Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины


НазваниеМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
страница1/11
ТипУчебно-методический комплекс
blankidoc.ru > Бланки > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
СД.Ф.03

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
«050716 — Специальная психология

050717 – Специальная дошкольная педагогика и психология с доп. специальностью Специальная психология

Утверждено на заседании кафедры

психологии факультета

педагогики и психологии

(протокол № 7 от 06 марта 2008 г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич

Раздел I. Программа учебной дисциплины.

1.1. Автор программы:

канд. пед. наук, доцент кафедры ППиОТ МГПУ Коган Галина Валерьевна

1.2. Рецензенты:

канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой Психологии МГПУ Синкевич И.А.

доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой ППиОТ МГПУ Левитес Д.Г.;
1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы наступил новый период инновационного развития образования в нашей стране - период упорядочения, проверки на общественную востребованность, эффективность родившихся инновационных начинаний, их гармоничного сочетания друг с другом в образовательном пространстве территории. Это означает, что требования к обоснованности, корректности практической отдаче исследований становятся еще более высокими.

В целях усиления подготовки студентов к научно-исследовательской
деятельности, в образовательный процесс педагогических вузов включена учебная дисциплина «Методы психолого-педагогического исследования». Ее основное содержание отвечает всем требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Освоение данной программы позволит студентам лучше осознать новые цели, задачи образования и воспитания, освоить прогрессивные технологии, гибкие организационные формы, найти способы органического сочетания педагогических и психологических методов исследования.

Цель данного курса состоит в том, чтобы привлечь внимание будущих специалистов к поиску путей использования психолого-педагогической науки для осмысления и совершенствования практической деятельности.

Настоящая программа ориентирована на решение следующих задач:

Рассмотреть методологические проблемы подготовки, организации и проведения психолого-педагогического исследования, выявить и уточнить взаимосвязи психолого-педагогических явлений.

Раскрыть сущность и значение различных исследовательских методов, особенности опытно-экспериментальной и исследовательской работы студентов в учреждениях образования.

Обеспечить прочность знаний, умений, навыков в освоении теории и технологий исследовательской работы.

Приобщить студентов к грамотному ведению научного психологического исследования; к работе в образовательных учреждениях в режиме опытно-экспериментальной деятельности.

Развивать потребность в профессионально-педагогическом самообразовании.

Содержание курса опирается на межпредметные связи в области педагогики, общей и экспериментальной психологии, истории педагогики и психологии, педагогической и психологической диагностики. Изучение его осуществляется в единстве лекционных и практических занятий с выполнением групповых, индивидуальных заданий и упражнений, проведением предусмотренных в аудиторное и внеаудиторное время микроисследований.

В результате изучения учебной дисциплины «Методы психологического исследования» студенты должны знать:

Основные категории развития научного знания, функции и уровни методологии, методологические принципы и парадигмы науки.

Уровни, структуру, этапы конструирования логики научного исследования, виды и типы научных психолого-педагогических исследований

Основные подходы к классификации методов научного психолого-педагогического исследования в отечественной науке, исследовательские возможности различных методов; психологические основы эксперимента.

Сущность, специфику ведения опытно-экспериментальной и научной работы в учреждениях образования.

Студенты должны быть готовы к выполнению курсовых и дипломных работ, а также к любой научно-исследовательской работе, используя те знания, которые ими были получены в ходе изучения курса «Методы психологического исследования».

Для этого они должны уметь:

осуществлять библиографическую подготовку будущего исследования, включающую построение литературного обзора, работу с каталогами, составление библиографии, оформление ссылок на литературу;

определять и формулировать цель, проблему, гипотезу исследования; обосновывать актуальность, новизну и доказательность научного исследования, выделять наиболее важные факторы, определяющие наблюдаемый феномен;

использовать валидные, надежные, репрезентативные методы и методики; формировать достаточную для анализа репрезентативную выборку; применять методы организации и проведения опытно-поисковой работы;

осуществлять количественный и качественный анализ, обобщение результатов исследования (группирование в таблицы), статистическую обработку полученных данных.

Структура дисциплины составляет 3 раздела:

Первый раздел «Общая характеристика психологического исследования» ориентирует студентов на специфику научного психологического знания, знакомит с методологией научного исследования в области психологии. В программе рассматриваются уровни, этапы конструирования логики научного исследования и т.д.

Второй раздел «Характеристика методов психологического исследования» направлен на изучение исследовательских возможностей различных методов в психологии и педагогике (наблюдение, эксперимент, тест, опросные методы, метод анализа продуктов детской деятельности, экспертной оценки, психосемантические и проективные методики).

Третий раздел «Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы студентов в учреждениях образования» позволяет студентам освоить методы организации, планирования психолого-педагогического исследования в условиях образовательного учреждения.

Итоговая аттестация- экзамен по теоретическим вопросам.

В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Разработанные практические и лабораторные занятия позволяют организовывать самостоятельную работу студентов.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
1.4. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

ГОС ВПО
Методы психологических исследований
Понятие методология. Общие представления о методологии наук. Теория, метод и методика, их взаимосвязь. Классическая и постклассическая парадигма науки. Основные категории психологии и педагогики. Язык педагогики и психологии.

Взаимосвязь предмета и метода. Классификация методов. Исследование и диагностика. Исследовательские возможности различных методов. Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик. Способы представления данных. Методы статистической обработки данных.

Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований. Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования. Опрос как метод получения информации. Специфика анкетирования, интервью, беседы, группового опроса, оценивания-рейтинга. Наблюдение и его исследовательские возможности. Меры повышения точности и надежности наблюдения. Эксперимент и его виды. Характеристика экспериментальной процедуры и требования к ней. Психологические тесты и их виды.

Технология создания и адаптации тестовых методик. Требования к процедуре тестирования. Психосемантические методы. Проективные методы. Метод анализа результатов деятельности.

Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования.

№ п/п

Шифр

и наименование специальности

Курс

Се-

местр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

050716 СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1

1

102

68

34

34

-

34

зачет

2

050717 – Специальная дошкольная педагогика и психология с доп. специальностью Специальная психология

1

1

102

68

34

34

-

34

зачет



































1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы

1.6. Содержание дисциплины

1.6. 1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени




п/п

Наименование раздела, темы

Всего

ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

раб

1

Методология психологического исследования




4

4




4

2

Процесс психологического исследования, его структура и организация




4

4




4

3

Метод и методика психологического исследования




4

4




4

4

Метод наблюдения, его исследовательские возможности




4

4




4

5

Метод эксперимента, его исследовательские возможности




4

4




4

6

Общая характеристика метода опроса




4

2




4

7

Метод тестов, его сущность и значение




4

2




4

8

Психосемантические и проективные методики.




2

2




2

9

Метод экспертных оценок и метод анализа результатов деятельности




1

2




1

10

Виды учебно-исследовательской работы студентов




1

2




1

11

Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования




1

2




1

12

Этические принципы проведения исследования на человеке




1

2




1




Итого:

68

34

34




34



1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Раздел 1. Общая характеристика психологического исследования

Тема 1.1. Методология психологического исследования

Понятие науки. Функции науки. Категории развития научного знания (закон, теория, гипотеза). Связь науки с другими формами познания. Объект и предмет науки.

Понятие методологии, ее функции и уровни: философская, общенаучная и конкретно-научная методология, уровень методики и техники исследования (Э.Г. Юдин). Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в науке.

Понятие методологического принципа психологического исследования. Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), генетический принцип, принцип объективности, принцип научной обоснованности, принцип концептуального единства, принцип целостности и систематичности, принцип необходимости научных обобщений с учетом индивидуальных различий и личностных особенностей и др. Системный подход в педагогике и психологии.

Литература к теме 1.1.

Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. - Л.,1989.-с.12-42.

Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М., 1995.,гл.2.1.-с.88-92.

Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования:

практическое руководство. - СПб., 1991.-с.74-129

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.,1997.-с.101-105

Данилюк А.Е. Проблема эмпирического и теоретического в отечественной науке //

Педагогика. - 1997. - № 5.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М.,1997,гл. 1.-с.9-28

3агвязинский В.И., Закирова А.Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследова-

ния // Педагогика. -1997. - №2.

3агвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. -

М., 1995.-с.8-64

3агвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического

исследования. - М., 2001.-с.34-78

Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-

исследователя. - Самара, 1994.-с.12-34

Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологического эксперимента // История ста-

новления и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. –

М., 1990.

Общая психология: Учебник для вузов.- Глава 21. Методология экспериментальных

исследований личности.- Спб.,2003.-с.503-510.

Петров Ю.А. Культура мышления. Методологические проблемы научно-педагогической

работы. –М.: МГУ, 1990.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.-М., 1998.

Сластенин В.А., Каширин В.П. Основы педагогики и психологии. – Часть 2. Педагогика.

Теоретико-методологические основы педагогики, Глава 11. Методология и методы

педагогических исследований - М., 2001.-с.146-156

Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований.- М., 1986.-с.18-34

Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы

психологии. - 1997. - № 3.- С.112-133
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно методический комплекс дисциплины
Путистина О. В., старший преподаватель кафедры английского языка и английской филологии – Белова Л. В

Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 14 «Методология и методы социальных исследований»
В. Н. Самородов, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социологии мгпу

Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Торговый маркетинг»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Деловой иностранный язык»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Практическая социология»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «хозяйственное право»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Организация и технология продаж»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Бухгалтерский учет и аудит»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «антикризисное управление»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru