« Согласовано»
Руководитель ШМО
_____ /Г.Ф.Сафиуллина/
Протокол№
от «___»____________
| «Согласовано»
Заместитель руководителя по УР____/Д.Д.Абдрахманова/
«___» ________________
| «Утверждаю»
Директор
____/И.И. Шарафутдинова/
Приказ № 5
от «12» января 2015 г.
|
Рабочая программа
по истории для 6 класса
учителя истории и обществознания
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
“ Нурлатская основная общеобразовательная школа”
Буинского муниципального района Республики Татарстан
Шигабиевой Алсу Талгатовны
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол №
от «29» декабря 2014г.
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа адресована для изучения истории в общеобразовательной школе, для обучающихся 6 класса.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
-Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-Ф3);
Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции)
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом МО и науки РФ от 05.03.2004 года №1089) (с действующими изменениями);
- Инструктивно-методическое письмо «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году» от 16.10.2009 № 7131/9;
- Особенности преподавания учебного предмета «История» в 2014/2015 учебном году
Методические рекомендации
- Учебный план МБОУ «Нурлатская ООШ» Буинского района РТ на 2014-2015 учебный год;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год; - В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный №19993);
Рабочая программа предусматривает использование учебников:
Е.В. Пчелов История России с древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 6 класса основной школы/Е.В. Пчелов. – 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
М.А. Бойцова, Р.М. Шукурова Всеобщая история. История Средних веков. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2008
Дополнительная учебная литература:
Пискарев В.И., Хузин Ф.Ш. История Татарстана (с древнейших времен до 1 половины XVI века). Изд. «Хэтер», 2012 Концепция программы:
Главная идея программы по истории - приобретение учащимися исторические знания, приведенные в простейшую пространственно - хронологическую систему, учить их оперировать исторической терминологией в соответствии с спецификой определенных эпох, знакомить с основными способами исторического анализа. Изучение курса ориентировано на личностное развитие учащихся, социализации подростков и формирования и их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Обоснованность:
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Образовательная область:
История составная часть социально-гуманитарного цикла образования.
Цели учебного предмета на ступени основного общего образования:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории;
- овладение элементарными методами исторического познания;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными традициями.
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм.
Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.
Место и роль курса в обучении:
Роль учебного предмета «История» в подготовке обучающихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы познания окружающего мира, миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны между собой прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом. Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на приобретение учащимися исторических знаний, приведенных в простейшую пространственно-хронологическую систему, оперирование исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомство с основными способами исторического анализа, в результате чего происходит социализация подростков, формирование их мировоззренческих и ценностных ориентаций.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 6 классе:
Цели курса: формирование у учащихся исторического мышления, интереса и положительной мотивации школьников к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.
В процессе учебы будут решаться следующие задачи:
Формирование у обучающихся знаний об истории России;
Вырабатывать у обучающихся представление об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;
Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом;
развитие гуманитарной культуры обучающихся, приобщение к ценностям культуры Российского государства;
воспитание патриотизма; уважения к истории, культуре, традициям своего народа.
создание условий для формирования и развития у обучающихся привычки и интереса к выполнению домашних заданий, умения применять на практике коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах; совершенствование устной и письменной речи.
Сроки реализации программы:
Данная программа реализуется в течение учебного года и предусматривает 70 часов; занятия 2 часа в неделю. «Среднее века» - 24 час, «История России» - 36 час, в том числе «История Татарстана» -10 час.
Основные принципы отбора материала: в курсе происходит знакомство с процессом формирования средневекового общества, с важнейшими государствами Средневековья. Данная программа подробно рассматривает сюжеты средневековой истории России: религию, нации, государство, культуру.
Важное внимание уделяется системообразующим чертам цивилизаций, таким как ведение хозяйства, формы повседневной жизни, обычаи, правила поведения, представление о добре и зле, религиозные верования, взгляды людей на окружающий мир.
Общая характеристика учебного процесса
История дает систематизированные знания об истории человечества и формирует целостное представление о месте и роле России во всемирно - историческом процессе. Так же она способствует формированию исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения. Сложность учебного предмета состоит в том, что предполагает интегрированный подход к изучению всеобщей истории и истории России, Татарстана
Методы:
В процессе обучения используются объяснительно - иллюстративный (беседа, сообщение); репродуктивный (анализ устной речи); проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации); эвристический (ответна вопрос из текста и из источника, нахождение нужной информации, творческий рассказ), частично - исследовательские методы.
Формы обучения:
Основной формой организации учебного процесса при изучении обучения истории является форма традиционного урока. Наряду с ней возможно использование современных активных форм урока, ориентированных на деятельностный подход. Они способствуют совершенствованию культуры межличностного общения, позволяют учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий.
Также применяются следующие формы обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-практикум, уроки портреты, урок-защита творческих работ учащихся.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
Логические связи данного предмета с другими предметами:
Курс предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе. Использование межпредметных связей географии и истории закрепляет умения оперировать статическим и картографическим материалом. Интегративные связи истории и предметов в образовательной области «Филология» повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся освоить на более высоком уровне образно выразительные особенности родного, русского и иностранного языков.
Изучение русской и татарской литературы дает возможность знакомиться с образцами татарской, русской и мировой художественной литературы, с духовными исканиями выдающихся писателей. Связь истории с предметами художественного цикла (музыка, ИЗО, МХК), помогает понять специфику различных видов искусств. Межпредметные связи с вышеназванными предметами помогают формировать у обучающихся эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру.
Предполагаемые результаты:
знать: основные события, даты, понятия истории средних веков.
должны уметь: называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий, называть место, обстоятельство, участников, результаты важнейших исторических событий, сравнивать данные различных источников, выявлять их сходства и различия, рассказывать (устно и письменно) об исторических событиях, их участниках, работать с историческими картами.
Работать с учебником и дополнительной литературой, составлять план учебного текста, соотносить данные, доказывать свои решения, проверять исчерпанность доказательств, самостоятельно переносить полученные знания в новую ситуацию, поиск и определение новых проблем в знакомых ситуациях.
Владеть компетенциями:
– информационно-поисковой (работать со справочной и научно-популярной литературой, выбираю необходимую информацию, производить поиск в книгах, СМИ и рекомендованных сайтах интернета, фиксировать результаты своей работы в устной и письменной форме);
– учебно-познавательной (решать познавательные задания, выполнять анализ, синтез, прослеживать причинно-следственные связи);
– коммуникативной (распределять обязанности в группах и парах, работать в группах и парах постоянного и переменного состава);
– рефлексивной (давать оценку своей работы, выявлять недочеты, оценивать ответы одноклассников).
60% учащихся должны правильно выполнять задания проверочных работ, 75% учеников должны владеть общеучебными умениями и навыками.
Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
Формирование эмоционально - ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Система оценки достижений учащихся:
Оценка обучающихся при устном или письменном опросе проводится по пятибалльной шкале. Оценка знаний осуществляется на контрольном уроке в конце изученного раздела, темы, который включает самостоятельные творческие работы, задания на осмысление и понимания изученного материала. Текущий контроль за освоением программного материала осуществляется в форме опроса, тестирования, наблюдения, выполнения творческих заданий. Учебно-тематический план
№ п\п
| Наименование разделов, тем
| Всего часов
|
| Среднее века
| 24
| 1.
| Начало средневековья
| 7
| 2
| Средневековая Европа
| 13
|
| 3
| Дальние страны
| 3
| 4
| Повторение
| 1
|
| | |