Скачать 2.09 Mb.
|
ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ ВВЕДЕНИЕ Деятельность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина. Поэтому эффективность его работы напрямую зависит от уровня взаимодействия с существующей системой реализации и защиты прав граждан. Учитывая, что одним из важнейших критериев оценки деятельности публичных структур является общественное мнение, основной формой обращения уполномоченных к гражданам являются доклады, которые после рассмотрения региональными законодательными органами обязательно должны доводиться до широких слоев населения. Уполномоченный по правам человека, как один из государственных институтов, обеспечивает текущую работу с поступившими обращениями, по итогам которой выносит на обсуждение обобщенную информацию о сферах общественных отношений, где законы не работают или не соблюдаются. Во втором ежегодном докладе о деятельности Уполномоченного, подготовленном в соответствии со статьей 12 Закона Оренбургской области «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области», приведены ситуации, являющиеся наиболее распространенными и свидетельствующие о типичных нарушениях прав. Целью настоящего доклада является информирование органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, общественных организаций и населения региона о результатах деятельности Уполномоченного по правам человека, а также доведение до сведения оценки ситуации и основных тенденций в сфере соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина на территории Оренбургской области. В докладе излагаются конкретные обстоятельства нарушений, вскрытых по результатам рассмотрения обращений и проведенных по инициативе Уполномоченного проверок. Доклад содержит предложения и рекомендации в адрес органов власти всех уровней и должностных лиц по возможным и необходимым мерам реагирования с целью устранения причин нарушений. В целях всестороннего и объективного подхода к рассмотрению ситуации с соблюдением прав граждан при подготовке доклада использовались данные, предоставленные органами государственной власти, местного самоуправления, правоохранительными органами и общественными объединениями Оренбургской области, были использованы сведения, полученные в ходе проведения личного приема, выездов в районы области, посещения организаций, учреждений, а также из средств массовой информации. ОЦЕНКА СИТУАЦИИ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА В СВЕТЕ СТАТИСТИКИ ПОСТУПИВШИХ ОБРАЩЕНИЙ Работа с обращениями граждан является приоритетным направлением деятельности Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области. В 2012 году к Уполномоченному поступило 1521 обращение, из них 679 письменных. Кроме этого, 645 обращений принято общественными приемными. Таким образом, общее количество обращений составило 2166. Среди обратившихся 874 мужчин, 1165 женщин, 23 обращения в защиту физических лиц поступило от общественных организаций и 104 коллективных обращения от 941 гражданина, объединенных общими проблемами. Всего, с учетом коллективных жалоб, за защитой прав и свобод обратилось 2980 человек и 23 юридических лица. Помимо разрешения письменных обращений, Уполномоченный и специалисты аппарата проводили прием граждан, осуществляли выездные приемы в городских округах, муниципальных районах с одновременным посещением социальных объектов, воинских частей, органов внутренних дел, учреждений исполнения наказаний. Лично Уполномоченный принял 193 обратившихся за помощью, специалисты аппарата – 649 человек. На приеме каждый получил юридическую помощь. Категории граждан, обратившихся к Уполномоченному и в аппарат, представлены в таблице (приложение 2). Как видно из таблицы, большая часть нуждающихся в правовой защите – это социально незащищенные категории населения: пенсионеры, ветераны и инвалиды. Почти столько же составляют лица, находящиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их представители. География обращений (приложение 3). Больше всего обращений поступило из городов: Оренбург (877), Орск (410), Бузулук (161), Новотроицк (144), Бугуруслан (61) Соль-Илецк (29), Гай (26), Сорочинск (21), а также из Оренбургского (69), Тоцкого (49), Кувандыкского (36), Абдулинского (35), Ясненского (35), Северного (24), Акбулакского (15) и Илекского (15) муниципальных районов области. По видам органов власти обращения распределились следующим образом (приложение 4): 46% обращений связаны с жалобами на федеральные органы, 21% жаловались на органы местного самоуправления, 4% на органы государственной власти Оренбургской области. Остальные жаловались на юридических и физических лиц (14%) либо нуждались в юридической консультации (15%). По-прежнему значительный объем в структуре жалоб и обращений населения региона составляют претензии к федеральным органам власти. Это, в первую очередь, уголовные правоотношения (доследственные проверки, возбуждение и расследование уголовных дел, суд, исполнение наказаний), гражданский судебный процесс и исполнение судебных решений. Перевес претензий в общей структуре обращений не мог остаться без внимания Уполномоченного. Эффективность взаимодействия с органами власти федерального уровня поставлена в зависимость от таких субъективных факторов, как авторитет самого омбудсмана и встречные шаги, понимание должностных лиц, ответственных за реализацию прав человека. Взаимодействие Уполномоченного с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, судами и прокуратурой построено в рамках заключенных соглашений о взаимодействии и сотрудничестве в сфере защиты прав и свобод человека. Поскольку правовой статус данных соглашений законодательно не определен, они не порождают у сторон прав и обязанностей. Однако практика их применения вполне успешна. Ценность соглашений заключается в том, что они способствуют накоплению опыта взаимодействия, помогают обосновать необходимость осуществления тех или иных совместных действий и мероприятий. Наиболее действенно проявляет себя соглашение, заключенное Уполномоченным с прокуратурой Оренбургской области. При рассмотрении значительного количества жалоб имелась необходимость обращаться в прокуратуру как в орган контроля и надзора за законностью, облеченный правом императивного реагирования на нарушения закона. В большинстве случаев, при обращении в органы прокуратуры с изложением своей правовой позиции по той или иной жалобе, Уполномоченному и сотрудникам аппарата удавалось найти понимание со стороны прокурорских работников, а гражданам получить действенную помощь в восстановлении нарушенного права. Справедливо будет отметить, что эффективность взаимодействия зависит также и от возможностей самого органа власти федерального уровня, вида правоотношений и качества правовых норм, направленных на его регулирование. Например, соглашение о взаимодействии Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области с УФССП позволяло лишь получать от данного органа подробные истории о том, почему не исполнено то или иное судебное решение. В большинстве случаев нарушение прав взыскателей действительно допускалось при исчерпании всех имеющихся в распоряжении приставов-исполнителей правовых средств. Поэтому взаимодействие шло по пути выявления причин низкой эффективности органа власти и поиска путей их устранения. Среди наиболее проблемных можно назвать взаимодействие региональных уполномоченных с судебной властью. Сложность вызвана тем, что принцип независимости суда предполагает запрет вмешательства в судебные дела. Как показал опыт работы, имеются трудности в достижении главной цели создания института Уполномоченного по правам человека – дополнить гарантии защиты нарушенных прав граждан. Даже при отсутствии явных рычагов воздействия на судебную власть в целом и деятельность отдельных судей омбудсман находит варианты взаимодействия с судами. Анализ большого количества обращений на органы местного самоуправления показал, что большинство из них можно и нужно было разрешать именно тем органам, на которые и жаловались граждане. Нежелание чиновников вникать в проблемы людей и тщательно в них разобраться – прямой путь к правозащитникам. Соответствующие министерства и ведомства, так же как и органы местного самоуправления, на которые возложено решение поднимаемых вопросов, порой прикрывались «недостаточным финансированием», «отсутствием бюджетных средств», «незакрепленными полномочиями» и так далее. Уполномоченный убежден, что никакие факторы не освобождают должностных лиц различного уровня власти от четкого соблюдения прав и свобод граждан, от выполнения возложенных на них обязанностей. Структура тематики обращений, поступивших к Уполномоченному в 2012 году, выглядит следующим образом (приложение 5). В первую очередь граждан беспокоили ущемление их жилищных прав, вопросы жилищно-коммунального хозяйства, социальные льготы, достойный уровень оплаты труда. В сфере реализации личных прав наибольшее количество обращений связано с нарушением права на справедливое судебное разбирательство, включая жалобы на неисполнение судебных решений. Что же касается таких основополагающих личных прав, как право на свободу и личную неприкосновенность, право на уважение достоинства личности, то их нарушение связывается, прежде всего, с деятельностью правоохранительных органов. Следует указать на обстоятельство, которое в последний год приобрело характер устойчивой тенденции: значительную долю среди обратившихся к Уполномоченному составляли граждане, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях (следственные изоляторы и исправительные колонии). Наблюдается устойчивая тематика, характерная для указанных категорий заявителей: жалобы на должностных лиц, осуществляющих предварительное следствие и дознание; жалобы о несогласии с приговором суда; претензии по режиму и условиям содержания под стражей. Результаты работы по рассмотрению обращений По 53,2% обращений заявителям, не исчерпавшим правовых средств защиты, направлены разъяснения и рекомендации о формах, методах и возможных вариантах действий. 32,4% обращений направлены Уполномоченным для разрешения в различные инстанции по подведомственности, из них половина – с контролем. Согласно сложившейся практике, направленные жалобы и заявления продолжали оставаться на контроле до получения информации о результатах проводимых проверок. В случае необходимости предпринимались дополнительные меры, направленные на восстановление прав заявителя. Добиться полного или частичного восстановления прав заявителей удалось по 12,7% обращений, в том числе оказано содействие в восстановлении права в том смысле, чтобы побудить орган либо должностное лицо совершить какое-либо действие. Общественные приемные Уполномоченного В 2012 году при содействии глав местных администраций продолжилось открытие общественных приемных в крупных населенных пунктах и административных центрах муниципальных районов Оренбургской области. В 13-ти муниципалитетах по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления назначены руководители общественных приемных Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области. Это опытные и авторитетные люди из числа местных жителей. Среди них – судьи, прокуроры, сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие, ушедшие в отставку со службы по выслуге лет. Руководители общественных приемных активно включились в работу. Ими рассмотрено 645 обращений, часть из которых положительно разрешена для заявителей в случаях, когда их права и свободы нарушались. Как способ расширения доступности правозащитного института, общественные приемные позволяют оперативно реагировать на заявления граждан. Ни одно поступающее к ним обращение не осталось без внимания. Роль руководителей общественных приемных Уполномоченного по правам человека в муниципальных образованиях в деле защиты прав и свобод граждан Оренбургской области постоянно возрастает. Уполномоченный отмечает эффективность и плодотворность работы Т.И.Кисловой (г. Орск), В.В.Гриневской (г. Новотроицк) и В.В.Никитина (г. Бузулук), востребованность которых у местных жителей растет с каждым днем. Слова искренней благодарности заслуживают и остальные руководители общественных приемных. Руководители общественных приемных провели большую работу по содействию реализации мероприятий по правовому просвещению граждан в области прав и свобод человека, а также защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина. В докладе (приложение 6) опубликован список руководителей общественных приемных с указанием их дислокации, графиком приема граждан. В целом статистика обращений свидетельствует о том, что в Оренбургской области за время деятельности регионального Уполномоченного по правам человека основные проблемные вопросы, волнующие население, остаются прежними и не теряют своей актуальности. Для Уполномоченного работа с обращениями позволяет выявить системные проблемы в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Судить об эффективности деятельности Уполномоченного по вышеуказанным цифрам было бы поверхностно. Статистика, скорее, говорит об активности граждан, об их вере в то, что с помощью такого института, как Уполномоченный по правам человека, можно добиться восстановления нарушенных прав или получить юридическую помощь. МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ, ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Право на социальное обеспечение Право на социальное обеспечение – одно из основных конституционных прав человека, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации. Это право на помощь со стороны государства в виде выплаты государственных пенсий, социальных пособий, социального обслуживания, размер и условия предоставления которых определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На территории нашего региона обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб и иных форм социальной защиты. Если человек по возрасту, состоянию здоровья или другим не зависящим от него причинам трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Социальное обеспечение служит гарантией социальной защиты таких граждан и включает в себя комплекс различных мер, принимаемых государством для ее осуществления. В адрес Уполномоченного поступило 101 обращение по вопросам социального обеспечения, что составляет 6,6% от всех обращений. Преобладали вопросы о правильности начисления пенсии, об оказании материальной помощи, льготах и социальной поддержке, выплатах и компенсациях, оформлении в дом-интернат. Право на пенсионное обеспечение Значительную часть нашего общества составляют пенсионеры. Не является исключением и Оренбургская область. По состоянию на 01.01.2013 общее количество пенсионеров составило 590 722 человека. Все эти граждане являются получателями трудовых пенсий, пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. В последние годы произошли изменения в области социального обеспечения пожилых людей. Размер пенсий из года в год увеличивался. Этот процесс продолжен и в 2012 году, реализован комплекс мер, направленных на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан: - с 1 февраля на 7% увеличены трудовые пенсии; - с 1 апреля на 3,41% увеличены трудовые пенсии и на 14,1% - пенсии по гособеспечению. Средний размер пенсии по области по состоянию на 01.01.2013 составил 8335,87 руб., в том числе по видам пенсий: - трудовые пенсии по старости 8915,44 руб.; - трудовые пенсии по инвалидности 5902,45 руб.; - трудовые пенсии по случаю потери кормильца 6603,95 руб.; - социальные пенсии - 6023,79 руб. Однако часть граждан пенсионного возраста с большим стажем получают трудовую пенсию, размер которой менее прожиточного минимума пенсионера, установленного в области. С 1 января 2010 года в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» пенсионерам, общая сумма материального обеспечения которых ниже прожиточного минимума, гарантируется государственная социальная помощь в виде доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (из федерального бюджета) и до уровня прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (из бюджета субъекта РФ). Таким образом, государство гарантировало пенсионерам соответствующий уровень материального (социального) обеспечения, которым стала величина прожиточного минимума. С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Вместе с тем величина прожиточного минимума еще невелика, в III квартале 2012 года ее размер для пенсионеров в Оренбургской области составил 4647 руб. По состоянию на 1 октября 15% пенсионеров получали пенсию ниже величины прожиточного минимума. |
... | ... | ||
«О соблюдении прав человека в Оренбургской области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области в 2014... | Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2012 году, в соответствии с пунктом 1 статьи... | ||
Охватывает различные направления просветительской деятельности, курирует работу по созданию разнообразных форм правового просвещения... | Охватывает различные направления просветительской деятельности и курирует работу по созданию разнообразных форм правового просвещения... | ||
В адрес Уполномоченного в 2013 году поступило 1169 обращений, что на 1,9% больше, чем в 2012 году (таблица) | В адрес Уполномоченного в 2013 году поступило 1169 обращений, что на 1,9% больше, чем в 2012 году (таблица) | ||
«О ситуации с нарушениями прав человека на территории Челябинской области. Преодоление социальной несправедливости» | Главное следственное управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |