Скачать 0.81 Mb.
|
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Волгоград, 2008 Организация и проведение социологического исследования. Волгоград, 2008. 54 с. Автор-составитель: Дегтярева О.И., главный специалист информационно-методического отдела Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области В данной брошюре рассмотрены вопросы разработки программ социологического исследования, а также подробно описаны все методы сбора информации. Основная часть материалов была составлена на основе книги «Рабочая книга социолога» под редакцией Г.В. Осипова. Брошюра предназначена для специалистов учреждений социального обслуживания населения. Введение В настоящее время специалисты учреждений социального обслуживания населения все чаще сталкиваются с необходимостью проведения социологических исследований. С одной стороны, это связано с необходимостью определения качества предоставляемых в них услуг, а, с другой, с определением наиболее перспективных направлений деятельности учреждения, с выбором самых эффективных форм и методов работы. Исследования могут проводиться как силами специалистов учреждений, так и представителями тех организаций, к которым обратились с социальным заказом на их проведение. В любом случае требуется специальная подготовка специалистов по планированию, организации и проведению социологических исследований. Это необходимо для того, чтобы, во-первых, повысить результативность проводимых исследований, а во-вторых, чтобы избежать разногласия с привлекаемыми организациями в ходе подготовки технического задания для проведения исследований. В данной брошюре представлена информация, направленная на освещение вопросов организации и проведения исследований. В качестве приложений даются конкретные варианты анкет, по которым проводятся исследования не только в учреждениях Волгоградской области, но и других регионах России. Специалисты, внимательно изучившие предлагаемый в брошюре материал, могут использовать данные анкеты при разработке собственных вопросников. При этом анкеты могут корректироваться в соответствии с целью поставленного исследования и спецификой конкретного учреждения. Часть 1. Разработка программы исследования Социологическое исследование начинается с разработки программы, направленной на осуществление следующих процедур:
Все эти процедуры должны быть связаны в единое целое. Эффективность социологического исследования, значимость его результатов зависят от его обоснования, уровня разработки его программы, выбора системы показателей и рабочих гипотез. Плохо обоснованное социологическое исследование приводит к неубедительным теоретическим выводам, к неэффективным практическим рекомендациям и часто совершенно не оправдывает ресурсов, затраченных на его проведение. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Непосредственным поводом к проведению социологического исследования служат реальные жизненные противоречия, создающие проблемную ситуацию, для решения которой требуются соответствующие управленческие решения. Программа исследования должна четко отвечать на вопрос, на решение какой конкретно проблемы ориентируется данное исследование. Как правило, социологическое исследование направлено на решение как практических, так и научных проблем. ПРИМЕР: При рассмотрении проблемы текучести кадров, социологическое исследование будет направлено как на изучение социальных факторов, порождающих это явление, так и на разработку системы мер для устранения или изменения этого явления. В первом случае в центре внимания научный аспект проблемы, во втором – практический. Если проблемную ситуацию можно разрешить уже известными средствами, то речь идет о практической проблеме, о поиске способов приложения старых знаний и уже имеющихся средств. Невозможность решения социальной проблемы имеющимися средствами создает прецедент обращения к науке. Сам факт такого обращения выступает как социальный заказ. Если не удается выполнить этот заказ на основе старых знаний, то появляется необходимость в научном поиске новых, еще неизвестных социальных закономерностей для получения дополнительных знаний. На основе этих знаний вырабатываются рекомендации для решения социальных проблем. Важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т.е. проблем, либо не отражающих реальной ситуации, либо давно решенных. Для этого специалист, занимающийся проведением социологических исследований в учреждении, должен обладать широким научным кругозором и глубоким знанием жизни. Не всегда удается ясно и четко сформулировать проблему в начале составления программы исследования. В этом случае проблема намечается лишь в общих чертах, а при дальнейшей разработке программы ее формулировка уточняется. ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ Программа социологического исследования должна отвечать на вопрос, на получение какого результата ориентируется данное исследование. Именно формулировка результата должна лежать в основе постановки цели. Цель – это то, ради чего проводится исследование. Если цели социологического исследования не вполне ясны специалистам или представителям тех организаций, которые будут выполнять социальный заказ на проведение эти исследования, то могут возникнуть разногласия по итогам исследования. Чтобы избежать конфликта в программе разрабатывается четкая система задач. Задачи – это то, что планируется сделать ради достижения цели или приближения к ней. Задачи бывают основными и неосновными. Основные задачи соответствуют цели исследования. Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методологических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ Объект социологического исследования – деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. При описании объекта социологического исследования должны учитываться следующие его характеристики:
Единицей наблюдения в социологии называется такой тот элемент исследуемой совокупности, в отношении которого непосредственно ведется сбор информации. При этом важно различать единицы наблюдения, о которых собирается информация (единицы анализа), и единицы наблюдения, от которых поступает информация (единицы сбора). Если объектами социологического исследования являются деятельность людей и условия этой деятельности, то единицами наблюдения, как правило, выступают носители этой деятельности – люди. Социологическое исследование может включать различные по своим характеристикам единицы наблюдения. ПРИМЕР: В исследовании текучести специалистов в учреждении можно выделить такие единицы наблюдения, как «выбывшие специалисты», «вновь поступившие специалисты», «работающие в настоящее время в учреждении специалисты». Это позволит углубить представление о факторах, влияющих на текучесть специалистов, и выявить так называемую потенциальную текучесть. Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Это наиболее значимая сторона объекта с точки зрения теории и практики. Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, а главное – для решения какой социальной проблемы выбран. ПРИМЕР: При исследовании миграционных процессов объектом исследования является население различных территориальных единиц: области, района, отдельного населенного пункта. Предметом является миграция – переселение людей из одного населенного пункта в другой. Цель исследования – оптимизация миграционных процессов в некотором районе. Задачи – нахождение наилучших путей этой оптимизации (для практически ориентированного исследования) и установление закономерностей миграции (для теоретически ориентированного исследования). Объект и предмет социологического исследования совпадают, когда перед исследователем стоит задача познания всей совокупности закономерностей функционирования и развития конкретного социального объекта. Когда же речь идет об изучении каких-либо отдельных характеристик объекта исследования, предметом становятся те стороны, которые содержат эти характеристики. Сбор информации Сбор информации может быть осуществлен тремя путями:
В первом случае исследование называется сплошным, а множество социальных объектов – генеральной совокупностью. Сплошное исследование по многим причинам может оказаться или очень трудоемким, или требующим больших затрат, или просто невозможным. Во втором случае множество социальных объектов исследования называются основным массивом. Используется как промежуточный вариант в тех случаях, когда требуется более достоверная информация. В третьем случае исследование называется выборочным, а выделенная часть объектов – выборкой. Одна из основных задач социологического исследования в этом случае состоит в том, чтобы по данным выборке оценить параметры генеральной совокупности. В настоящее время является наиболее распространенным исследованием. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ В зависимости от целей и задач исследования, состояния знания об изучаемом объекте, а также ряда других факторов в каждом конкретном случае разрабатывается своя собственная стратегия исследовательского поиска, определяющая последовательность операций, осуществляемых специалистом, проводящим исследование. Состояние знания об изучаемом объекте определяет характер плана: поисковый, описательный и экспериментальный. Поисковый план социологического исследования применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. В процессе поискового исследования формулируется проблема, определяется основной набор исследовательских средств – методик исследования, порядок их применения, очередность задач, подлежащих решению, с точки зрения их важности. Поисковый план предполагает три основных этапа работы: 1. Изучение документов – просмотр всей имеющихся информационно-методических материалов по избранной теме, не забывая смежные области исследования. При этом составляется возможно полная библиография. 2. Опрос экспертов – специалистов-ученых и специалистов-практиков – дает возможность получить дополнительные знания об изучаемом объекте. Рекомендуется заранее составить список лиц и учреждений, к которым необходимо обратиться за консультацией. 3. Наблюдение – завершающий этап поиска. К этому моменту специалист по социальному исследованию уже располагает некоторой информацией об изучаемом объекте. Поисковое наблюдение не формализовано, имеется лишь перечень вопросов для изучения, но отсутствует детальная проработка вопросов по пунктам. Описательный план социологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и описать его структурно-функциональные связи и классификационные характеристики. Цель плана состоит в получении точных качественно-количественных характеристиках изучаемого объекта. При описательном плане исследования недостаточно изучение литературы, наблюдения и интервью. В данном случае применяется другой набор исследовательских средств: выборочное обследование, опрос, статистический анализ полученных данных и др. Описательный план исследования имеет вполне обоснованную научную ценность, если он обеспечивает довольно полное и строгое описание изучаемого социального объекта вне зависимости от того, что результаты исследования не отвечают на вопрос о причинно-следственных связях изучаемого объекта. Экспериментальный план социологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания об объекте позволяют установить в нем причинно-следственные связи, раскрыть не только его структуру, но и причины, обусловливающие его функционирование или развитие. В реальной практике социологических исследований редко бывает так, чтобы один из трех описанных типов стратегического плана существовал в чистом виде. Иногда в одном исследовании сочетаются все три плана: начинается оно с поиска, потом идет описание, а затем уже следует уяснение причинно-следственных связей. Часть 2. Методы сбора данных Основными методами сбора данных являются:
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. По форме фиксации документы делятся на: письменные документы; специальная литература; иконографическая документация (кино-, видео-, фото документы и т.д.); фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки, аудиокассеты). Использование в конкретном социологическом исследовании документов как источника информации предполагает систематическое изучение их содержания с целью извлечения информации и различных сторонах отраженного в них явления. Обобщение полученных данных и сопоставление выводов с выдвинутыми гипотезами позволяют делать заключения уже об объекте исследования. Методы анализа документов чрезвычайно многообразны и непрерывно пополняются и совершенствуются, что объясняется практическими потребностями, спецификой форм документов, направлениями и целями анализа. Однако во всем этом многообразии можно выделить два основных типа анализа: традиционный и формализованный. Традиционный (классический) анализ – это цепочка умственных, логических построений, направленных на выявление сути анализируемого материала. Основной слабостью этого документа является субъективность. Формализованный анализ (количественный, контент-анализ) сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа, которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны его содержания. Тогда содержание делается измеримым, доступным точным вычислительным операциям. Существенно различаясь между собой, традиционный и формализованный анализы документов не исключают, а взаимно дополняют друг друга, позволяя компенсировать имеющиеся в каждом недостатки, так как оба в конечном счете преследуют одну и ту же цель – получение интересующей достоверной и надежной информации. Эта информация должна отвечать требованиям определенного уровня обобщенности и обладать теоретической значимостью. Простое описание содержания, не соотнесенное с характеристиками исследуемого объекта, не имеют большой ценности. НАБЛЮДЕНИЕ Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Особенностями наблюдения являются: 1. Связь наблюдателя с объектом наблюдения. Специалист наблюдает общество, социальные процессы и ситуации, являясь одновременно частью этого общества, что накладывает отпечаток на его интерпретацию наблюдаемых явлений. 2. Наличие у наблюдателя чисто человеческой черты – эмоциональности восприятия Социальные явления, их восприятие всегда носят эмоциональный характер, что приводит к возможному искажению данных наблюдения. 3. Сложность повторного наблюдения. Повторное наблюдение даже повседневного социального факта чрезвычайно затруднительно, ибо социальные процессы подвергаются воздействию огромного числа различных факторов и поэтому крайне редко бывают идентичными. Поэтому лишь тщательное и многократное наблюдение какого-либо социального явления может позволить считать информацию о нем достоверной и перейти к интерпретации данных. Перечисленные особенности влияют на ограниченность применения данного метода. В основном наблюдение может быть использовано для построения гипотез на начальном этапе исследования, для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте. Выделяются следующие этапы проведения наблюдения. 1. Установление объекта и предмета наблюдения, определение цели, постановка задач. 2. Обеспечение доступа к среде, получение соответствующих разрешений, завязывание контактов с людьми. 3. Выбор способа (вида) наблюдения и разработка процедуры на основе предварительно собранных материалов. 4. Подготовка технических документов и оборудования (тиражирование карточек, протоколов, инструкций, подготовка технического оборудования, письменных принадлежностей и т.п.). 5. Проведение наблюдений, сбор данных, накапливание информации. 6. Запись результатов наблюдений, выполняемая в виде:
7. Контроль наблюдения, который можно осуществить разными способами:
8. Отчет о наблюдении должен содержать:
Чтобы данные об объекте изучения соответствовали заданным критериям качества, исследователь должен выбрать тот способ наблюдений, который является наилучшим для отбора необходимых сведений. Существует несколько видов наблюдений. По степени формализации наблюдение подразделяется на: 1. Неструктурализованное (неконтролируемое) наблюдение – когда исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. Такое наблюдение не имеет строгого плана, заранее определен лишь сам непосредственный объект наблюдения. Примерный перечень вопросов, на которые необходимо получить ответы в ходе проведения неструтурализованного наблюдения:
2. Структурализованное (контролируемое) наблюдение – когда исследователь заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его исследования, и сосредотачивает на них свое внимание, составляя специальный план записи наблюдений до начала сбора информации. Чаще всего задача данного вида наблюдения – проверка результатов, полученных другими методами, уточнение их. Оно может быть использовано и как основной метод сбора информации для точного описания и проверки гипотез в исследованиях небольшого масштаба. Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования, так как в процессе разработки процедуры наблюдения исследователь должен продумать систему классификации явлений, составляющих наблюдаемую ситуацию, и стандартизировать категории наблюдения. Количество категорий в начале работы может быть значительным, однако по мере апробации многие из них будут исключены либо как неработающие, либо как недостоверные. В зависимости от степени участия наблюдателя наблюдение подразделяется на: 1. Невключенное (внешнее) наблюдение – когда исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов, - они просто регистрируют ход происходящих событий. Такой вид наблюдения используется при наблюдении за массовыми процессами, когда наблюдатель, для того чтобы видеть весь ход процесса, должен находиться на достаточном удалении от объекта наблюдения. Оно применяется для описания социальной среды, в которой происходят интересующие исследователя событие. 2. Включенное (участвующее) наблюдение – когда наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Степень включенности наблюдателя в исследуемую ситуацию может колебаться в довольно широком диапазоне: от наблюдения «пассивного», которое стоит близко к невключенному и сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя, до наблюдения «активного», когда наблюдатель до такой степени «сливается» с исследуемым коллективом, что наблюдаемые начинают считать его членом данного коллектива и соответственно к нему относиться. Включенное наблюдение в любых его видах позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами. По месту проведения и условиям организации наблюдение подразделяется на: 1. Полевое наблюдение – когда наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с изучаемым объектом. 2. Лабораторное наблюдение – когда условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем. Основное его достоинство – максимальная, по сравнению с другими видами возможность выявить все факторы, ситуации и установить взаимосвязь между ними. Основной недостаток – искусственность ситуации, которая может резко менять поведение участников. По регулярности проведения наблюдение подразделяется на: 1. Систематическое наблюдение характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного промежутка времени. Оно позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить их достоверность. Наблюдение можно проводить каждый день, раз в неделю, раз в месяц и т.д. Вести наблюдение можно:
2. Случайное наблюдение – наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, ситуации. В чистом виде тот или иной из вышеперечисленных видов наблюдения в конкретном исследовании не встречается. Приведенная типологизация и отражает только наиболее значимые для условий сбора первичной информации характеристики наблюдения, которые зависят друг от друга. Какие из этих характеристик будут наиболее значимы в конкретном исследовании, специалист определяет исходя из специфики исследования. Недостатки метода наблюдения: 1. Наблюдение представляет собой весьма трудоемкую процедуру. Оформление итогов наблюдения в виде записей занимает значительно больше времени, чем непосредственное наблюдение. 2. Наблюдением почти невозможно выявить мнения и суждения респондентов по интересующим исследователя вопросам. 3. Без привлечения дополнительной информации невозможно также сказать, насколько поведение людей, находящихся под наблюдением, типично для их окружения. |
Программа социологического исследования по изучению мнения населения о состоянии и эффективности противодействия коррупции на территории... | Д 55 Методы социологического исследования: Учебник. — М.: Инфра-м, 2004. — 768 с. — (Классический университетский учебник) | ||
Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования» | Регламент проведения социологического исследования, предваряющего проведение конкурсного отбора | ||
Методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «методология и методы социологического исследования» для студентов 2... | ... | ||
Анализ результатов проведенного социологического исследования целевой аудитории по ключевым экологически важным вопросам | Для осуществления мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Нижегородской области было... | ||
Охватывает небольшие совокупности людей и, как правило, предшествует более глубокому и масштабному исследованию | П58 Организация и проведение производственной практики студентов по направлению подготовки юриспруденция. Учебно-методическое пособие.... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |