Уполномоченный по правам человека в городе Москве ДОКЛАД
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В 2013 ГОДУ
Москва
2014 Список сокращений, использованных в докладе
Сокращение
| Расшифровка
| ГУ МВД России по Москве
| Главное управления МВД России по городу Москве
| Государственная Дума
| Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
| ГК РФ
| Гражданский кодекс Российской Федерации
| ГПК РФ
| Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
| ГСУ ГУ МВД России по Москве
| Главное следственное управление ГУ МВД России по г. Москве
| ГСУ СК России по Москве
| Главное следственное управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве
| ДГИ
| Департамент городского имущества города Москвы
| ДЖПиЖФ
| Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
| ДРНТ
| Департамент развития новых территорий города Москвы
| ДСЗН
| Департамент социальной защиты населения города Москвы
| Дума
| Московская городская Думы
| ЖК РФ
| Жилищный кодекс Российской Федерации
| КоАП РФ
| Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
| Конституция РФ
| Конституция Российской Федерации
| Минобрнауки России
| Министерство образования и науки Российской Федерации
| Минобороны России
| Министерство обороны Российской Федерации
| НКО
| некоммерческие организации
| органы местного самоуправления
| органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве
| Правительство РФ
| Правительство Российской Федерации
| Президент РФ
| Президент Российской Федерации
| ПФР
| Пенсионный фонд Российской Федерации
| СК РФ
| Семейный кодекс Российской Федерации
| субъект РФ
| субъект Российской Федерации
| УК РФ
| Уголовный кодекс Российской Федерации
| УФСКН России по Москве
| Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве
| УФМС по Москве
| Управление Федеральной миграционной службы по г. Москве
| УФСИН России по Москве
| Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по г. Москве
| УФССП России по Москве
| Управление Федеральной службы судебных приставов по Москве
| Федеральный закон
№ 184-ФЗ
| Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
О количестве, тематике обращений граждан и о судебной работе
|
5
|
|
| 1. Социальные права
| 8
| 1.1. О правах инвалидов, имеющих транспортные средства
| 8
| 1.2. Об обеспечении жизненно важными медицинскими препаратами лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями
|
12
| 1.3. О региональной социальной доплате к пенсии
| 13
| 2. Права на свободу и личную неприкосновенность
| 15
| 2.1. О соблюдении прав лиц, содержащихся под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы
| 15
|
|
| 3. Право на имущество
| 17
| 3.1. О праве отдельных категорий граждан на первоочередное получение земельных участков
|
17
| 3.2. О соблюдении прав граждан при сносе объектов гаражного назначения, не являющихся объектами капитального строительства
|
20
|
|
| 4. Право на жилище
| 23
| 4.1. О соблюдении жилищных прав жителей города Москвы
| 23
| 4.2. О реализации жилищных прав граждан, проживающих на присоединенных к городу Москве территориях
|
34
| 4.3. Один конкретный пример о соблюдении жилищных прав инвалида 1 группы, имеющего жилищные льготы
|
37
| 4.4. О соблюдении жилищных прав военнослужащих
| 40
| 4.5. О ситуации с протестом Прокурора города Москвы на Закон города Москвы № 29
| 43
|
|
| 5. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних
| 46
| 5.1. О приеме детей в образовательные организации и их финансирование
|
46
| 5.2. Об освоении несовершеннолетними основной образовательной программы в форме семейного образования
|
51
| 5.3. О реализации права несовершеннолетних на отдых
| 56
| 5.4. О реорганизации организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
63
|
|
|
6. О правоприменительной практике в ходе реализации федерального законодательства в городе Москве
6.1. О деятельности УФССП России по Москве
|
66
66
| 6.2. О нарушениях прав граждан в ходе рассмотрения сотрудниками полиции сообщений о преступлениях
|
70
| 6.3. О правоприменении пункта 4 статьи 292 ГК РФ
| 72
|
|
| Заключение
| 79
|
|
| Приложение
Защита прав москвичей в условиях массовой миграции
|
79
| Введение Институт Уполномоченного по правам человека в городе Москве (далее - Уполномоченный) за недолгий срок своего существования стал индикатором реального качества жизни людей.
Не затрагивая полномочия и сферу юрисдикции органов государственной власти, но существенно дополняя имеющиеся правовые средства защиты прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный в 2013 году проделал большую работу и достиг определенных результатов в деле защиты прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 8 Закона города Москвы от 15 апреля 2009 года № 6 «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве» по результатам деятельности Уполномоченного в 2013 году подготовлен настоящий доклад, в том числе в целях объективной и открытой оценки ситуации в области прав человека в городе Москве, выработки рекомендаций и предложений органам государственной власти и органам местного самоуправления по совершенствованию законодательных и организационных инструментов защиты прав человека. О количестве, тематике обращений граждан и о судебной работе В 2013 году к Уполномоченному поступило 3862 обращения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина (включая коллективные), из них 1059 - на личном приеме.
С положительным либо частично положительным результатом разрешено 407 письменных обращений, или 14,5% от общего количества (8,2% в 2012 году); даны разъяснения форм и средств, которые возможно использовать для защиты своих прав и свобод, по результатам изучения 1134 письменных обращений, или 40,4% от общего количества; в органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностным лицам, в организации города Москвы, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу, а также в адрес уполномоченных по правам человека и по правам ребенка в субъектах РФ и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации направлены по подведомственности либо территориальности, в том числе с контролем, 988 письменных обращений, или 35,3% от общего количества.
Несмотря на то, что традиционно увеличение количества обращений свидетельствует об увеличении количества нарушений, следует отметить, что рост количества обращений, разрешенных с положительным результатом, стал возможным благодаря прежде всего более активной и позитивной реакции на обращения Уполномоченного со стороны органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, их должностных лиц, желанию региональной власти оперативно реагировать на проблемы, а также благодаря накопленному Уполномоченным опыту в вопросах содействия восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, более тесному взаимодействию и сотрудничеству между Уполномоченным и региональной властью, просветительской работе Уполномоченного по разъяснению своей компетенции и повышению уровня доверия к нему (несмотря на отсутствие у Уполномоченного права воздействия на субъекты правоотношений).
Наибольшее количество письменных обращений касалось вопросов:
уголовного, гражданского или административного производства - 30,0%;
реализации норм жилищного законодательства, включая вопросы предоставления жилых помещений, выселения, жилищно-коммунальной сферы, товариществ собственников жилья и управления жилым фондом, - 29,5%;
реализации прав в области образования - 9,4%;
воспитания и содержания детей - 7,7%;
обеспечения экономических и имущественных прав - 5,4%;
обеспечения прав человека в местах принудительного содержания - 3,2%;
реализации права на социальное обеспечение - 3,2%;
обеспечения прав в области здравоохранения - 3,1%;
реализации трудовых прав - 2,2%.
При этом в 2013 году увеличилось количество жалоб на условия отбывания наказания в исправительных учреждениях и оказание медицинской помощи, на действия кредитных организаций и коллекторов по взысканию просроченной задолженности по кредитным договорам и нарушение кредитными организациями условий заключенных договоров, на снос гаражей-«ракушек»; обращений по вопросам реализации права на личный прием должностными лицами органов исполнительной власти, устройства в детские дошкольные учреждения, выселения из общежитий и заключения договора социального найма с лицами, проживающими в общежитиях, деятельности товариществ собственников жилья; обращений о нарушениях при оказании психиатрической помощи, ненадлежащем исполнении родительских обязанностей, снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старше 23 лет, нарушении предприятиями жилищно-коммунальной сферы своих обязанностей;
уменьшилось количество обращений по трудовым вопросам, алиментным обязательствам, вопросам расселения коммунальных квартир, об обоснованности привлечения к уголовной ответственности и несогласии с приговорами судов по уголовным делам, о признании права пользования жилым помещением, жалоб на работу больниц, поликлиник, медицинское обслуживание, работу общеобразовательных учреждений.
Наибольшее количество устных обращений было по жилищным вопросам - 30,4%, по спорам, связанным с воспитанием детей, - 9,3%, по вопросам гражданского судопроизводства (в том числе исполнения решений судов) - 8,0%, по вопросам образования - 4,7%, по вопросам уголовного судопроизводства - 4,2%, о соблюдении прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 2,7%, по вопросам социального обеспечения - 2,5%.
В 2013 году Уполномоченным проведено 2 выездные проверки, в адрес органов исполнительной власти направлено 5 заключений, содержащих рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению прав и свобод граждан.
В 2013 году в органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, их должностным лицам Уполномоченный направил 699 обращений, из которых 21 обращение о восстановлении нарушенного права и 32 обращения о положительном разрешении вопроса в порядке исключения. Особую озабоченность при этом вызвало то обстоятельство, что ни разу Уполномоченный не был привлечен к участию в рассмотрении своих обращений.
Из-за сложности судебных процедур, правовой некомпетентности и материальной необеспеченности из года в год большое количество заявителей письменно либо устно просят Уполномоченного обратиться в суд с заявлением в защиту их прав, свобод, законных интересов либо оказать правовую помощь по составлению искового заявления в суд, а также представительствовать в суде от их имени.
Пунктом 4 части 2 статьи 8 Закона города Москвы «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве» предусмотрено право обращаться в суд с заявлением о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка. Однако возможность обращения в суд в защиту прав, свобод и законных интересов как совершеннолетних, так и несовершеннолетних лиц действующим гражданским процессуальным законодательством не предусмотрена.
Правовая коллизия состоит в том, что указанная норма Закона города Москвы «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве» противоречит положениям ГПК РФ, поэтому ее применение нарушило бы конституционный принцип верховенства правовых актов большей юридической силы.
Уполномоченный (его представитель) вправе принимать участие в судебном процессе в случае привлечения его к участию в деле судом первой инстанции в порядке статьи 47 ГПК РФ до принятия решения.
Основанием для участия Уполномоченного (его представителя) в судебном процессе является обеспечение гарантий государственной защиты, прав и свобод человека и гражданина в целях правильного разрешения дел, имеющих важную социальную направленность.
Правом вступления в дело по собственной инициативе для дачи заключения действующим законодательством Уполномоченный не наделен.
В 2013 году Уполномоченный привлекался к участию в судебном процессе в порядке статьи 47 ГПК РФ в качестве государственного органа для дачи заключения в пределах своей компетенции по 21 гражданскому делу. По 6 гражданским делам Уполномоченный привлекался к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора. Составлены письменные заключения по 8 гражданским делам.
В помощь отдельным категориям граждан по делам, где усматривались системные нарушения, сотрудниками аппарата Уполномоченного составлено 5 проектов процессуальных документов (исков и заявлений в суд, апелляционных и кассационных жалоб), по 1 делу оказана помощь в сборе доказательств.
В рамках осуществления просветительской деятельности Уполномоченным издан и распространен справочник, содержащий информацию о правах и свободах человека и гражданина, о компетенции Уполномоченного, о законодательной и исполнительной власти города Москвы, органах, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних, некоторых государственных бюджетных учреждениях на территории города Москвы, работающих с несовершеннолетними, а также иные полезные сведения.
Более полные данные о работе по защите прав граждан и по другим направлениях деятельности Уполномоченного представлены в последующих разделах доклада. |