Оглавление
Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 2
1.1. Теоретические подходы к изучению временной перспективы в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2. Понятие, функции и структура временной перспективы 9
1.3. Характеристика ценностных ориентаций в психологии 17
1.4. Психологические особенности подростков с девиантным поведением 32
Выводы по первой главе 38
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И ЦЕННСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ 41
2.1. Алгоритм проведения исследования 41
2.2. Обоснование выбора методов и методик 46
2.3. Описание выборки исследования 48
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования 49
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ВВЕДЕНИЕ
Подростку для оптимальной социализации в обществе и личностного становления жизненно важна система ЦО – ценностных ориентаций. Поскольку объективная действительность (явления, предметы, окружение) пресыщена смыслами, то, как правило, индивидуальная картина мира, надиктованная окружением, служит для подростка критерием истины. Если эта самая картина мира не резонирует с реальностью, то даже в этом случае она не лишается своей изначальной функции ориентира.
К тому же, отталкиваясь от той или иной ценностной ориентации, подросток планирует свою обозримую и отдаленную временные перспективы.
Помимо всего прочего, ЦО и временная перспектива представляют собой конструкты, которые имеют свою специфику для каждой возрастной, социальной, поведенческой категории лиц. В рамках нашего исследования мы особо рассматриваем группу-выборку девиантных подростков.
Мы полагаем, что уместнее всего исследовать ЦО в контексте временной перспективы, так как ценности, являясь смысловым образованием, имеют свою временную динамику.
Актуальность. Каждый этап развития и становления российского социума подвержен ряду различных проблем. Что касаемо подрастающей генерации на конкретный данный момент времени, то сегодня в сфере педагогики воспитания подрастающего поколения одной из таких проблем является исследование девиантного поведения в подростковом возрасте. Агрессивное, а порой и преступное поведение, наркомания, и даже (!) – проституция, берут темпы к своему «омоложению».
Девиантное поведение в подростковом возрасте требует системного и фундаментального исследования в психологической науке, педагогике, медицине, юриспруденции с целью внедрения полученных результатов в основу деятельности работников сферы воспитания и обучения, медицины, правоохранительных органов.
Объект: временная перспектива.
Предмет: психологические особенности ценностных ориентаций в контексте временной перспективы у девиантных подростков.
Гипотеза: существуют значимые различия временной перспективы у девиантных подростков с разными ценностными ориентациями.
Цель: выявление психологических особенностей ценностных ориентаций в контексте временной перспективы у девиантных подростков.
Задачи:
Анализ теоретических работ отечественных и зарубежных авторов по выбранной теме.
Изучение теоретических аспектов проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте.
Проведение эмпирического исследования ценностных отношений в контексте временной перспективы у девиантных подростков.
Анализ полученных данных.
Практическая база исследования:
Исследование проводилось на базе __________________. В исследовании было задействовано 120 лиц подросткового возраста. Контрольная выборка: 60 лиц, подростков-учащихся общеобразовательного учреждения. Экспертиментальная выборка: 60 лиц-подростков, состоящих на внутришкольном профилактическом учете и на учете ОДН.
В нашем исследовании были применены следующие методы:
теоретический анализ академических источников;
психологическое тестирование;
методы интерпретации полученных данных.
Методики исследования:
Анкета «Временная перспектива»;
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) в адаптации Д.А. Леонтьева;
Методика исследования мотивации и внутренних конфликтов Е.Б. Фанталовой;
Методика оценки степени сформированности ценностных ориентаций Б.С. Круглова;
Шкала аттитюдов ко времени (Муздыбаев, 2000);
Методика «Незаконченные предложения».
Теоретический базис исследования составили работы как отечественных, так и зарубежных авторов по конкретной данной тематике.
Выпускная квалификационное исследование состоит из: введения, трех разделов, выводов, списка используемых источников и приложений.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
|