Скачать 0.59 Mb.
|
УДК 167.7 На правах рукописи КОНАШЕВ Михаил Борисович ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕЗИСА, СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ Специальность: 09.00.08 - философия науки и техники АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук Санкт-Петербург 2011 Работа выполнена в секторе истории и теории эволюции и экологии Санкт-Петербургского Филиала Учреждения Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской Академии наук Научный консультант: доктор философских наук, профессор Георгиевский Александр Борисович Официальные оппоненты: доктор биологических наук, академик РАН Инге-Вечтомов Сергей Георгиевич доктор философских наук, профессор Ефимов Юрий Иванович доктор философских наук, профессор Лисеев Игорь Константинович Ведущая организация: Кафедра философии науки и техники Санкт-Петербургского государственного университета Защита состоится «__» июня 2011 года в ____ часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.010.02 при Балтийском государственном техническом университете «Военмех» им. Д.Ф. Устинова по адресу: 190005, Санкт-Петербург, 1-ая Красноармейская ул., д. 13, ауд. 401. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке БГТУ. Автореферат разослан «___» мая 2011 г. Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат философских наук, доцент О. П. Семенов Общая характеристика диссертации Актуальность темы исследования Принцип развития зародился в античной натурфилософии, через многие века в отчетливо осознанной форме появился на страницах сочинений французских материалистов и представителей немецкой идеалистической философии, получил научное обоснование в концепции диалектического материализма. В биологии он воплотился в понятии «эволюция», терминологически оформленном метафизическим (преформистским) истолкованием онтогенеза, затем через представление о простом превращении одних видов в другие в учении трансформизма и получил признание в научной теории эволюции. В последнее время значительно усилился интерес к эволюционным исследованиям в сообществе ученых разных специальностей, эволюционная теория привлекла повышенное внимание в различных областях общественной жизни (социально-экономической, культурной, идеологической, политической). Понятие и термин «эволюция» выходят за пределы «альма матер» на простор универсального использования в познании процессов развития на уровне физического микромира, химических соединений, планетарных систем и вселенной в целом. В данной связи появляется понятие глобального эволюционизма, которым охватывается развитие неорганического мира, биологическая эволюция, материальная и духовная сферы деятельности человека. Среди биологов в отношении к современной эволюционной теории (СЭТ) отчетливо проявились две тенденции. Первая из них состоит в участившихся заявлениях о необходимости нового «эволюционного синтеза», результатом которого должна стать качественно обновленная ныне существующая теория. Вторая тенденция заключается в разновекторных попытках предложить альтернативные концепции, которые бы преодолели ее недостатки и ошибки. Множество проблем общественной жизни, в первую очередь, ухудшение экологической ситуации, экспоненциальный рост численности мирового населения, обостряющаяся ситуация с обеспечением его продовольствием, истощение природных ресурсов ставят на повестку дня их исследование не только в области экономики и политики. Решение этих и других, ставших перед человечеством задач, имеет то или иное отношение к эволюционной теории, в которой уже давно изучены механизмы регуляции численности популяций в зависимости от обеспечения пищевыми запасами, воздействия экологических и других факторов. Разумеется, здесь неприемлемы рекомендации неомальтузианства по ограничению численности мирового населения до «золотого миллиарда», но исключение эволюционно-биологического подхода означало бы абсолютизацию социологизаторской позиции. В последнее время отошли на задний план социал-дарвинисткие устремления подменить законы общественного развития сугубо биологическими, но сохраняется целый ряд проблем, использовавшихся для их обоснования, в том числе столкновения на расологической почве и межнациональные конфликты. Нарастание социальной напряженности в связи с урбанизацией, ухудшение экологических условий жизни людей увеличили заболеваемость патологиями, пришедшими на смену глобальным эпидемиям. Предлагаемые для их причинного объяснения концепции ставят по новому, именно, в эволюционном ключе задачу понимания казавшихся ранее совершенно непричастных патологических процессов. Решение проблем в самой СЭТ и ее применение в прикладных областях делают совершенно очевидной необходимость создания основательного фундамента современного эволюционизма. В социально-философском исследовании содержания и практического значения СЭТ наибольшую актуальность имеют следующие темы: 1) сущность и научный статус, соответствующий нормам и критериям научной теории; 2) общетеоретическое и методологическое значение для развития биологии и других отраслей естествознания; 3) образовательная роль в курсах средней и высшей школы; 4) использование различными социальными группами в идеологических дискуссиях, особенно в связи с ростом религиозного мировоззрения, отражаемых в средствах массовой информации; 5) роль в познании эволюции человечества и практическое значение. Все перечисленные пункты невозможно глубоко и полноценно представить без историко-научного и социально-философского осмысления, которое отражает актуальность диссертационного исследования. Степень разработанности проблемы Возникновение и развитие эволюционной теории лишь в последней четверти XX в. стало специальным предметом философского анализа. Примерно в это же время история оформления ее когнитивных оснований, получивших название «синтетической теории эволюции» (СТЭ) или «эволюционного синтеза», привлекло внимание историков и методологов развития научного познания. Причем исследования в философии науки и истории науки были некоторым образом взаимосвязаны и оказывали влияние друг на друга. Философские работы опирались на результаты историко-научных исследований как на эмпирический базис, находили в нем понятия и принципы, возводимые в философские категории. Поэтому целостное, более обобщенное понимание содержание СЭТ невозможно без обращения к философскому рассмотрению ее генезиса и дальнейшего исторического развития. Истории эволюционных исследований посвящено множество публикаций самих эволюционистов и историков биологии из разных стран. В работах, выполненных в основном в 1970-х - 1980-х гг., с разных сторон освещено развитие СЭТ в XX в., выяснен вклад отдельных ученых и целых школ в познание механизмов и закономерностей эволюции, рассмотрена история взаимодействия отдельных дисциплин и направлений эволюционной биологии. Особенность понимания и трактовки эволюционной теории во многом определяется тем, что в философии науки она и относится, и не относится к точной дисциплине, поскольку сама биология, в особенности некоторые ее разделы, рассматриваются как своего рода промежуточные между точными и гуманитарными науками. Перечисленные разночтения в понимании СЭТ в философии и истории науки демонстрируют насколько недостаточно изучены наиболее сущностные ее характеристики, генезис и развитие. Сложившаяся в результате исследований философского содержания СЭТ картина еще далека от того, чтобы быть достаточно полной, удовлетворяющей как философов, так и историков науки, достаточно адекватной тому процессу развития этой теории, который происходил в действительности. Предмет исследования. Предметом исследования является история и философия СЭТ. Объект исследования. Объектом исследования выступают онтологические и гносеологические закономерности формирования СЭТ как науки. Цели и задачи диссертационного исследования Цель диссертации состоит в теоретико-методологическом и философском обосновании концепции СЭТ как одной из общенаучных биологических теорий развития нового типа и как составляющей научно-практической деятельности человека. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач: 1. Выявить и воспроизвести логику возникновения, становления и последующего развития СЭТ и ее метатеоретическую и методологическую функцию в биологических исследованиях; 2. Исследовать основные социально-философские, культурные и идеологические предпосылки и условия возникновения и развития СЭТ, в особенности на этапе «эволюционного синтеза»; 3. Провести сравнительный анализ наиболее важных альтернативных эволюционных теорий, прежде всего выдвинутых после признания «синтетической теории эволюции» в качестве «дарвинизма в XX веке» и теоретической основы биологических исследований; 4. Установить роль эксперимента как метода и формы научного исследования в возникновении, становлении и последующем развитии СЭТ; 5. Определить наиболее существенные особенности перехода от дарвиновской эволюционной теории к «синтетической теории эволюции» и затем к СЭТ; 6. Выявить причины «кризиса дарвинизма» и перехода от классического дарвинизма к «синтетической теории эволюции», охарактеризовать формирование в процессе его преодоления основных объективных и субъективных предпосылок и элементов «синтетической теории эволюции»; 7. Охарактеризовать новый тип эволюциониста-исследователя как субъекта формирования СЭТ; 8. Определить общекультурное и мировоззренческое значение СЭТ и ее роль в формировании современной научной (эволюционной) картины мира. Методологические основы исследования При изучении предмета диссертационного исследования и достижения поставленных целей помимо общих философских, логических и теоретических методов, таких как сравнительный анализ, историко-критический анализ, мысленное моделирования и мысленный эксперимент, логический синтез, в основном был использован диалектико-материалистический метод и его производные, в первую очередь метод восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического, принцип противоречия как источника развития, принцип целостности в единстве и многообразии, деятельностный подход. Данное диссертационное исследование представляет собой такое соединение философско-научного и историко-научного исследования, характер которого определялся необходимостью получения достаточной для полноценного философского освоения и объяснения предмета исследования эмпирической базы. При выполнении исследования для получения адекватных поставленным целям результатов было использовано критическое рассмотрение не только современной эволюционной теории и ее истории, но и истории философии науки, критически изучены и переоценены некоторые традиции и направления отечественной и зарубежной философии, связанные с именами К. Поппера, М. Рьюза, Т. Куна, Д. Халла, Б. М. Кедрова, Э. В. Ильенкова, Г. В. Батищева, В. С. Библера, А. С. Арсеньева, А. В. Ахутина, В. А. Вазюлина, Н. Н. Моисеева, В. С. Степина, Б. М. Туровского, И. Т. Фролова и Б. Г. Юдина. Ряд предложенных ранее, особенно отечественными философами, идей и подходов, был применен при решении как отдельных частных, так и более общих задач диссертационного исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: 1. Определена логика генезиса СЭТ, заключавшаяся в разрешении тех проблем, которые стояли перед теорией эволюции Ч. Дарвина и привели к ее «кризису», посредством разрешения обусловивших этот «кризис» противоречий, через создание новых понятий эволюционной теории, таких, как ген, мутация, популяция, чистая линия, качественное изменение, развитие прежних, уже вошедших в ее понятийный состав, таких, как вид, отбор, эволюция, борьба за существование, выбор и использование новых объектов и методов исследования, формирование нового субъекта исследования; 2. Показано, что СЭТ остается теоретической и методологической основой эволюционных и иных биологических исследований, играет вместе с другими частными теориями эволюции ключевую роль в формировании новой научной картины мира; 3. Проведенный сравнительный анализ эволюционной теории, ее структуры и основных понятий с теориями классической науки и философии науки, доказал, что СЭТ соответствует основным нормам и критериям научной теории, но сложнее организована, представляя собой «метатеорию» или «кластер» теорий различной степени теоретичности; 4. Возможности и границы СЭТ в качестве программы, общетеоретической и методологической основы биологических исследований, определены набором исходных предпосылок и принципов, установленных в процессе ее становления, но, в конечном итоге, границами самого ее предмета. Следовательно, экстраполяция эволюционизма на другие объекты с необходимостью требует выявления особенного (конкретного эволюционизма); 5. Основные социально-философские, культурные и идеологические предпосылки и условия возникновения, становления и последующего развития СЭТ, в особенности на этапе осуществления «эволюционного синтеза» имели универсальный характер и были присущи всем обществам, принадлежавшим европейской цивилизации, хотя, в зависимости от социальных, политических, культурных и других особенностей, в разной степени и в разной форме; 6. Доказано, что наиболее важные альтернативные СЭТ эволюционные теории, прежде всего выдвинутые после признания «синтетической теории эволюции» в качестве «дарвинизма в XX веке», так и не смогли заместить СЭТ в качестве теоретической основы биологических исследований, и, напротив, их отдельные положения и части, прошедшие проверку временем, были органично включены в СЭТ; 7. Установлено, что эксперимент как метод и форма научного исследования сыграл ключевую роль в возникновении, становлении и последующем развитии СЭТ, образовании предпосылок нового, назревающего «эволюционного синтеза»; 8. Выявлено, что наиболее существенные особенности перехода от дарвиновской эволюционной теории к «синтетической теории эволюции» и затем к современной эволюционной теории, состояли в одновременном, но неравномерном изменении понятийного состава и структуры эволюционной теории, объектов и методов эволюционного исследования, форм и путей институционализации эволюционной теории; 9. Определено, что «кризис дарвинизма» явился той стадией перехода от классического дарвинизма к «синтетической теории эволюции», на которой происходило формирование основных объективных и субъективных предпосылок и элементов «синтетической теории эволюции», путей становления ее логического ядра; 10. Процесс «эволюционного синтеза», в ходе которого происходило формирование уже основных элементов и блоков СТЭ, и ее последующее признание и трансформация в СЭТ, сочетал постепенное развитие и резкие, внезапные изменения, вызванные как проблемами, возникавшими в эволюционных исследованиях на основе СЭТ, так и конкуренцией со стороны альтернативных теорий эволюции; 11. Обосновано, что необходимым элементом формирования СЭТ было становление нового субъекта познания, представлявшего собой новый типа эволюциониста-исследователя, в котором объединены два прежних вида биолога – натуралист и экспериментатор; 12. Воспроизведено общекультурное и мировоззренческое значение современной эволюционной теории, состоящее в формировании не только современной научной, по сути эволюционной, картины мира, но и нового отношения человека к миру как перманентно эволюционирущей реальности; 13. Установлена природа коадаптационного развития эволюционной теории, состоящая в совместном сопряженном, взаимозависимом и взаимообусловленном целостном развитии эволюционной теории, эволюционной культуры и эволюционной практики как основных составляющих новой гуманистической эволюции человека. |
Экономика организации, Философские проблемы экономики, Математическое моделирование в теории управления, Экономическая теория (продвинутый... | Обсуждаются традиционные для психологии личности проблемы: мотивация, темперамент, способности, эмоции и защитные механизмы, социальные... | ||
Не игнорируя ранние философские школы мышления, мы сосредоточились на том, что непосредственно связано со становлением психологии... | В работе рассматриваются актуальные проблемы изучения коллективной ментальности, социальных технологий и их идеологического обеспечения,... | ||
М 75 Молодежь и предпринимательство: проблемы теории и практики: Материалы II научно-практической студенческой конференции (Нижний... | Ценностных ориентиров российского высшего образования. Проанализированы наиболее значимые социально-философские проблемы высшего... | ||
Представлены материалы конференции молодых ученых «Актуальные проблемы современной механики сплошных сред и небесной механики», прошедшей... | Актуальные проблемы современной науки: Труды 14-й Международной конференции -конкурса «Актуальные проблемы современной науки». Гуманитарные... | ||
Философские проблемы математики: Материалы для выполнения учебных заданий. Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2006 | Обучающая: создать условия для усвоения содержания теоретического материала по данной теме на уровне закрепления, научить учащихся... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |