Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Омарская средняя общеобразовательная школа»
Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено
на заседании ШМО
Руководитель ШМО __________________
Е.В. Шандренкова
Протокол № _______ от
« ____» _____________2015 г.
| Согласовано
Заместитель директора
школы по УР
_________________
Н.С. Кирина
« ____» _____________2015 г.
| Утверждаю
Директор МБОУ
«Омарская СОШ»
__________________
А.Н. Мусин
Приказ №______ от «____»______________2015г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию для 10 класса
учителя первой квалификационной категории
МБОУ «Омарская средняя общеобразовательная школа»
Кириной Натальи Степановны.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«26» августа 2015 г.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и составлена на основании следующих документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года N 68-ЗРТ «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МО РФ от 17.12.2010 №1897)
Примерной программы основного общего образования по обществознанию
Инструкционного письма МО и Н РТ «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2008-2009 учебном году» от 08.08.2008. №4978/8
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 (с изменениями, приказ МО РФ от 8.06.2015 № 576)
Учебный план МБОУ “Омарская СОШ” на 2015 – 2016 учебный год.
сборника нормативных документов «Обществознание» -/Сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев–М.:Дрофа, 2006; Примерной программы основного общего образования по обществознанию-/Сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев–М.:Дрофа,2004 – М.: Дрофа, 2006,
Программа ориентирована на учащихся 10 класса общеобразовательных классов. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану 2015-2016 г. МБОУ «Омарская СОШ».
Содержание учебного материала полностью соответствует примерной программе по обществознанию удовлетворяет цели и задачи данного образовательного учреждения.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебное пособие для 10 кл. – М.: Русское слово, Основные цели курса:
Изучение обществознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Ведущей идеей курса является тезис о том, что построить гуманное, демократическое общество можно, лишь опираясь на ценности мировой цивилизации и национальные ценности. Особое значение имеет осмысление учащимися философско-мировоззренческих проблем, противоречий социального развития. Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование:
Основное содержание тематического планирования и его структура совпадают с содержанием учебной примерной программы. В программе добавлен 1 час на «Введение», 2 часа на итоговое повторение по курсу обществознания 10 класса с целью подготовки к ЕГЭ, 1 час в разделе «Политика как общественное явление» на изучение пенсионного законодательства и 2 часа резервного времени (всего 6 часов).
Наиболее существенные изменения произведены в планировании учебного материала по разделу Экономика. Содержание этого раздела дано в расширенном формате с учетом увеличения учебного времени до 30 часов на раздел.
Учитывая методические рекомендации методического кабинета истории и обществознания по изучению вопросов пенсионного законодательства в курсах обществознания и права в общеобразовательных учреждениях (составлены в соответствии с распоряжением от 14 апреля 2009 года № 155-р «О распространении опыта управления Пенсионного фонда Российской Федерации
№ п/п
| Структура программы
| Кол-во часов по
| Изменения
| Обоснование
| уч. прогр.
| раб. прогр.
| 1
| 1.Человек как творец и творение культуры.
| 14
| 8
| 1. Введение
2.Пенсионное законодательство современной России.
3-4. Итоговое повторение.
5-6. Резерв.
| Для выявления особенностей курса, организации учебных занятий требований к знаниям Выполнение распоряжения от 14 апреля 2009 года № 155-р «О распространении опыта управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) по организации «Пенсионного всеобуча
Большинство учащихся выбирают для итоговой аттестации (ЕГЭ) экзамен по выбору именно обществознание, поэтому необходимо повторение курса и работа с материалами ФИПИ Праздничные дни, приказы, другое
| 2
| 2. Общество как сложная динамическая система
| 10
| 10
| 3
| 3. Экономика
| 30
| 30
| 4
| 4. Политика как общественное явление
| 16
| 16
|
| всего
| 70
| 64
| 6
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
|
Тема урока
| Кол-во часов
| Дата проведения
|
Примечание
| По плану
| фактически
| 1
| Введение. Общестознание: задачи и особенности курса
| 1
|
|
|
| 2
| Познание окружающего мира
| 1
|
|
|
| 3
| Чувственное и рациональное познание
| 1
|
|
|
| 4
| Истина и ее критерии
| 1
|
|
|
| 5
| Самопознание
| 1
|
|
|
| 6
| Виды человеческих знаний
| 1
|
|
|
| 7
| История воззрений на общество
| 1
|
|
|
| 8
| Становление и развитие общественных наук
| 1
|
|
|
| 9
| Человек как творец и творение культуры
| 1
|
|
|
| 10
| Строение общества
| 1
|
|
|
| 11
| Цивилизация и общество
| 1
|
|
|
| 12
| Основные этапы эволюции цивилизации.
| 1
|
|
|
| 13
| Современное общество
| 1
|
|
|
| 14
| Модернизация
| 1
|
|
|
| 15
| . Глобализация.
| 1
|
|
|
| 16
| Глобальные процессы
| 1
|
|
|
| 17
| Мировая система
| 1
|
|
|
| 18
| Основные проблемы и тенденции развития современного общества
| 1
|
|
|
| 19
| Общество как сложная динамическая система
| 1
|
|
|
| 20
| Рыночное общество.
| 1
|
|
|
| 21
| Спрос, предложение
| 1
|
|
|
| 22
| Эволюция капитализма
| 1
|
|
|
| 23
| Современный капитализм и его черты
| 1
|
|
|
| 24
| Переход России к рынку
| 1
|
|
|
| 25
| Результаты реформ. «Шоковая терапия»
| 1
|
|
|
| 26
| Рыночная экономика в условиях современной России
| 1
|
|
|
| 27
| Профессионалы и профессионализм на современном рынке труда
| 1
|
|
|
| 28
| Отношения между трудом и капиталом
| 1
|
|
|
| 29
| Квалификация и профессионализм
| 1
|
|
|
| 30
| Рынок труда.
| 1
|
|
|
| 31
| Безработица. Специализация труда.
| 1
|
|
|
| 32
| Экономика предприятия.
| 1
|
|
|
| 33
| Валовый национальный продукт (ВНП).
| 1
|
|
|
| 34
| Предприятие. Фирма. Отрасль. Доход. Издержки
| 1
|
|
|
| 35
| Предпринимательство. Малый бизнес и его характеристика.
| 1
|
|
|
| 36
| Формы организации бизнеса
| 1
|
|
|
| 37
| Менеджмент. Маркетинг
| 1
|
|
|
| 38
| Инфраструктура рыночной экономики
| 1
|
|
|
| 39
| Биржи. Брокеры. Дилеры. Рынок ценных бумаг. Акция. (Электронные деньги)
| 1
|
|
|
| 40
| Банковская система
| 1
|
|
|
| 41
| Роль государства в экономике
| 1
|
|
|
| 42
| Профицит и дефицит бюджета. Государственный бюджет (Бюджетная система РФ. Доходы и расходы: навыки планирования), (Формирование государственного бюджета в РФ и его исполнение)
| 1
|
|
|
| 43
| Налоговая система. Налоги, уплачиваемые предприятием. Налогообложение
| 1
|
|
|
| 44
| Мировая экономика.
| 1
|
|
|
| 45
| Глобальные экономические проблемы
| 1
|
|
|
| 46
| Предпринимательство и бизнес в современной России
| 1
|
|
|
| 47
| Проблемы банковской системы в нашей стране.
| 1
|
|
|
| 48
| Льготное налогообложение.
| 1
|
|
|
| 49
| Систематизация и обобщение изученного материала
| 1
|
|
|
| 50
| Повторение темы: «Экономика»
| 1
|
|
|
| 51
| Политическая власть
| 1
|
|
|
| 52
| Государство как главный институт политической власти. Признаки и функции государства.
| 1
|
|
|
| 53
| Территориальная организация государства. Государство. Формы государства: унитарное, федеративное, конфедерация
| 1
|
|
|
| 54
| Местное самоуправление (Кредитование: его роль в современной экономике)
| 1
|
|
|
| 55
| Сущность политической власти
| 1
|
|
|
| 56
| . Основные модели политических систем
| 1
|
|
|
| 57
| Политическая жизнь общества. Политический режим. Типология политических режимов.
| 1
|
|
|
| 58
| Политическая деятельность. Политические цели и средства. Опасность политического экстремизма
| 1
|
|
|
| 59
| Основные общественно-политические течения современности
| 1
|
|
|
| 60
| Субъекты политической жизни
| 1
|
|
|
| 61
| Политическая элита
| 1
|
|
|
| 62
| Гражданское общество и государство
| 1
|
|
|
| 63
| Политический процесс в России
| 1
|
|
| 64
| Пенсионное законодательство современной России
| 1
|
|
|
| 65
| Пенсионная реформа
| 1
|
|
| 66
| Я и политика
| 1
|
|
|
| 67
| Политическая система общества
| 1
|
|
|
| 68
| Промежуточная аттестационная работа
| 1
|
|
|
| 69
| Систематизация и обобщение изученного материала по разделам курса обществознания 10 класса
| 1
|
|
|
| 70
| Резерв
| 1
|
|
|
| Планируемые образовательные результаты.
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Ресурсное обеспечение программы Учебно-методический комплект для обучающегося:
Кравченко А.И. , Певцова Е.А., Обществознание. Учебник для 10 класса. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009 г.
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию 10-11 классы.
Лазебникова А.Ю. Обществознание. ЕГЭ 2009. Типовые тестовые задания – М.: «Экзамен», 2009.
Единый государственный экзамен. Обществознание: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом. Учебное пособие 10-11 класс/ Борисов С.В - Челябинск: Взгляд, 2008.
Олимпиадные задания по обществознанию. 9-11 классы/ Степанько С.Н. - Волгоград: Учитель, 2007
Методическая литература:
Певцова Е.А. Обществознание: Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И Кравченко «Обществознание 10-11 класс»
Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 10-11 класс (к учебникам А.И.Кравченко).
Книга для учителя «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» под ред. Л.В.Полякова. М. Русское слово, 2009.
Методическое пособие по курсу «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» авторы: Л.В.Поляков, А.Н.Иоффе. М. Русское слово, 2008.
Дополнительная литература:
Кишенкова О.В. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Обществознание. Основная школа – М.: «Интеллект - центр», 2006.
Мировая художественная культура 10-11 класс. М. «Русское слово», 2009.
учебники:
Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. 10 класс. - М.: Русское слово, 2009;
Липсиц А. И. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд. – 11-е изд. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010;
программа:
Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию. http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_history.asp дополнительная литература:
Певцова Е. А. Обществознание. 10 кл. Книга для учителя. - М.: Русское слово, 2005;
Кравченко А. И. Задачник по обществознанию для 10-11 кл.: учебное пособие. - М.: Русское сло-2006;
Кравченко А. И. Хрестоматия по обществознанию. - М.: Русское слово, 2002.
Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ/ Пособие для старшеклассников и абитуриентов средних специальных и высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004;
Тесты. Обществознание. 10-11класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;
Единый государственный экзамен 2006-2010. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2006-2010;
Основные Internet-адреса: Критерии оценивания учащихся 10-11 классов
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
| 5 (отл.)
| 4 (хор.)
| 3 (уд.)
| 2 (неуд.)
| 1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)
| Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)
| Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов
| Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя
| Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
| 2. Умение анализировать и делать выводы
| Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями
| Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются
| Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются
| Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
| 3. Иллюстрация своих мыслей
| Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
| Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
| Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу
| Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
| 4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)
| Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений
| Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений
| Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними
| Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
| 5.Работа с ключевыми понятиями
| Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание
| Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание
| Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
| Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
|
Контрольное итоговое тестирование по курсу «Обществознание – 10 класс»
Вариант 1.
|