Уполномоченный по правам человека в республике татарстан доклад введение


НазваниеУполномоченный по правам человека в республике татарстан доклад введение
страница1/6
ТипДоклад
blankidoc.ru > Договоры > Доклад
  1   2   3   4   5   6
Документ предоставлен КонсультантПлюс


УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
ДОКЛАД
ВВЕДЕНИЕ
Целью настоящего доклада является дальнейшее содействие усилению гарантий государственной защиты прав и свобод человека, привлечение постоянного внимания органов законодательной и исполнительной власти, общественности республики к насущным проблемам соблюдения прав и свобод граждан.

Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан (далее - Уполномоченный) признателен всем, кто направил в его адрес информацию и тем самым внес посильный вклад в подготовку настоящего доклада.

В докладе использованы официальные данные, поступившие от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Татарстан, мониторинговые и аналитические материалы неправительственных правозащитных организаций, рекомендации научных и образовательных учреждений, публикации в средствах массовой информации.

В основу доклада легли материалы анализа жалоб, обращений и заявлений граждан в адрес Уполномоченного, личного приема граждан, работы экспертного совета при Уполномоченном, встреч Уполномоченного и сотрудников его аппарата с населением, участия Уполномоченного в различных мероприятиях регионального, российского и международного уровня, информация, предоставленная Уполномоченному государственными органами и неправительственными правозащитными организациями, публикаций средств массовой информации.

Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан направляется Президенту Республики Татарстан, Государственному Совету Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан, Конституционному суду Республики Татарстан, Верховному суду Республики Татарстан, Арбитражному суду Республики Татарстан, Прокурору Республики Татарстан и подлежит обязательному официальному опубликованию в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан".
РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
За 2006 год к Уполномоченному поступило 476 письменных жалоб, на личном приеме даны консультации и разъяснения по вопросам законодательства и компетенции Уполномоченного 350 гражданам. Значительному количеству граждан были даны устные консультации по телефону.

Как показывает статистика, наибольшая часть рассмотренных Уполномоченным жалоб связана с несогласием с судебными решениями (101), неправомерными действиями или бездействием правоохранительных органов (86), администраций учреждений уголовно-исполнительной системы (48), судебных приставов (15), Федеральной миграционной службы (5); жилищными вопросами (45); вопросами социального обеспечения (16); с трудовыми правами (14) и др.

Анализ поступивших за этот период к Уполномоченному жалоб позволяет сделать вывод, что основными причинами нарушений прав и свобод граждан остаются невыполнение соответствующими государственными и муниципальными органами и хозяйствующими субъектами своих непосредственных обязанностей по обеспечению прав человека, недостаточный уровень ведомственного контроля вышестоящих органов над нижестоящими структурами. Этому способствуют и низкая координация деятельности государственных и общественных структур в сфере правового просвещения населения, отсутствие системы правового обучения различных категорий лиц. Последнее представляется очень важным в связи с кардинальным изменением структуры органов, которые осуществляют функции власти и управления по различным направлениям на территории республики, поскольку в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления не являются органами государственной власти и компетенция между ними разграничена законодательно. В этих условиях обращения граждан в судебные и межведомственные надзорные органы являются главной формой защиты ими своих прав. Однако анализ рассмотренных Уполномоченным жалоб показывает, что граждане в большинстве случаев пренебрегают этой формой защиты своих прав из-за правовой неграмотности. О деятельности Уполномоченного в области правового просвещения граждан подробнее будет изложено ниже.
СОДЕЙСТВИЕ СОБЛЮДЕНИЮ И ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПРАВ И

СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ДЕТЕЙ
Защита прав ребенка в рамках защиты прав человека имеет во всем мире определенные особенности, а в современной России приобретает еще и особую остроту в связи с ростом социального сиротства, углублением социального расслоения общества.

Поэтому Уполномоченный с особым вниманием относится к жалобам, касающимся нарушения прав детей. Такое повышенное внимание связано со специфическим статусом ребенка, ведь он не имеет возможности самостоятельно отстаивать собственные права. Следовательно, авторами большинства поступающих Уполномоченному обращений являются взрослые. К сожалению, основная масса нарушений прав детей остается латентной.

Нарушения прав и законных интересов детей наблюдаются во многих сферах: это образование, охрана здоровья, жилищные и имущественные права, занятость, воспитание в семье, забота со стороны родителей и безопасность, неприкосновенность личности, уважение человеческого достоинства ребенка.

Подтверждением тому являются многочисленные обращения граждан. Так, Уполномоченному поступило обращение от родителей учащихся средней школы в Городском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Казани по вопросу дальнейшего существования школы. В ответ на запрос Уполномоченного Руководителем Аппарата Кабинета Министров РТ был дан ответ, что каких-либо решений о закрытии школы не принималось, и Правительством республики рассматриваются различные варианты сохранения общеобразовательной школы в законной форме в структуре реабилитационного центра.

Бывшие воспитанницы детского дома сестры М., родители которых в 1990 г. были лишены родительских прав, обратились к Уполномоченному с жалобой на решение Зеленодольского городского суда, нарушившее их жилищные права. Органами опеки и попечительства Зеленодольского горисполкома они были направлены в детский дом, в котором и воспитывались до 2001 г. За это время администрация г. Зеленодольска не приняла никаких мер по сохранности жилой площади на время нахождения их в детдоме. Решением Зеленодольского городского суда от 10 февраля 2006 г. были удовлетворены исковые требования Исполкома Зеленодольского муниципального района о выселении заявительниц из жилого помещения без предоставления другого жилья. По ходатайству Уполномоченного Прокурором РТ на данное решение внесено надзорное представление в Президиум Верховного суда РТ, постановлением которого решение Зеленодольского городского суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Данный пример наглядно показывает, что проблема социального сиротства, поднятая Уполномоченным в докладе 2005 года, по-прежнему остается актуальной.

Низкий уровень гражданской ответственности, правовой культуры и правового сознания педагогических работников и родителей, а также самих детей создает предпосылки для нарушения или неполной реализации личных прав ребенка в сфере образования. Необходимо уделять также особое внимание образованию и просвещению в области прав детей государственных и муниципальных служащих, от которых в значительной степени зависит реальное обеспечение прав несовершеннолетних. Этому могло бы содействовать принятие на федеральном уровне специальной программы в области распространения знаний о правах человека, что изменило бы ситуацию в лучшую сторону коренным образом.

Тот факт, что дети являются едва ли не самой незащищенной группой населения и для защиты и обеспечения их прав требуются независимые механизмы, находит все более широкое понимание в российском обществе и среди руководителей органов государственной власти. Имеющаяся разрозненность и "разбросанность" детских проблем по различным ведомствам и учреждениям вызывает необходимость создания независимых органов, сосредоточивающих свою деятельность исключительно на защите прав ребенка. Без них, как показывает опыт, интересы детей могут быть принесены в жертву интересам других лоббирующих групп или слоев.

Вопросы защиты прав детей находят понимание и поддержку со стороны руководства республики. Во время состоявшейся в августе 2006 года встречи Президента Республики Татарстан с Уполномоченным, на которой обсуждались наиболее важные проблемы соблюдения прав человека, была отмечена необходимость активизации работы по защите прав ребенка.

Отрадно отметить, что этот вопрос находит все большее понимание и на федеральном уровне. Так, во время работы круглого стола на тему "Права детей" председатель Комитета по социальной политике Совета Федерации В.Петренко отметила необходимость создания "структуры, которая могла бы спрашивать с государственных органов за нарушения прав детей". Эти функции, по ее мнению, мог бы выполнять институт уполномоченного по правам ребенка.

Являясь дополнительным и независимым механизмом обеспечения прав детей, уполномоченный по правам ребенка осуществляет целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка (каждого конкретного ребенка в случае нарушения его прав и детей в целом). Требование о введении в Российской Федерации независимого контроля за положением детей и формировании института уполномоченного по правам ребенка содержится в Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения Второго периодического доклада РФ о реализации Конвенции о правах ребенка.

Такие службы уже действуют в 19 регионах Российской Федерации (Красноярск, Самара, Саратов, Москва, Краснодар, Пермский край, Якутия и другие), где приняты законы об уполномоченном по правам ребенка. В других регионах также разрабатываются аналогичные законы. Как правило, уполномоченные по правам ребенка входят в состав аппарата Уполномоченного по правам человека, что положительно отражается на положении дел с правами детей, поскольку уполномоченные по правам ребенка являются специализированным институтом, занимающимся исключительно данной проблематикой.

Институт уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации дополняет уже существующие формы и средства защиты прав ребенка, не подменяя функции структур, в компетенции которых в той или иной степени находятся вопросы обеспечения прав и законных интересов ребенка (например, органы образования, здравоохранения, социальной защиты, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, прокуратуры). Как показывает опыт регионов, институт уполномоченного по правам ребенка доказал свою востребованность. Этот вопрос, а также перспективы создания специализированной государственной структуры по защите прав ребенка в Татарстане затрагивались во время переговоров Уполномоченного с Комиссаром по правам человека Совета Европы Томасом Хаммербергом.

Соблюдение прав человека и, в первую очередь, прав ребенка является фактором устойчивого развития общества. Как отметил в своем докладе Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис, 2007 год объявлен годом защиты детей. Как известно, нарушения прав детей происходят повседневно во всех странах. В связи с этим европейские страны должны не только принять соответствующие законы, но и разработать всеобъемлющие национальные стратегии по продвижению прав детей.

Уполномоченный полагает, что необходимо принятие срочных мер правового, организационного характера. В их числе восстановление в структуре государственных органов, прежде всего в Правительстве, подразделений, занимающихся проблемами семьи и детей, обеспечивающих комплексный подход к их решению, а также создание республиканского и местных (городских, районных) советов по делам семьи и детства с обязательным представительством в них органов социальной защиты, образования, здравоохранения, молодежной политики, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб занятости, правоохранительных органов и общественных организаций, действующих в интересах детей.

Необходимо возродить практику подготовки Правительством республики ежегодного доклада о положении детей в Татарстане и рассмотрения его на заседании Государственного Совета Республики Татарстан. Это позволит, прежде всего, иметь полное представление о положении детей, имеющихся проблемах и тенденциях, принимать оперативные, системные меры по улучшению ситуации, в том числе законодательные, а также повысит ответственность государственных органов за состояние дел с правами ребенка.

Кроме того, представляются необходимыми разработка и принятие Государственным Советом Республики Татарстан плана первоочередных законопроектов, направленных на улучшение положения с правами ребенка. Среди них комплексная республиканская программа "Дети Татарстана", закон "О патронатном воспитании".

Со своей стороны Уполномоченный, исходя из необходимости комплексного подхода к решению вопросов, связанных с соблюдением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка, полагал бы целесообразным создание в структуре Аппарата Президента РТ либо Кабинета Министров РТ, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, в муниципальных образованиях специального структурного подразделения, занимающегося данной проблематикой, и надеется на понимание и соответствующую поддержку со стороны органов государственной власти республики.
СОБЛЮДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ИНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
В 2006 году доля жалоб, связанных с реализацией жилищных прав граждан, остается неизменно высокой. В своих обращениях Уполномоченному заявители в основном указывают на неудовлетворительные жилищные условия и просят выделить им квартиру либо помочь в получении жилья. Как правило, авторами таких обращений являются лица, проживающие в домах, признанных непригодными для постоянного проживания, либо имеющие право на первоочередное получение жилья. Эти обращения Уполномоченным направлялись в соответствующие муниципальные и надзорные органы.

Одной из основных проблем в сфере соблюдения жилищных прав граждан является недоремонт жилого фонда, о чем свидетельствуют не только обращения граждан к Уполномоченному, но и признание этого факта исполнительными органами власти республики. По официальным данным, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан разработало соответствующую программу, которая будет представлена на рассмотрение Правительства Татарстана, согласно которой предполагается изыскать 17 миллиардов рублей и привести наконец-то все нуждающиеся в ремонте жилые дома в соответствие с действующими нормативами в течение 5 лет. Необходимо отметить, что это не потребует дополнительных трат от жильцов.

Уполномоченному поступила жалоба от семьи У.: они проживали в доме, непригодном для постоянного проживания, откуда остальные жильцы уже были отселены. Для рассмотрения по существу жалоба была направлена Главе муниципального образования "город Набережные Челны". Из Исполнительного комитета был получен ответ, что семье У. в составе трех человек предоставлена квартира по договору социального найма.

По жалобе Е. на неудовлетворительные условия проживания, содержания и ремонта жилого дома N 14 по ул. Восстания из Исполкома муниципального образования города Казани был получен ответ, что по Программе капитального ремонта в данном жилом доме в текущем году произведены электромонтажные работы, ведутся работы по ремонту кровли, замене трубопроводов системы канализации, центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения.

Жильцы дома N 10 по улице К.Наджми г. Казани обратились к Уполномоченному с жалобой на проникновение в их квартиры пара из канализационного люка. По информации Исполнительного комитета МО г. Казани, ОАО "Казанская теплосетевая компания" произведен ремонт теплотрассы.

Обращение С. по жилищному вопросу было направлено для рассмотрения в Прокуратуру Республики Татарстан. Проверкой было установлено, что дом N 36 по ул. Белинского г. Н. Челны, где проживает заявительница, еще в 2003 году постановлением Главы администрации был признан непригодным для проживания и включен в Программу ликвидации ветхого жилья. Поскольку в настоящее время эта Программа завершена, прокуратурой г. Набережные Челны было внесено представление руководителю Исполкома г. Н. Челны с требованием принять меры по предоставлению жильцам указанного дома жилых помещений в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди по договору социального найма.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Уполномоченный по правам человека в республике татарстан доклад введение iconУполномоченный по правам человека в республике татарстан специальный доклад
Среди многочисленных жалоб, поступающих в адрес Уполномоченного по правам человека в рт, наибольшую тревогу вызывают жалобы граждан...

Уполномоченный по правам человека в республике татарстан доклад введение iconДоклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан...
Республике Татарстан Президенту Республики Татарстан, в Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики...

Уполномоченный по правам человека в республике татарстан доклад введение icon«Об итогах работы Уполномоченного по правам человека в Республике...
Выступление Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Сабурской Сарии Харисовны

Уполномоченный по правам человека в республике татарстан доклад введение iconДоклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год Введение
Этот доклад, федеральный Уполномоченный обратился к Министру внутренних дел Российской Федерации с рекомендацией о выделении дополнительных...

Уполномоченный по правам человека в республике татарстан доклад введение iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
...

Уполномоченный по правам человека в республике татарстан доклад введение iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
...

Уполномоченный по правам человека в республике татарстан доклад введение iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике...
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы имеют приоритетное значение

Уполномоченный по правам человека в республике татарстан доклад введение iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия)
Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) отметил своё 10-летие. В историческом измерении срок небольшой, но...

Уполномоченный по правам человека в республике татарстан доклад введение iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия)
Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) отметил своё 10-летие. В историческом измерении срок небольшой, но...

Уполномоченный по правам человека в республике татарстан доклад введение iconДоклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике...
История показывает, что каждое поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru