СОДЕРЖАНИЕ
Приложения. Приложение 1. График учебного процесса и учебный план по специальности.
1. Общие положения. 1.1. Основная образовательная программа (ООП) подготовки специалиста, реализуемая вузом по специальности 050706.65 (031000 по ГОС) – “Педагогика и психология”.
Основная образовательная программа (ООП) разработана на основе государственного образовательного стандарта и учебного плана высшего профессионального образования специальности 050706.65 (031000 по ГОС) – «Педагогика и психология» квалификация (степень) – педагог-психолог, введенного с 2005 года.
ООП представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Российская Международная академия туризма» с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования (ГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.
ОПП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. 1.2. Нормативные документы для разработки ООП подготовки педагога-психолога по специальности 050706.65 – “Педагогика и психология”. Нормативную правовую базу разработки ООП составляют:
Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ);
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее Типовое положение о вузе);
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки (специальности) высшего (среднего) профессионального образования бакалавриат (специалитет), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российский Федерации от «24» декабря 2010 года, № 2057;
Приказ Минобрнауки России от 31.05.11 № 1975 "О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.06.2011 N 21200)
Инструктивное письмо Минобрнауки России от 28.12.09 № 03-2672 «О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования»;
Инструктивное письмо Минобрнауки России 13.05.2010 № 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ»;
Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки, утверждена 14.04.2000 г., № 399 пед/сп
государственного образовательного учреждения высшего профессионального Устав образования «Российский государственный социальный университет».
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000г. 1.3. Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования (ВПО).
Цель основной образовательной программы подготовить квалифицированного выпускника по специальности 050706.65 (031000 по ГОС) – «Педагогика и психология». Специальность утверждена приказом Государственного комитета Российской федерации по высшему образованию от 02 марта 2000 года № 687. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки педагога-психолога по очной форме обучения – 5 лет. Основная квалификация – «Педагог-психолог».
Цели образования можно условно подразделить на цели личностного развития, цели социализации личности и цели ее самореализации и индивидуализации, что нашло отражение во Всемирной декларации о высшем образовании, а также в концептуальной модели элитного специалиста XXI века. Кроме того, в законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» статье 8 определено, что одной из основных задач высшего учебного заведения является «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования». Данный подход реализуется в ООП в виде обучающих, воспитывающих и развивающих целей.
Обучающие цели ООП связаны с подготовкой квалифицированного специалиста – педагога-психолога, который должен:
осознать личностную и социальную значимость своей профессии: обладать целостным представлением об образовании как особой сфере социокультурной практики, обеспечивающей передачу (трансляцию) культуры от поколения к поколению и выступающей как контекст становления личности;
уметь проектировать педагогический процесс, программы развития субъектов образовательного процесса;
обладать научно-гуманистическим мировоззрением, знать основные закономерности развития природы и общества;
владеть системой знаний и представлений о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности;
знать историю и современные тенденции развития мировой педагогической науки;
владеть системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности, источниках его активности, о закономерностях освоения и переработки информации, сознании и самосознании, эмоциональных состояниях, индивидуальных и возрастных особенностях;
конструировать содержание обучения на разных ступенях образования;
способствовать социализации, формированию общей культуры личности;
владеть знаниями о закономерностях психического развития ребёнка и взрослого основных возрастных новообразованиях, условиях, обеспечивающих личностный рост;
иметь системное представление о деятельности педагога в образовательных учреждениях и социальной сфере, учреждениях культуры, спорта, здравоохранения, фирмах и организациях; знать приёмы и технику педагогического консультирования, уметь использовать их в своей профессиональной деятельности; владеть умениями профилактической, терапевтической, диагностической и коррекционной работы;
владеть способами профессиональной и личностной рефлексии, самоизменения и организации творческой деятельности человека.
Воспитывающие цели ООП связаны с подготовкой квалифицированного специалиста педагога-психолога, который должен:
владеть методами педагогического просвещения субъектов социального пространства;
владеть знаниями в области профессионализации самоопределения личности;
знать проблемы формирования и функционирования семьи, основные проблемы семейной жизни;
знать закономерности управления педагогическими системами, способы анализа проектирования их развития, владеть приемами управленческого консультирования;
владеть знаниями о закономерностях общения, социально-психологических феноменах группы и общества, путях социализации личности;
владеть методами и приемами активного социально-психологического обучения, обладать развитыми коммуникативными умениями;
знать структуру образовательных и социальных учреждений, психолого-педагогические основы управления ими, организацию и формы деятельности психолого-педагогической службы в системе данных учреждений;
здоровья и безопасности жизнедеятельности;
систематически повышать свою профессиональную квалификацию, стремиться к постоянному профессиональному росту и развитию личностных качеств;
быть готовым участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов, осуществлять связь с родителями (лицами, их замещающими);
осознавать свою гражданскую ответственность за принимаемое профессиональное решение.
Развивающие цели ООП связаны с подготовкой квалифицированного специалиста педагога-психолога, который должен:
владеть системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества;
знать формы и методы научного познания и их эволюцию, владеть различными способами познания и освоения окружающего мира; понимать роль науки в развитии общества;
быть готовым решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированы на анализ научной и научно-практической литературы в области образования;
способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы;
обладать организационно-деятельностными умениями, умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации;
способен к проектной деятельности на основе системного подхода; знать историю и тенденции развития психолого-педагогических концепций, современные психолого-педагогические технологии;
психологически и научно-методически подготовлен к работе в поли- и междисциплинарных областях знаний;
использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблематикой исследования в области образования;
владеть межкультурной компетенцией. В целом выпускник, овладевший ООП, по специальности 050706.65 (031000 по ГОС) – «Педагогика и психология», квалификация – педагог-психолог должен отвечать требованиям, представленным в концептуальной модели специалиста XXI века.
Специалист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:
участвовать в практической прикладной деятельности под руководством педагогов с образованием третьего уровня, а также кандидатов и докторов педагогических наук;
владеть основными методами и приемами педагогической диагностики и педагогического консультирования;
грамотно ставить и решать научные проблемы в соответствии с кодексом профессиональной этики педагога-психолога;
вести педагогическую деятельность в общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях;
вести педагогическую деятельность в фирмах и организациях.
Срок освоения ООП
Срок освоения ООП по направлению подготовки (специальности) 050706.65 «педагогика и психология» квалификации специалист 5 лет. Трудоемкость ООП
Объем часов по учебному плану в целом (8884 часа) и по каждому циклу дисциплин соответствует ГОС ВПО. Сроки освоения основной образовательной программы (260 недель) полностью соответствуют ГОС ВПО по специальности 050706.65 «Педагогика и психология»:
теоретическое обучение (включая научно-исследовательскую работу студентов) – 165 недель (ГОС ВПО – 156 недель);
экзаменационные сессии – 27 недель;
практики: учебная – 1 неделя, педагогическая – 19 недель;
итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, государственный экзамен в соответствии с требованиями стандарта – 8 недель;
каникулы, включая 8 недель последипломного отпуска – 40 недель (ГОС ВПО – 38 недель).
1.4. Требования к абитуриенту.
1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.
2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшего профессионального образовании.
3. Исходя из государственного стандарта, ООП направлена на подготовку специалиста с квалификацией педагог-психолог. Необходимость определения содержания регионального компонента ООП, предусматривающего подготовку специалиста указанной квалификации обусловлено рядом факторов:
стремлением отечественной педагогики существенно повысить качество психолого-педагогической помощи оказываемой населению;
расширением международных связей и активизацией инвестиционной политики;
процессом интеграции психолого-педагогического образования в мировое и европейское культурно-образовательное пространство;
значительными возможностями выбора профессиональной деятельности в условиях рынка труда, когда возникают новые рабочие места, требующие от специалиста умений комплексного характера.
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП по специальности 050706.65 – “Педагогика и психология”. 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник, получивший квалификацию педагога-психолога, должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения, осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе. 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Обучающийся 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Развивающая,
учебно-воспитательная,
социально-педагогическая,
научно-методическая,
культурно-просветительная,
управленческая.
Выпускник, получивший квалификацию педагога-психолога, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности педагога-психолога, решению типовых профессиональной задач в образовательных учреждениях. 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника. Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности педагога-психолога являются:
в области развивающей деятельности:
диагностика уровня психического развития детей;
разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе;
разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении;
психологическая поддержка творчески одаренных учащихся;
проведение развивающих занятий для разных категорий детей с учетом индивидуальных особенностей;
психологическая поддержка учителей в образовательном процессе;
в области учебно-воспитательной деятельности:
психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;
организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;
использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;
воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;
в области социально-педагогической деятельности:
проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;
организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса;
проведение профориентационной работы;
оказание помощи в решении задач социализации учащихся;
индивидуальное консультирование участников образовательного процесса;
в области научно-методической деятельности:
выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
в области культурно-просветительской деятельности:
формирование общей культуры учащихся;
организация культурного пространства образовательного учреждения;
в области организационно-управленческой деятельности:
рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;
управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;
организация контроля за результатами обучения и воспитания;
ведение школьной документации.
|