. Предмет любой науки — это процесс изучения объективного мира, который позволяет выявить закономерности развития и функционирования изучаемого объекта. Первопричинами предмета социологии, ее «первокирпичика-ми» являются два понятия — статус и роль. Первое дает статическую, а второе — динамическую картину общества. Социология, кроме общества в целом и социальных отношений, может изучать все общественные явления: экономические, политические, духовные, трудовые, бытовые и другие, анализируя их в социальном аспекте. Исходя из этого, можно определить социологию как науку о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных отношений, взаимосвязей. Объектом социологии являются: микрогруппа (семья, первичный учебный или трудовой коллектив, неформальная группа); макрогруппа (население города, рабочего поселка, села, коллектив крупной организации, объединения); общность (рабочие, крестьяне, предприниматели, горожане) и, наконец, общество. Для изучения объекта соответственно рассматриваются поступок, действие, процесс, тенденции и закономерность. Двигаясь от отдельных поступков к социальным действиям, от них — к социальным процессам, можно наблюдать уменьшение разнообразия действий, сокращение вариантов деятельности и в результате получить возможность выявить тенденции и закономерности. Обычно при определении предмета социологического познания в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят:
Методы социологии. На каждом уровне социологических исследований существует своя методика. На эмпирическом уровне проводятся социологические исследования, представляющие собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. На теоретическом уровне социологи пытаются осмыслить социальную реальность как единое целое, исходя либо из понимания общества как системы (функционализм), либо из понимания человека как субъекта социального действия (символический интеракционизм). Теоретические методы. Значительное место в социологии занимает структурно-функциональный метод, с позиций которого общество рассматривается как функциональная система, характеризующаяся своей устойчивостью. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Структурно-функциональный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, государство, партии, профсоюзы, церковь. Структурно-функциональный подход имеет следующие черты:
Дополнением и корректировкой структурно-функциональной методологии служит сравнительный метод, который опирается на определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни, культуре, политической сфере различных народов много общего. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, формы се- |
... | ... | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультета физической культуры и спорта | Приказов Министерства спорта Российской Федерации от 24 октября 2012 года №324 «О признании утратившими силу некоторых ведомственных... | ||
Сургут», в рамках муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014 – 2030 годы», утвер-жденной... | Фцп «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2011 годы» и на выделение финансирования из средств областного... | ||
«Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,... | Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта,... | ||
... | «гто» отдела физической культуры, студенческого спорта и взаимодействия со спортивными федерациями министерства по физической культуре... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |