Скачать 259.89 Kb.
|
МБОУ Велижская СОШ №1 Программа предметно-ориентированного элективного курса. Учителя истории и обществознания Велижской МСОШ №1 Чудиновой Инны Васильевны Велиж 2006 Пояснительная записка. В наши дни приоритет отдаётся правовому образованию школьников. В повседневной жизни дети очень часто выступают в качестве потребителя. Трудно представить человека, который никогда бы не сталкивался с проблемами при покупке товара или получении услуг. Дети, не обладающие информированностью в правовом регулировании отношений в данном вопросе, оказываются не защищёнными. Возникают конфликтные ситуации, которые трудно разрешить и ребёнку и его родителям. В курсе обществознания 9 класса проблеме защиты прав потребителей отводится 1 час, что не позволяет в полной мере познакомиться с Законом РФ «О защите прав потребителей», рассмотреть различные жизненные ситуации, составлять необходимые документы, научиться применять знания в жизни. Данный курс вводится в 9-ом классе и рассчитан на 9 часов. Программа курса предоставляет возможность расширить и углубить знания школьников по правам потребителя, сформировать интерес к юридической профессии, чувствовать себя свободно и уверенно при заключении любых договоров о купле-продаже, о выполнении различных работ и услуг. Цели:
Задачи:
Формы и методы работы:
Ожидаемый результат:
Краткое содержание курса:
Учебно-тематический план.
Литература для учащихся: Закон РФ «О защите прав потребителя» (ред. от 21 декабря 2004г.) Закон «О рекламе» (ред. от 18 июля 1995г.) Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 9 класса, ч.2. - М.: «Русское слово», 2005г. Литература для учителя: Закон РФ «О защите прав потребителя» (ред. от 21 декабря 2004г.) Закон «О рекламе» (ред. от 18 июля 1995г.) Азбука потребителя: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов общеобразоват. учрежд.: Предпрофильная подготовка уч-ся./ В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко. – М.: Вита-Пресс, 2005. – 64с. Защита прав потребителей с образцами заявлений. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 80с. Как защищаются права потребителя. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 160с. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика: Методическое пособие для учителя 10-11 кл. В 2-х частях. Ч. II – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. – 400с. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 9 класса, ч.2. - М.: Изд-во «Русское слово», 2005г. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 классов. В 2 кн. Кн. 2/ С.И. Володина, В.В. Спасская, А.М. Полиевктова, Е.М. Ашмарина и др. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2006. – 239с. Методические рекомендации. Тема 1: Введение. Все мы потребители. Цель: 1. Выработать осознание уч-ся себя потребителями, понимание, что каждый человек, независимо от социальной роли, является потребителем. 2. Раскрыть сущность основных понятий. 3. Развивать умения работы со словарём, с документом. Вступительное слово учителя. В ходе беседы и работы со словарём и законом вводятся новые понятия. Основные понятия: Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых)нужд, не связанных с извлечением прибыли. / привести примеры, подтверждающие отличие потребителя от предпринимателя, приобретающего товар для продажи / Изготовитель – организация независимо от её формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящий товары для реализации потребителям. Исполнитель - организация независимо от её формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Продавец - организация независимо от её формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. / на примерах показать отличия этих 3-х понятий - изготовитель, исполнитель ,продавец / Стандарт – гос. стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и др. документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги). Существенный недостаток товара (работы, услуги) – недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранён, либо который проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора. Безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги) Контроль – тест по понятиям Тема 2: Потребитель и закон. Цель: 1. Развитие умений работы с документом. 2. Развитие умений работы в малых группах, коммуникативных способностей. Вводное слово учителя об истории потребительского движения. Создаются малые группы, каждая группа получает текст закона РФ «О защите прав потребителя» и вопросы, на работу отводится 20 мин. Работа с главами закона II п.3, 4,5,8,9,10,14, IV Вопросы: 1. Назовите основные права потребителя. 2. Как закон определяет качество товара? 3. Какие права и обязанности у изготовителя? 4.Что говорит закон о праве потребителя на информацию? 5. Кто несёт ответственность за вред , причинённый вследствие недостатков товара (работы, услуги)? 6. Как гос-во защищает права потребителя? Задание: составить вопросы для социологического опроса о рекламе. Примерные вопросы соц. опроса: 1) Приведите примеры неудачной, неуместной рекламы. Почему вы так считаете? 2) Приведите примеры удачной рекламы. В чём вы видите интересные находки, оригинальные идеи этой рекламы? 3) Какая реклама заставила вас сделать покупку? Почему? Тема 3: Информация для потребителя Цель: 1. Познакомить уч-ся с правами потребителя на информацию о товаре, о маркировке товара, об изготовителе товара. 2. Научить уч-ся отбирать необходимую информацию, читать информацию на упаковках, этикетках, штрих-кодах. 3. Воспитывать качества грамотного потребителя. Уч-ся к занятию должны принести этикетки, упаковки, инструкции от различных товаров (продовольственных, промышленных – одежды, лекарств, бытовой техники, парфюмерии, предметах бытовой химии. Пользуясь законом «О защите прав потребителя» и принесенными сопроводительными документами в ходе беседы знакомятся с правами потребителя на информацию. Игра «Консультация у менеджера» Правила игры: один уч-ся играет роль менеджера, другие приходят к нему на приём с «товаром» за консультацией, учитель оказывает помощь. « Этикетка рассказывает» Маркировка Знак ресайклинга (продукт экологически чистый) Товар может Инфекционная Токсичность вызвать раздра- опасность товара жение Знак «Голубой ангел» (продукт экологически чистый) Знак – зелёная точка (охрана окружающей среды от мусора) Продукт не был опробован на животных В продукте использованы ингредиенты только растительного происхождения Знаки соответствия стандартам. Тема 4: Реклама. Цель: 1. Познакомить уч-ся с видами рекламы. 2. Выявить особенности влияния рекламы на людей. 3. Развивать умения работы с видеофрагментом. Основные понятия: реклама, недостоверность рекламы, введение потребителя в заблуждение, заведомо ложная реклама, публичная оферта. Изучение темы следует начать с анализа социологического опроса, который проводится предварительно. Анализ опроса представляют в письменном виде. Примерные вопросы соц. опроса: 1) Приведите примеры неудачной, неуместной рекламы. Почему вы так считаете? 2) Приведите примеры удачной рекламы. В чём вы видите интересные находки, оригинальные идеи этой рекламы? 3) Какая реклама заставила вас сделать покупку? Почему? Введение понятий: Реклама – это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информации о товарах, которая предназначена для неопределённого круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим товарам; - «неличная» форма продажи, не предполагает личный контакт и не направлена на конкретного покупателя; - гибкий способ стимулирования сбыта (можно быстро начать и закончить, а эффект может быть значительным). Виды рекламы: рациональная – разумно-обоснованная, целесообразная; Эмоциональная – насыщенная эмоциями, быстрое яркое их проявление, легко возбуждающая. Разновидности по средствам передачи: газеты, телевидение, почтовая реклама, радио, журналы, щиты, плакаты, выставки, телефонная реклама. Недостоверная реклама – реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения о природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, условиях применения, наличии сертификата соответствия, месте происхождения товара, его наличии на рынке, стоимости на момент распространения рекламы; возможности возврата, ремонта и обслуживании товара; его сроки службы и годности. Заведомо ложная реклама – реклама, с помощью которой рекламодатель умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы относительно тех или иных характеристик товара. Публичная оферта – предложение заключить договор, содержащее все существенные условия такого договора (т.е. указание на товар, его цену и др.) из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовётся. Российское законодательство о рекламе пива, алкогольных и табачных изделий. Решение учебных задач на понимание терминологии. Просмотр и анализ видеофрагмента (можно воспользоваться телевизионными роликами) – 10 мин. Контрольный тест по видеофрагменту:
Самоконтроль, анализ ответов. Тема 5: Разнообразие магазины Цель: 1. Познакомить уч-ся с разнообразием магазинов, видов обслуживания потребителя. 2. Развивать умения анализа, выделения положительного и отрицательного в современном обслуживании, умения ведения дискуссии. 3. Воспитывать уважительное отношение к собеседнику. Дискуссия: «Позитив и негатив в современном шоппинге» Вопросы:
Подведение итогов дискуссии. Тема 6: Нарушение прав потребителя. Игра: «Я – потребитель». Цель: 1 Применение знаний по правам потребителя. 2 Развитие творческих способностей. Из уч-ся выбирается «юрист-консульт», его роль оказывать помощь одноклассникам. Остальные делятся на 2 группы, их задача – обыграть предложенную ситуацию и найти верное решение, можно обращаться за помощью к «юрист-консульту». 1 Гражданка М. на рынке купила дорогую дублёнку. После чего она нашла такую же, но на 3000 рублей дешевле. Вернувшись обратно, гражданка М. попросила продавца расторгнуть договор купли-продажи. Продавец отказался, ссылаясь на то, что вещь качественная. Что делать покупателю? Прав ли продавец? 2 Боря купил эскимо в магазине. Дома его мама обнаружила, что мороженое испорчено, так как покрыто слизью. Кассовый чек мальчик забыл в магазине. Какие требования может предъявить покупатель в данном случае? 3 П.С.Иванов купил корейский телевизор, к которому приложена инструкция только на корейском, английском и японском языках. Фирма предложила Иванову сделать перевод за 50 долларов. Объясните права покупателя в данной ситуации. 4 10 августа покупательница Петрова купила в магазине 20 м. атласной ленты шириной 18 мм. Через день Петрова пришла в магазин и попросила обменять ленту на кружево, так ей посоветовали в ателье, где она заказала комплект постельного белья. Однако заведующая секцией отказалась удовлетворить требование Петровой. Права ли она? Дайте обоснование ответа. Каждое решение данных ситуаций рецензируется учителем. Тема 7: Потребительская культура в сфере услуг Цель:1. Познакомить уч-ся с видами услуг, с правами и обязанностями потребителя в сфере услуг, с новыми видами услуг. 2. Развивать умения работы с источником права, умения составлять план ответа. Формировать умения разумного поведения потребителя в сфере услуг. 3. Воспитывать нравственные качества потребителя: выдержка, настойчивость, такт и др. Вводное слово учителя: роль сферы услуг в современном обществе, сфера услуг в родном городе, преимущества и недостатки. Работа в группах с законом «О защите прав потребителя». Задание составить план ответа: Права потребителя в сфере услуг. Подведение итогов работы. Решение задач. Тема 8: Защита прав потребителя Цель: 1. Сформировать у уч-ся знания о системе защиты прав потребителя. 2. Научить составлять исковые заявления, жалобы. 3. Воспитывать принципиальность, находчивость, чувство собственного достоинства, самоуважение и корректное, уважительное отношение к работникам торговли. Государственные и общественные органы защиты прав потребителей, экспертиза товара, оказанной услуги. Судебная защита, моральный вред. Алгоритм составления искового заявления:
В суд Истец: (ФИО, адрес) Ответчик: (наименование, адрес) ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ [Кратко изложить суть дела в хронологической последовательности. Привести доказательства, которые подтверждают данные факты.] В соответствии со ст. Закона РФ [указать номера необходимых статей] «О защите прав потребителей» прошу: 1. 2. Приложение: (перечень прилагаемых документов). Дата Подпись Образец: Федя из г. Иваново, который купил холодильник «Норд», а через день обнаружил массу неисправностей в нем. Сначала он попытался разрешить проблему мирным путем, обратившись в магазин с просьбой возвратить деньги и забрать неисправным товар. Однако все попытки договориться с торгующей организации оказались безрезультатными. Федя вспомнил, что статья 18 Закона «О защите прав потребителей в современной России указывает, что потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатка товара; уменьшения покупной цены, замены на товар аналогичной марки, товар другой марки или же расторжения договора купли-продажи. Ведь даже на Руси в XIII в. существовали правила, по которым покупатель, который приобрел больного коня или вещь с недостатками, мог возвратить их продавцу. Поразмыслив, Федя понял, что следует обратиться за помощью в суд. Он собрал необходимые документы и составил исковое заявление. В Ивановский городской суд г. Иваново, ул. Речная, д. 8 Истец: Петров Ф.Н., проживающий по адресу: г. Иваново, ул. Московская, д. 2, кв. 9 Ответчик: ООО «Товары для нас» г. Иваново ул. Мира, 7 А Исковое заявление о расторжении договора КУПЛИ-ПРОДАЖИ 3 марта 1999 г. в 000 «Товары для нас» я купил холодильник «Норд», заплатив за него 9 000 рублей. Изготовитель согласно гарантийному талону должен обеспечивать качество вещи в течение 1 года со дня выпуска. Однако уже 4 марта 1999 г. я обнаружил » в холодильнике следующие недостатки (перечисляются недостатки), которые нельзя устранить в гарантийной мастерской. Обратившись в магазин с просьбой обменять товар или вернуть мне деньги, я получил отказ. Магазин не взял бракованный товар обратно. В результате отказа и грубого поведения продавцов магазина мне был причинен моральный вред, который я оцениваю в 5 000 рублей. Прошу на основании ст. 18 закона РФ «О защите прав потребителей» обязать ООО «Товары для нас» забрать неисправный холодильник, вернуть мне 9000 рублей. Кроме того, взыскать с ответчика моральный вред в сумме 5 000 рублей. Приложение.
Подпись истца Дата Претензия о некачественном выполнении работ по ремонту жилого помещения Генеральному директору ЗАО «РемонтСтройКапитал» Столяровой Марине Александровне (адрес) от Тимирязева Дмитрия Леонидовича, проживающего по адресу: Уважаемая Марина Александровна! 30 августа 2003 г. я заключил с Вашей фирмой Договор № 45- 08/2003 на проведение ремонтных работ в комнате № 2 в моей квартире по адресу: . В соответствии с п. 2 этого договора ЗАО «РемонтСтройКапитал» должно было произвести ремонт одной из комнат моей квартиры в соответствии с эскизом, являющимся приложением к заключенному нами договору. В соответствии с п. 5.1 договора работы должны быть начаты 1 сентября 2003 г. и закончены 15 октября 2003 г. При заключении договора я оплатил 5000 долларов США в рублях по курсу ЦБ РФ на день оплаты на счет ЗАО «РемонтСтройКапитал» (копия квитанции прилагается), подготовил помещение к производству ремонта, то есть выполнил все свои обязательства из заключенного нами договора. Работы были начаты в срок, на место производства работ были завезены строительные материалы. Я с момента начала работ ежедневно осуществлял контроль их качества, относительно которого у меня возник ряд претензий; качество работ не соответствовало условиям заключенного между нами договора. Мои неоднократные указания на несоответствие качества работ условиям договора были проигнорированы, исправления недостатков не последовало. 9 сентября по неизвестной мне причине производство работ было приостановлено, хотя ремонтные работы еще не закончены и действие договора между нами не прекращено. Убедительно прошу Вас разобраться в возникшей ситуации, проконтролировать дальнейшее производство работ по ремонту моей квартиры в соответствии с условиями заключенного между нами договора. Также необходимо исправление недостатков уже осуществленных ремонтных работ, поскольку их качество не соответствует ни условиям нашего договора, ни обычно предъявляемым к качеству ремонтных работ условиям. Так, качество и цвет поклеенных обоев не соответствует согласованным в эскизе; между плинтусом и полом в отдельных местах имеются существенные зазоры; после высыхания штукатурки на потолке проступили пятна. Настоящую претензию прошу рассмотреть и дать ответ по ней в срок не позднее календарных дней с момента ее по лучения. В противном случае я буду вынужден обратиться в суд с требованиями о расторжении заключенного между нами договора и взыскании неустойки и убытков, причиненных мне некачественной работой Ваших сотрудников. В судебном порядке мною будет истребовано возмещение расходов на исправление мною недостатков произведенных работ, а также морального вреда. Кроме того, для представления моих интересов в суде я буду вынужден обратиться за юридической помощью к адвокату, расходы по оплате услуг которого будут истребованы в судебном порядке. Дата Подпись Тема 9: Итоговое занятие Цель: 1.Обобщить знания уч-ся по правам потребителя 2.Проверить умения уч-ся составлять исковые заявления, решать задачи. Примерные ситуации: Судебный случай «Иванова Н. приобрела холодильник «ЗИЛ». Но он несколько раз ломался, и она была вынуждена обращаться в ремонтную мастерскую. Однако холодильник все равно не работал. Иванова обращалась в магазин с просьбой заменить ей холодильник на новый, но никто ее требований не выполнил. Тогда Иванова Н. подала в суд иск к производственному объединению «ЗИЛ», которое выпускает эти холодильники, с требованиями о замене холодильника и взыскании денежной компенсации за просрочку выполнения требования о замене товара ненадлежащего качества, а также о возмещении ей морального вреда. Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, удовлетворил все требования Ивановой Н., учитывая, что гражданка Иванова, будучи в преклонном возрасте, неоднократно обращалась в мастерскую по поводу ремонта холодильника и в течение длительного времени была лишена возможности им пользоваться, что привело к ряду неудобств в хранении продуктов питания». Составьте исковое заявление на данный судебный случай. 10 апреля Васильев, ремонтировавший свой автомобиль, приобрел в магазине «Автозапчасти» две шаровые опоры, механизм рулевого управления, а также чехлы для сидений. Разобрав автомобиль и попытавшись установить приобретенные узлы, он выяснил, что шаровые опоры имеют нестандартный размер, а потому не могут быть установлены даже с помощью кувалды. Рулевой механизм также не подошел, поскольку был рассчитан на автомобиль более позднего года выпуска. Также Васильеву не понравились и чехлы для сидений, поскольку выяснилось, что материал и расцветка не соответствуют отделке салона. 24 апреля Васильев принес шаровую опору и рулевой механизм обратно и попросил их обменять. Однако продавец отказался произвести обмен, поскольку на шаровой опоре были видны следы от кувалды, а значит, опора была в употреблении. Рулевой механизм, по мнению продавца, был исправным, а потому оснований для его обмена не было. 25 апреля Васильев также попросил обменять ему чехлы для сидений на другие, однако вновь получи отказ. Васильев предъявил соответствующие требования в суд. Имеет ли Васильев право на обмен указанных товаров? Какие права имеет покупатель в случае обнаружения недостатков товара? Какая ответственность может быть возложена на магазин в случае неудовлетворения требование Васильева? Тесты. 1) Неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, — это: а) явный недостаток; б) скрытый недостаток; в) существенный недостаток. 2) Купленный миксер не работает при включении. Этот недостаток товара относится к следующему виду: а) явные; б) скрытые; в) существенные. 3) Период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатков изготовитель обязан удовлетворить требования потребителя, — это: а) срок годности; б) гарантийный срок; в) срок службы. 4) Требования о соразмерном уменьшении покупной цены подлежат удовлетворению: а) в течение 10 дней со дня предъявления требования; б) в течение 20 дней со дня предъявления требования; в) в течение 30 дней со дня предъявления требования. 5) Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору предъявить следующие требования: безвозмездно устранить недостатки товара; соразмерно уменьшить покупную цену; заменить на товар аналогичной марки; заменить на такой же товар, но другой марки; расторгнуть договор купли-продажи; возместить убытки. Это положение: а) верно; б) неверно; в) верно отчасти. 6) Срок годности устанавливается на: а) сложную бытовую технику; б) одежду; в) парфюмерно-косметические товары. 7) Мама купила дочери в подарок туфли, но они оказались малы. Туфли можно обменять на большие по размеру в течение: а) 7 дней; б) 14 дней, не считая дня покупки; в) 20 дней, не считая дня покупки. 8) Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем (продавцом) в течение: а) 7 дней со дня предъявления требований потребителем; б) 20 дней со дня предъявления требований потребителем; в) 1 месяца. 9) Информация о товарах доводится до сведения потребителей следующими способами: а) маркировкой; б) иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг); в) в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам); г) на этикетках. д) Верно все вышеперечисленное. 10) Требования потребителя в случае обнаружения им недостатков товара о замене такого товара продавец (изготовитель) обязан выполнить в течение: а) 7 дней со дня предъявления требований; б) 10 дней со дня предъявления требований; в) 14 дней со дня предъявления требований. 11) Гарантийный срок на женские сапоги исчисляется с момента: а) изготовления; б) наступления соответствующего сезона; в) продажи товара. 12) Размер компенсации морального вреда определяет: а) суд; б) потребитель; в) продавец. 13) При подаче искового заявления в суд федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей, их ассоциации, союзы по искам, предъявляемым в интересах потребителя, групп потребителей: а) платят 50% государственной пошлины; б) оплачивают ее полностью; в) освобождаются от уплаты государственной пошлины. 14) Предписания и постановления о наложении штрафов федеральными органами исполнительной власти могут быть обжалованы в течение: а) одного месяца; б) шести месяцев; в) одного года. 15) Моральный вред — это: а) устойчивые физические страдания или нравственные переживания, вызванные нарушением здоровья, невосполнимыми имущественными потерями и т. п.; б) временные физические страдания, вызванные нарушением здоровья; в) временные нравственные переживания, вызванные невосполнимыми имущественными потерями. 16) Единственное специальное издание для потребителей в России, которое не содержит рекламы: а) журнал «Потребитель»; б) газета «Покупатель»; в) журнал «Впрок»; г) журнал «Спрос». 17) Иск предъявляется в суд по месту: а) жительства истца; б) нахождения ответчика; в) причинения вреда. г) Верно все вышеперечисленное. Что вы будете делать, если:
Если вы ответили на все 16 вопросов, ваша оценка — «отлично», 10—15 вопросов — «хорошо», 8—10 вопросов — «удовлетворительно». |
Он осуществляется как углублённый вариант обучения деловому общению, деловому письму | Овладение этим языком позволяет не только создавать программную анимацию, Flash-игры, и интерактивные web-страницы, но и дает знания... | ||
Рабочая программа адресована для изучения истории в общеобразовательной школе, для обучающихся 6 класса | Изучение обществознания в 10 классе направлено на достижение следующих целей и задач | ||
О. В. Волобуев, В. А. Клоков и др в качестве факультативного или элективного на старшей ступени, либо отдельные темы могут использоваться... | Его появление вызвано тем, что учителя нуждаются в специально отобранных материалах по литературе для филологического/гуманитарного... | ||
«Деловая корреспонденция» для учащихся 11 «б» класса (социально-экономический профиль) учителя английского языка мбоу лицей №1 Козлович... | Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на... | ||
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов любого профиля и рассчитана на 68 часов | Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Технология работы с контрольно – измерительными материалами». в 9 классе разработана... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |