Скачать 8.57 Mb.
|
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЦЕНТР ГУМАНИТАРНЫХ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ – 2» УДК: 316.334.52(571.122)::[328.185] Инв. № _____________________
ОТЧЕТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: «Социологическое исследование по изучению мнения населения о состоянии и эффективности противодействия коррупции на территории автономного округа» (том I, часть 1) договор № 067/13ю от 29.03.2013 г. Руководитель темы ___________________ И.Б. Соловейкина (подпись, дата) Ханты-Мансийск – 2013 Содержание
I. Программа социологического исследования по изучению мнения населения о состоянии и эффективности противодействия коррупции на территории ХМАО-Югры 1. Методологический раздел 1.1. Описание проблемной ситуации и постановка проблемы исследования Коррупция является одним из наиболее существенных деструктивных факторов системного характера для любого современного общества. Она серьезно усложняет экономическое и политическое его развитие, обеспечивая приоритет частных интересов в управлении, переподчиняя политическую волю государства узкогрупповым интересам должностных лиц и всей своей практикой подрывая доверие простых граждан к власти. Президент РФ Владимир Путин в своем выступлении на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры России 5 марта 2013 г. отметил, что «от того, насколько эффективно мы ведём работу по борьбе с коррупцией, зависит доверие граждан государственным структурам, что проецируется на стабильность самого государства и на его эффективность»1. Коррупция несет явную социальную угрозу обществу. Она способствует стагнации модернизационных процессов, разрушает социальные связи и отношения, трансформирует социальную структуру, мешает становлению социальной справедливости. То, что коррупция выступает масштабным социальным явлением, а не простой совокупностью криминальных событий, следует из ее характерных форм и черт. Так, согласно Конвенции ООН против коррупции (A/RES/58/4), принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2003 г., к коррупции причисляют: подкуп национальных и иностранных публичных должностных лиц, администраторов международных организаций; хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование ими имущества; злоупотребление служебным положением и влиянием в корыстных целях; незаконное обогащение; подкуп и хищение имущества в частном секторе. Подобная практика была бы затруднена либо вообще невозможна при качественной постановке внутреннего административного и внешнего общественного контроля, но в условиях институциональной дисфункции и монополизации бюрократией сферы общественного управления (что характерно для переходного российского общества), коррупционные практики широко распространены только в сферах управления, но и на бытовом уровне. Эксперты мирового сообщества отмечают чрезвычайно широкие масштабы распространения бытовой коррупции в России, ее активную институциональную экспансию в различные сферы и институты современного российского общества. Фонд ИНДЕМ в течение ряда лет проводит глобальные для России социологические исследования для изучения уровня бытовой коррупции в нашей стране (2001, 2006, 2011 гг.)2. Полученные в 2011 году данные свидетельствуют о тенденции к «сжатию» ее рынка по сравнению с показателями исследований 2006 года. Среди граждан несколько снижается готовность давать взятки и интенсивность коррупционных действий со стороны лиц, оказывающих услуги; «годовое количество коррупционных сделок, согласно проведенным расчетам, сократилось с 2005 года с 46 до 31 миллиона» в 2011 году. Но исследования 2011 года не зафиксировали устойчивой тенденции к снижению бытовой коррупции в целом. Как и 5 лет назад основными учреждениями сфер жизнеобеспечения, где людям приходится прибегать к взяткам, являются медицинские и детские дошкольные учреждения, ГИБДД. Зафиксировано, что уровень «каждодневной» коррупции в последнем случае несколько снизился (это связано с наведением порядка в регистрационных операциях, работе ГИБДД и полиции в целом). Но на протяжении всего периода наблюдений налицо последовательный рост коррупционных проявлений в таких сферах как среднее общее, профессиональное образование и здравоохранение. Исследованиями Фонда ИНДЕМ зафиксировано также, что ситуация с бытовой коррупцией значительно разнится в субъектах федерации, что, в первую очередь, связано с проводимой в регионах антикоррупционной политикой. В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в целях координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Постановлением Губернатора автономного округа от 23 июля 2008 г. № 90 создан межведомственный Совет при Губернаторе по противодействию коррупции. Объектом пристального внимания Совета являются: вопросы соблюдения требований к служебному поведению; усиление контроля в сфере управления имуществом и земельных правоотношений; информационно-пропагандистское сопровождение антикоррупционных мероприятий; повышение эффективности размещения государственного и муниципального заказов; совершенствование взаимодействия с институтами гражданского общества; реализация политики в сфере оказания государственных, муниципальных услуг и деятельности МФЦ; результаты проверок достоверности предоставляемых государственными служащими сведений о доходах; реализация жилищной политики и субсидирования ипотечных программ; проведение антикоррупционной экспертизы; противодействие бытовой коррупции. В отношении последнего пункта особое значение для принятия решений Советом имеют итоги изучения общественного мнения по оценке населением уровня коррупции на территории автономного округа. Проведение регулярных социологических исследований по указанному направлению в комплексе изучения динамики социально-экономических процессов на территории ХМАО-Югры способствует рационализации государственной антикоррупционной политики. Данный подход подчеркивает высокую степень актуальности настоящего эмпирического исследования и определяет его общую проблему и формулировку – «Социологическое исследование по изучению мнения населения о состоянии и эффективности противодействия коррупции на территории автономного округа». 1.2. Цель и задачи исследования Цель настоящего исследования состоит в анализе общественного мнения населения и представителей экспертного сообщества относительно уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Для достижения поставленной цели решению подлежат следующие исследовательские задачи: 1) Выявление общественного мнения населения и представителей экспертного сообщества относительно коррупции как социального явления и ее уровня на территории России и ХМАО-Югры. 2) Выявление общественного мнения населения и представителей экспертного сообщества о степени, причинах и сферах распространения коррупции на территории ХМАО-Югры. 3) Оценка вовлеченности населения ХМАО-Югры в коррупционные действия на бытовом уровне. 4) Выявление уровня информированности населения ХМАО-Югры об антикоррупционной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления региона. 5) Выявление степени готовности населения к отказу от участия в бытовой коррупции. 1.3. Объект и предмет исследования Объектом исследования является электоральное население Ханты-Мансийского автономного округа - Югры во всем его социальном многообразии. Эмпирический объект исследования: - население 22 муниципальных образований 18 лет и старше, постоянно проживающее на территории исследования: 13 городских округов (Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск, Югорск) и 9 муниципальных районов (Белоярский, Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский); - специалисты органов государственной власти, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов правопорядка, представители общественных организаций, чья деятельность направлена на защиту прав граждан. Предметом исследования выступают суждения респондентов и экспертов о коррупции по параметрам, определенным задачами данного социологического исследования. 2. Процедурный раздел |
Порядок заполнения данных анкет на лист Excel, выборка учреждений здравоохранения хмао-югры участвующих в социологическом исследовании... | Д 55 Методы социологического исследования: Учебник. — М.: Инфра-м, 2004. — 768 с. — (Классический университетский учебник) | ||
Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования» | ... | ||
Приложение протокол проведения исследования учащихся в образовательной организации | Методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «методология и методы социологического исследования» для студентов 2... | ||
Анализ результатов проведенного социологического исследования целевой аудитории по ключевым экологически важным вопросам | Дегтярева О. И., главный специалист информационно-методического отдела Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской... | ||
Для осуществления мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Нижегородской области было... | Охватывает небольшие совокупности людей и, как правило, предшествует более глубокому и масштабному исследованию |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |