Скачать 0.74 Mb.
|
Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан в 2012 году» Введение В соответствии со статьей 26 Закона Республики Татарстан от 03.03.2000 № 95 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан» не позднее чем через три месяца по окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан Президенту Республики Татарстан, в Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Конституционный суд Республики Татарстан, Верховный Суд Республики Татарстан, Арбитражный суд Республики Татарстан, Прокурору Республики Татарстан. Подготовленный доклад основывается на обобщении результатов рассмотрения поступивших к Уполномоченному жалоб заявителей, итогов проверок, данных государственных органов и органов местного самоуправления, а также информации, представленной общественными помощниками Уполномоченного, сообщений неправительственных правозащитных организаций и средств массовой информации, материалов республиканских межведомственных комиссий и других источников. На основе вышеуказанных материалов проанализирована ситуация с соблюдением прав человека в важнейших сферах жизнедеятельности: жилищной, трудовой, здравоохранения. В докладе также дана оценка положения дел с соблюдением прав инвалидов, военнослужащих по призыву, лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, и ситуаций с исполнением судебных решений, вынесенных в пользу граждан, а также действий органов местного самоуправления. Отдельный раздел доклада посвящен работе Уполномоченного и его аппарата содействию правовому просвещению, а также деятельности в международном и межрегиональном сотрудничестве в области защиты прав человека. Анализ обращений граждан Работа с обращениями граждан остается приоритетной в деятельности Уполномоченного. При этом на протяжении нескольких лет наблюдается рост количества жалоб (иных обращений) к Уполномоченному. В 2012 году к Уполномоченному поступила 1 341 жалоба (иное обращение в письменной форме или в виде электронного документа). Принято 1117обращений на личном приеме. Рост по личному приему граждан в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил 43,2%, по письменным обращениям – на 13,2%. Приняты меры по восстановлению нарушенных прав по 196 жалобам. Городскими и районными судами Республики Татарстан по итогам прошлого года рассмотрено 9 гражданских дел по искам граждан к государственным органам, органам местного самоуправления, учреждениям, организациям и предприятиям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности с привлечением Уполномоченного в качестве третьего лица. С учетом законности и обоснованности требований в исковых заявлениях Уполномоченный выступил на стороне граждан по 6 делам. В четырех случаях иски удовлетворены, в двух случаях – удовлетворены частично. Конституционным судом Республики Татарстан рассмотрено четыре дела с участием представителей Уполномоченного. Количество обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан в 2009 – 2012 гг. Таблица 1
Структура тематики обращений остается практически неизменной. Чаще всего к Уполномоченному поступали жалобы по жилищным вопросам, в том числе по вопросам жилищно-коммунального обслуживания, и жалобы на сотрудников правоохранительных органов. Определенная часть обращений по вопросам жилищно-коммунального обслуживания поступила в ходе проведения «горячей линии», при проведении совместных приемов с руководителями правоохранительных органов также поступало немало обращений по соответствующей тематике. Вместе с тем и без проведения данных мероприятий жалобы (иные обращения) по реализации жилищных прав, а также жалобы о несогласии с действиями (бездействиями) или решениями сотрудников правоохранительных органов на протяжении нескольких лет являются одними из наиболее часто адресуемых Уполномоченному. Структура тематики обращений в 2012 году Таблица 2
Помимо работы в рамках так называемого «Единого Дня приема граждан», в течение 2012 года по инициативе Уполномоченного проведены совместные приемы граждан с должностными лицами государственных органов власти. Так, в 2012 году были проведены 9 тематических приемов граждан совместно с военным комиссаром Республики Татарстан С.Н.Погодиным в г.Казани, Прокурором Республики Татарстан К.Ф.Амировым в городах Нижнекамске и Зеленодольске, начальником УФСИН России по Республике Татарстан Д.З.Хамадишиным в ИК–10 (г.Менделеевск), заместителем министра внутренних дел по Республике Татарстан Д.Р.Диниулловым в Бугульминском муниципальном районе, первым заместителем руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан М.Н.Зариповым в г.Набережные Челны, министром внутренних дел по Республике Татарстан А.В.Хохориным в г. Набережные Челны, помощником начальника Управления ФСИН России по Республике Татарстан Р.У.Курбангалеевым в КП–17 (Мамадышский район), первым заместителем Прокурора Республики Татарстан А.Ю.Николаевым в ИК–3 (с.Пановка). В ходе проведенных 9 совместных приемов принято 158 человек. В соответствии с утвержденным планом работы Уполномоченным проведены выездные приемы граждан в муниципальных районах республики. Так, в 2012 году организовано и проведено 9 выездных приемов граждан в г.Набережные Челны, Чистопольском, Пестречинском, Бугульминском, Менделеевском, Зеленодольском, Нижнекамском, Пестречинском, Верхнеуслонском и Нурлатском муниципальных районах (принято 89 человек). В декабре 2012 года впервые Уполномоченным проведен прием граждан в режиме онлайн. Уполномоченный ответила на вопросы граждан из Апастовского, Мензелинского, Лениногорского районов республики. Свою лепту в работу по рассмотрению жалоб граждан вносят общественные помощники Уполномоченного. За 2012 год к ним поступило 1828 обращений (в 2011 году – 1500 обращений). В соответствии с планами совместных мероприятий Уполномоченного с Министерством внутренних дел по Республике Татарстан и Прокуратурой Республики Татарстан по профилактике нарушений конституционных прав и свобод граждан общественные помощники ряда муниципальных образований проводят приемы граждан совместно с начальниками отделов внутренних дел, городскими и районными прокурорами. Во многих муниципальных районах (городских округах) общественными помощниками совместно с исполнительными комитетами в 2012 году были организованы телефонные «горячие линии» по вопросам образования, призыва на военную службу, оказания жилищно-коммунальных услуг, в ходе которых обратившиеся граждане получили юридические консультации. В своей деятельности по защите прав и законных интересов граждан общественные помощники осуществляли тесное взаимодействие с органами местного самоуправления, правоохранительными органами и институтами гражданского общества. Соблюдение прав человека в сфере трудовых отношений Право на труд, справедливое вознаграждение за него, право на охрану и гигиену труда закреплены как нормативными актами национального законодательства, так и международными нормами. В республике уделяется пристальное внимание вопросам сферы трудовых отношений как одного из показателей качества жизни татарстанцев. Среди положительных моментов 2012 года, прежде всего, можно отметить меры, направленные на рост заработной платы, в том числе на снижение числа жителей республики с доходами ниже прожиточного минимума. По данным статистики и оценкам надзорных органов, сокращается размер задолженности в результате невыплаченной заработной платы. Вместе с тем проблема несвоевременной выплаты заработной платы работодателями по-прежнему является наиболее острой в сфере трудовых отношений. Только в суды республики ежегодно поступают несколько десятков тысяч исковых заявлений от работников по взысканию задолженности по заработной плате, большинство из которых являются обоснованными. По итогам 2011 года судебными инстанциями рассмотрено 33355 дел (30761 удовлетворено). В 2012 году только работниками прокуратуры в суды направлено 31 663 заявления о взыскании заработной платы, из которых на 01.01.2013 удовлетворено 30 458 заявлений. Территориальными отделами судебных приставов в установленные законом сроки фактически исполнено 13 441 судебное решение о взыскании заработной платы. Но и эти цифры также не исчерпывают масштаба проблемы. Ежегодно несколько тысяч нарушений по оплате труда выявляются контрольно-надзорными органами. Не уменьшается количество жалоб и в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан. Ситуация с выплатами по задолженности заработной платы стоит на контроле у ряда ведомств. Меры принимаются, но лишь немногие из недобросовестных работодателей несут самую суровую ответственность за допущенные нарушения. В 2011 году следователями следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан по статье 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат) возбуждено 15 уголовных дел, в 2012 году – 4. Эти данные, по мнению Уполномоченного, свидетельствуют о том, что некоторые работодатели могут считать необходимым выплачивать заработную плату не согласно условиям трудового договора, а в сроки, позволяющие избежать уголовной ответственности. Несвоевременная выплата заработной платы осуществлялась в ОАО «Казанская киностудия», ОАО «Казанский опытный завод «Эталон», ФКП «КЗТМ» (Точмаш) и на других предприятиях. Есть примеры, когда всю заработную плату работник ждет годами. Так, в судебном заседании Советского районного суда города Казани было установлено, что ООО «Производственно-строительная фирма «Карпентер» более трех лет не выплачивало своему работнику заработную плату в полном объеме. Обращают на себя внимание данные Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан. Согласно им в большинстве случаев (79,6%) исполнительные производства о выплате задолженности по заработной плате оканчиваются судебными приставами-исполнителями фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе. Тем самым, по мнению Уполномоченного, большинство недобросовестных работодателей имеет возможность изыскивать средства для выплаты заработной платы своим работникам, но по тем или иным причинам не делает этого. Кроме того, в 2012 году выплачена задолженность по заработной плате по результатам рассмотрения 1103 представлений прокуроров. Представляется целесообразным, чтобы данное обстоятельство учитывалось при заслушивании руководителей, выплативших задолженность по заработной плате лишь по судебному решению (в том числе и с соответствующей уплатой государственной пошлины), а впоследствии допустивших повторные аналогичные нарушения, на межведомственных комиссиях различного уровня и принятии соответствующих мер для исправления ситуации. Наблюдается удручающая ситуация в сфере охраны труда. По данным Государственной инспекции труда в Республике Татарстан, нарушения работодателей по вопросам обучения и инструктирования работников по охране труда являются наиболее распространенными в ходе проведения проверок данного ведомства (по итогам 2012 года выявлено 3594 нарушения). В своей деятельности Уполномоченный также непосредственно сталкивался с несоблюдением работодателями трудового законодательства в этой части. В текущем году представители Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан также в составе рабочих групп выезжали на объекты капитального строительства (административно-жилого комплекса, фитнес-центра), где были зафиксированы случаи необеспечения мер безопасности труда в строительстве: невыдача работникам необходимых средств индивидуальной защиты при проведении работ, несоблюдение требований строительных норм и правил при использовании временных конструкций (подмостков), нарушения при производстве разгрузочных работ, оставление на рабочем месте баллонов с газом после окончания работ. К сожалению, ненадлежащее выполнение требований охраны труда приводит к трагическим последствиям. По оперативным данным Государственной инспекции труда в Республике Татарстан в 2012 году на предприятиях и в организациях республики в результате несчастных случаев на производстве погибло 111 человек, 190 получили травмы с тяжелыми последствиями (в 2011 году, соответственно, 115 и 248). В прошедшем году следователями следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан возбуждено 35 уголовных дел по статье 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение правил охраны труда), в том числе по 31 материалу органов прокуратуры по фактам несчастных случаев на производстве со смертельным исходом. Тем самым ежегодно несколько десятков случаев трагических событий можно было бы избежать при надлежащей организации труда ответственными лицами. Также за указанный период органами следствия принято 300 процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщениям, содержащим сведения о совершении преступления, предусмотренного статьей 143 Уголовного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, по данным Государственной инспекции труда в Республике Татарстан, по вине должностных лиц, на которых лежали обязанности по соблюдению правил техники безопасности, происходит примерно 80% несчастных случаев. При этом нарушения трудового законодательства в части обучения и инструктирования работников по охране труда являются наиболее распространенными по результатам проверочных мероприятий контролирующего органа. По мнению Уполномоченного, вышеприведенные данные свидетельствуют как о целесообразности усиления взаимодействия между правоохранительными и контрольно-надзорными органами, так и о необходимости более глубокого анализа причин несчастных случаев на производстве всеми заинтересованными ведомствами и принятии организационных мер, в том числе превентивных мероприятий, по минимизации трагических случаев. В частности, муниципалитетам при соблюдении требований статьи 229 Трудового кодекса Российской Федерации в части включения представителей органов местного самоуправления в состав комиссии при расследовании несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжкие повреждения здоровья, либо несчастного случая со смертельным исходом необходимо определить конкретных должностных лиц, осуществляющих работу в сфере охраны труда. Безусловно, еще одной необходимой мерой является усиление работы по проведению в организациях республики аттестации рабочих мест по условиям труда и контроля за качеством ее проведения. Поступающие к Уполномоченному жалобы свидетельствуют о таких имеющихся нарушениях в сфере трудовых отношений, как незаконное увольнение, несоблюдение порядка заключения и расторжения трудового договора, невыполнения обязанностей органами службы занятости, и др. Проблема незаконных увольнений присуща не только небольшим коммерческим организациям, но и крупным предприятиям негосударственного сектора, а также государственным и муниципальным учреждениям. При этом работодатели часто не признают допущенных ошибок. В текущем году по результатам рассмотрения жалоб заявителей Уполномоченным дважды направлялись заключения с рекомендациями о восстановлении работника. Адресатами этих заключений являлись филиал ОАО «Таттелеком» в г.Альметьевске и муниципальное учреждение «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района». В обоих случаях организации сообщили о невозможности выполнения рекомендаций Уполномоченного, приводя свои доводы. Однако впоследствии заявители, используя в том числе в качестве доказательств и результаты проверок Уполномоченного, были восстановлены на работе в судебном порядке. Как показывает судебная статистика, более чем в тридцати процентах случаев исковые заявления работников о восстановлении на работе удовлетворяются судебными инстанциями. В 2011 году из 491 дела удовлетворено 184, в 2012 году из 357 дел данной категории – 112. В целях минимизации подобных случаев в государственных органах и органах местного самоуправления представляется возможным использовать практику привлечения к дисциплинарной ответственности ответственных лиц подведомственных учреждений, допустивших незаконное увольнение работников на основании фактов, установленных вступившими в законную силу судебными решениями. В ежегодном докладе Уполномоченного о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Татарстан в 2011 году была озвучена проблема необоснованных отказов органов службы занятости предлагать определенным Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» категориям лиц, с их согласия, досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости. Данная негативная практика сохраняется. При обращении гражданина отказ органов службы занятости сопровождается вариантами предложений трудоустройства без учета навыков, имеющихся у гражданина к предлагаемой работе, и его жизненной ситуации, в том числе состояния здоровья. Так, в качестве третьего лица Уполномоченный поддержал в судебном заседании требования гражданки К. к Центру занятости населения в Советском районе г. Казани по предложению о досрочой пенсии по старости. До обращения в судебные органы гражданке К. несколько месяцев на поток предлагались варианты трудоустройства, имеющие признаки неподходящей работы, указанные в статье 4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а заявление о выдаче предложения на досрочную пенсию надлежащим образом не было рассмотрено. Советским районным судом г.Казани иск К. был удовлетворен, решение вступило в законную силу. В связи с вышеизложенным считаем, что органы занятости должны активизировать работу по трудоустройству граждан предпенсионного возраста с учетом их профессиональных способностей и жизненной ситуации, а в случаях, когда результат не достигнут, признавать свои ошибки и использовать право выдачи предложений о назначении досрочной пенсии, считаясь в первую очередь с законными интересами граждан. Другой важной проблемой является задолженность предприятий-должников по уплате обязательного пенсионного страхования, которая составляет более 1 млрд. рублей. В черный список органов пенсионного фонда попадают и те, у кого нет проблем с задолженностью по заработной плате. Но и это нарушение прав человека. Таким работодателям следует всегда помнить, что меры по обязательному пенсионному страхованию направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального, социального положения работающих граждан. К сожалению, и сами работники могут выбирать более высокий заработок применительно к сегодняшнему дню в ущерб будущей пенсии. Согласно данным сайта Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, крупнейшими должниками-предприятиями являлись ОАО «Авиакомпания «Татарстан» (более 51 млн. рублей) и ФКП «Казанский завод точного машиностроения» (более 49 млн. рублей). Задолженность еще более десятка предприятий составляла более 10 миллионов рублей. В их числе ОАО «Хитон» (Советский район г. Казани) – 17179,80 тыс. рублей; ООО «Свиягастрой» (Тюлячинский район) – 17136,94 тыс. рублей; ООО «Эстель» (Сабинский район) – 17282,50 тыс. рублей; ООО «КамГЭСАвто» (г. Набережные Челны) – 16314,16 тыс. рублей; ООО «Заинский завод ЖБИ» (г. Заинск) – 15040,89 тыс. рублей; ООО «ЗСК Булгар» (Советский район г. Казани) – 14935 тыс. рублей; ООО «Агрофирма Вамин Марджани» (Новошешминский район) – 14806,4 тыс. рублей; ООО «Сельхозпредприятие Свияга» (Апастовский район) – 14024,18 тыс. рублей; ЗАО «ИХК «Татгазинвест» (Сабинский район) – 11556,3 тыс. рублей; ООО «Трест комплексного жилищно-коммунального обслуживания» (г. Нижнекамск) – 11291,65 тыс. рублей; ОАО «Ак Барс АЭРО» (г. Бугульма) – 11254,8 тыс. рублей; ООО «Ясная Поляна» (Алексеевский район) – 10148,2 тыс. рублей; ООО «КамГЭСавтозаводстрой» (г. Набережные Челны) – 10003,9 тыс. рублей. Огромные суммы задолженности и наличие организаций-должников во многих районах республики свидетельствуют о серьезности этой проблемы. В связи с этим представляется целесообразным включить данный вопрос в рабочие совещания Республиканской межведомственной комиссии по повышению уровня жизни и легализации доходов и территориальных комиссий. Судебные инстанции, органы прокуратуры и другие контрольно-надзорные органы, органы следствия вносят значительный вклад в защиту трудовых прав граждан. В пределах своей компетенции Уполномоченный также использует исчерпывающие меры при выявлении нарушений. Кроме того, в связи с широким кругом проблем в ноябре 2012 года Уполномоченным было инициировано проведение парламентских слушаний на тему «О соблюдении трудовых прав граждан в Республике Татарстан», по результатам которых был выработан ряд рекомендаций, поскольку, к сожалению, меры, принимаемые судами, органами государственными власти, органами местного самоуправления и другими заинтересованными структурами оказываются недостаточными для кардинального улучшения ситуации по ряду причин. Достаточно распространенным является укрывательство работодателей, нарушающих права работника, местонахождение которых не совпадает с адресом, указанным в обращении, или не соответствует сведениям Единого государственного реестра юридических лиц. Такая ситуация не позволяет провести проверочные мероприятия контрольно-надзорным органам либо исполнить судебные решения по восстановлению нарушенных прав работников. Сведения о несоответствии фактического местонахождения организации сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц отсутствуют в связи с тем, что подобный учет не предусмотрен установленными формами отчетности. На практике же счет таких ситуаций идет на сотни (по данным Государственной инспекции труда в Республике Татарстан, не удалось провести проверочные мероприятия по 606 обращениям). В ряде случаев остается фактически не решенной проблема задолженности по заработной плате, когда долг считается погашенным в связи с отсутствием имущества у работодателя. По информации Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, за 2012 год 581 исполнительное производство по взысканию задолженности по заработной плате не было окончено фактическим исполнением ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (3,6% от фактически исполненных). Практика проверок органов Пенсионного фонда указывает на ряд существенных нарушений прав человека, причинами которого являются в том числе и пробелы в законодательстве: использование способов минимизации уплаты страховых взносов и схем ухода от обложения путем замены части заработной платы различными видами компенсационных выплат; применение практики перевода работников на статус индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, и др. Нельзя не отметить, что препятствием для улучшения ситуации является и латентный характер нарушений в сфере трудовых отношений. По результатам социологического опроса, проведенного Уполномоченным в отчетном году, большинство граждан, в отношении которых, по их мнению, было допущено нарушение трудовых прав, предпочитает идти на поводу у ситуации, не обращаясь в суды или контрольно-надзорные органы за защитой. Работники не рискуют открыто защищать свои трудовые права и вступать в конфликт с работодателями, поскольку жалоба на руководителя предприятия грозит им потерей работы. Таким образом, сегодня для обеспечения трудовых прав работника необходимо доверие населения к органам власти, отторжение восприятия своего работодателя как «хозяин – барин». По-прежнему чрезвычайно важной остается как работа контрольно-надзорных органов, так и построение конструктивного диалога органов государственной власти с работодателями. Немаловажным представляется и помощь тем работникам, в том числе и на законодательном уровне, чьи законные требования к работодателям не были удовлетворены по указанным причинам. |
В адрес Уполномоченного в 2013 году поступило 1169 обращений, что на 1,9% больше, чем в 2012 году (таблица) | В адрес Уполномоченного в 2013 году поступило 1169 обращений, что на 1,9% больше, чем в 2012 году (таблица) | ||
Выступление Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Сабурской Сарии Харисовны | Возникающие между ними противоречия должны решаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод. Защита прав... | ||
Целью настоящего доклада является информирование органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, общественных... | Целью доклада является информирование органов власти и населения о деятельности Уполномоченного за 2010 год, о его оценке ситуации... | ||
Целью настоящего доклада является дальнейшее содействие усилению гарантий государственной защиты прав и свобод человека, привлечение... | Главное следственное управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве | ||
Он, не располагая властно-распорядительными функциями, содействует восстановлению нарушенных прав человека и гражданина посредством... | «О ситуации с нарушениями прав человека на территории Челябинской области. Преодоление социальной несправедливости» |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |