Скачать 151.02 Kb.
|
План-конспект урока 1. Ф.И.О. Юнева Елена Ивановна 2. Место работы МОУ СОШ с. Федоровка Федоровского района 3. Должность учитель русского языка и литературы 4. Предмет русский язык 5. Класс 6 6. Тема Наклонение глагола. Повторение 7. Базовый учебник М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык, 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 ч. Ч.2, М., Просвещение», 2013. 8. Цель урока: создать условия для формирования умения учащихся различать наклонения. 9. Задачи: - обучающие: уметь находить в тексте и различать наклонения глагола; -развивающие: развить ИКТ-компетентность учащихся в работе с модулем, повысить орфографическую грамотность; развитие и формирование навыков разграничения глаголов разных наклонений, форм и способов их образования. -воспитательные: воспитывать межличностные отношения в процессе учебного труда. Воспитание вежливого, этичного отношения к окружающим. 10.Тип урока: урок отработки умений и рефлексии 11. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная 12. Оборудование: ПК; мультимедийный проектор Тип урока, форма урока, методы и средства обучения были выбраны с целью активизации познавательного интереса. Структура урока и основные микроцели этапов: 1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. -2 мин. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности учащихся к реализации нормативных требований учебной деятельности. Приветственное слово учителя - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, и надеюсь, что на урок вы пришли с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь нашим гостям. Ну что ж, я думаю, вы готовы к совместной творческой работе! Желаю вам удачи на сегодняшнем уроке. 2. Этап актуализации и пробного учебного действия. -9 мин. Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. А узнать, что у нас будет сегодня на уроке, вам поможет начало лингвистической сказки. Итак, слушайте. В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами. Старший был самый практичный, верил в то, что происходит, происходило или будет происходить на самом деле Средний был мечтатель, романтик и фантазер. Третий — очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию. Итак, вы догадались, о чем идет речь. (-О категории наклонения глаголов) А теперь внимание на доску. Тест (ЦОР) поставить таблички Устраивает вас результат? Почему? Что вы предлагаете сделать? Какие поставим задачи на урок? Убрать таблички Работа с текстом. (Текст с пропусками). Допиши пропущенные глаголы. В гостях веди(пов.накл..) себя культурно, сдержанно. 2. Воспитанный гость обязательно спросит (изъяв. накл..), куда ему сесть. 3.Мальчики сначала усаживают (изъяв.накл.)девочек.4.Было бы (условн.накл.) неприлично выходить из-за стола во время еды. 5.Сиди (повел.накл.) за столом спокойно.6 Не размахивай (повел.накл.) руками. 7.Хороший гость, уходя, обязательно поблагодарит (изъяв.накл.) хозяев за гостеприимство и радушный прием. - О чём этот текст? - Для чего мы выполняли это задание? - Какие трудности у вас возникали в процессе работы? - Что помогло справиться с заданием? 3. Этап локализации индивидуальных затруднений. -3 мин. Цель: добиться осознания учащимися места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. Итак, ребята, я уверена, что вы обладаете достаточными знаниями, чтобы перейти к следующему этапу. (Кластер) У меня в руках карточки. Ваша задача: выбрав карточку, правильно соотнести её с каким-либо наклонением. Объяснить свое решение. (Учитель раздает карточки ученикам, они их правильно распределяют по наклонениям) КАРТОЧКИ : №1 Настоящее время Прошедшее время Будущее время №2 -л+ б(ы) №3 Суффикс -И- №4 Окончание -ТЕ №5 Прошедшее время №6 Пусть, пускай №7 Давай, давайте, да №8 Частица –КА (№1- изъявительное наклонения, №2,№5-условное наклонения, №3, №4, №6, №7, №8- повелительное наклонение) -Объясните, почему вы их так распределили? Расскажите о значении, особенностях образования и изменения изъявительного, условного и повелительного наклонений. (Изъявительное наклонение означает, что действие происходит, происходило или будет происходить. Поэтому это наклонение имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (№1). Условное наклонение означает, что действие возможно при каком-либо условии или желательно. Это наклонение образуется сочетанием глагола в форме прошедшего времени и частицы БЫ(Б).(№2,№5).Эти частицы пишутся всегда отдельно от глагола. Повелительное наклонение означает, что действие просят или приказывают выполнить. Его формы образуются от основы настоящего времени с помощью суффикса -И- или без суффикса. Нулевое окончание - показатель формы единственного числа, а окончание -ТЕ образует форму множественного числа). 4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений. -12 мин. Цель: коррекция знаний, устранение пробелов. _ Молодцы, ребята! Думаю, что мы готовы к самостоятельной работе по группам (как в начале урока) - Для чего мы будем её выполнять? (слайд 1) поставить таблички НАПИСАТЬ, БРОСАТЬ, ЛЮБИТЬ, ИСПЕЧЬ 1 группа образует возможные формы изъявительного наклонения от этих слов, 2 группа -возможные формы условного наклонения, 3 группа- возможные формы повелительного наклонения. (1 группа: написал, напиши, напишу, бросаешь, бросили, бросим, люблю, любил, буду любить, испеку, испекли, испечете и др. 2 группа: написал бы, бросила б, любили бы, испек бы и др.; 3 группа: напиши, напишите, брось, бросьте, люби, любите, испеки, испеките). Убрать таблички - Справились? Было легко? А теперь задачка потрудней! (слайд 2) - Глаголы, как ученики, разные, как и вы: одни уступчивые и мягкие (глаголы изъявительного наклонения), другие спокойные и рассудительные (глаголы условного наклонения), а третьи -решительные и требовательные (глаголы повелительного наклонения). Ох, и трудно приходится с последними! Не любят они подчиняться, трудный у них характер! Вот с некоторыми из них мы сейчас и поработаем. Образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения ед. и мн. числа. Будьте очень внимательны! Эти слова требуют к себе повышенного внимания! Но их надо знать, т.к. они встречаются в одном из заданий на ЕГЭ (проговаривают по одному) ЛЕЧЬ (ЛЯГ, ЛЯГТЕ) БЕЖАТЬ (БЕГИ, БЕГИТЕ) МАХАТЬ (МАШИ, МАШИТЕ) КЛАСТЬ (КЛАДИ, КЛАДИТЕ) ПОЛОЖИТЬ (ПОЛОЖИ, ПОЛОЖИТЕ) ЧИСТИТЬ (ЧИСТИ, ЧИСТИТЕ) -Ребята, а как приказ превратить в просьбу? Составьте одно предложение, используя любое из этих слов и не забудьте слово "ПОЖАЛУЙСТА". А как выделяется это слово на письме? (запятыми) (Зачитывают придуманные предложения) - Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал? ФИЗМИНУТКА - 2 мин. 5. Этап реализации построенного проекта. -5 мин. Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Заполнить таблицу. Кластер «помогает»; проверка по группам поставить таблички, раздать материал (2 глагола вместе с классом, 3 глагола самостоятельно)
Убрать таблички 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. -3 мин. Цель этапа: интериоризация способов действий, вызвавших у учащихся затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. «Употребление наклонений глагола в речи» по ключу проверка самооценка (слайд 3) 1. Глаголы в изъявительном наклонении а) изменяются по временам; б) не изменяются по временам 2. В каком ряду имеется ошибка в образовании времён глагола? а) смотрю, смотрел, посмотрю; б) побеждаю, победил, победю; в) говорю, говорил, скажу 3. Может ли частица бы быть отделена от глагола другими словами? а) да; б) нет 4. Укажите пример без грамматической ошибки а) ездию каждое лето; б) лягте поудобнее; в) поехайте туда зимой 5. Найдите глагол в повелительном наклонении а) отправился бы; б) смотрел; в) встаньте 1. – а) 2. – б) 3. – а) 4. – б) 5. – в) 8. Этап включения в систему знаний и повторения. -3 мин. Цель этапа: применение способов действий, вызвавших затруднения у учащихся, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Модуль (слайд 4) Лингвистические задачи Лечи, возьми, запишите, думал бы, сказали бы, прочитал бы, зайди, проверь, зашли бы, узнай. (? – ? = 4) Знал бы, веди, пролетел, рисуете, пишет (? + ? + ? = 5) - Очень интересные примеры. А вы такие сможете составить? А кто к следущему уроку сможет составить? Спасибо. Буду ждать. 9.Этап рефлексии деятельности на уроке. -3 мин. Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. - А впереди у нас очень интересная работа. Предлагаю вам написать синквейн. Урок. Наклонение. Друзья. (По группам) Глагол действующий, движущий обозначает, изменяется, спрягается Глаголы делают речь живой. Действие. Наклонение Важное, сложное Заставляет, мечтает, действует. Непостоянный признак глагола. Категория. Друзья Верные, надежные Спасают, доверяют, вдохновляют. Друзья познаются в беде. Опора . Поддержка. Подведение итогов урока. (слайд 6) Самооценка. 1.Вспомнитете задачи урока урока. 2.Как вы считаете, достигнута ли цель урока вами? 3.Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке? Почему? Домашнее задание. -3 мин. Вы не забыли начало нашего урока? Я вам рассказывала лингвистическую сказку. Её начало. Теперь вы уже догадались, что надо будет дома сделать? Правильно! Дописать сказку. Не забудьте её озаглавить. Кому сказка будет не по зубам, можно выписать по три предложения с разными формами наклонений из текстов художественных произведений или выполнить упр. № 539 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 1.Творческая работа. 12 апреля, воскресенье. Светлый праздник всех христиан - Пасха, День космонавтики. А в Хакасии в этот день случилось несчастье. Страшный пожар уничтожил 1300 домов, пострадали 5 тыс. людей, 29 погибших. Одна из причин пожара – поджог сухой травы. Ураганный ветер разнёс огонь чуть ли не по всей Хакасии. Несчастья произошли в нашем селе, районе. Погибли дети. Я попрошу составить предложения- просьбы, предложения –советы для детей и взрослых, чобы они помнили, что может привести к пожару и были бы внимательными. 2.Задание. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время.
3.Заменить фразеологизмы близкими по значению глаголами повелительного наклонения
4. Грамматическое задание: «Исправь ошибки в образовании форм глаголов». Он всегда ложит локти на стол. 2) Серёжа хотит помочь нам в решении задачи повышенной трудности. 3) Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях. 5.Самостоятельная работа. Мини-тест: Выпишите глаголы, которые пишутся с не слитно. (7) (Не)жил, (не)здоровится, (не)лежал, (не)видит, (не)доумевал, (не)хочу, (не)ем, (не)навидит, (не)может, (не)пустить, (не)волить, (не)разлил, (не)взлюбить, (не)завожу, (не)кормил, (не)выучил, (не)наступил, (не)годовать, (не)мечтал, (не)лечил, (не)любить, (не)замёрзло, (не)кричала, (не)был. 6.Наклонение глагола
Карточка № 7 Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограммы. 1.Тот, кто труда (не)бои…ся, тот умеет труди..ся. 2. Дело мастера бои..ся. 3. По труду и честь воздаё..ся. 4.Человек по делам узнаё..ся. 5. Надо труди..ся, не надо лени..ся. Карточка № 8 Спишите, раскройте скобки. (Не)чувствовал усталости, (не)был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здоровится, (не)прикасался к проводам, (не)участвовал в разговоре. Карточка № 9 Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограммы. Тучи разве..лись, наде..лся на брата, обид..л сестру, постро..л дом, скле..л конверт, услыш..л шорох. 10.Перфокарта.
11.Проверочная работа. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм. Бушу..т в поле (не)погода. По небу стел..тся ни..кие т..жёлые обл..ка. Ярос..ные порывы ветра гон..т по дорогам снег. Но это (не)пугает партизан. (Не)нависть к фашистам с..брала их в глухом л..су. Во многих сражениях вместе с партизанами участв..вал Коля Зайков. Сейчас он пр..бежал из бл.жн..й д..ревн.. и доклад..вает к..мандиру, что он вид..л на д..рог.. немецкие танки. Партизаны рас..читывают уничтожить их внезапным ударом. ОБРАЗОВАНИЕ НАКЛОНЕНИЙ ГЛАГОЛА повелительное наклонение - наст. время + И + (те) ( рубит + И + (те) руби(те)) условное наклонение - глагол в прошедшем времени + бы (рубил бы) изъявительное наклонение - глагол в прош. вр. (рубил) глагол в наст. вр. (рублю) глагол в буд. вр. (буду рубить) !!!По временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении. Соберите пословицы, которые рассыпались. Если бы во рту росли грибы — тогда бы был не рот, а полный огород. Знал бы, где упадешь, — соломки бы подстелил. Пилось бы да елось, да работа на ум не шла. Были бы руки, а молотило дадут (найдем) . Ехал бы воевать, да ленив вставать. Шел бы воевать, да лень сабли вынимать. Были бы хлеб да одежа, так и ел бы лежа. Не можешь – сумей, Не знаешь – узнай, Не бойся тропы отвесной, Пробуй, ищи, свершай, достигай, Чтоб жизнь твоя стала песней. Л.К.Татьяничева. Работа с текстом. (Текст с пропусками). Допиши пропущенные глаголы. В гостях ______________(пов.накл..) себя культурно, сдержанно. 2. Воспитанный гость обязательно________________ (изъяв. накл..), куда ему сесть. 3.Мальчики сначала_________________ (изъяв.накл.)девочек.4.________________ (условн.накл.) неприлично выходить из-за стола во время еды. 5.______________ (повел.накл.) за столом спокойно.6 Не _________________ (повел.накл.) руками. 7.Хороший гость, уходя, обязательно _______________________(изъяв.накл.) хозяев за гостеприимство и радушный прием. - Для чего мы выполняли это задание? - О чём этот текст? Заполнение таблицы
№1. Настоящее время Прошедшее время Будущее время №2. Суффикс -Л- + б(ы) №3. Суффикс -И- №4. Окончание –ТЕ №5. Прошедшее время №6. Пусть, пускай №7. Давай, давайте, да №8. Частица –КА Наклонение глагола Повелительное Условное Изъявительное Повелительное наклонение Условное наклонение Изъявительное наклонение |
Цель урока: познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений, правилами написания письма | Учитель русского языка моу болтинская сош рыбинского района Ярославской области Гагарина Виктория Геннадьевна | ||
... | Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево» | ||
Рассказывает этапы проведения урока-игры, основные моменты и оценку результатов проведения | Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся. Формулировка цели | ||
Цель: обучающиеся смогутнастроиться на эффективную работу, сравнить представленные изображения и на основе полученных выводов сконструировать... | Уставом Фёдоровского муниципального района, администрация Фёдоровского муниципального района постановляет | ||
Ное собеседование с директором-дублером, далее готовят план-конспект урока с помощью педагога предметника и защищают свой план урока... | Итоги учебно-воспитательного процесса моу «сош№3 с п. Гвардейское Надтеречного муниципального района» за 2010 – 2011 учебный год |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |