Министерство образования Российской Федерации
Волгоградский государственный технический университет
Камышинский технологический институт (филиал)
Волгоградского государственного технического университета
Кафедра «Гуманитарные науки» ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ
Методические указания к семестровым и практическим занятиям
РПК «Политехник» Волгоград
2003
ББК 67.71
П 68 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ: Методические указания к семестровым и практическим занятиям / Сост. – И. И. Евтушенко; Волгоград. гос. техн. ун-т – Волгоград, 2003. – 52 с.
В настоящем издании в форме семинарских и практических занятий разработаны основные темы курса, включающие вопросы, задачи, темы рефератов и литературу к ним, а также излагаются методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и написанию рефератов.
Предназначено в помощь студентам первого курса Камышинского технологического института, обучающимся по специальности 0201 «Правоведение». Библиогр.: 126 назв.
Рецензент А. В. Карпунин Печатается по решению редакционно-издательского совета
Волгоградского государственного технического университета
© Волгоградский
государственный
технический
университет, 2003 г.
Предисловие
Современные образовательные технологии требуют постоянного совершенствования различных форм обучения: лекций, семинарских и практических занятий, выполнения контрольных заданий, подготовки рефератов, курсовых и дипломных работ, участия в научных студенческих конференциях и т. д.
Важнейшей составной частью учебного процесса юристов являются семинарские и практические занятия, на которых студенты отрабатывают и закрепляют теоретический учебный материал и приобретают практические навыки, решая задачи, основанные на отдельных положениях различных нормативных актов и реальных жизненных ситуациях. Задачи решаются не только и не столько для того, что бы знать вопросы учебной программы курса, а столько для того, чтобы на основе правового анализа тех или иных обстоятельств усваивались определенные принципиальные положения, уже с первого курса прививались студентам навыки правильного применения закона.
В целях последовательного изучения дисциплины «Правоохранительные органы», оказания помощи в самостоятельной работе начинающим правоведам кафедра «Гуманитарные науки» приняла решение об опубликовании настоящего пособия. Изучение данной дисциплины на первом курсе Камышинского технологического института требует знания многих нормативных актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов. Начинающему юристу трудно разобраться в этом массиве законов и приказов, необходимых для решения задач. Поэтому помимо вопросов и задач данное издание содержит перечень нормативных актов с выходными данными, справочную и учебную литературу, рекомендации методического характера, облегчающие изучение теоретического материала и обеспечивающие изучение дисциплины по первоисточникам.
Пособие подготовлено старшим преподователем кафедры «Гуманитарные науки» Камышинского технологического института на базе учебно-методического пособия СГАП с участием практических работников УВД г. Камышина и Саратовской областной прокуратуры.
Как готовиться к семинарским и практическим занятиям? Для максимально эффективного использования учебного времени, закрепления полученных знаний и быстрого решения задач рекомендуется начинать с подбора учебной и научной литературы по заданной теме и нормативных актов, на которых построено ее изучение. После того как Вами подобрана литература и законы, необходимо изучить теоретический материал, изложенный в учебных пособиях, ища подтверждение сказанному в нормативных актах. Это связано с тем, что российское законодательство развивается очень быстро, в то время как учебная литература издается значительно реже и содержит массу законодательных установлений, в настоящий момент утративших юридическую силу. Кроме того, такое законодательное ориентирование значительно облегчает решение задач по данной теме, так как их основная масса построена по вопросам темы. Подготовив все теоретические вопросы заданной темы, следует переходить к письменному решению практических задач, используя предлагаемые в библиографических списках нормативные акты. В тетради указывается номер темы и номер задачи из нее, а само решение должно быть логичным и содержать ссылки на статьи конкретного нормативного акта, использованного при решении задачи, например:
«В данном случае судья поступил неправомерно, так как была нарушена ст. 7 Закона «О судоустройстве РСФСР». Необходимо, чтобы судья выполнил следующие действия:…».
Отсутствие ссылок на статьи нормативных актов ведет к отрицательной оценке за решение задачи.
Все записи в тетради должны быть выполнены аккуратно, разборчивым почерком, без излишней экономии бумаги, допускается использование разных цветов, если это не мешает восприятию текста. Логические схемы системы правоохранительных органов оформляются графически, с использованием рамок, стрелок, цифр.
При грамотном подходе к выполнению домашнего задания оно не отнимает много времени, а решение задач становится увлекательным и интересным занятием, сравнимым с решением кроссвордов.
Проведение семинарских и практических занятий осуществляется примерно по следующей схеме:
1) проверка знаний по предыдущей теме;
2) устный опрос по вопросам заданной текущей темы;
3) проверка решений задач;
4) письменный пятиминутный опрос по текущей теме.
В зависимости от объема материала в указанной схеме могут отсутствовать определенные формы контроля знаний.
|