Учебно-методический комплекс дисциплины


Скачать 432.3 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/4
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра педагогики и психологии


УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры:

«___» ___________ 20__ г.

Протокол №____

Зав. кафедрой __________________

Учебно-методический комплекс дисциплины


Методы психологической коррекции

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование




Профили:

Специальная психология

Составители:
Пинкус М. В.

Челябинск 2014




СОДЕРЖАНИЕ




  1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА……………………………………………………………







1.1 Пояснительная записка………………………………………………………………….





1.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………





1.3 Образовательные технологии…………………………………………………………





1.4 Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………………….





1.5 Содержание курса……………………………………………………………………….




  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА…………………………………………………….





    1. Тематическое планирование дисциплины………………………………………….




    1. Содержание рабочей (модульной) программы……………………………………..







  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ…




    1. Оценочные средства сформированности компетенций……




    1. Вопросы к экзамену




    1. Критерии оценивания знаний…………







  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………………………………




    1. Темы рефератов




    1. Темы курсовых работ




    1. Темы квалификационных работ




    1. Основные понятия





  1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА




1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая коррекция. Психокоррекционная работа является частью психологической помощи, которую оказывает психолог ребенку, когда он оказывается в сложных ситуациях, справиться с которыми самостоятельно он не может. Психокоррекционная работа – это система мероприятий, направленная на исправление недостатков психологического характера, поведения, формирования личности специальными методами психологического воздействия. Данный учебно-методический комплекс разработан для студентов дневного отделения факультета коррекционной педагогики, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», по профилям: «Специальная психология», «Дошкольная дефектология».

Преподавание данного курса направлено на формирование у студентов интереса к будущей профессии, развитие профессиональных умений и навыков, расширение представлений об особенностях психофизического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Целью настоящего курса является овладение студентами современными тенденциями развития психокоррекционных концепций, а также системой знаний по применению психокоррекционных методов и технологий, рассмотрение и анализ теории развития в условиях коммуникативных, социальных, эмоциональных и когнитивных нарушений в работе с детьми с проблемами в развитии.

В ходе ее достижения решаются задачи:

  1. Овладеть теоретическими знаниями в области психокоррекционной помощи детям.

  2. Изучить структуру работы детского практического психолога системы образования.

  3. Знать закономерности психического развития детей раннего, преддошкольного и дошкольного возраста.

  4. Знать особенности развития личности и ведущего вида деятельности дошкольников.

  5. Овладеть навыками психологической диагностики особенности психического развития детей с в условиях образовательного учреждения.

  6. Уметь определять пути психокоррекционного воздействия преодоления вторичных отклонений при нарушениях в развитии.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и лабораторных занятий, написание рефератов, составление конспектов и папки, где помещаются методические материалы в помощь начинающему педагогу-дефектологу. Особое внимание в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе студентов, которая представлена в каждой теме в виде вопросов и заданий. В программе представлен список литературы, в котором отражено содержание курса.

Изучение курса «Методы психологической коррекции» проходит в течение третьего года обучения, в 6 семестре. Работа над курсом предполагает 108 часов - 2 ЗЕТ (72 часа) из которых аудиторная работа 2 ЗЕТ (72 часа) - 36 часов (20 часов лекционные занятия, 16 часов практические занятия) и 1 ЗЕТ (36) самостоятельная работа студентов 36 часов.

Курс завершается зачетом в 6 семестре.
МАТРИЦА СООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ РАЗДЕЛАМ (МОДУЛЯМ) ДИСЦИПЛИНЫ




Компетенции

Разделы (модули) дисциплины


Методы психологической коррекции

ОП 2

+


СК 5

+




СООТВЕТСТВИЕ ЦЕЛЕЙ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ


№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП)

Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции

(в соответствии с ФГОС ВПО и ООП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции

1

ОП -2 способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем

знать: – философские основы научного познания, историю и тенденции современного развития философского знания;

уметь: – анализировать и оценивать социально и личностно значимую информацию, политические события, экономические процессы, социокультурные явления;

владеть: – основными методами социальных, гуманитарных и экономических наук

знать: закономерности психического развития детей с ОВЗ и в норме;

– научные основы специальной психологии: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические.

уметь: формулировать задачи психологической помощи в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья.

владеть: навыками анализа психики ребенка на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения.

2

СК-5

Готов и способен применять методы индивидуальной и групповой психокоррекционной работы с лицами с ОВЗ

знать: – права и свободы воспитанников дошкольных образовательных учреждений общего и специального назначения, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка;

уметь: – реализовывать личностно-ориентированный подход к развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ;

владеть: – методами и приёмами работы по коррекции различных нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ, формированию у них духовных и нравственных ценностей на основе индивидуального подхода.

знать: – права и свободы воспитанников дошкольных образовательных учреждений общего и специального назначения, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка;

уметь: – реализовывать личностно-ориентированный подход к развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ;

владеть: – методами и приёмами работы по коррекции различных нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ, формированию у них духовных и нравственных ценностей на основе индивидуального подхода.


1.2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:

  1. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О. Н. Истратова . – Изд.4-е . – Ростов н / Д : Феникс, 2010. – 349с.

  2. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для вузов [Текст] /А.А. Осипова – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 512с.

  3. Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции [Текст] / Е.С. Слюсарева. – Ставрополь, 2007.

  4. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: учебное пособие [Текст] /Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2008. – 256с.


Дополнительная:

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] // Под ред. И. Ю. Левченко, Т. А. Добровольской. – М, 2001

  2. Абрамян Л.А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников[Текст] / Абрамян Л.А. – Таллин, 1984.

  3. Архипов Б. А., Воробьева Е. А., Назарова Л. С., Семенович А. В., Шегай В. М. Комплексная методuка псuхомоторной коррекции [Текст]/ Архипов Б. А., Воробьева Е. А., Назарова Л. С., Семенович А. В., Шегай В. М. . М., 1998.

  4. Брокет, З. Целительная сила сказок: Пособие для нач. обучения [Текст] /З. Брокет – М.: ООО Аквариум Бук, К.: ФГУНППВ, 2003 – 304с.

  5. Вальдес Одриосола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. Пособие [Текст] / Вальдес Одриосола М.С – М.: ВЛАДОС, 2005.

  6. Вачков И.В.,Гриншпун И.Б.,Пряжников Н.С. Введение в профессию "психолог". Московский психолого-социальный институт [Текст]/ Вачков И.В.,Гриншпун И.Б.,Пряжников Н.С. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

  7. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновации в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» [Текст]// Сост. Н.Д. Соколова и др.- М., 2001

  8. Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. – СПб, 1999

  9. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М., 1982.

  10. Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А.Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. — СПб.: Речь, 2006. — 336 с.

  11. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997.

  12. Крановиц К. С. Разбалансированный ребенок. Как распознать и справиться с нарушениями процесса обработки сенсорной информации / Кэрол Сток Крановиц; пер. с англ. – 1 изд. Спб. : издательство «Редактор», 2012 – 396с.

  13. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СП.,2003

  14. Никольская И.М., Грановская Р.М Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006. – 507 с.

  15. Оклендер В. Окна в мир ребенка [Текст]/ Вайлет Оклендер; пер. с англ. М.: «Академия», 2003

  16. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры: Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей/М.А. Панфилова – М.: ГНОМ и Д, 2002 – 160с.

  17. Петрова Е.Ю. Использование народной волшебной сказки в психокорекционной работе // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. № 3.

  18. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития // Сост. В.М. Астапов. – С.-Пб., 2001.

  19. Рогов, Е.Н. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие для психологов. Кн.2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения/Е.И. Рогов – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 – 480с.

  20. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1990.

  21. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и психокоррекционные программы. – М., 1993.

  22. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений: Пособие для педагогов, психологов, родителей /Н.Ю. Синягина – М. : ВЛАДОС, 2003 - 96с.

  23. Спиваковская А.С. Принципы, задачи и общая характеристика психологической коррекции как особого психологического эксперимента// Хрестоматия. Дети с нарушениями развития / Сост. В.М. Астапов. – М., 1995.

  24. Степанова, О.А. и др. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: «Академия», 2003

  25. Тренинг по сказкотерапии // Под ред. Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой. – СПб, 2000

  26. Фурманова, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для учителей-дефектологов, психологов и т.д./И.А. Фурманов – М.: ВЛАДОС, 2004 – 351с.

  27. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие для педагогических вузов/О.В. Хухлаева – М.: Академия. 2001 – 208с.

  28. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.

  29. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учебник для вузов/Н.И. Шевандрин – М.: ВЛАДОС, 2001 – 512с.

  30. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении.- М., 2005.

  31. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения [Текст] / Роберт Шрамм; перевод с англ. З. Измайловой-Камар; научный ред. С. Анисимова. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. – 208с.

  32. Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. / Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В - СПб., Питер. 2002.- 656с.



  1. Интернет-источники:




Электронные журналы

1

Альманах института коррекционной педагогики РАО

http://almanah.ikprao.ru/1/contents.htm

2

Вестник практической психологии образования

http://rospsy.ru/zhurnaly/vestnik

Интернет-порталы, материалы официальных сайтов научных и образовательных учреждений


Портал психологических периодических изданий

http://psyjournals.ru/kip/2006/n1/Polivanova.shtml

Сайт Психологического института РАО (ссылки на журналы, собственные

ресурсы)

http://www.pirao.ru/ru/psyp/

Интернет-проект о детях с особенностями развития


http://www.specialneeds.ru/

Портал ВСЕОБУЧ – все об образовании

http://www.edu_all.ru

Педагогическая библиотека

http://dictionary.fio.ru

Педагогический энциклопедический словарь

http://www.pedlib.ru/Books

Сайт информационной поддержки учителя-дефектолога в общеобразовательной школе

http://vilshanskaya.ru/






















1.3 Образовательные технологии
При изучении курса используются следующие образовательные технологии:

  • творческая и научно-исследовательская деятельность

  • информационные технологии,

  • технологии организации группового взаимодействия, в том числе деловые игры, элементы тренинговых технологий

  • технологии контекстного обучения


.
1.4 Материально-техническое обеспечение дисциплины
Изучение дисциплины предполагает использование:


  • мультимедийного оборудования на лекционных занятиях,

  • компьютерного оборудования на практических занятиях и при проведении программированного контроля,

  • доступа в сеть Интернет и внутренние ресурсы университета для студентов и преподавателей,

  • аудиовизуальных материалов

  • аудиторий для проведения деловых игр, занятий с элементами тренинга.

1.5 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Психологическая коррекция как направление практической психологии.
Понятие психологической коррекции. Связь психологической коррекции с психологическим консультированием, психодиагностикой и психотерапией. Цели и задачи психологической коррекции. Виды психологической коррекции. Основные формы психокоррекции: индивидуальная, микрогрупповая, групповая и смешанная. Принцип единства диагностики и коррекции. Принцип нормативности. Принцип системности. Деятельностный принцип коррекции. Принцип коррекции «сверху вниз». Принцип коррекции «снизу – вверх». Принцип учёта индивидуальных и личностных особенностей ребёнка. Взаимосвязь и взаимообусловленность принципов психологической коррекции. Проблема эффективности психологической коррекции: симптоматический, диагностический и субъективный критерии
Тема 2. Классификация методов психологической коррекции
Общая характеристика основных теоретических направлений психологической коррекции. Понятие метода. Классификация методов коррекции. Индивидуальная и групповая психокоррекция. Традиционные методы коррекции (клиническая беседа, интервью). Нетрадиционные методы коррекции (релаксация, медитация, дыхательные упражнения, массаж) Тренинг как метод коррекции. Методы терапии: музыкотерапия, игровая терапия, арттерапия, сказкотерапия, анималотерапия. Психотерапевтические методы коррекции. Психогимнастика как метод коррекции. Гипноз и аутогенная тренировка как методы коррекции.

Тема 3. Игровая терапия как метод коррекции
Игра как социально-психологический феномен. Структура детской игры. Роль как основная единицы игры. Понятие игровой терапии. Основные направления игровой терапии. Виды и формы игротерапии. Принципы игровой коррекции. Функции игрового терапевтического процесса. Этапы игровой терапии. Игровая комната и ее оснащение. Игрушки и материалы. Показания игровой терапии и её эффективность. Требования к личности игротерапевта.
Тема 4. Сказкотерапия и песочная терапия как методы коррекции
Понятие сказкотерапии. Возможности работы со сказкой. Основные приемы работы со сказкой. Эффективность сказкотерапии и её показания. Связь сказкотерапии с другими видами терапии. Основные функции сказкотерапии в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии. Система "сказкотерапевтической психокоррекции" Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Требования к профессиональной подготовке сказкотерапевта. Техника «песочной терапии», её возникновение в рамках юнгианского аналитического подхода. Особенности процесса песочной терапии. Этапы песочной терапии.
Тема 5. Проективное рисование как метод коррекции

Задачи, методы и средства изотерапии. Понятие проективного рисунка. Методики проективного рисования. Использование проективного рисунка в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения развития. Основные формы и этапы организации изотерапии: индивидуальная и групповая. студийно открытая группа, аналитическая закрытая группа, тематически ориентированная группа. Оборудование изотерапевтических кабинетов. Эффективность терапии и её показания. Требования к личности изотерапевта.
Тема 6. Арттерапия и музыкотерапия как методы коррекции

Понятие арттерапии, её цели и задачи. Механизмы арттерапии. Техники арттерапии. Различные варианты использования метода арттерапии. Эффективность арттерапии и её показания. Связь арттерапии с музыкотерапией и танцевальной терапией. Основные функции арттерапии в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии. Требования к личности арттерапевта.Детский школьный театр как метод психокоррекции. Понятие музыкотерапии. Виды музыкотерапии. Основные направления коррекционного действия музыкотерапии Специфика применения музыкотерапии в детском возрасте. Основные функции музыкотерапии в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии.
Тема 7. Методы поведенческой коррекции.
Поведенческая психотерапия, её цели и задачи. Этапы становления и развития поведенческой терапии. Виды и функции поведения. Методы классического обусловливания. Анализ поведения. Положительное и отрицательное усиление. Манипуляция мотивационными факторами. Метод использования поощрения. «Жетонный» метод. Метод обучения отдельными блоками, дискретные испытания (DTT). Метод случайного обучения. Метод генерализации обученного навыка. Методы систематической десенсибилизации. Виды десенсибилизации. Показания методов поведенческой коррекции и их эффективность.

Тема 8. Телесно-ориентированные методы коррекции
Теория построения движений в онтогенезе Бернштейна Н. А. Диагностика и коррекция нарушений в работе уровней построения движений. Сенсорно-интегративная терапия как метод коррекции. Метод релаксации. Метод массажа. Использование дыхательных упражнений в коррекционной работе. Понятие психогимнастики, её цели и задачи. Подготовительная часть занятия. Пантомимическая часть психогимнастического занятия. Заключительная часть психогимнастического занятия. Общая характеристика тем, применяемых в процессе психогимнастики. Эффективность психогимнастикии и её показания.

Тема 9. Методы психокоррекционной работы с семьёй
Семья как объект коррекционного воздействия. Нарушения жизнедеятельности семьи. Общая характеристика трудностей, переживаемых семьями. Формирование особенностей психики и поведения детей в зависимости от стиля родительского отношения. Виды нарушений в семейном воспитании. Общая схема диагностического процесса в работе с семьей. Семейное консультирование как одно из направлений работы с семьей. Основы коррекционной работы с семьей: родительские коррекционные группы. Психологическая помощь семье ребенка с проблемами в развитии.


  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Торговый маркетинг»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «антикризисное управление»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Бухгалтерский учет и аудит»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «хозяйственное право»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Деловой иностранный язык»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Практическая социология»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Организация и технология продаж»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии управления»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «исследование систем управления»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru