Скачать 1.57 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.03 МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050716 — Специальная психология 050717 – Специальная дошкольная педагогика и психология с доп. специальностью Специальная психология Утверждено на заседании кафедры психологии факультета педагогики и психологии (протокол № 7 от 06 марта 2008 г.) Зав. кафедрой ________________И.А. Синкевич Раздел I. Программа учебной дисциплины. 1.1. Автор программы: канд. пед. наук, доцент кафедры ППиОТ МГПУ Коган Галина Валерьевна 1.2. Рецензенты: канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой Психологии МГПУ Синкевич И.А. доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой ППиОТ МГПУ Левитес Д.Г.; 1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В последние годы наступил новый период инновационного развития образования в нашей стране - период упорядочения, проверки на общественную востребованность, эффективность родившихся инновационных начинаний, их гармоничного сочетания друг с другом в образовательном пространстве территории. Это означает, что требования к обоснованности, корректности практической отдаче исследований становятся еще более высокими. В целях усиления подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности, в образовательный процесс педагогических вузов включена учебная дисциплина «Методы психолого-педагогического исследования». Ее основное содержание отвечает всем требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Освоение данной программы позволит студентам лучше осознать новые цели, задачи образования и воспитания, освоить прогрессивные технологии, гибкие организационные формы, найти способы органического сочетания педагогических и психологических методов исследования. Цель данного курса состоит в том, чтобы привлечь внимание будущих специалистов к поиску путей использования психолого-педагогической науки для осмысления и совершенствования практической деятельности. Настоящая программа ориентирована на решение следующих задач: Рассмотреть методологические проблемы подготовки, организации и проведения психолого-педагогического исследования, выявить и уточнить взаимосвязи психолого-педагогических явлений. Раскрыть сущность и значение различных исследовательских методов, особенности опытно-экспериментальной и исследовательской работы студентов в учреждениях образования. Обеспечить прочность знаний, умений, навыков в освоении теории и технологий исследовательской работы. Приобщить студентов к грамотному ведению научного психологического исследования; к работе в образовательных учреждениях в режиме опытно-экспериментальной деятельности. Развивать потребность в профессионально-педагогическом самообразовании. Содержание курса опирается на межпредметные связи в области педагогики, общей и экспериментальной психологии, истории педагогики и психологии, педагогической и психологической диагностики. Изучение его осуществляется в единстве лекционных и практических занятий с выполнением групповых, индивидуальных заданий и упражнений, проведением предусмотренных в аудиторное и внеаудиторное время микроисследований. В результате изучения учебной дисциплины «Методы психологического исследования» студенты должны знать: Основные категории развития научного знания, функции и уровни методологии, методологические принципы и парадигмы науки. Уровни, структуру, этапы конструирования логики научного исследования, виды и типы научных психолого-педагогических исследований Основные подходы к классификации методов научного психолого-педагогического исследования в отечественной науке, исследовательские возможности различных методов; психологические основы эксперимента. Сущность, специфику ведения опытно-экспериментальной и научной работы в учреждениях образования. Студенты должны быть готовы к выполнению курсовых и дипломных работ, а также к любой научно-исследовательской работе, используя те знания, которые ими были получены в ходе изучения курса «Методы психологического исследования». Для этого они должны уметь: осуществлять библиографическую подготовку будущего исследования, включающую построение литературного обзора, работу с каталогами, составление библиографии, оформление ссылок на литературу; определять и формулировать цель, проблему, гипотезу исследования; обосновывать актуальность, новизну и доказательность научного исследования, выделять наиболее важные факторы, определяющие наблюдаемый феномен; использовать валидные, надежные, репрезентативные методы и методики; формировать достаточную для анализа репрезентативную выборку; применять методы организации и проведения опытно-поисковой работы; осуществлять количественный и качественный анализ, обобщение результатов исследования (группирование в таблицы), статистическую обработку полученных данных. Структура дисциплины составляет 3 раздела: Первый раздел «Общая характеристика психологического исследования» ориентирует студентов на специфику научного психологического знания, знакомит с методологией научного исследования в области психологии. В программе рассматриваются уровни, этапы конструирования логики научного исследования и т.д. Второй раздел «Характеристика методов психологического исследования» направлен на изучение исследовательских возможностей различных методов в психологии и педагогике (наблюдение, эксперимент, тест, опросные методы, метод анализа продуктов детской деятельности, экспертной оценки, психосемантические и проективные методики). Третий раздел «Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы студентов в учреждениях образования» позволяет студентам освоить методы организации, планирования психолого-педагогического исследования в условиях образовательного учреждения. Итоговая аттестация- экзамен по теоретическим вопросам. В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Разработанные практические и лабораторные занятия позволяют организовывать самостоятельную работу студентов. Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. 1.4. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины ГОС ВПО Методы психологических исследований Понятие методология. Общие представления о методологии наук. Теория, метод и методика, их взаимосвязь. Классическая и постклассическая парадигма науки. Основные категории психологии и педагогики. Язык педагогики и психологии. Взаимосвязь предмета и метода. Классификация методов. Исследование и диагностика. Исследовательские возможности различных методов. Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик. Способы представления данных. Методы статистической обработки данных. Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований. Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования. Опрос как метод получения информации. Специфика анкетирования, интервью, беседы, группового опроса, оценивания-рейтинга. Наблюдение и его исследовательские возможности. Меры повышения точности и надежности наблюдения. Эксперимент и его виды. Характеристика экспериментальной процедуры и требования к ней. Психологические тесты и их виды. Технология создания и адаптации тестовых методик. Требования к процедуре тестирования. Психосемантические методы. Проективные методы. Метод анализа результатов деятельности. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы 1.6. Содержание дисциплины 1.6. 1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
1.6.2. Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. Общая характеристика психологического исследования Тема 1.1. Методология психологического исследования Понятие науки. Функции науки. Категории развития научного знания (закон, теория, гипотеза). Связь науки с другими формами познания. Объект и предмет науки. Понятие методологии, ее функции и уровни: философская, общенаучная и конкретно-научная методология, уровень методики и техники исследования (Э.Г. Юдин). Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в науке. Понятие методологического принципа психологического исследования. Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), генетический принцип, принцип объективности, принцип научной обоснованности, принцип концептуального единства, принцип целостности и систематичности, принцип необходимости научных обобщений с учетом индивидуальных различий и личностных особенностей и др. Системный подход в педагогике и психологии. Литература к теме 1.1. Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. - Л.,1989.-с.12-42. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М., 1995.,гл.2.1.-с.88-92. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: практическое руководство. - СПб., 1991.-с.74-129 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.,1997.-с.101-105 Данилюк А.Е. Проблема эмпирического и теоретического в отечественной науке // Педагогика. - 1997. - № 5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М.,1997,гл. 1.-с.9-28 3агвязинский В.И., Закирова А.Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследова- ния // Педагогика. -1997. - №2. 3агвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. - М., 1995.-с.8-64 3агвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М., 2001.-с.34-78 Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога- исследователя. - Самара, 1994.-с.12-34 Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологического эксперимента // История ста- новления и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. – М., 1990. Общая психология: Учебник для вузов.- Глава 21. Методология экспериментальных исследований личности.- Спб.,2003.-с.503-510. Петров Ю.А. Культура мышления. Методологические проблемы научно-педагогической работы. –М.: МГУ, 1990. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.-М., 1998. Сластенин В.А., Каширин В.П. Основы педагогики и психологии. – Часть 2. Педагогика. Теоретико-методологические основы педагогики, Глава 11. Методология и методы педагогических исследований - М., 2001.-с.146-156 Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований.- М., 1986.-с.18-34 Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии. - 1997. - № 3.- С.112-133 |
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Путистина О. В., старший преподаватель кафедры английского языка и английской филологии – Белова Л. В | ||
В. Н. Самородов, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социологии мгпу | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |