Скачать 432.3 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра педагогики и психологии УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры: «___» ___________ 20__ г. Протокол №____ Зав. кафедрой __________________ Учебно-методический комплекс дисциплиныМетоды психологической коррекции Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образованиеПрофили: Специальная психология Составители: Пинкус М. В. Челябинск 2014СОДЕРЖАНИЕ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОдним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая коррекция. Психокоррекционная работа является частью психологической помощи, которую оказывает психолог ребенку, когда он оказывается в сложных ситуациях, справиться с которыми самостоятельно он не может. Психокоррекционная работа – это система мероприятий, направленная на исправление недостатков психологического характера, поведения, формирования личности специальными методами психологического воздействия. Данный учебно-методический комплекс разработан для студентов дневного отделения факультета коррекционной педагогики, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», по профилям: «Специальная психология», «Дошкольная дефектология». Преподавание данного курса направлено на формирование у студентов интереса к будущей профессии, развитие профессиональных умений и навыков, расширение представлений об особенностях психофизического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Целью настоящего курса является овладение студентами современными тенденциями развития психокоррекционных концепций, а также системой знаний по применению психокоррекционных методов и технологий, рассмотрение и анализ теории развития в условиях коммуникативных, социальных, эмоциональных и когнитивных нарушений в работе с детьми с проблемами в развитии. В ходе ее достижения решаются задачи:
Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и лабораторных занятий, написание рефератов, составление конспектов и папки, где помещаются методические материалы в помощь начинающему педагогу-дефектологу. Особое внимание в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе студентов, которая представлена в каждой теме в виде вопросов и заданий. В программе представлен список литературы, в котором отражено содержание курса. Изучение курса «Методы психологической коррекции» проходит в течение третьего года обучения, в 6 семестре. Работа над курсом предполагает 108 часов - 2 ЗЕТ (72 часа) из которых аудиторная работа 2 ЗЕТ (72 часа) - 36 часов (20 часов лекционные занятия, 16 часов практические занятия) и 1 ЗЕТ (36) самостоятельная работа студентов 36 часов. Курс завершается зачетом в 6 семестре. МАТРИЦА СООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ РАЗДЕЛАМ (МОДУЛЯМ) ДИСЦИПЛИНЫ
СООТВЕТСТВИЕ ЦЕЛЕЙ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература:
Дополнительная:
1.3 Образовательные технологии При изучении курса используются следующие образовательные технологии:
. 1.4 Материально-техническое обеспечение дисциплины Изучение дисциплины предполагает использование:
1.5 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Психологическая коррекция как направление практической психологии. Понятие психологической коррекции. Связь психологической коррекции с психологическим консультированием, психодиагностикой и психотерапией. Цели и задачи психологической коррекции. Виды психологической коррекции. Основные формы психокоррекции: индивидуальная, микрогрупповая, групповая и смешанная. Принцип единства диагностики и коррекции. Принцип нормативности. Принцип системности. Деятельностный принцип коррекции. Принцип коррекции «сверху вниз». Принцип коррекции «снизу – вверх». Принцип учёта индивидуальных и личностных особенностей ребёнка. Взаимосвязь и взаимообусловленность принципов психологической коррекции. Проблема эффективности психологической коррекции: симптоматический, диагностический и субъективный критерии Тема 2. Классификация методов психологической коррекции Общая характеристика основных теоретических направлений психологической коррекции. Понятие метода. Классификация методов коррекции. Индивидуальная и групповая психокоррекция. Традиционные методы коррекции (клиническая беседа, интервью). Нетрадиционные методы коррекции (релаксация, медитация, дыхательные упражнения, массаж) Тренинг как метод коррекции. Методы терапии: музыкотерапия, игровая терапия, арттерапия, сказкотерапия, анималотерапия. Психотерапевтические методы коррекции. Психогимнастика как метод коррекции. Гипноз и аутогенная тренировка как методы коррекции. Тема 3. Игровая терапия как метод коррекции Игра как социально-психологический феномен. Структура детской игры. Роль как основная единицы игры. Понятие игровой терапии. Основные направления игровой терапии. Виды и формы игротерапии. Принципы игровой коррекции. Функции игрового терапевтического процесса. Этапы игровой терапии. Игровая комната и ее оснащение. Игрушки и материалы. Показания игровой терапии и её эффективность. Требования к личности игротерапевта. Тема 4. Сказкотерапия и песочная терапия как методы коррекции Понятие сказкотерапии. Возможности работы со сказкой. Основные приемы работы со сказкой. Эффективность сказкотерапии и её показания. Связь сказкотерапии с другими видами терапии. Основные функции сказкотерапии в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии. Система "сказкотерапевтической психокоррекции" Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Требования к профессиональной подготовке сказкотерапевта. Техника «песочной терапии», её возникновение в рамках юнгианского аналитического подхода. Особенности процесса песочной терапии. Этапы песочной терапии. Тема 5. Проективное рисование как метод коррекции Задачи, методы и средства изотерапии. Понятие проективного рисунка. Методики проективного рисования. Использование проективного рисунка в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения развития. Основные формы и этапы организации изотерапии: индивидуальная и групповая. студийно открытая группа, аналитическая закрытая группа, тематически ориентированная группа. Оборудование изотерапевтических кабинетов. Эффективность терапии и её показания. Требования к личности изотерапевта. Тема 6. Арттерапия и музыкотерапия как методы коррекции Понятие арттерапии, её цели и задачи. Механизмы арттерапии. Техники арттерапии. Различные варианты использования метода арттерапии. Эффективность арттерапии и её показания. Связь арттерапии с музыкотерапией и танцевальной терапией. Основные функции арттерапии в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии. Требования к личности арттерапевта.Детский школьный театр как метод психокоррекции. Понятие музыкотерапии. Виды музыкотерапии. Основные направления коррекционного действия музыкотерапии Специфика применения музыкотерапии в детском возрасте. Основные функции музыкотерапии в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии. Тема 7. Методы поведенческой коррекции. Поведенческая психотерапия, её цели и задачи. Этапы становления и развития поведенческой терапии. Виды и функции поведения. Методы классического обусловливания. Анализ поведения. Положительное и отрицательное усиление. Манипуляция мотивационными факторами. Метод использования поощрения. «Жетонный» метод. Метод обучения отдельными блоками, дискретные испытания (DTT). Метод случайного обучения. Метод генерализации обученного навыка. Методы систематической десенсибилизации. Виды десенсибилизации. Показания методов поведенческой коррекции и их эффективность. Тема 8. Телесно-ориентированные методы коррекции Теория построения движений в онтогенезе Бернштейна Н. А. Диагностика и коррекция нарушений в работе уровней построения движений. Сенсорно-интегративная терапия как метод коррекции. Метод релаксации. Метод массажа. Использование дыхательных упражнений в коррекционной работе. Понятие психогимнастики, её цели и задачи. Подготовительная часть занятия. Пантомимическая часть психогимнастического занятия. Заключительная часть психогимнастического занятия. Общая характеристика тем, применяемых в процессе психогимнастики. Эффективность психогимнастикии и её показания. Тема 9. Методы психокоррекционной работы с семьёй Семья как объект коррекционного воздействия. Нарушения жизнедеятельности семьи. Общая характеристика трудностей, переживаемых семьями. Формирование особенностей психики и поведения детей в зависимости от стиля родительского отношения. Виды нарушений в семейном воспитании. Общая схема диагностического процесса в работе с семьей. Семейное консультирование как одно из направлений работы с семьей. Основы коррекционной работы с семьей: родительские коррекционные группы. Психологическая помощь семье ребенка с проблемами в развитии. |
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |