Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №391 Красносельского района «Дифференциация звуков Ж – Ш»
Открытый урок по произношению во втором классе (речевой V вида)
Учитель начальных классов второй квалификационной категории ГОУ школы №391 Е. В.Плотникова
Цели урока:
- уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Ж и Ш;
- выделение звуков Ж и Ш из начала и середины слова, развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками Ж и Ш;
- формирование звуковой стороны речи;
- усвоение звукового состава речи;
Задачи урока:
Учебные: закрепить понятие о согласных звуках – звонких и глухих;
вырабатывать нормальный темп и плавность речи;
закрепить эталоны правильного произношения.
Воспитательные: учить работать дружно; уважительно относиться дуг к другу.
Развивающие: применять различные виды здоровьесберегающих упражнений.
Оборудование.
У учителя: наборное полотно, схемы звуков, карточки со словами, индивидуальное зеркало, учебник, раздаточный материал.
У учащихся: схемы звуков, индивидуальные зеркала, учебник, подставка, цветные карандаши.
Используемые технологии: коррекционно-развивающие, игровые, здоровьесберегающие.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Сегодня на уроке давайте поработаем так, чтобы нам было интересно.
2.Сообщение темы урока.
Отгадывание загадок.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву ж всё твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
- Кто это жужжит на ветке? (ЖУК)
Сижу верхом, не знаю на ком.
Знакомца встречу – соскочу, привечу. (ШАПКА)
- В слове ЖУК назовите первый звук. [ж]
- В слове ШАПКА какой первый звук? [ш]
- Сегодня мы будем учиться различать звуки Ж-Ш, которые соотносятся с буквами ЖЭ, ША.
(НА ДОСКЕ ТЕМА УРОКА) 3.Сравнение артикуляции звуков ж-ш.
- Чтобы правильно произносить [ж-ш] надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
Работа с индивидуальными зеркалами.
- Возьмите свои зеркала и сделаем гимнастику для губ: улыбка-трубочка. Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу.
- А теперь, расскажите своему отражению правило о звуках.
(Звуки слушай ты внимательно и произноси старательно! Говори спокойно, внятно, чтобы было всем понятно.) Характеристика звуков Ж-Ш.
- Произнесите звуки Ж-Ш. Есть преграда во рту? (Да.)
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука Ж: ж-ж-ж…(Дрожит.)
- С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом.)
- Произносится с голосом, значит, это какой звук? (Звонкий.)
- Дайте характеристику звуку Ж. (Согласный звонкий всегда твёрдый звук.)
- А теперь произнесите звук Ш и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении этого звука. (Не дрожит.)
- С голосом или без голоса произносится этот звук? (Без голоса.)
- Значит это какой звук? (Глухой.)
- Дайте характеристику звуку Ш. (Согласный глухой всегда твёрдый звук.)
- Чем звук ж отличается от звука ш ? ([ ж] – звонкий, [ ш] – глухой.)
3. Дифференциация звуков в слогах.
Ша-жа-ша-жа аша-ажа-аша-ажа
шо-жо-шо-жо ошо-ожо-ошо-ожо
шу-жу-шу-жу ушу-ужу-ушу-ужу
ши-жи-ши-жи ыши-ыжи-ыши-ыжи
Дифференциация звуков в словах.
- Сравните слова.
Жар – шар жить – шить
жарь – шаль нажить – нашить
жарить – шарить жесть – шесть
жалость – шалость наживка – нашивка
жест – шест обжить – обшить
выжить – вышить зажить – зашить
Работа по учебнику с. 167.
Чтение слов по цепочке.
5. Дифференциация звуков во фразах и словосочетаниях.
Работа по учебнику с. 168.
(Учащиеся читают предложения, называют количество звуков ж и ш в словах.)
Составление словосочетаний.
(Дети работают по перфокартам.)
медвежья жилет
замшевый шарф
дождевые очки
шёлковый берлога
бабушкины тучи
- Назовите словосочетания, которые у вас получились.
- Какие слова получились? (Карточки со словами на доске.)
(Учащиеся читают хором слова: добежал, убежал, вбежал, отбежал, выбежал, пробежал; больше, дальше, дольше, меньше, раньше, тоньше.)
Работа со схемами.
- Чтобы нам слушать, нужны…(УШИ)
- Составьте схему слова уши. Обозначьте ударение.(Один ученик у доски.)
- А в лесу живут …(УЖИ)
- Составьте схему слова ужи. Обозначьте ударение. (Один ученик у доски.)
- Сравните эти схемы.
Составить из букв два слова.
- Пока мы с вами сравнивали схемы, приползли ужи и рассыпали буквы. (Выставляю буквы А Ш А Л П на наборное полотно.)
- Составьте из этих букв два слова. (Дети составляют – ШПАЛА, ЛАПША.)
6.Физкультминутка.
«Медвежата в чаще жили». Ученики имитируют игры медвежат.
Медвежата в чаще жили, (руки вверх, пальцы растопырены)
Головой своей крутили: (повороты головы влево, вправо)
Вот так и вот так,
Ещё эдак, ещё так,
Медвежата мёд искали, (имитация поиска)
Дружно дерево качали: (руки вверх, имитация раскачивания)
Вот так и вот так,
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили (подражание походке медвежат)
И из речки воду пили: (ладони сложены «чашечкой», язык активно работает)
Вот так и вот так,
Они из речки воду пили,
А потом они плясали, (руки на пояс, ноги попеременно вперёд на пятку)
Дружно лапы поднимали (руки вверх)
Вот так и вот так,
Дружно лапы поднимали. 7.Определение места звуков Ж или Ш.
Учащиеся работают по карточкам. Определяют место звуков в словах – начало, середина, конец. Закрашивают, синим карандашом нужный квадратик.
8.Дифференциация звуков Ж-Ш в текстах.
Работа по учебнику с. 170.
- Найдите задание «читай стихотворение».
Дети читают стихотворение, сначала «про себя», потом хором.
-Найдите задание «замени букву». Посмотрите речевой образец.
Учащиеся выполняют задание.
Работа по учебнику с. 171. Задание «выучи стихотворение».
Дети читают стихотворение «Озеро» шёпотом – по колонкам вслух – хором. Рассказывают по памяти.
Отгадывание загадки.
- Отгадайте загадку: Есть, ребята, у лягушки
Пучеглазая подружка.
На болоте среди мхов
Мошек ест и комаров.
- Кто это? (ЖАБА)
- Прочитайте стишок про жабу.
У детей карточки со стишком. Жаба в лужице сидела,
Жадно на жука глядела.
Жук жужжал, жужжал, жужжал
И на ужин к ней попал.
- Какой звук чаще всего повторяется? (звук Ж)
- Назовите слова со звуком Ж.
9.Развитие ручной моторики.
- Жаба так загляделась на жука, что не заметила, как оказалась в клетке. Помогите бедной жабе освободиться из клетки! (Раздаю карточки с «жабой»). Что для этого нужно сделать? Возьмите синий и зелёный карандаши. Раскрасьте прутья клетки так – зелёным цветом жабу, синим – лужицу.
- Молодцы! Жаба вас благодарит, и дарит вам жука и его раскраску.
10.Итог урока.
- Назовите звуки, с которыми вы сегодня подружились.
- Чем вам запомнится этот урок?
- Вы дружно и интересно работали. Молодцы!
Конспект открытого урока по развитию речи (окружающий мир)
во 2 классе (Программа «Школа России») Учитель начальных классов высшей квалификационной категорииГОУ школы №391 А. Ф.Михайлик Мультимедийные технологии можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, позволяющий оптимизировать процессы понимания и усвоения детьми учебного материала, обеспечивать реализацию идей развивающего обучения.
Сказка – любимый детьми жанр, не случайно технология сказкотерапии стала ведущей в детском коллективе.
Используемые технологии: готовые электронные ресурсы, сказкотерапия, здоровьесберегающие.
Тема урока: ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ Цель: формирование навыков культуры общения. Задачи:
Учебные:
-повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях;
- выяснить понимание значения слов «вежливость», «вежливый человек».
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе, уважать мнение других.
Развивающие:
- развивать внимание, мышление, речь. Оборудование:
- раздаточный материал (карточки, конверты с заданиями, фишки);
- мультимедиа;
- жетоны «настроения»
- табло для выставления баллов командам Ход урока:
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.
Сообщение темы урока. Актуализация знаний.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в один интересный город. В этом городе, как и во всех других городах, есть улицы, проспекты, бульвары. Есть в нем и главная площадь – Солнечная. От нее, как лучики солнца расходятся улицы.
(На экране появляется название площади с расходящимися от не улицами, названия улиц закрыты.)
В этом городе живут гномики. Это маленькие, но очень спортивные, добрые и внимательные человечки.
Но однажды в городе случилось небывалое. Проснувшись утром, как обычно, они не смогли произнести ни одного слова. Нам нужно расколдовать гномиков и узнать, какие слова они знают. Наша задача – в конце путешествия собрать всех гномиков на главной площади города. Чтобы справиться с этой задачей, вам нужно будет выполнить сложные, но интересные задания.
Речевая разминка.
Чтобы четко отвечать, ЛУ – РУ – РУ – БУДЕМ МЫ ИГРАТЬ В ИГРУ,
Никого не огорчать, ЛА– РА – РА – ВСЕМ НАМ НРАВИТСЯ ИГРА.
Мы разминку проведем, ЛЕ – РЕ – РЕ – ИНТЕРЕСНО НАМ В ИГРЕ.
Чисто все произнесем. ЛЫ –РЫ – РЫ – ЖИТЬ НЕ МОЖЕМ БЕЗ ИГРЫ. IV. Работа по теме урока. Игра – путешествие.
Итак, настало время для выполнения заданий. Для этого мы разделимся на 3 команды «Солнышко», «Лучики» и «Радость». В каждой команде будет по 3 ученика (жеребьевка с помощью цветных жетонов).
После жеребьёвки команды занимают свои места за столами.
Если команда выполнила задание – поднимается зеленая карточка. В конце урока подведем итог и узнаем команду – победительницу. (На столах лежат пронумерованные конверты с заданиями.) 1). Задание 1. Посмотрите сценку из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» (разыгрывается начало рассказа)
- Какое волшебное слово сказал старичок на ухо мальчику?
- Каким словом его можно заменить? (будь добра)
- Молодцы! Первый гномик по улице Просьб добрался до Солнечной площади. (На экране открывается название первой улицы.) 2). Задание 2. Соберите слово из рассыпавшихся букв и прочитайте его.
I команда – спасибо
II команда – извини
Выберите картинку, к которой подходит получившееся слово (картинки из учебника со с. 54).
Вы расколдовали второго гномика. И он по проспекту Извинений (на экране открывается название второй улицы) добрался до главной площади города. 3). Задание 3. Играем в лото. Накройте словами картинки (используются картинки
из 2 – го задания).
Слова на карточках: прости, извини, пожалуйста, до свидания, здравствуй, спасибо, благодарю.
- Кого можно приветствовать словом «здравствуйте»?
- Что оно обозначает? (здравствуйте – т. е. мы желаем здоровья человеку, к которому обращаемся с приветствием)
- Какими словами его можно заменить и кому они могут быть адресованы?
- Когда, кому говорят «до свидания»?
- Что обозначает это слово? (до свидания – т. е. мы надеемся увидеться еще раз)
- Какими словами его можно заменить и кому их можно адресовать?
- Спасибо за вашу работу. Вот и еще один гномик освободился от плена молчания и попал на Солнечную площадь по улице Благодарной (на экране открывается название третьей улицы) 4). Задание 4. А сейчас откроется еще одна улица, ведущая к Солнечной площади. Ведь гномики очень спортивные человечки. Мы отдохнем и сделаем небольшую спортивную разминку. Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей! - Молодцы, ребята! Вы выручили еще одного гномика. Он пришел на главную площадь по улице Спортивной (на экране открывается название четвертой улицы) 5). Задание 5. Игра «Доскажи словечко» (по одной рифмовке для каждой команды) Растает даже ледяная глыба Когда нас бранят за шалости,
От слова теплого (спасибо) Говорим (прости, пожалуйста). И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания). - Еще один житель с вашей помощью попал на Солнечную площадь по бульвару Приветствий (на экране открывается название пятой улицы). 6). Задание 6. Подходит к концу наше путешествие по городу. Вам остается преодолеть еще одно испытание. Дайте название группе слов. ДО СВИДАНИЯ, ДО ВСТРЕЧИ, ПОКА, СЧАСТЛИВОГО ПУТИ – ПРОЩАНИЕ
- Вот и последний гномик добрался до Солнечной площади (на экране открывается название шестой улицы). К жителям сказочного города вернулась речь. Что они могли сказать друг другу при встрече? (Здравствуй, привет, как долго мы не виделись, как я рад) V. Итог урока. - Давайте прочитаем названия улиц, которые открылись с вашей помощью.
- Как можно назвать слова, которые вы сегодня не раз произносили?
- А что значит быть воспитанным, вежливым человеком?
- Что же такое вежливость?
- На экране слайд «Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой»
- Какие «волшебные» слова знаете?
- Какое волшебство они совершают?
- Какое название можно дать городу, в котором живут гномики? (На экране появляется название города.)
- Много дел ждет вас впереди., но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта радуют людей, делают их добрее. Добрыми должны быть не только слова, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни мне, ни вашим родителям, ни друзьям.
Если будем вежливы
Каждый день и час,
Станет мир счастливее
В миллионы раз! (Слова на экране) - Сколько же очков набрала каждая из команд?
- Выберите значок, который , по вашему мнению, соответствует вашему настроению после урока.
- А теперь мы узнаем, понравились ли ваши ответы, ваша работа нашим гостям. (Гости отдают свой значок ученику)
- Вы отлично сегодня потрудились. Молодцы! Наш урок закончен.
Конспект открытого урока
по математике в 1 классе.
(Программа «Начальная школа XXI век»)
Учитель начальных классов I квалификационной
категории ГОУ школы №391 С.Г. Пучкова Практика показала, что наиболее целесообразным способом реализации программы по математике в 1 классе являются дидактические игры с учётом возраста детей, их интересов и увлечений. А исследование физкультурно-познавательного компонента повышает интерес учащихся к здоровому образу жизни.
Используемые технологии: игровые, оздоровительные.
|