Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/9
ТипДокументы
blankidoc.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной политологии
Кафедра общей политологии

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

на тему:
«Дискурсивные основания политического участия в России»


Студент группы № 442

САВИН НИКИТА ЮРЬЕВИЧ
Научный руководитель ВКР:

Доцент кафедры интегрированных коммуникаций

КАШИРСКИХ ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ (PhD)
Научный консультант:

Профессор кафедры общей политологии, д.с.н. ЧЕРНЫХ АЛЛА ИВАНОВНА
Рецензент:

Профессор кафедры общей политологии, д.п.н. КАСПЭ СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ

Москва, 2013 г.

Оглавление


Введение 3

Методологические пояснения и обзор дискуссии 9

Особенности властного дискурса в гибридных режимах 17

Реконструкция обывателя: семантические основания деполитизации 31

Девальвация Другого 31

Государство: Свой или/и Другой? 37

Демократия: определенность неопределенности 45

Заключение 53

Список источников и литературы 56



Введение



Сегодняшнее политическое поведение россиян выглядит противоречивым и вызывает оживленную дискуссию в академическом сообществе. Предметом дискуссии является политическая пассивность значительной части россиян.
Актуальность обозначенной дискуссии обусловлена продолжающейся рефлексией по поводу конституирования в России ключевого компонента демократии – гражданского общества. Роль гражданского общества в России и степень его конституированности оценивается по-разному. Доминирующей является точка зрения, согласно которой, гражданское общество в России не развито и не может выступать в качестве контрагента государства1. Эта точка зрения опирается на классическую концепцию гражданского общества, предложенную Р. Патнэмом. В то же время предпринимаются попытки осмысления механизмов функционирования российского общества на основании альтернативных теоретических инструментов2. Дискуссия опирается на широкое понимание демократии, предполагающее аутентичное участие в делах общественной значимости необходимым элементом демократического режима3. В литературе неоднократно замечалось, что именно политический абсентеизм как форма выражения недовольства режимом стал одной из главных причин усиления авторитарных практик в 2000-х годах4. В этой связи представляется актуальным смещение фокуса внимания на механизмы формирования мотиваций граждан к политическому участию.
Проблема исследования
На протяжении последнего десятилетия социологические опросы фиксировали устойчивое недовольство граждан ситуацией в стране. Рассчитываемый Левада-центром «индекс положения дел в стране» демонстрирует, что в промежутке с 2000 по 2013 год в среднем 40,6% граждан выбирали пункт «события ведут нас в тупик» вместо «дела идут в правильном направлении» (при стандартном отклонении в 7,6%). Многолетняя динамика индекса приведена на графике:

График 1.

Многолетняя динамика индекса положения дел в стране (данные Левада-центра)5.
http://cs412723.vk.me/v412723093/1042/ebwvc1atgsa.jpg
Несмотря на значительный уровень недовольства, граждане не используют имеющиеся возможности для политической активности, такие как создание и работа в инициативных группах и общественных организациях и т.п. Напротив, общество характеризуется явлениями, называемыми в литературе коммуникативной доместикацией6, социетальной и политической инволюцией7, состоянием аномии8.

В политической науке интерпретации обозначенного противоречия ведется преимущественно в рамках институциональной парадигмы и трёх подходов: социологического, рационального и исторического. Все три подхода аксиоматизируют механизм трансформации мотива в действие как обусловленность, соответственно, социальными нормами, калькуляцией издержек и бенефитов, эффектом колеи.

Возможность фокусирования внимания на символическом подтексте данных механизмов дает дискурсивный подход. В центре внимания дискурсивного подхода – вопрос, как идеи и значения конституируют политическое действие9. Исследовательский вопрос работы: какие смысловые конструкции обеспечивают отсутствие политического участия на фоне имеющегося недовольства «положением дел в стране»?
Объект, предмет
Объектом исследования является политическое поведение россиян, исследуемое на предмет значений, лежащих в основе этого поведения.
Цель, задачи
Цель работы – определение смысловых конструкций, лежащих в основе политического поведения россиян. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Описать особенности властного дискурса в гибридных режимах;

  2. Проанализировать 15 глубинных интервью с российскими обывателями, реконструировать «обывательский» дискурс;

  3. Определить семантические особенности дискурса обывателей, лежащие в основе противоречий в политическом поведении


Методологический подход: дискурсивный институционализм (В. Шмидт)
Методология: теория дискурса Э. Лакло и Ш. Муфф
Эмпирической основой исследования являются 15 глубинных интервью с российскими обывателями. Техника анализа нарративов – теория дискурса Лакло и Муфф.
Рабочие гипотезы


  1. Деполитизация недовольства обусловлена отсутствием у агентов символических ресурсов для идентификации Другого.

  2. Инструментом воспроизводства отсутствия символических ресурсов для идентификации Другого является полисемия социетальных знаков.

  3. Легитимность власти в России носит авторитарный характер, в основе легитимности власти лежит деполитизированное недовольство.


Структура работы
В первой главе представлены основные подходы к обозначенной проблеме, выделяются их преимущества и недостатки. На основании анализа дискуссии по проблеме обосновывается выбор дискурсивного институционализма как исследовательского подхода, теории дискурса Э. Лакло и Ш. Муфф – как методологии исследования и техники анализа дискурса. В первой главе обосновываются критерии выбора респондентов для глубинных интервью, приводится перечень вопросов, задаваемых респондентам.

Во второй главе (Особенности властного дискурса в гибридных режимах) вводится одно из ключевых понятий работы – властный дискурс. Описываются два идеальных типа властного дискурса – демократический и авторитарный, обосновывается их противопоставление. В главе определяется тип властного дискурса в сегодняшней России, определяется характер легитимности власти.

В третьей главе (Реконструкция обывателя: семантические основания деполитизации) приводятся результаты дискурс-анализа интервью, определяются семантические особенности дискурса обывателей, лежащие в основе противоречий в политическом поведении. В заключительной главе приводятся аргументы в пользу тезиса о том, что обывательский дискурс – это властный дискурс.

Положения, выносимые на защиту


  1. Легитимность власти в России носит авторитарный характер и базируется на разобщении партикулярностей, достигаемой за счёт полисемии социетальных знаков. В условиях полисемии партикулярности теряют возможность к идентификации Другого и способность быть субъектом политики.

  2. Дискурс обывателей является властным дискурсом. Этическая установка об аморальности экзогенного, отождествление государственного и публичного, неполитический характер преференций обеспечивают отсутствие политизации недовольства.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru