Скачать 1.13 Mb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФАРМАКОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Дисциплина-фармакология Специальность – стоматология Форма обучения – очная Практическое занятие № 1 Тема: Рецепт. Структура рецепта. Твердые лекарственные формы. Цели занятия: профессиональные 1. Ознакомиться с основными положениями приказов МЗ РФ о правилах выписывания рецептов на лекарственные средства и их отпуске, о мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств. 2. Усвоить структуру рецепта и правильность заполнения каждой части рецепторного бланка; виды рецепторных бланков. 3. Обучиться правилам выписывания лекарств на различных видах рецептурных бланков. 4. Овладеть практическим навыком прописывания в рецептах твердых лекарственных форм – порошков, таблеток, гранул, капсул, драже. воспитательные Рассмотреть этические вопросы при выписывании рецептов в части сигнатуры Базисные знания: Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения некоторых вопросов по смежным дисциплинам, в частности, по латинскому языку и математике. Студент должен овладеть навыками: -работы с приказами МЗ РФ -ориентироваться в выборе формы рецепторного бланка - выписывать рецепты на лекарственные средства в соответствии с заданиями по твердым лекарственным формам Учебная карта занятия:
Порошки: а) для наружного применения -присыпка простая -присыпка сложная б) для внутреннего употребления -простой не дозированный -дозированные в) наполнители применяемые в сложных присыпках (оксид цинка, тальк, крахмал, белая глина) применяемые в порошках для приема внутрь (сахар, глюкоза, натрия гидрокарбонат) г) порошки для инъекций Капсулы: а) желатиновые б) крахмальные Таблетки: а) простые б) официнальные в) сложные Драже Гранулы 3. Контролируемый тренинг 4. Студенты получают индивидуальные задания и выполняют их письменно Задания по рецептуре: 1. 20,0 присыпки стрептоцида для нанесения на пораженные участки кожи. 2. 50,0 присыпки, содержащей 40% окиси цинка, для обработки ожоговой поверхности. 3. 10 порошков по 0,5 ацетилсалициловой кислоты для приема по 1 порошку при лихорадке. 4. 20 порошков по 0,05 кислоты аскорбиновой для приема внутрь по 1 порошку 3 раза в день. 5. 10 порошков из листьев наперстянки по 0,05. Назначить по 1 порошку 2 раза в день. 6. 30 желатиновых капсул по 0,25 ампиокса. Для приема по 2 капсулы 4 раза в день. 7. 10 таблеток метамизола натрия [анальгина] по 0,5 для приема по 1 таблетке при головной боли. 8. 20 официнальных таблеток валидола. Рассасывать под языком по 1 таблетке при болях в области сердца. 9. 30 драже хлорпромазина [аминазина] по 25 мг для приема внутрь по 1 драже 2 раза в день после еды. 10. 100,0 гранул кальция глицерофосфата. Дозировать по 1 мерной ложке внутрь 2 раза в день, предварительно растворив в половине стакана теплой воды. Вопросы для изучения на занятии: 1.Рецепт, его структура, правила выписывания рецептов в соответствии с приказами А). Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20 декабря 2012 г. N 1175н г. Москва "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" Б). Приказ №785 МЗ РФ «О порядке отпуска лекарственных средств» от 14 декабря 2005 г. В). Приказ Минздрава России от 01.08.2012 N 54н (ред. от 30.06.2015) "Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2012 N 25190) 2. Понятие о лекарственной форме. Классификация лекарственных форм. 3. Твердые лекарственные формы: порошки (простые и сложные, для наружного применения и для приема внутрь, разделенные и неразделенные), правила выписывания. 4. Определение таблеток, способы прописи простых, сложных, официнальных таблеток. Применение. 5. Драже: характеристика, возможные прописи, особенности применения. 6. Капсулы, их виды, пропись и применение. Определение гранул, правила выписывания. Студент должен овладеть практическими навыками:
Практическое занятие № 2 Тема: Мягкие лекарственные формы Цели занятия: профессиональные 1.Усвоить основные понятия и термины по теме занятия 2.Выработать практический навык выписывания рецептов на мягкие лекарственные формы: мази, пасты, линименты, гели, крема, суппозитории. 3.Усвоить принципы расчета, особенности прописи мягких лекарственных форм указанных групп. 4.Закрепить практический навык по выписыванию рецептов на твердые и мягкие лекарственные формы воспитательные Обсудить деонтологически корректное написание сигнатуры в рецептах на суппозитории Базисные знания: Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения правил выписывания твердых лекарственных форм, правил расчета процентных концентраций и дозировок в зависимости от возраста, а также знаний латинского языка. Студент должен уметь:
Учебная карта занятия:
- Мази (простые, сложные, официнальные) - Линименты - Пасты - Гели - Кремы - Суппозитории 3.Контролируемый тренинг 4. После изучения материала по выписыванию мягких лекарственных форм, студенты получают индивидуальные задания и выполняют их письменно. Задания по рецептуре: 1. 20,0 мази с 5% содержанием стрептоцида (Streptocidum) для смазывания губ при хейлите (Сокращенный и развернутый варианты). 2. 10,0 официнальной преднизолоновой мази (Prednisononum) для лечения при аллергическом стоматите. 3. 15,0 3% камфорной мази на вазелине и ланолине, взятых поровну. Для нанесения на кожу в области височно-нижнечелюстного сустава. 4. 20,0 сложной мази для носа в состав входят: эфедрина гидрохлорид 0,5% (Ephedrini hydrochloridum),1% димедрола (Dimedrolum), 1,5% ментола (Mentholum), 40% ланолина (lanolinum) и вазелин (Vaselinum). 5. 10,0 пасты на глицерине, содержащей 75% натрия фторида (Natrii ftoridum)для втирания в поверхность зубов при гиперстезии. 6. пасту в составе мышьяковистый ангидрит 0,3 (Acidiarsenicosianhydricum), прокаин 1,0 (Procainum), гвоздичное масло (Ol.Caryophyllorum) сколько требуется (q.s.). 7. 15,0 1% линимента синтомицина (Sintomucinum). Для смазывания губ и кожи вокруг рта. 8. 15,0 геля "МетрогилДента"(Metrogyl Denta). 9. 5 ректальных суппозиториев по 10 мг морфина гидрохлорида (Morphini hydrochloridum). Назначить в по 1 свече прямую кишку при болях. 10. 10 ректальных суппозиториев Бетиол (Bethiolum). Вопросы для подготовки к занятию:
Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:
Практическое занятие № 3 Тема: Жидкие лекарственные формы Цели занятия: профессиональные
воспитательные Обсудить современные тенденции использования различных лекарственных форм в стоматологической практике. Базисные знания: Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения правил выписывания твердых и мягких лекарственных форм, правил расчета процентных концентраций и дозировок в зависимости от возраста и массы тела пациента, а также знаний латинского языка. Студент должен уметь:
Учебная карта занятия:
- Растворы: разновидности растворов в зависимости от растворителя (водные, спиртовые, маслянные), способа применения (внутрь, наружно, для инъекций), состава. Варианты прописи (сокращенный, развернутый, официнальный) - Слизи, суспензии, эмульсии - Вытяжки из лекарственных растений: водные (настои, отвары); спиртовые (настойки, экстракты); новогаленовые препараты - Микстуры 3. Контролируемый тренинг 4. Закрепление практического навыка по рецептуре на жидкие лекарственные формы. Студенты получают индивидуальные задания и выполняют их письменно Задания по рецептуре: 1. 180 мл раствора Калия иодида (Kalii iodidum p.d. 500мг). Для приёма внутрь по 1 столовой ложке 3 раза в день при ксеростомии. Использовать сокращенный и развернутый варианты прописи и различные виды указания концентрации. 2. 100 мл официнального раствора перекиси водорода (Hydrogenii peroxydi diluta) для обработки полости рта. 3. 15мл масляного 10% раствора анестезина (Anaesthesinum, бензокаина). Для апликаций на слизистую полости рта. 4. 10 ампул по 1 мл 5% раствора пиридоксина гидрохлорида (Pyridoxini hydrochloridum). Вводить внутримышечно 1 раз в день. 5. 10 флаконов по 64 ЕД гиалуронидазы (Hyaluronidase [лидаза]). Содержимое 1 флакона растворить в 5мл воды для инъекций и ввести в область рубцовой ткани. 6. 200 мл настоя цветков ромашки (flores Chamomillae) для полоскания полости рта. 7. Настойку пустырника (Leonuri) на 50 приемов для приема внутрь по 0,5 мл 2 раза в день. Рассчитать количество капель на 1 прием. 8. 200мл крахмальной слизи (Amylum) для ротовых ванночек при стоматите. 9. Эмульсию из рыбьего жира (oleum jecoris Aselli) для приёма внутрь по 1 столовой ложке 3 раза в день на 10 дней (при гиперкератозе). 10. Микстуру, состоящую из 200 мл отвара коры дуба (cortex Quercus) 1% квасцов (Alumen) и 10 % глицерина.для полоскания полости рта при гингивите. 11. 180 мл микстуры, содержащий натрия бромид (Natrii bromidum p.d.0,5), калия бромид (Kalii bromidum p.d. 0,5) и аммония бромид (Ammonii bromidum p.d. 0,25). Принимать внутрь по 1 столовой ложке 3 раза в день. Вопросы для подготовки к занятию:
Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:
Практическое занятие № 4 Тема: Общая фармакология. Цели занятия:
Базисные знания: а) общая и неорганическая химия: основные положения теории электролитической диссоциации, растворимость химических агентов в воде и липидах, свойства кислот, оснований. б) Органическая химия: структура и функции биологических мембран, механизмы трансмембранного переноса веществ. в) биологическая химия: номенклатура и классификация ферментов, ферментные системы печени. г) физиология с основами анатомии: внутренняя среда организма, понятие о гистогематических барьерах, строение и функции желудочно-кишечного тракта, мочевыводящей системы. Студент должен уметь:
Учебная карта занятия: 1.Контроль исходного уровня знаний. Студенты получают индивидуальные задания и выполняют их письменно Задачи для расчета доз: 1. Выписать Лидокаин в ампулах по 2 мл (1 мл - 0,02) для проводниковой анестезии больному 48 лет массой 80 кг из расчета 2мг/кг 2. Выписать порошки Платифиллина гидротартрата для терапии птиализма (усиленное образование слюны) 12-летнему ребенку массой тела 40 кг (р.д. - 0,05 мг/кг массы тела ребенка), назначить 2 раза в день. 3. Выписать Фторид натрия в таблетках для терапии кариеса 5летнему ребенку массой тела 18 кг (суточная доза для ребенка - 0,0011), назначить 1 раз в день после еды, запивать водой. Курс лечения 200 дней. В аптеке в наличии препарат по 2,2мг 4. Выписать 0,05% раствор Неостигмина метилсульфата (прозерин) в ампулах по 1 мл для подкожных инъекций при миастении 8-летнему ребенку массой тела 30 кг (р.д. - 0,05 мг/год жизни ребенка) 5. Выписать Тримепередин в ампулах по 1 мл 1% раствора подкожно для купирования боли ребенку 6 лет весом 20 кг в дозе 0,25 мг/кг массы тела ребенка 6. Выписать Ацетилцистеин в ампулах по 2 мл 10% раствора больному 57 лет массой 92 кг с острой пневмонией. Вводить 1 раз в день внутримышечно в суточной дозе 300 мг 7. Выписать Этимизол в ампулах по 3 мл 1% раствора с целью стимуляции дыхания больному 26 лет массой 80 кг для внутривенного введения в дозе 1 мг/кг. 8. Выписать Дротаверин в ампулах по 2 мл 2% раствора для внутривенного введения в дозе 1мг/кг пациентке 43 лет массой 80 кг с целью купирования почечной колики. 9. Выписать Дигоксин в ампулах по 1 мл 0,025% раствора для внутривенного введения 65-летнему пациенту массой тела 70 кг в суточной дозе 750 мкг (вводить в 3 приема). 10. Выписать Строфантин в ампулах по 1 мл 0,05% раствора для внутривенного медленного введения в разовой дозе 250 мкг 50-летней пациентке массой тела 75 кг с острой сердечной недостаточностью. 11. Выписать Амиодарон в ампулах по 3 мл 5% раствора для внутривенного введения при желудочковой тахикардии 30-летнему пациенту массой 70 кг (р.д.=5 мг/кг массы) 12. Выписать Верапамил в ампулах по 2 мл 0,25% раствора для внутривенного введения в дозе 10 мг 35-летней пациентке массой тела 60 кг с мерцательной аритмией. 13. Выписать Фуросемид в ампулах по 2 мл 1% раствора пациенту 42 лет массой 80 кг при отёке лёгких (вводить внутривенно капельно в дозе 1 мг/кг массы, предварительно растворив в 200 мл изотонического раствора натрия хлорида) 14. Выписать Этакриновую кислоту в порошках по 0,05 в ампулах пациенту 30 лет весом 80 кг с отёком мозга (ввести внутривенно в дозе 1 мг/кг с предварительным растворением содержимого каждой ампулы в 5 мл изотонического раствора натрия хлорида) 15. Выписать Менадион (викасол) в ампулах по 1 мл 1% раствора для профилактики кровотечения после стоматологической операции пациенту 46 лет весом 73 кг (вводить внутримышечно 1 раз в день в дозе 10 мг в течении 3 дней до операции) 16. Выписать Тримекаин в ампулах по 10 мл 2% раствора для проводниковой анестезии 40-летнему пациенту массой тела 75 кг (вводить в дозе 200 мг) 2. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы Вопросы для подготовки к занятию: 1. Предмет и задачи фармакологии, её методы и положение среди других биологических и медицинских наук. Получение новых лекарственных веществ, основные этапы создания новых лекарственных препаратов. 2. Основные этапы развития фармакологии. История отечественной фармакологии. 3. Фармакологический комитет, его функции. Государственная фармакопея, её содержание и значение. 4. Понятие о фармакокинетике и фармакодинамике лекарственных средств. Всасывание веществ с места введения. Основные механизмы всасывания, факторы, влияющие на всасывание лекарственных средств. Понятие о биодоступности, значение. 5. Энтеральные и парентеральные пути введения лекарственных средств в организм. Значение путей введения для скорости развития, выраженности продолжительности эффекта. Судьба лекарственных веществ в организме (распределение, депонирование, метаболизм). Микросомальные ферменты печени и их значение. Пути выведения лекарственных веществ из организма. 6. Основные принципы действия лекарственных веществ в организме (физический, химический, физико-химический). Специфические рецепторы, агонисты и антагонисты. 7. Виды действия лекарственных веществ (местное, резорбтивное, прямое, косвенное, обратимое, необратимое, роль рефлекторных реакций). 8. Условия, влияющие на проявление действия лекарственных средств в организме: химические и физико-химические свойства лекарственных веществ. Внешние условия, состояние макроорганизма. 9. Зависимость действия лекарственных средств от возраста, принципы расчета доз различных групп лекарственных средств для детей и пожилых пациентов. 10. Понятие о дозах (средняя и высшая терапевтические, разовая, суточная, курсовая, токсическая, летальная). Зависимость эффекта от дозы действующего вещества. Широта терапевтического действия. 11. Изменение действия лекарственных средств при повторных введениях (привыкание, кумуляция, сенсибилизация, пристрастие) 12. Комбинированное действие лекарственных средств. Синергизм (суммирование, потенцирование). Антагонизм и его виды. 13. Понятие о лекарственной несовместимости, значение для клинической практики. 14. Побочное и токсическое действие лекарственных средств (аллергические и неаллергические реакции, тератогенность, мутагенность). 15. Лекарственная зависимость (психическая и физическая). Медицинские и социальные аспекты борьбы с лекарственной зависимостью. 16. Общие принципы фармакотерапии. Примеры этиотропного, патогенетического, симптоматического лечения. 17. Основные принципы терапии острых отравлений лекарственными средствами. Антидотная терапия. 3. Стимулирование познавательной активности студентов интерактивными методами Ситуационные задачи, в том числе графического типа 4. Дискуссия по проблемным вопросам 1. Почему на частое применение эфедрина возникает тахифилаксия? 2. Почему возникает идиосинкразия у пациентов на некоторые препараты? 3. Как проявится действие препаратов при одновременном приеме ацетилсалициловой кислоты (антипиретическое средство) и дифенгидрамина (димедрол- антигистаминное средство) при лихорадке? 4. Почему при отравлении алкалоидами опия целесообразно несколько раз промывать желудочно-кишечный тракт? 5. Творческое задание 1. Составить кроссворд, используя основные термины фармакокинетики 2. Составить кроссворд, используя основные термины фармакодинамики 6. Итоговый контроль усвоения материала (выполнение индивидуального тестового задания). Практическое занятие № 5 |
Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, Постановление Правительства РФ n 890 «О государственной поддержке развития... | Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов по учебной дисциплине фармакология. – Ульяновск: огбоу спо умк, 2014.... | ||
Содержание фармакологии. Место фармакологии в ряду медицинских и биологических наук | Представлены методические указания к практическим занятиям по учебной практике, образцы документов для выполнения практических заданий,... | ||
Утверждено на заседании кафедры клинической фармакологии и фармакотерапии (протокол заседания №01/12 ) | Методические рекомендации по разработке методических указаний к практическим занятиям, лабораторным работам по дисциплине/ Составители... | ||
Тема Введение в курс фармакологии. История развития фармакологии. Современное определение предмета. Задачи фармакологии в подготовке... | Бухгалтерский учет. Методические указания для студентов к практическим занятиям с использованием программы «1С: Предприятие. Бухгалтерия... | ||
Правоохранительные органы рф: Методические указания к семестровым и практическим занятиям / Сост. – И. И. Евтушенко; Волгоград гос... | Практикум содержит задания и методические рекомендации по подготовке студентов к практическим и семинарским занятиям и самостоятельной... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |