Скачать 0.49 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» Факультет «Инновационный бизнес и менеджмент» Кафедра «Экономики» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к практическим занятиям и самостоятельной работе по курсу «Теоретические основы товароведения» по направлению 100700 «Торговое дело» Ростов-на-Дону 2012 г. Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по курсу «Теоретические основы товароведения». Практикум содержит задания и методические рекомендации по подготовке студентов к практическим и семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов по курсу «Теоретические основы товароведения». Указанные материалы помогут студентам применять теоретические знания в области товароведения потребительских товаров в специальных разделах товароведения и в практической деятельности. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по программам направления 100700 «Торговое дело». Методические указания составлены доцентом, канд.эк.наук, Коваленковой О.Г и утверждены на заседании кафедры «Экономики» Протокол № ___ от «___» ________ 2012 г СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………........4 1 ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ……………..……..5 1.1. Предмет, цели, задачи, принципы товароведения. История и направления развития………………………………………………………..……....5 1.2 Объекты и субъекты товароведной деятельности……………………………….5 1.3 Методы товароведения. Классификация и кодирование потребительских товаров……………………………………………………………..10 1.4 Ассортимент товаров, его виды, показатели, основы формирования и управления……………………………………………………........14 2 КАЧЕСТВО ТОВАРА...……………………………………………………….……..22 2.1 Потребительские свойства товаров и показатели качества, номенклатура потребительских свойств………………………………….………...22 2.2 Оценка качества товаров…………………………………………….…………...24 2.3 Количественная характеристика и контроль качества товаров……………....24 2.4 Физико-химические свойства товаров………………………………………….24 3. ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ……………………………………...…26 4. ВИДЫ И СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ О ТОВАРЕ……………..…………….…26 ВВЕДЕНИЕ Практикум предназначен для овладения студентами умений и навыков самостоятельной работы по определению основополагающих товароведных характеристик потребительских товаров, а также их информационному обеспечению. Перечень тем соответствует рабочей программе по курсу «Теоретические основы товароведения», утвержденной кафедрой «Экономики». Темы включают в себя практические и семинарские задания. Каждое задание имеет унифицированную структуру, включающую определение цели, подготовительную работу студента к нему, средства обучения, в отдельных случаях – объекты исследования, а также задания. Благодаря такой структуре студент получает возможность овладеть дополнительными умениями оформлять результаты исследований, составлять таблицы, анализировать и обобщать их, делать заключения, что служит подготовительным этапом для выполнения более сложных исследовательских работ (курсовых, дипломных) Ключевые слова: товароведение, товаровед, товар, потребитель, классификация, кодирование, ассортимент, качество, номенклатура потребительских свойств товара, товарная информация. Правила оформления письменных заданий
Итоговым контролем выполнения практических заданий является зачет каждой работы по результатам ее выполнения и устного сообщения с получением допуска к экзамену на последнем занятии. Раздел 1. Предмет и основные категории товароведения 1.1. Предмет, цели, задачи, принципы товароведения. История и направления развития. Задание 1. Цель семинарского занятия: изучение студентами основных понятий, принципов товароведения, исторических предпосылок развития науки, современных актуальных проблем. Вопросы для обсуждения (доклады, рефераты): 1. Потребительная стоимость товаров как предмет исследования товароведения 2. Цели и задачи товароведения. 3. Принципы товароведения. 4. История возникновения и развития товароведения. 5. Актуальные проблемы товароведения на современном этапе. 6. Межпредметные связи товароведения с другими учебными дисциплинами: предшествующими, сопутствующими и последующими. 7. Возникновение и развитие товароведения в России. Контрольные вопросы: 1. Дайте определение понятию «товароведение». 2. Назовите основные понятия товароведения. 3. Какие принципы товароведения вы знаете? 4. Какие основные этапы в развитии товароведения? 5. Какова связь дисциплины товароведение с другими научными дисциплинами? Литература:
1.2 Объекты и субъекты товароведной деятельности Задание 2 Цель семинарского занятия: изучение студентами товара как объекта товароведной деятельности, роли товароведов, как субъектов товароведной деятельности, критериев современного состояния потребительского рынка. Вопросы для обсуждения (доклады, рефераты):
Контрольные вопросы: 1. Что является объектом товароведной деятельности? 2. Назовите основные характеристики товаров. 3. Что включает ассортиментная характеристика товаров? 4. Объясните, чем отличается качественная характеристика товаров от ассортиментной. 5. Чему способствует количественная характеристика товаров? 6. Дайте определение следующим понятиям: субъект, товаровед, потребитель. 7. Что должен знать товаровед в области товароведения? Литература:
Задание 3. Тестовое задание Выполняется письменно тестовое задание по предложенным вопросам из пройденных тем учебной программы с возможными вариантами ответов. Необходимо указать правильные ответы. Задание 4. Изучение и применение основных положений Закона РФ «О защите прав потребителей» Цель работы: формирование знаний в области защиты прав потребителей и осознанного применения Закона РФ «О защите прав потребителей», прививание навыков к самостоятельному оперативному использованию норм, регулирующих отношения между производителями, продавцами и потребителями в условиях цивилизованного рынка. Подготовка студента к занятию: подготовить таблицы по заданиям 4.1-4.4 с кратко сформулированными вопросами. Средства обучения: - Закон РФ «О защите прав потребителей» - Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара - Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. - Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению. - Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежать удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. Специалисты в области торгового дела должны хорошо знать законы и нормативные акты, связанные с защитой прав потребителей, уметь ими пользоваться при защите прав как потребителя, так и продавца. Задание 4а. Общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей» Изучите главу 1 закона (статьи 1-17), обратите внимание на требования к качеству товара (работы, услуги); понятия срока годности, срока службы, гарантийного срока; требования к информации об изготовителе (исполнителе, продавце), о товарах (работах, услугах); имущественную собственность продавца (изготовителя, исполнителя). Изученный материал в виде ответов на вопросы оформите в таблице 1.1 Таблица 1.1. – Основные положения ФЗ «О защите прав потребителей»
Содержание задания
Решите ситуацию. Покупательница И.П.Снегирева купила в магазине дрожжи германского производства. Придя домой, не обнаружила аннотации на русском языке. Снегирева вернулась в магазин и потребовала русский текст к дрожжам. Продавец сказала, что аннотаций на русском языку у нее уже нет: «Были – все раздала». Объясните права И.П.Снегиревой, обязанности и ответственность продавца в данной ситуации. Задание 4б. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям Изучите главу 2 Закона РФ «О защите прав потребителей» (статьи 18-26). Ответы на вопросы оформите, продолжая таблицу 1.1. Содержание задания
Решите ситуацию: 10 августа покупательница Н.С. петрова купила в магазине шоколадные конфеты «Ассорти». Через день Н.С. Петрова пришла в магазин и попросила обменять «Ассорти» на «Кедровый грильяж». Однако заведующая секцией отказалась удовлетворить требования покупательницы. Права ли заведующая секцией? Дайте обоснование ответа. Задание 4 в. Защита прав потребителей при выполнении работ или оказании услуг Изучите главу 3 Закона РФ «О защите прав потребителей» (статьи 27-39). Ответы на вопросы оформите, продолжая таблицу 1.1. Содержание задания
Решите ситуацию: Потребитель Николаев заключил со строительной фирмой договор на строительство дачного дома. После того, как 50% работы было выполнено, Николаев решил достроить дом своими силами. Претензий к качеству работы, выполненной строителями, у потребителя не было. Имеет ли потребитель Николаев право на расторжение договора? Определите меру его ответственности в данной ситуации. |
К 03. 01. «Теоретические основы товароведения» предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, которые... | Миронова Е. А. Договорная работа: Методические указания по практическим занятиям и самостоятельной работе для направления подготовки... | ||
Представлены методические указания к практическим занятиям по учебной практике, образцы документов для выполнения практических заданий,... | Правоохранительные органы рф: Методические указания к семестровым и практическим занятиям / Сост. – И. И. Евтушенко; Волгоград гос... | ||
Методические указания предназначены для практического изучения вопросов по дисциплине «Организация, нормирование и оплата труда»,... | Методические указания предназначены для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студентов по направлению подготовки... | ||
Методические указания предназначены для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студентов по направлению подготовки... | Бухгалтерский учет. Методические указания для студентов к практическим занятиям с использованием программы «1С: Предприятие. Бухгалтерия... | ||
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2004 | Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономическая география и регионалистика мира» для специальности 036401-... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |