МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Методология и методика
социологического исследования»
для студентов специальности 040201 «СОЦИОЛОГИЯ»
Автор:
В.Р. Цылев, канд. филос. наук, старший преподаватель МГГУ Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования»:
- обучение студентов - социологов методологическим, методическим, технологическим и организационным основам проведения социологического исследования, направленного на получение знания о состоянии, закономерностях функционирования и развития массовых социальных явлений и процессов.
Основные задачи курса «Методология и методика социологического исследования»:
показать место и роль социологических исследований в социологической науке, основные их этапы и методологические основания;
раскрыть структуру программы социологического исследования, содержание ее основных частей и процедуру ее составления;
дать понимание теоретических основ и особенностей процесса измерения в социологическом исследовании, раскрыть способы построения показателей, индикаторов, шкал и индексов;
дать понимание теоретических основ построения выборочной совокупности и методов её проектирования в социологическом исследовании;
раскрыть содержание и процедуру выполнения отдельных видов социологического исследования, возможности и ограничения их применения;
дать понимание системы методов анализа и обработки данных социологического исследования, возможности и ограничения в их применении;
раскрыть способы, используемые для обобщения и представления данных социологического исследования, структуру и логику разработки научного отчета;
раскрыть существенные особенности, возможности и ограничения количественного и качественного подходов в социологическом исследовании на этапах сбора и анализа данных;
раскрыть особенности организационных процедур социологического исследования, их содержание и последовательность проведения.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
методологические основы социологических исследований;
структуру социологического исследования и содержание всех его этапов.
содержательные характеристики и функциональные возможности современных методов социологических исследований;
специфику применения методов в эмпирических исследованиях;
современные подходы к обработке собранных данных и анализу полученных результатов;
уметь:
разрабатывать программу социологического исследования;
осуществлять выбор и обоснование методов исследования в соответствии с изучаемой проблемой;
разрабатывать инструментарий для сбора информации;
подбирать адекватную технологию сбора и обработки информации и применять ее в эмпирических исследованиях,
проводить анализ полученных результатов, давать им интерпретацию и оформлять результаты исследования в отчет.
Разделы дисциплины и примерное распределение
учебного времени
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Всего ауд.
| ЛК
| СМ
| ПР
| ЛБ
| Сам. работа
|
| 4 семестр
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1. Теоретико - методологические основы социологического исследования
|
|
|
|
|
|
|
| Основы методологии и методики социологического исследования. Стратегии и виды социологических исследований
| 12
| 4
| 2
|
|
| 6
|
| Разработка программы социологического исследования
| 28
| 6
| 2
| 2
| 4
| 14
|
| Методы и процедура измерения в социологии
| 14
| 4
|
| 2
| 2
| 6
|
| Статистические и социологические аспекты обоснования выборки
| 16
| 4
|
| 2
| 2
| 8
|
| Раздел II. Методы сбора данных в социологическом исследовании
|
|
|
|
|
|
|
| Метод наблюдения
| 10
| 2
| 2
|
|
| 6
|
| Опросные методы в социологии (интервью, анкетирование, экспертный опрос, метод фокус-группы)
| 44
| 10
| 4
| 4
| 4
| 22
|
| Итого:
| 124
| 30
| 10
| 10
| 12
| 62
|
| 5 семестр
|
|
|
|
|
|
|
| Анализ документов
| 20
| 4
|
| 4
| 2
| 10
|
| Эксперимент в социологии
| 10
| 2
| 2
|
|
| 6
|
| Социометрический метод и концепция социальных сетей
| 14
| 2
|
| 4
| 2
| 6
|
| Психологические методы в социологическом исследовании
| 20
| 4
|
| 4
| 2
| 10
|
| Методические особенности социологических исследований в качественной парадигме
| 26
| 4
| 2
| 2
| 4
| 14
|
| Раздел III. Результаты социологического исследования. Методологические и организационные вопросы
|
|
|
|
|
|
|
| Анализ и обработка данных в социологии
| 36
| 6
|
| 6
| 8
| 16
|
| Представление результатов социологического исследования
| 8
| 2
| 2
|
|
| 4
|
| Методологические проблемы социологического исследования
| 14
| 4
| 2
|
|
| 8
|
| Организация социологического исследования
| 8
| 2
| 2
|
|
| 4
|
| Итого:
| 156
| 30
| 10
| 20
| 18
| 78
|
| Всего:
| 280
| 60
| 20
| 30
| 30
| 140
|
Содержание практических занятий
Основы методологии и методики социологического исследования. Основные стратегии и виды социологических исследований
Семинар (2 ч.)
Место эмпирической социологии в социологическом знании. Основное ее содержание, функции и методологические принципы.
Понятие социального факта.
Методология социологического исследования.
Методы, методика и техника социологического исследования.
Виды социологических исследований. Проблемы классификации.
Описательные и аналитические исследования.
Пилотажное (зондажное) исследование.
Панельное и лонгитюдное исследования.
Основные особенности количественного подхода в социологическом исследовании.
Основные особенности качественного подхода в социологическом исследовании.
Литература
Основная
Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: Учебное пособие для вузов. – М., 2003.
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.
Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: Учеб. пособие. М., 2004.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М, 2002.
Социологический словарь. Минск, 1991.
Хеллевик О. Социологический метод. М., 2002.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.
Дополнительная
Бутенко И.А. Прикладная социология: наука и искусство. М., 1999.
Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996.
Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола) // Социология: 4M. 1995. № 5-6.
Ростегаева Н.И. Банк данных социологических исследований: приглашение к сотрудничеству // Социология: 4М. – 2000. - №12.- С. 173-179.
Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.
Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998.
Ядов В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социология: 4М. 1991, №1. С.14-31.
Разработка программы социологического исследования
Семинар (2 ч.)
Назначение, содержание и структура программы социологического исследования.
Методологическая и процедурная часть программы исследования.
Проблемная ситуация и проблема социологического исследования. Основные этапы и правила «перевода» проблемной ситуации в формулировку исследовательской проблемы.
Требования к постановке целей. Основные и вспомогательные задачи.
Язык социологического исследования. Понятия «переменные», «эмпирическая интерпретация», «операциональное определение», «операционализация понятий».
Процедура системного анализа объекта исследования.
Процедура выдвижения гипотез и ее значение для разработки программы исследования.
Виды исследовательских гипотез и требования к их разработке
Стратегический план социологического исследования и его основные разновидности.
|