УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
В 2013 ГОДУ "Все, наверное, никогда не будет хорошо.
Но мы будет к этому стремиться ..." /В.В.Путин/ О ЧЕМ ПИСАЛИ УПОЛНОМОЧЕННОМУ В адрес Уполномоченного в 2013 году поступило 1169 обращений, что на 1,9% больше, чем в 2012 году (таблица).
Тема обращения
| Рассмотрено: всего/с положительным результатом
| 2012 г.
| 2013 г.
| Жилищное законодательство. Жилищно-коммунальные услуги
| 467/38
| 501/37
| Социальная защита. Пенсионное обеспечение
| 187/19
| 186/17
| Вопросы гражданства и регистрации
| 3/0
| 5/0
| Обжалование действий сотрудников правоохранительных органов
| 47/4
| 29/9
| Условия содержания в ИВС
| 0
| 0
| Право собственности
| 33/6
| 19/4
| Обжалование судебных решений по уголовным делам
| 37/0
| 41/0
| Обжалование судебных решений по гражданским делам
| 26/0
| 57/3
| Трудовые права
| 123/32
| 137/24
| Градостроительная деятельность
| 1/0
| 0
| Уголовно-исполнительная система
| 86/0
| 75/0
| Мед. помощь и охрана здоровья
| 9/1
| 3/0
| Обжалование реш. и действий сотрудников госуд. и муницип. органов власти
| 29/1
| 30/0
| Неисполнение решений суда по гражданским делам
| 18/2
| 14/2
| Благоприятная окружающая среда
| 13/1
| 7/3
| Защита прав детей
| 4/0
| 7/1
| Другие вопросы
| 64/10
| 58/21
| Всего:
| 1147/114
| 1169/121
|
В тематике обращений смещения акцентов в 2013 году не произошло. Тенденции последних лет сохранились, а доминирующее положение как и ранее заняли обращения граждан на социально-экономическую тему.
На нарушения прав в социально-экономической области пожаловались 846 раз против 832 в 2012 году. Их удельный вес по-прежнему составляет значительное место в общем количестве обращений (2012 год - 72,5%, 2013 год - 72,4%). Среди лидеров в этой категории - обращения в сфере жилья и предоставления жилищно-коммунальных услуг (+6,8% к 2012 году), социальной защиты и пенсионного обеспечения (+0,5%), труда (+10,2%), удельный вес которых превалирует как среди обращений данной группы, так и общего количества зарегистрированных. Так, по поводу жилья и жилищно-коммунальных услуг в почте Уполномоченного почти каждая вторая жалоба, социальной защиты и пенсионного обеспечения - каждая шестая, трудовых отношений - каждая восьмая.
Кроме незначительного увеличения обращений, касающихся жилья и жилищно-коммунальных отношений, рост обращений зафиксирован лишь при обжаловании судебных решений по гражданским делам (в 2 раза) и по вопросам защиты прав детей (2012 год - 4, 2013 год - 7 фактов).
На уровне прошлого года, кроме обращений в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения, осталось количество жалоб на решения и действия должностных лиц государственных и муниципальных органов власти (2012 год - 29, 2013 год - 30), решения судебных органов по уголовным делам (2012 год - 37, 2013 год - 41), по вопросам гражданства и регистрации (2012 год - 3, 2013 год - 5).
Снижение количества обращений наблюдается в сфере охраны здоровья (2012 год - 9, 2013 год - 3), права собственности (-42,4%), уголовно-исполнительного законодательства (-12,8%). Меньшее число граждан обжаловали действия судебных приставов-исполнителей (2012 год - 18, 2013 год - 14), а также вопросы, касающиеся окружающей среды (2012 год - 13, 2013 год - 7).
Наибольшее количество обращений поступает к Уполномоченному от социально незащищенных слоев населения: пенсионеров, инвалидов, лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, находящихся в местах изоляции, малоимущих.
В результате принятых мер полностью или частично восстановлены права по 121 обращению, что составляет 10,3% от общего количества зарегистрированных.
Проблемами в работе с обращениями граждан со стороны полномочных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как и в предыдущий период, остаются соблюдение сроков и качество ответов. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ЖИЛИЩЕ По итогам 2013 года в республике построено 305 тысяч квадратных метров жилья, что на 15% больше, чем в 2012 году.
Несмотря на возрастающие темпы строительства, увеличивающее из года в год количество обращений на нарушения прав на жилище свидетельствует о системности существующих в данной сфере проблем.
В жилищной сфере органами прокуратуры выявлено 1649 нарушений закона. Принесено 49 протестов. В суды направлено 284 заявления, из которых 258 рассмотрено и удовлетворено. Внесено 301 представление, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 362 человека. 128 должностных лиц привлечено к административной ответственности. В следственные органы в порядке ст. 37 УПК РФ направлено 25 материалов, по которым возбуждено 17 уголовных дел. Типичными нарушениями являются: несоблюдение Правил признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий; неправомерные отказы органами местного самоуправления в признании членов семей участников Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий; неправомерное использование бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда; отсутствие контроля за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на реализацию указанных мероприятий.
Жилье не становится доступнее для граждан, в нем нуждающихся. Его стоимость не соответствует финансовым возможностям большой группы населения. Сократить число граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, как и сроки ожидания предоставления жилья, не удается. Параметры стоимости жилых помещений, которые закладываются в расчет размеров социальных выплат из бюджетов, все больше отличаются от реальной цены. Эффективное решение вопросов многих очередников по-прежнему зависит от объема бюджетных средств.
"В 2014 году необходимо ввести в эксплуатацию не менее 318 тысяч квадратных метров благоустроенного жилья, в том числе 171 тысячу квадратных метров экономического класса. Одновременно необходимо ускорить формирование нормативно-правовой базы и приступить к строительству доступного арендного жилья и созданию некоммерческого жилищного фонда для граждан с невысоким уровнем дохода", - отметил Глава республики Волков В.Д. в Послании Государственному Собранию 31.01.2014. Жилье для внеочередников Проблемным остается обеспечение граждан жильем, гарантированное ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Особенно "беспросветной" выглядит перспектива людей, имеющих болезнь, включенную в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
К Уполномоченному в защиту жителя г. Саранска - гр-на Ж., являющегося инвалидом, признанного недееспособным, обратилась его мать. Вместе с 21-летним сыном, страдающим врожденным психическим заболеванием, она проживает в жилом помещении площадью 9,9 квадратных метров.
Улучшения жилищных условий они ждут с 2010 года. На 11.09.2012 номер общей очереди 12302, на государственную поддержку - 4992. В соответствии с постановлением Правительства РМ от 16.01.2008 N 7 Администрацией г. Саранска в Правительство направлено ходатайство о предоставлении гр-ну Ж. социальной выплаты на приобретение жилья. В книге учета претендентов он зарегистрирован под N 4796. На 14.03.2013 порядковый номер остался неизменным. Очередь не движется!?
Как и ранее обратившимся с аналогичной проблемой непредоставления жилья, Уполномоченный разъясняет, что вышеуказанная норма Жилищного кодекса РФ не предусматривает какой-либо очередности, а иное можно рассматривать как нарушение жилищных прав, так как решение о предоставлении социальной выплаты согласно упомянутому постановлению Правительства принимается в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете. Наиболее результативным для таких граждан может явиться обращение в суд. Жилье для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей По документам мать гр-на У., 1981 года рождения, лишена родительских прав. Отец в свидетельство о рождении записан со слов матери. Собственником или нанимателем жилого помещения ребенок не являлся. В 1998 - 1999 и 2001 - 2003 годах он обучался в профессиональном училище N 5 в с. Старое Шайгово (ныне Старошайговский филиал ГУ НПО "Профессиональный лицей N 18 г. Краснослободск") с регистрацией в общежитии. С 9 апреля по 8 июля 2013 года временно был зарегистрирован в спецприемнике по ул. Пушкина, 15 г. Саранска. На момент обращения к Уполномоченному с 07.08.2013 до 07.08.2014 имеет временную регистрацию по адресу: г. Саранск, ул. Попова, 68-2, работает сантехником у индивидуального предпринимателя.
Администрация Старошайговского района на обращение Уполномоченного в защиту жилищных прав лица, оставшегося без попечения родителей, сообщила, что гр-н У. с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий не обращался.
Администрация г.о. Саранск временное жилище в связи с отсутствием свободных предоставить не смогла.
Гр-н К. с пяти лет относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставленных без попечения родителей. На момент обращения к Уполномоченному по правам человека в Самарской области он отбывал наказание в ИК-13 ГУФСИН России по Самарской области.
При рассмотрении его обращения было установлено, что он, 1990 года рождения, с 01.09.1998 по 05.04.2005 воспитывался в ГКОШИ "Кочелаевская школа-интернат" Ковылкинского района. В 2005 году зачислен в то же профессиональное училище, что и гр-н У., где был временно зарегистрирован в общежитии до 30.06.2006.
Ответ администраций Ковылкинского и Старошайговского районов, следуя наработанной в таких случаях практике местных органов самоуправления, ожидаем: документы в жилищную комиссию для решения вопроса о постановке на учет не предоставлял.
Мать гр-ки С. скончалась в январе 2008 года. Отец решением Инсарского районного суда от 19.09.2008 лишен родительских прав. С 14 лет она проживала в семье старшей сестры в Ардатовском районе. Вместе с отцом по-прежнему зарегистрирована в доме в с. Верхняя Лухма Инсарского района, по документам принадлежащем матери. Наследство не оформлялось, и жилище не имеет собственника.
Дом без газа и электричества не имеет признаков благоустроенности даже применимо к сельскому населенному пункту. К тому же в нем проживает ведущий аморальный образ жизни отец.
Несмотря на это, районный орган местного самоуправления, с учетом социального статуса гр-ки С., не предпринял действенных мер по признанию непригодными условия проживания в нем лица, оставшегося без попечения родителей, и признания его нуждающимся в ином жилье.
Обращения граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кому более 23-х лет, на отсутствие жилья с учетом их социального статуса продолжают поступать в адрес Уполномоченного.
У каждого обратившегося своя жизненная ситуация. Объединяет их ненадлежащая работа органов опеки и попечительства, в результате бездействия которых они не состоят на жилищном учете. Ответы районных администраций о том, что такой-то по поводу улучшения жилищных условий не обращался или в жилищной очереди не состоит, Уполномоченный расценивает как отписки. Гражданин, обладающий статусом ребенка-сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, в силу возраста не может проявлять инициативу по учету его как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Ребенок-сирота должен быть учтен как нуждающийся в жилье на любом этапе своего жизненного пути (во время нахождения в детском доме, любом образовательном учреждении, под опекой и попечительством, в местах лишения свободы и т.д.). В случае с гр-нами У. и К., ситуации которых приведены выше, орган опеки и попечительства должен был взаимодействовать с администрацией Старошайговского профессионального училища. После лишения прав отца гр-ки С. необходимо было обследовать дом, в котором она была зарегистрирована.
В интересах граждан рассматриваемой категории органами прокуратуры в 2013 году предъявлено 178 заявлений об обязании органов местного самоуправления обеспечить их жильем. Судом рассмотрено 168 заявлений, удовлетворено - 164. Много среди них тех, кому исполнилось 23 года. Однако, гр-н У. в их число не попал, что свидетельствует об избирательности по отношению к обращающимся. Прокуратура Ленинского района оказывать содействие ему отказалась, сообщив, что с возрастом он утратил статус ребенка-сироты, а соответственно и право на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". К сожалению, органы прокуратуры не всегда встают на защиту таких лиц.
С 01.01.2013 действует обновленный механизм предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Но право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется и за лицами, которые относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также тех, кто относился к таковым, достиг возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Жилье для молодых семей В адрес Уполномоченного продолжают поступать обращения граждан, относящихся к категории молодых семей, являющихся участницами подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РМ 13.12.2010 N 487, на длительность ожидания получения социальной выплаты.
|