Или книга для тех. Кто хочет думать своей головой книга первая


НазваниеИли книга для тех. Кто хочет думать своей головой книга первая
страница1/22
ТипКнига
blankidoc.ru > Туризм > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


ШЕВЫРЁВ А.В.

ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

(ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД)

ИЛИ КНИГА ДЛЯ ТЕХ. КТО ХОЧЕТ ДУМАТЬ СВОЕЙ ГОЛОВОЙ

КНИГА ПЕРВАЯ.

МЫШЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА

БЕЛГОРОД "Крестьянское дело", 1995

ББК 65 Ш 37

Шевырсв А.В.

ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ (ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД) ИЛИ КНИГА ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ДУМАТЬ СВОЕЙ ГОЛОВОЙ. Книга первая. - МЫШЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМА. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА. - Белгород: "Крестьянское дело", 1995. - с. 210.

ISBN 5-86146-021-3

Ш ЕВЫ РЁВ Анатолий Викторович, кандидат экономических наук, исполнительный директор "КОМЕН-ЦЕНТРА" при Московском международном университете бизнеса и информационных технологий, специалист в области управления социальными и экономическими системами.

Предлагаемая книга рассказывает о том, что такое проблема в самом широком значении этого слова. Как осуществляется процесс мышления. Как связаны познание и язык. Какие стадии проходит проблема в своем развитии. Большое внимание уделено психологическим аспектам творчества, вынашиванию (инкубации) идей и озарению, как вершине мыслительной деятельности.

Для широкого круга читателей.

Этой книгой издательство открывает новую серию, посвященную феномену творческого мышления.

ТУТ 0602000000 - 1 ЭЖ8(03) - 95 ISBN 5-86146-021-3

ББК 65

© Шевырёв А.В., 1995

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие (или простая польза сложных теорий)

Раздел 1. КАК МЫ ДУМАЕМ. ПРОЦЕСС МЫШЛЕНИЯ

  1. Мысль как поступок. Отвлеченное мышление и интуиция. Гештальт. Правило "Трамплина"

  2. Слово и образ в подсознании. Парадоксы в восточном мистицизме. Познание и язык. Побудительная сила творчества. Диалог и функциональная асимметрия мозга. Сознание и подсознание 24

  3. Обобщение форм. Понятия. Эффективное понятие

  4. Раздел 2. ПОНЯТИЕ "ПРОБЛЕМА" В СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИКЕ И

МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ 49

  1. Немного о технологии решения проблем 50

  2. Что таксе проблема? Классификация проблем.

В чем трудность решения проблем уникального выбора……..52

  1. Проблема как сложный вопрос. Правила постановки вопросов. Догмат-вопрос. Основной и первоначальные вопросы. Конкретизация вопроса 59

  2. Категориальные слова и условия. Проблема как форма нового понимания знания и его предмета 72

  3. Проблема как форма развития знания. Стадии эволюции проблемы 75

  1. Стадия предпроблемной ситуации (ППС). Неопределенность знания. Виды и типы противоречий. Симметрия в технологии решения проблем……. 83

  2. Стадия возникновения проблемной ситуации (ПС). Осознание существующего противоречия. Психология

творчества 96

2.5.2.1. Психология творчества и навыки решения проблем. Желание успеха. Этапы, самоутверждения. Самовнушение

и самоконтроль 98



2.5.2.2. Неудачи и удачи 110

2.5.3. Стадия постановки и осмысления ПС. Построение модели ПС. Описание и уточнение проблемы 117

  1. Определение противоречия, источника ПС. Уровни принятия решения. Формулировка и описание проблемы. Представление проблемы как оптимизационной задачи 117

  2. Поисковая активность. Цели и критерии. Генерация сверхцели. Целеопределяющий признак (ЦОП). Требования к способам выявления Ваших предпочтений …..127

  3. Управляемые и неуправляемые переменные.

Синергические эффекты 144

  1. Взаимосвязи (взаимодействия). Причины и следствия….. 146

  1. Стадия инкубации. Мобилизация полезных сведений 152

  1. Инкубация. Поиск ключевых фактов …..152

  2. Генерация вариантов решения проблемы. Доминанта. Когда к нам приходят оригинальные идеи? Творческая деятельность во сне …..154

  1. Стадия разработки идеального решения в рамках поставленной сверхцели. Появление проблемного замысла (ПЗ). Выработка П-идеи. Озарение 167

  1. "Генерирующее" мышление как основа выработки альтернатив. Творчество и юмор. Мистика и развитие сверхъестественных способностей. Потенциальные

возможности и генерирующее мышление ……172

  1. Продуцирующая идея (П-идея) и выработка альтернатив решения проблемы 182

  2. Озарение 188

  1. Стадия оценки полученной П-идеи и доведения результата. Выбор окончательного решения 190

2.5.6.1. Доведение результата (поиск более обнадеживаю

щего аспекта проблемы). Доказательство….. 190

2.5.6.2. Что Вы можете и чего не можете в задачах принятия решений (описание, сравнение и оценка альтернатив). Какими должны быть методы принятия решений. Как оценить полученные результаты 195



ПРЕДИСЛОВИЕ

(или простая польза сложных теорий)

"... все знания в целом являются ни чем иным, как человеческой мудростью, остающейся всегда одинаковой, как бы ни были разнообразны те предметы, к которым она применяется, и ... это разнообразие имеет для нее не больше значения, нежели для солнца разнообразие освещаемых им тел...

Р.Декарт. Правила для руководства ума, Правило 1.

Собственная технология есть не только в производстве вещей, но и в производстве идей. В своей повседневной жизни мы охотно пользуемся овеществленными плодами науки, гораздо медленнее нами осваиваются принципы мыслительной, или, как говорил немецкий философ И.Дицген - головной, работы. Для формулировки и систематизации этих принципов основаны специальные области знаний - теория принятия решений и теория научного творчества.

Все это кажется внутренней "кухней" науки, не имеющей к Вам прямого отношения и недоступной для непосвященных. Однако, это не так, в чем Вас автор и попытается убедить. Решения принимают все, почти никогда не подозревая, что пользуются при этом методами теории принятия решений и системного анализа.

Каждодневно Вы приобретаете опыт системного решения проблем. Навыки умственной работы складываются на базе определенной культуры и философии. Логика Аристотеля сильно отличалась от логики древних китайских философов. Сейчас взаимопроникновение культур очень сильно, однако и теперь, вероятно, можно найти различия в стиле мышления и даже в конкретных приемах, способах обдумывания конкретных задач. И сейчас полезно учиться друг у друга лучшим приемам и способам.




Тот читатель, который надеется найти в этой готовые, детально

разработанные рецепты - ответы на вопросы о том, как научиться мыслить, будет, вероятно, разочарован: всего, что здесь написано, явно недостаточно, чтобы мыслить, не думая. Каждый, кто хочет научиться мыслить, должен уметь применять к своему конкретному делу общетеоретические принципы и приемы. Никакая дидактика не поможет равнодушному человеку, привыкшему мыслить по шаблону: умение творчески мыслить невозможно без развитой способности к воображению, фантазии.

Доктор Есиро Накамацу имеет 2360 запатентованных открытий и изобретений, что вдвое больше, чем у Эдисона. Гений следит за собой - спит по четыре часа в сутки, ест исключительно полезную для мозговой деятельности пищу. В меню умного человека, считает Накамацу, необходимо включать разнообразные овощи, морские водоросли, сушеные креветки, рыбу, сыр, яйца, соевый творог, говядину, куриную печень, угрей, простоквашу. Все сразу съесть невозможно, поэтому доктор предлагает заменитель - изобретенный им концентрат "закуска Юмми", в котором есть все сразу вместе с витаминными добавками. На десерт можно подать "печенье Накамацу", воздействие которого на мозг, по словам его создателя, неотразимо. Надо сказать, что меню для человека, обладающего состоянием почти в два миллиарда долларов, по меньшей мере скромное, однако у гениев свои причуды...

Кстати, спит Накамацу тоже не просто так. Он создал особое кресло, повышающее эффективность мозговой деятельности, улучшающее кровообращение и сокращающее время, необходимое человеку для сна. Накамацу назвал его "Сегевгех". Час сна, проведенный в этом кресле, равен по своему реабилитационному эффекту восьми часам обычного сна. Регулярные получасовые сеансы снимают усталость, улучшают зрение, общую ориентацию, память, математические способности, способствуют снижению давления и даже восстанавливают потенцию. Уже более тысячи кресел Накамацу раскуплено для офисов ведущими японскими корпорациями. Число заказов растет, и никаких побочных эффектов!

Надо сказать, что Есиро Накамацу действительно гениальный изобретатель, его дебют состоялся в пятилетнем возрасте, когда он придумал новую модификацию стабилизатора для авиамодели. Дальше - больше: домашний обогреватель и уникальный насос для бытовых нужд, принцип треугольного крыла для истребителей, кстати, впоследствии украденный американскими авиастроительными компаниями, сапоги- скороходы ("летающие ботинки") - гибрид спортивных кроссовок с особой пластинчатой пружиной, укрепленной на подошве, скорость движения в таких "ботинках" в три раза выше, чем у бегуна, а нагрузки на организм в



раз меньше. Потом были созданы особая бумага и карандаши, которыми можно пользоваться под водой, разработана так называемая "формула смеха", использование которой в телешоу резко повышает рейтинг развлекательных программ. Однако мировую славу Накамацу принесло изобретение на заре компьютерной эры флоппи-диска - компактного хранителя информации. Причем компьютерную дискету ему удалось создать с помощью ... Бетховена. Пятую симфонию - свое любимое музыкальное произведение Накамацу хотел слушать без помех в звучании, без иголок проигрывателя и ...без пластинок, придумав то, что мы сегодня называем лазерными дисками.

Накамацу, кроме того, изобрел электронные цифровые часы, мотор, работающих на воде, веломобиль, развивающий скорость до 40 км/час без капли горючего (автор, правда, не показал чертежей и не раскрыл принципа действия).(С. Агафонов "Известия").

Из всего вышеизложенного можно сделать один вывод - у каждого творческого человека обязательно должна быть своя методика, правильнее сказать, философия творчества, которой необходимо твердо следовать, если хочешь добиться успеха. Без специального инструмента и навыков владения им нельзя достичь желаемого. Мастера в любом деле отличает от новичка не только качество его изделий - это отличие очевидно. Есть более тонкое отличие: мастер особенно заботиться, можно сказать с любовью ухаживает за инструментами своей работы....

Отметим еще одно важное обстоятельство. Мы должны заставлять наш мозг постоянно работать. Изучение болезни Альцгеймера (старческое слабоумие) свидетельствует о прямой связи между интенсивностью мыслительной деятельности и защищенностью организма от этой неизлечимой болезни (именно эта болезнь обнаружена у Рональда Рейгана, бывшего президента США). Согласно одной из гипотез, в человеческом мозгу происходит накопление токсичных веществ, связанное с постоянной гибелью нервных клеток, что и приводит к болезни. Речь идет о протеине амилоида, который в значительных количествах вырабатывается головным мозгом. В нормальных условиях данное вещество не токсично, более того, оно стимулирует взаимодействие между клетками, которые играют решающую роль в сохранении памяти и в процессе обучения. По всей видимости, интеллектуальная деятельность не допускает негативного воздействия амилоида. Поскольку человечество не располагает эффективными методами лечения болезни



Альцгеймера, умственная деятельность является лучшей защитой от маразма. (Ю.Коваленко).В психологии существует показатель, отражающий уровень интеллекта, так называемый коэффициент умственного развития (IQ). Однако было

бы слишком опрометчиво оценивать умственные способности, основываясь только на нем. Психолог из Йельского университета Роберт Стер.нберг считает, что этот коэффициент - лишь одна из многих деталей головоломки, от сочетания которых зависят ум и глупость, преуспевание и невезение. Здравый смысл, опыт, интуиция, склонность к творчеству, способность уживаться с другими людьми, черты характера и социальная среда имеют значительно большее влияние на жизнь человека, чем его IQ. Более того, выясняется, что отменный IQ нередко вреден, особенно в ситуациях стресса. Профессор Гарвардского университета Говард Гарднер убежден в существовании по крайней мере семи категорий интеллекта: лингвистического, математического, пространственного, музыкального, физического, а также умения владеть собой и сосуществовать. Эти таланты тесты на IQ, увы, не фиксируют. Кстати, по коэффициенту умственного развития известная поп-звезда Мадонна превосходит и президента Дж. Ф.Кеннеди, и писателя Джерома Сэлинджера, автора романа "Над пропастью во ржи", последнего почти на 40%! А ничем не выделяющаяся журналистка Мерелин Вое Савант должна быть более чем в два раза (!) талантливее того же Селинджера. Вы в это верите? Одним словом, не надо падать духом, надо самосовершенствоваться. Существует, так называемый "эффект Флиппа", который свидетельствует о том, что интеллектуальный уровень населения США повышается за 10 лет на 3 единицы IQ. Столь стремительный прогресс вряд ли был бы возможен, если бы все определяли гены. (А.Сычев, ЮС ньюс энд уорлд рипорт", США).

В 1926 г. американские психологи С.Кокс и Л.Термен опубликовали примечательную работу: "О ранних умственных чертах 300 гениев". В последствии Л.Термен и М.Иден на протяжении 25-30 лет изучали судьбу 1000 наиболее одаренных детей и написали книгу "Исследование гениальности", аж в 3-х томах! В 1934 г. вышел в свет первый том книги советского психолога П.Якобсона " Процесс творческой работы изобретателя". В 1957 г. американцы А.Ньюэлл, Дж.Шоу и Г.Саймон опубликовали эвристическую программу под названием "Общий решатель проблем", идея была достаточно стара - создать универсальные правила решения творческих задач. Но увы, не только изобретательские задачи, но даже и решение достаточно простых шахматных этюдов оказалось не под силу "Общему решателю".

Современное знание характеризуется несколькими объективными измерениями и соответственно создает некое многомерное гносеологическое (познавательное) пространство. В этом свете всякий обычный предмет, явление, процесс рассматривается как бы в различных системах координат.



Во-первых, он выступает как некая качественная единица предметного лица, в котором системой является он сам.

Во-вторых, в то же время он выступает как часть своей видородовой макросистемы и подчиняется ео закономерностям. Здесь системой является



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Или книга для тех. Кто хочет думать своей головой книга первая iconДля тех, кто хочет защитить свои права и права своих детей при общении...

Или книга для тех. Кто хочет думать своей головой книга первая iconДля тех, кто хочет защитить свои права и права своих детей при общении...

Или книга для тех. Кто хочет думать своей головой книга первая iconУ вас в руках первая книга об эффективности, написанная практиком,...
Эта книга для тех, кто перегружен десятками задач, требующих немедленного реагирования. Прочитав ее, вы узнаете, как выделять приоритеты,...

Или книга для тех. Кто хочет думать своей головой книга первая iconБ. Б. Баландин Реверанс читателю
Книга предназначена для школьников-эрудитов, желающих научиться нестандартно думать, для тех, кому не хватает пищи для ума, а также...

Или книга для тех. Кто хочет думать своей головой книга первая iconШериз Синклер «Мы те, кто мы есть» (книга 7) Серия
Книга предназначена только для предварительного ознакомления!

Или книга для тех. Кто хочет думать своей головой книга первая iconCодержание
...

Или книга для тех. Кто хочет думать своей головой книга первая iconГосударственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности системы налогообложения
Пособие предназначено как для тех, кто только собирается заняться бизнесом, и ищет перспективные бизнес-идеи, оценивает потенциал...

Или книга для тех. Кто хочет думать своей головой книга первая iconЖизнь способ употребления
Книга-игра, книга-головоломка, книга-лабиринт, книга-прогулка, которая может оказаться незабываемым путешествием вокруг света и глубоким...

Или книга для тех. Кто хочет думать своей головой книга первая iconКнига первая. Тревер 1001-й чем опытнее дальнодей, тем рискованнее каждый его следующий тревер
Кир-Кор старался не думать о том, что будет, если побег состоится. «Будет макод, – подсказал ему внутренний голос. И тихо добавил:...

Или книга для тех. Кто хочет думать своей головой книга первая iconЭта книга подробно и популярно описывает коммерческие возможности...
Азбука успеха. Как построить крупную и успешную многоуровневую организацию (млм)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru