Скачать 274.46 Kb.
|
Диагностическая карта ключевых компетентностей
Приложение №2Первоначальная апробация модели диагностики ключевых компетентностей учащихся (стартовый срез) 1. Личностная компетентность В качестве психодиагностического инструментария данной компетентности были выбраны: 1.1. Тест-опросник «Мотивация достижения» А. Мехрабиана в адаптации М.Ш. Магомед-Эминова. Предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. По показателям мотивации достижения респонденты распределились следующим образом: с преобладанием стремления к успеху - 28%; без выраженной мотивационной доминанты - 47%; с преобладанием мотива избегания неудачи - 25%. 1.2. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева состоит из пяти шкал: 1. Цели жизни (характеризует наличие или отсутствие целей жизни в будущем; 2. Процесс жизни (отражает интерес и эмоциональную насыщенность жизни); 3. Результативность жизни (показывает удовлетворенность самореализацией); 4. Локус контроля - Я (отражает уверенность испытуемого в своих способностях контролировать собственную жизнь); 5. Локус контроля - жизнь (характеризует убежденность испытуемого в возможностях человека управлять жизнью).
В итоге, можно обозначить несколько тенденций, отмечающихся в СЖО учащихся: По первым трем шкалам, характеризующим цели в жизни, ее насыщенность и удовлетворенность, вся выборка условно может быть разделена на 3 группы (показатели примерно равномерно разделены на три части по каждой шкале). Здесь есть группа учащихся, которую можно определить как целеустремленную и эмоционально удовлетворенную (она соотносимы с самореализующейся личностью, у которой прошлое, настоящее и будущее – части единого процесса жизни и бытия личности). Вторая группа – умеренно удовлетворенные и ищущие смысл своей жизни. Третья группа – неудовлетворенные – те учащиеся, которые могут быть фиксированы на отдельных аспектах своих целей, вовсе их не иметь, быть эмоционально отчуждены от смысла собственной жизни. По двум последним шкалам явно учащиеся могут быть разделены на две группы: первая – это учащиеся, имеющие убеждение, что контроль жизни возможен и которые верят в собственную способность осуществлять такой контроль; вторая – это «отстраненные» учащиеся, которые не имеют веры в себя и не верят в управление событиями жизни. То, что большая часть учащихся все-таки является реализующей себя и удовлетворенной, пока не позволяет заключить, что эти учащиеся не нуждаются в развитии личных компетенций, так как достаточно высокие показатели по общему результату СЖО и низкие по другим шкалам свидетельствую, что не все самооценки могут быть адекватны. То есть, возможно, в ответах учащихся проявляется типичное свойство подросткового и юношеского возраста – это вера в себя, энергия молодости и максимализм. Или учащиеся не совсем реалистично оценивают собственные силы с возможностями реальной среды. 1.3. Для определения уровня ответственности использовался тест-опросник субъективной локализации контроля С.Р. Пантелеева и В.В. Столина. Процентное распределение учащихся 10-11 классов по уровню ответственности (методика «Локус контроля» С.Р. Пантелеев, В.В. Столин)
1.4. Шкала самопринятия методики диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд). По результатам измерений 60% опрошенных находятся в границах возрастной нормы, 24% превосходят норму, 16% ниже границы нормы. 2. Гражданская компетентность В качестве психодиагностического инструментария данной компетентности были выбраны: 2.1. Тест-опросник «Социально-коммуникативная компетентность» Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. Средние значения показателей социально-коммуникативной компетентности учащихся
По данным, приведенным в таблице можно выявить следующие тенденции в показателях социально-коммуникативной компетентности. 1. Показатели социально-коммуникативной адаптивности учащихся находятся на уровне ниже среднего, то есть у учащихся выражена пластичность, гибкость в общении, умение взаимодействовать с самыми различными людьми, они достаточно легко приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам. 2. Показатели стремления к согласию также находятся на уровне ниже среднего. У учащихся выражено отсутствие боязни несовпадения мнений, расхождений во взглядах, стремление по каждому вопросу иметь свою точку зрения и отстаивать ее, принципиальность, несговорчивость. 3. Показатели толерантности учащихся находятся в верхних границах среднего уровня. Данные баллы по толерантности показывают тенденцию у обследуемых проявлять нетерпимость к неопределенности, которая выражается в стремлении следовать четким, устоявшимся взглядам на вещи, дела, поступки; отсутствие сомнений; однозначность восприятия; боязнь неопределенности, неожиданностей; неумение ждать, которое приводит к необдуманным и преждевременным действиям. 4. Низкие баллы у учащихся по шкале «оптимизм» говорят о том, что у них присутствует жизнелюбие, вера в себя, в свои возможности, жизнерадостность и увлеченность. 5. Показатели «фрустрационной толерантности» учащихся находятся на среднем уровне, что свидетельствует о возможности проявления раздражения, неудовольствия при появлении преграды, блокировании того, что хочется сделать или получить, умение снимать эмоциональное возбуждение физическими нагрузками, переоценкой ценностей, средние навыки самоконтроля. 2.2. Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) позволяет выявить степень адаптации-дезадаптации в социуме. Средние значения социально-психологической адаптации по методике К. Роджерса, Р. Даймонда.
Результаты обследования по данной методике показывают, что адаптивность испытуемых в большинстве случаев находится в зоне неопределенности, что в интерпретации методики соответствуют возрастной норме. А вот 33 % испытуемых имеют низкую дезадаптивность, то есть, скорее адаптированы и социально компетентны во взаимодействии. В итоге, можно сказать, что адаптированные учащиеся принимают себя и других, ощущают эмоциональный комфорт, имеют высокий уровень контроля, сочетают доминирование и ведомость, не стремятся к избеганию проблем, но могут быть очень критичны к себе. А вот дезадаптированные учащиеся, хотя и эмоционально переносят свои проблемы и ощущают себя вполне контролирующими свою жизнь, ведомы и также не принимают себя. То есть именно показатель «принятие себя», скорее всего и создает напряжение в личности, повышает риск дезадаптации. 2.4. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермякина.
Таким образом, по результатам стартовой диагностики можно сделать вывод о том, что учащиеся обладают следующими особенностями мотивации и ценностных ориентаций: стремятся к достижению успеха, будут избегать переживаний, связанных с неудачами или будут винить в них себя, в целом удовлетворены жизнью и воспринимают ее как осмысленную, но часто находятся в сомнениях и поиске, преувеличивают свои возможности и высоко оценивают свои силы, надеясь, что смогут все «отконтролировать» в своей жизни, часто критичны к себе и очень высоко ценят мнение значимого для себя социума. В целом такие характеристики позволяют заключить, что и в личности самих учащихся, и в образовательном пространстве гимназии существуют предпосылки для развития ключевых компетентностей учащихся. Однако можно обозначить, что из всех компетенций, которые находятся в фокусе нашего эксперимента, более всего проявились отдельные аспекты личностной компетентности, в то время как гражданская и учебная компетенции остаются пока слабо отрефлексироваными и самими учащимися, и экспериментальной моделью. Мы видим, что наши учащиеся ориентированы на успех и готовы его достичь, но очень критичны к себе и не всегда адекватны в постановке целей – это не слишком проблемная задача для корректировки личностных компетенций в ходе эксперимента. Но мы также выявили, что наши учащиеся высоко ориентированы на мнение определенной социальной группы, на других и будут эмоционально подавлены в случае неудачи. То есть, необходимо уточнение социальной и гражданской значимости тех целей, которые учащиеся ставят перед собой, насколько жизненные (карьерные) планы и смыслы личности находятся в рамках общекультурного контекста. 2.5.Методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой. Процентное распределение учащихся 10-11 классов по выраженности ценностных ориентаций
Для исследования выраженности ценностей использовалась методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности (Бубнова С.С.), позволяющая выявить выраженность социальных и личностных ценностей. Были получены следующие результаты: Определились следующие показатели выраженности ценностей: Для 89 % учащихся приоритетной является ценность «высокое материальное благосостояние», 85 % - «признание и уважение людей и влияние на окружающих», 80 % - ценности «приятное времяпрепровождение, отдых» и «любовь», 72 % - «помощь и милосердие к другим людям», 69 % - «высокий социальный статус и управление людьми», 56 % - «познание нового в мире, природе, человеке», 49 % - «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» и «общение», 43 % - «поиск и наслаждение прекрасным» и «здоровье». На основании анализа полученных результатов можно сделать следующий вывод, что во всей структуре ценностных ориентаций старшеклассников социальные ценности являются фактически наименее выраженными: социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе и ценность общения в качестве приоритетной ценности выделяется у 49 % учащихся (при минимальном выборе 43 %). В структуре ценностных ориентаций выраженной социальной ценностью (у 72 % учащихся) является помощь и милосердие к другим людям. 3. Учебная компетентность. 3.2.Тесты креативности П. Торренс Таблица средних значений процентного распределения учащихся по уровням вербальной и невербальной креативности
|
Особенности оценки общеучебных умений, навыков, способов деятельности и ключевых компетентностей | |||
В последние годы цели методической работы в школе оставались почти неизменными, так как шла реализация Программы развития, направленная... | Фективного использования возможностей этой среды, обеспечения равноправного доступа к образовательным ресурсам и информационным услугам.... | ||
Предложенные задания для самостоятельной работы студентов способствуют формированию профессиональных компетентностей и компетенций,... | Рабочая тетрадь к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело» по пм. 01. Диагностическая... | ||
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет формирование ключевых компетентностей как один из... | Дернизации российского образования на период до 2010 года определяет формирование у обучающихся ключевых компетентностей как один... | ||
Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника №27» | Наименование государственной услуги: Консультативно-диагностическая и коррекционная деятельность с предоставлением заключения |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |