Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от ___________ № ______ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
«РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016-2020 ГОДЫ»
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы».
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу, утвержденную настоящим постановлением, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от __________ г. № ______
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016-2020 ГОДЫ»
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» Наименование Программы - федеральная целевая программа «Развитие
физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2016-2020 годы» Дата принятия решения о - поручение Правительства Российской
разработке Программы Федерации от 13 мая 2013 г. № ДК-П12-110пр Государственный - Министерство спорта Российской Федерации
заказчик Программы Основной разработчик - Министерство спорта Российской Федерации
Программы Цели и задачи Программы - цели Программы:
удовлетворение потребности граждан страны в занятиях физической культурой и спортом и повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений.
основные задачи:
создание условий для занятий физической культурой и массовым спортом с применением наиболее эффективных проектных решений и методических подходов;
развитие материально-технической базы спорта высших достижений с учетом необходимости подготовки спортсменов, в том числе по видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, а также в различных природно-климатических зонах и соответствующего научного сопровождения тренировочных процессов;
создание условий для подготовки и совершенствования отраслевых кадров;
создание условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва, начиная с этапа детско-юношеского спорта. Важнейшие целевые - Единовременная пропускная способность объектов
показатели и индикаторы спорта, введенных в эксплуатацию в рамках
Программы Программы по направлению «Инфраструктура массового
спорта» - 50000 человек;
Эффективность использования существующих объектов спорта – с 60% в 2015 г. до 75% в 2020 г.;
доля видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, и наиболее массовые и значимые не включенных в данные программы, по которым спортивные сборные команды Российской Федерации обеспечены тренировочной инфраструктурой на территории Российской Федерации – с 76% в 2015 г. до 100% в 2020 г.;
доля видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, по которым спортивные сборные команды Российской Федерации обеспечены спортивной инфраструктурой для акклиматизации в условиях среднегорья на территории Российской Федерации – с 35% в 2015 г. до 100% в 2020 г.;
Количество квалифицированных тренеров
и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности – с 320 тыс.человек в 2015 г. до 360 тыс.человек в 2020г.;
количество спортивных региональных центров, введенных в эксплуатацию в рамках Программы – 30;
доля граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях (процент от общей численности детей и молодежи в возрасте 6-15 лет)- с 35% в 2015 г. до 50% в 2020 г.
доля спортсменов-разрядников от общего количества занимающихся в системе спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва – с 46% в 2015 г. до 48,5% в 2020 г.;
доля спортсменов-разрядников, имеющих спортивные разряды и звания от 1 до «Заслуженного мастера спорта», от общего количества спортсменов-разрядников в системе спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва – с 22% в 2015 г. до 23% в 2020 г.
Срок реализации - 2016 - 2020 годы
Программы Объем и источники - объем финансирования Программы в 2016 - 2020 годах
финансирования Программы за счет всех источников составит 107,45 млрд.
рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 86,1 млрд. рублей;
за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 18,85 млрд. рублей;
за счет средств из внебюджетных источников - 2,5 млрд. рублей Ожидаемые конечные - обеспечение минимально необходимых
результаты реализации инфраструктурных условий для достижения целевых
Программы и показатели показателей Стратегии развития физической
ее социально- культуры и спорта в Российской Федерации на
экономической период до 2020года;
эффективности ввод в эксплуатацию спортивных объектов массового
спорта, обладающих совокупной единовременной пропускной способностью не менее 50,0 тыс. человек;
создание новых мощностей федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки в условиях среднегорья и морского побережья спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по всем олимпийским и паралимпийским видам спорта;
создание нового Дальневосточного центра подготовки российских спортсменов, а также байкальского центра акклиматизации;
создание федерального спортивно-тренировочного центра для подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по основным неолимпийским видам спорта;
строительство 30 региональных спортивно-тренировочных центров, в том числе не менее 3 региональных центров по гребным видам спорта (в том числе в Воронежской и Рязанской областях) и одного центра по теннису в г. Сочи.
I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от ____________ № _______.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечается, что переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан с формированием нового механизма социального развития, основанного на развитии человеческого потенциала России. Среди основных приоритетов социальной и экономической политики на втором этапе инновационного развития российской экономики (2013 - 2020 годы) указывается распространение стандартов здорового образа жизни. Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения.
В целях определения направлений реализации государственной политики, обеспечивающих создание условий для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.
При этом распространение стандартов здорового образа жизни в целях реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подразумевает не механическое распространение нормативной информации, а внедрение и закрепление в жизни общества физической культуры и спорта, формирование привычки и тяги населения к здоровому образу жизни через занятия физической культурой и спортом.
Приоритетность вопросов развития физической культуры и спорта закреплена также в Стратегиях социально-экономического развития федеральных округов.
Кроме того, роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи.
Благодаря принятому в последние годы в Российской Федерации комплексу мер по поддержке развития физической культуры и спорта в рамках федеральной целевой программы, решений о поддержке спортивных организаций и других проектов удалось преодолеть тенденцию неуклонного снижения потенциала отрасли.
Решение поставленных в указанных стратегических документах задач возможно только на основе развитой спортивной инфраструктуры с применением современных методологических решений. При этом область физической культуры и спорта многогранна, охватывает различные сферы деятельности, отличающиеся как содержанием реализуемых внутри них мероприятий, так и целевыми аудиториями.
Однако эти сферы, охватывающие массовую физическую культуру и спорт, детский спорт, формирование и подготовку спортивного резерва, а также подготовку спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, образуют единое целое. Нерешенность проблем отдельных направлений приводит к отсутствию стабильного результата всей отрасли. Соответственно комплексное решение возможно только на основе инфраструктурных решений по всем соответствующим направлениям.
Современное состояние спортивной инфраструктуры, имеющаяся единовременная пропускная способность спортивных объектов, быстро устаревающая методическая база не позволяют в полной мере и в соответствии с утвержденными социальными нормативами обеспечить решение указанных проблем в комплексе.
Таким образом, нерешенность вопросов инфраструктурного и методического обеспечения на сегодняшний день являются существенными факторами ограничения распространения стандартов здорового образа жизни.
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. № 7, стала первым этапом в формировании общефедерального комплекса мер по развитию физической культуры и спорта. Благодаря системным действиям, только за пять лет с 2008 по 2012 годы удалось поднять уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности, с 22,7 процента до 25,1 процентов. Практически «с нуля» создается инфраструктура для тренировок спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр. В 2008 году условиями для проведения тренировок были частично обеспечены 11 летних и 3 зимних видов спорта, включенных в программы Олимпийских игр. В настоящее время насчитывается 52 вида спорта, включенных в программы Олимпийских игр. Из них в 2012 году 38 уже были обеспечены спортивной инфраструктурой федеральных спортивно-тренировочных центров. При этом качество создаваемой инфраструктуры подтверждается результатами проведенных тестовых спортивных мероприятий, в том числе в рамках этапов международных соревнований. Однако, цифры, подтверждающие достигнутые успехи, также свидетельствуют о необходимости продолжения работы.
При анализе вариантов решения указанной проблемы наиболее эффективным признан интенсивный вариант, предусматривающий:
решение проблемы программно-целевым методом;
разработку и утверждение Программы.
Необходимость реализации Программы обусловливается высокой социальной значимостью решаемых проблем и невозможностью их комплексного решения в рамках существующих рыночных механизмов в сроки, отвечающие задачам укрепления отрасли.
Программа, являясь программно-целевым инструментом реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», опирается на результаты федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» и усиливает созданные содержательный, методологический и организационный заделы.
Программа направлена на усиление государственной поддержки в отношении задач, отнесенных к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта, а также направленных на решение стратегической задачи формирования спортивного резерва.
Отказ от использования программно-целевого метода реализации Программы, может привести к следующим последствиям:
отсутствие системности в решении стоящих перед государством задач в этой области;
снижение уровня и отсутствие стабильности результатов в спорте высших достижений;
разобщенность усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в деле формирования тяги к занятиям физической культурой и спортом, спортивного резерва;
снижение активности использования потенциала спорта при позиционировании Российской Федерации на международном уровне;
снижение социальной эффективности физкультурно-спортивной деятельности в части воспитания детей и молодежи, формирования положительных примеров и ориентиров в обществе.
Для обеспечения эффективного решения указанных проблем уже недостаточно использовать традиционные механизмы, применявшиеся в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Только рациональное использование выделенных ресурсов и комплексное решение проблем на основе программно-целевого метода позволит повысить эффективность Программы и обеспечить:
- развитие массового спорта с учетом необходимости повышения обеспеченности объектами спорта субъектов Российской Федерации;
- развитие спорта высших достижений с учетом особенностей различных составляющих этого процесса, а именно: развитие инфраструктуры спортивно-тренировочных центров в соответствии с поставленными целями, инфраструктуры научных учреждений и учреждений образования спортивной направленности,
- создание инфраструктурных условий для подготовки спортивного резерва, в том числе поддерживая материально-техническое обеспечение детских спортивных школ,
- совершенствование методического сопровождения организации и реализации мероприятий Программы,
- обеспечение пропагандистского сопровождения реализации мероприятий Программы.
Однако применение программно-целевого метода влечет за собой определенные риски, основными из которых являются риск выстраивания алгоритма взаимодействия федерального центра и субъектов Российской Федерации на основе софинансирования из средств федерального бюджета соответствующих региональных программ развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, а также финансовый риск, характеризующийся:
недостаточностью финансирования Программы за счет средств федерального бюджета, обусловленной инфляционными процессами и обесцениванием финансовых ресурсов в стране. Наличие этих факторов может привести к невозможности достижения целевых показателей Программы по отдельным направлениям;
сокращением объемов финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, связанным с возможным изменением социально-экономической ситуации в регионах. Негативное влияние этих факторов может привести к невозможности выполнения мероприятий Программы по вводу объектов капитального строительства в необходимом объеме в предусмотренные сроки;
несвоевременным принятием решений на региональном уровне о софинансировании мероприятий Программы по подготовке проектно-сметной документации на объекты капитального строительства. Наличие этого фактора может привести к снижению эффективности использования субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, субъектами Российской Федерации;
а также административные риски, связанные с неэффективным управлением Программой.
Отдельно следует остановиться на рисках, связанных с результатами реализации Программы. Социально-экономические эффекты ее реализации должны быть ясны и понятны. В противном случае в обществе может возникнуть безразличие и негативное отношение как к самой Программе, так и к отдельным ее элементам. Это приведет к тому, что результаты Программы окажутся невостребованными. Важнейшим фактором снижения этого риска является своевременная разъяснительная работа, информирование общества о целях, задачах и ходе реализации Программы.
Учитывая, что Программой предусмотрено формирование системы текущего и оперативного управления, контроля и мониторинга достижения целевых показателей, риск наступления негативных последствий от реализации мероприятий Программы будет минимален. II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы
ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей,
отражающих ход ее выполнения Целями Программы как программно-целевого инструмента реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», являются удовлетворение потребности граждан страны в занятиях физической культурой и спортом и повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений.
Для достижения указанных целей должны быть решены следующие основные задачи:
создание условий для занятий физической культурой и массовым спортом с применением наиболее эффективных проектных решений и методических подходов;
развитие материально-технической базы спорта высших достижений с учетом необходимости подготовки спортсменов, в том числе по видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, а также в различных природно-климатических зонах и соответствующего научного сопровождения тренировочных процессов;
создание условий для подготовки и совершенствования отраслевых кадров;
создание условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва, начиная с этапа детско-юношеского спорта.
Достижение этих целей позволит обеспечить в долгосрочной перспективе стабильность и конкурентоспособность сферы физической культуры и спорта, что будет способствовать сбалансированному развитию общества и поддержанию высокого уровня здоровья нации.
Достижение целей и решение задач Программы предполагается осуществлять путем выполнения взаимосвязанных мероприятий.
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение пяти лет.
На первом этапе (2016 - 2018 годы) усилия будут сконцентрированы на реализации наиболее приоритетных направлениях и мероприятиях внутри направлений:
развитие (строительство и реконструкция) инфраструктуры созданных в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, а именно: создание 6 реабилитационно-восстановительных отделений, завершение ранее начатого строительства федеральных спортивно-тренировочных центров; строительство инфраструктуры федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, в условиях различных природно-климатических зон (4 центра: среднегорье, черноморское побережье, прибайкалье и Дальний Восток);
строительство и реконструкция инфраструктуры спортивно-тренировочных региональных центров для формирования, подготовки и закрепления спортивного резерва по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр (20 региональных центров, в том числе 2 региональных центров по гребным видам спорта и 1 центра по теннису);
развитие инфраструктуры научных учреждений и учреждений образования в сфере физической культуры и спорта (14 существующих образовательных учреждений, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма» (ГЦОЛИФК)»);
строительство физкультурно-оздоровительных комплексов и плоскостных спортивных сооружений в субъектах Российской Федерации по проектам, рекомендованным Минспортом России на основе конкурсного отбора;
развитие материально-технической базы спортивных детско-юношеских школ (закупка спортивного оборудования и искусственных покрытий футбольных полей);
создание научно-методической базы, повышающей эффективность решения поставленных задач Программы;
разработка системы отчетности, характеризующей социально-экономическую эффективность хода реализации Программы;
обеспечение информированности общества о результатах реализации Программы, о новых возможностях занятий физкультурой и спортом, открытии спортивных центров, в том числе в сети Интернет.
В течение второго этапа (2019 - 2020 годы) предусматривается:
строительство инфраструктуры федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по наиболее массовым видам спорта, по которым проводятся международные соревнования, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр (новый центр);
строительство и реконструкция инфраструктуры спортивно-тренировочных региональных центров для формирования, подготовки и закрепления спортивного резерва (10 региональных центров, в том числе 1 регионального центра по гребным видам спорта);
продолжение развития инфраструктуры учреждений образования в сфере физической культуры и спорта (15 существующих образовательных учреждений, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма» (ГЦОЛИФК)»);
продолжение строительства физкультурно-оздоровительных комплексов и плоскостных спортивных сооружений в субъектах Российской Федерации по проектам, рекомендованным Минспортом России на основе конкурсного отбора;
продолжение развития материально-технической базы спортивных детско-юношеских школ (закупка спортивно-технологического оборудования и искусственных покрытий футбольных полей);
внедрение научно-методической базы, повышающей эффективность решения поставленных задач Программы и системы отчетности, характеризующей социально-экономическую эффективность хода реализации Программы;
продолжение мероприятий по информированности общества о результатах реализации Программы, о новых возможностях занятий физкультурой и спортом, открытии спортивных центров.
Досрочное прекращение реализации Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условием досрочного прекращения реализации Программы является несоответствие результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности ее реализации.
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в приложении № 1.
Методика расчета основных индикаторов и показателей Программы приведена в приложении № 2. III. Мероприятия Программы Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения взаимосвязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы с учетом следующих положений:
выполняемые в рамках программных мероприятий научные исследования носят прикладной характер;
преодоление разрывов в цепочке подготовки спортивных кадров;
адресная поддержка и повышение уровня обеспеченности спортивным оборудованием детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва как основы формирования спортивных кадров;
повышение прозрачности участия в Программе;
доведение до широкой общественности результатов успешной реализации мероприятий Программы;
устранение дублирования мероприятий в рамках иных федеральных целевых программ.
Для обеспечения устойчивого развития инфраструктурной сферы физической культуры и спорта настоящей Программой предусмотрено выполнение следующих мероприятий по 4 основным направлениям: «Инфраструктура массового спорта», «Инфраструктура спорта высших достижений», «Спортивная инфраструктура для формирования молодежного спортивного резерва», «Общепрограммные мероприятия».
Выделение указанных направлений обосновывается определением целевых групп.
В рамках направления «Инфраструктура массового спорта» целевой группой являются граждане России, не являющиеся спортсменами высокого класса.
В рамках направления «Инфраструктура спорта высших достижений» целевой группой являются спортсмены спортивных сборных команд Российской Федерации и отраслевые кадры.
В рамках направления «Спортивная инфраструктура для формирования молодежного спортивного резерва» целевой группой являются спортсмены спортивного резерва, а также спортсмены детско-юношеских школ олимпийского резерва как основа для формирования спортивного резерва.
В рамках направления «Общепрограммные мероприятия» целевые группы определяются в зависимости от содержания каждого планируемого действия. Данное направление имеет общепрограмный характер, и реализация мероприятий по данному направлению влияет на динамику показателей Программы. При этом выполняемые научно-исследовательские работы будут обеспечивать методическое развитие для организации занятий физической культурой и спортом, а информационное сопровождение реализуемых мероприятий будет способствовать распространению позитивной информации в обществе, стимулирующей привлечение граждан к занятиям физической культурой и спортом, в том числе на основе повышения эффективности использования существующей спортивной инфраструктуры.
В рамках реализации направления «Инфраструктура массового спорта» решается задача по созданию условий для занятий физической культурой и массовым спортом с применением наиболее эффективных проектных решений и методических подходов. Предусматривается строительство (реконструкция) массовых малобюджетных спортивных объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности по проектам, рекомендованным государственным заказчиком Программы к повторному применению на основании проводимого конкурсного отбора лучшего проекта спортивного сооружения, учитывающего, в том числе требования по обеспечению условий равного доступа маломобильных групп населения. Приоритетными типами спортивных сооружений являются плоскостные и каркасно-тентовые типы конструкций.
В рамках реализации направления «Инфраструктура спорта высших достижений» решается задача по развитию материально-технической базы спорта высших достижений для подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации. Предусматривается создание и совершенствование объектов государственной собственности Российской Федерации, а именно: завершение создания федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, в том числе центров подготовки в условиях среднегорья, прибайкалья, на Дальнем Востоке; строительство федеральных спортивно-тренировочных центров по видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, но наиболее значимым с точки зрения массовости и международного позиционирования Российской Федерации.
Также по этому направлению решается задача по созданию условий для подготовки и совершенствования отраслевых кадров. Предусматривается создание и совершенствование объектов государственной собственности Российской Федерации подведомственных федеральных учреждений профессионального образования.
В рамках реализации направления «Спортивная инфраструктура для формирования молодежного спортивного резерва» решается задача по созданию условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва, начиная с этапа детско-юношеского спорта. Предусматривается: строительство и реконструкция региональных спортивно-тренировочных центров как объектов государственной собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации; мероприятия по закупке спортивно-технологического оборудования для спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва, мероприятия по закупке искусственных покрытий для футбольных полей для спортивных детско-юношеских школ.
При формировании мероприятий Программы учтены промежуточные итоги реализации программных мероприятий федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».
Система мероприятий Программы построена на принципе целевого адресного финансирования реализации мер, направленных на решение поставленных задач.
Перечень программных мероприятий приведен в Приложении № 3.
Адресный перечень объектов по направлениям «Инфраструктура массового спорта» и «Спортивная инфраструктура для формирования молодежного спортивного резерва» в части объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации, подлежащих софинансированию за счет средств федерального бюджета, определяется нормативным актом Министерства спорта Российской Федерации, согласованным с Министерством экономического развития Российской Федерации.
Перечень объектов по направлению «Инфраструктура спорта высших достижений», подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета в рамках Программы, представлен в Приложении № 4.
Мероприятия по информационному сопровождению реализации мероприятий Программы включают в себя производство и размещение информационных материалов, рекламы, проведение периодических опросов населения с целью выявления удовлетворенности организацией занятий физической культурой и спортом.
Распределение затрат на информационное сопровождение реализации мероприятий Программы осуществляется Государственным заказчиком Программы.
Анализ эффективности мероприятий по организации информационного сопровождения проводится с помощью опросов фокус-групп с целью выявления удовлетворенности целевых групп ходом реализации Программы, а также их реакции на проводимые маркетинговые и рекламные мероприятия по итогам проведения конкретных акций.
Методика детализации укрупненных инвестиционных проектов, реализуемых Государственным заказчиком Программы по направлению «Спортивная инфраструктура для формирования молодежного спортивного резерва», приведена в Приложении № 5.
Содержание и направленность мероприятий Программы исключают возможность негативных последствий при их реализации.
Государственный заказчик Программы ежегодно с учетом выделяемых на реализацию финансовых средств уточняет затраты по мероприятиям Программы и не позднее 1 квартала очередного года вносит корректировку Программы в Министерство экономического развития Российской Федерации для последующего внесения на утверждение в Правительство Российской Федерации.
Перечень мероприятий Программы в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ подлежит согласованию государственным заказчиком программы с Министерством образования и науки Российской Федерации, представляется в Министерство экономического развития Российской Федерации и учитывается при проведении оценки эффективности целевой программы в части установления взаимоувязки с целевыми индикаторами и показателями Программы. IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Расходные обязательства в сфере поддержки физической культуры и спорта в 2012 году состояли:
из расходных обязательств Российской Федерации в размере 49757,70 млн. рублей, в том числе расходных обязательств по федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы» - 13473,80 млн. рублей (без учета средств федерального бюджета, направленных на создание спортивной инфраструктуры XXII зимней Олимпиады 2014 года в г. Сочи);
из расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в том числе расходных обязательств муниципальных образований, в размере 124749,80 млн. рублей.
Финансовое обеспечение Программы направлено на реализацию мероприятий, обеспечивающих достижение ее целей и задач.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 107452,14 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
средства федерального бюджета – 86100,00 млн. рублей;
средства бюджетов субъектов Российской Федерации – 18852,14 млн. рублей;
средства внебюджетных источников – 2500,00 млн. рублей.
Количество реализуемых по мероприятиям Программы проектов, их продолжительность и стоимость определяются с учетом состава целевых показателей Программы, обусловливаются необходимостью поддержки результативных достижений в области спорта высших достижений и создания минимально достаточных условий для реализации стратегических задач в области массового спорта. Финансовое обеспечение мероприятия Программы по поддержке развития региональных спортивно-тренировочных центров за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств обусловлено государственным приоритетом развития спорта высших достижений, требующего постоянного формирования и закрепления молодежного спортивного резерва.
Удельный вес бюджетного финансирования по мероприятиям направлений, касающихся предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в общем объеме финансирования Программы из средств федерального бюджета составляет 26,3 процента.
Удельный вес бюджетного финансирования по общепрограммным мероприятиям, касающимся перспективных научных разработок, информационного сопровождения Программы и содержания дирекции Программы в общем объеме финансирования Программы из средств федерального бюджета составляет 1,1 процента.
Удельный вес средств из внебюджетных источников в общем объеме финансирования Программы составляет 2,3 процента.
Определение объемов финансирования Программы осуществлялось с учетом обработки и содержательного анализа поступивших предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оценки действующих региональных программ в области физической культуры и спорта, результатов проведенных аналитических исследований и экспертных оценок текущего и прогнозного состояния потребностей в тренировочной инфраструктуре для подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации.
Привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию Программы осуществляется через механизм софинансирования региональных целевых программ из средств бюджетов всех уровней на реализацию мероприятий, аналогичных мероприятиям Программы.
Привлечение средств внебюджетных источников на реализацию Программы планируется осуществить в рамках реализации проектов по направлению «Спортивная инфраструктура для формирования молодежного спортивного резерва», учитывая, что в создании этих спортивных объектов заинтересованы соответствующие спортивные федерации, а также общественно-государственное объединение «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» (далее – «Общество «Динамо»), осуществляющее эксплуатацию спортивных сооружений, находящихся в государственной собственности Российской Федерации.
Программой не предусмотрено финансирование из средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов мероприятий, финансирование которых осуществляется в рамках реализации действующих федеральных целевых программ.
Возможное перераспределение объемов бюджетного финансирования между мероприятиями без изменения общего объема бюджетного финансирования настоящей Программы является нецелесообразным, поскольку отрицательно повлияет на сбалансированность и координацию мероприятий и ожидаемых результатов их реализации.
Необходимость объема бюджетного финансирования и сохранение соответствующего распределения финансирования мероприятий Программы является принципиальным с точки зрения выполнения государственных задач по стратегическому развитию кадрового потенциала сектора исследований и разработок и связанного с ним сектора высшего профессионального образования.
Объем затрат по основным направлениям реализации Программы представлен в Приложении № 6.
Объемы и источники финансирования Программы приведены в Приложении № 7. V. Механизм реализации Программы, включающий
в себя механизм управления Программой, распределение сфер
ответственности и механизм взаимодействия государственных
заказчиков Программы Государственным заказчиком Программы является Министерство спорта Российской Федерации.
Государственный заказчик Программы определяет основное содержание направлений и мероприятий Программы, в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за нецелевое и неэффективное использование средств федерального бюджета, а также за несвоевременное представление отчетности.
Министерство спорта Российской Федерации как государственный заказчик Программы в ходе ее выполнения:
осуществляет анализ эффективности использования средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников;
заключают соглашения с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию аналогичных региональных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), по мероприятиям, расходы на которые включены в такие программы;
обеспечивает координацию работы с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемой на условиях заключенных соглашений о предоставлении субсидий на реализацию аналогичных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);
обеспечивает координацию работы с Обществом «Динамо», осуществляющим эксплуатацию спортивных сооружений, находящихся в государственной собственности Российской Федерации;
подготавливает проекты решений Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Программу и о досрочном ее прекращении, согласовывает их и представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные (индивидуальные) правовые акты (локальные акты), необходимые для выполнения Программы;
подготавливает и направляет в Министерство экономического развития Российской Федерации ежеквартально и ежегодно доклады о ходе реализации Программы;
подготавливает ежегодно (при необходимости) в установленном порядке предложения об уточнении мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет затраты на реализацию мероприятий Программы, а также механизм ее выполнения;
обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения ее мероприятий;
организует размещение в средствах массовой информации (в том числе электронных) сведений о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов и торгов на участие в реализации Программы и порядке участия инвесторов;
после завершения Программы представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Министр спорта Российской Федерации является руководителем Программы и несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Текущее управление реализацией Программы осуществляется дирекцией Программы.
Дирекция Программы определяется государственным заказчиком Программы на основании соответствующего приказа.
Дирекция Программы, действуя в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет следующие функции:
сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации мероприятий Программы;
планирование и осуществление общего контроля строительства (реконструкции) объектов спорта, находящихся в собственности Российской Федерации;
организация по поручению государственного заказчика Программы оценки выполняемых проектов и региональных программ субъектов Российской Федерации;
организация взаимодействия с субъектами Российской Федерации по вопросам формирования проекта перечня спортивных объектов, строительство которых предлагается на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета в рамках Программы, и его дальнейшей корректировки;
организация сбора отчетной документации субъектов Российской Федерации и подготовка ежеквартальных отчетов;
мониторинг показателей результативности и эффективности мероприятий Программы, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
организация проведения всероссийского конкурса на лучший проект спортивного сооружения в порядке, установленном государственным заказчиком Программы;
внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения, а также осуществление информационного обеспечения специализированного сайта в сети Интернет;
выполняет функции государственного заказчика по мероприятиям Программы, закрепленным за Министерством спорта Российской Федерации, по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также по мероприятиям, направленным на информационное сопровождение мероприятий Программы;
а также иные функции по решению государственного заказчика.
Финансирование деятельности дирекции Программы осуществляется в установленном порядке за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Программы по направлению «Прочие нужды».
Объем средств на осуществление дирекцией Программы строительного контроля за строительством (реконструкцией) объектов инфраструктуры спорта высших достижений определяется в соответствии с проектной документацией по каждому объекту, в пределах лимитов средств федерального бюджета, ежегодно выделяемых по направлениям «Инфраструктура спорта высших достижений» и «Спортивная инфраструктура для формирования молодежного спортивного резерва» в части объектов государственной собственности Российской Федерации, в соответствии с установленным порядком.
Для обеспечения мониторинга и независимой оценки хода реализации Программы создается координационный совет Программы, который формируется из представителей государственных органов власти (законодательной и исполнительной), общероссийских общественных объединений в области физической культуры и спорта (массового и высших достижений) и спортсменов.
Председателем координационного совета Программы является Министр спорта Российской Федерации. Регламент работы координационного совета Программы и его состав утверждаются Министром спорта Российской Федерации.
Основными задачами координационного совета Программы являются:
рассмотрение материалов о подготовке, ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их корректировке, а также рассмотрение итогов реализации Программы;
выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.
До начала реализации Программы Министерство спорта Российской Федерации разрабатывает и утверждает положение об управлении реализацией Программы, определяющее:
порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы;
механизм корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы;
процедуру обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей реализации Программы, результатах мониторинга ее выполнения.
Организационное и методическое сопровождение деятельности координационного совета Программы осуществляет Министерство спорта Российской Федерации.
Для решения региональных задач, связанных с подготовкой спортивного резерва на базе детско-юношеских школ олимпийского резерва и развития массового спорта, предусматривается предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на софинансирование соответствующих расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по реализации мероприятий региональных целевых программ, аналогичных Программе по целям и задачам, в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных целевых программ в области развития физической культуры и спорта согласно приложению № 8. VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы Эффективность Программы будет обеспечена за счет реализации мер адресной поддержки проектов, осуществляемых на федеральном, региональном и местном уровнях, создания условий для реализации региональных программ в области физической культуры и спорта, а также применения программно-целевого метода управления Программой.
По прогнозным оценкам, к концу 2020 года реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение следующих положительных результатов, определяющих ее социально-экономическую эффективность.
В ходе реализации Программы планируется обеспечить минимально необходимые инфраструктурные условия для достижения целевых показателей Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, а именно для привлечения к занятиям физической культурой и спортом:
- до 40% граждан Российской Федерации,
- до 20% лиц, с ограниченными физическими возможностями,
- до 80% учащихся.
Будет обеспечено:
- строительство спортивных объектов массового спорта, обладающих совокупной единовременной пропускной способностью не менее 50,0 тыс. человек;
- создание новых мощностей федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки в условиях среднегорья и морского побережья спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по всем олимпийским и паралимпийским видам спорта;
- создание нового Дальневосточного центра подготовки российских спортсменов, а также байкальского центра акклиматизации;
- создание федерального спортивно-тренировочного центра для подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по основным неолимпийским видам спорта;
- строительство 30 региональных спортивно-тренировочных центров, в том числе не менее 3 региональных центров по гребным видам спорта (в том числе в Воронежской и Рязанской областях) и одного центра по теннису в г. Сочи.
Профессиональные кадры для развития отрасли будут готовиться в условиях, стимулирующих получение качественного образования и соответствующей подготовки.
Будут созданы условия для стабильной подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, наиболее массовым видам спорта, не включенным в эти программы, а также авиационно-техническим видам на высоком качественном уровне, что будет способствовать созданию положительного имиджа Российской Федерации в мире и позиционированию государства как социально-ориентированного, формирующего здоровое общество.
В целом, созданные в рамках Программы инфраструктурные решения позволят обеспечить условия для формирования стабильного спортивного резерва и для тренировочных процессов спортивных сборных команд Российской Федерации минимум до 2050 года.
Кроме того, для оценки социально-экономической эффективности реализации Программы используется качественный показатель «экономический эффект от привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом», выражающийся в предотвращении ущерба для экономики страны вследствие сокращения числа дней временной нетрудоспособности граждан, занятых в экономике (по сравнению с гражданами, не занимающимися физической культурой и спортом). При этом увеличение этого показателя по сравнению с его значением на момент начала Программы будет свидетельствовать о положительных результатах её реализации.
Методика оценки социально-экономической эффективности хода реализации Программы приведена в приложении № 9.
Приложение № 1
к федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы»
|