Конспект урока русского языка по теме «Заявление – вид деловой бумаги».
Учитель русского языка МОУ Болтинская СОШ Рыбинского района Ярославской области Гагарина Виктория Геннадьевна.
(Учебник по русскому языку для 6 класса под редакцией А. Д. Шмелева, М: «Вентана-Граф», 2013, часть 2, глава 6, параграф 8, стр.144-145)
Цели урока:
-дать понятие о заявлении, помочь обучающимся овладеть навыками оформления заявления;
-повторить особенности официально-делового стиля речи;
- развивать память и внимание на основе развития орфографической зоркости при написании заявления;
-воспитывать ответственное отношение к самостоятельному написанию заявления.
Оборудование: компьютер, колонки, аудиодиск к учебнику, толковые словари Ушакова и Ожегова, таблица-схема «Официально-деловой стиль».
Дидактический материал: индивидуальные карточки для орфографической минутки, три карточки группам с предложениями для этапа 2.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Орфографическая минутка.
-Прочитайте слова и вставьте пропущенные буквы. Один ученик работает на закрытом пространстве доски.
ОфицИально-дЕловой, информацИя, администрацИя, паспОрт, периОд, учрЕждение, дИректор, от учЕницЫ, в связи с необхОдимостью.
-Сверяемся с одноклассником. Слушаем его объяснения.
2.Введение в тему урока.
-Разделимся на три группы. Предлагаю каждой группе внимательно прочитать предложение и вставить в него пропущенное слово.
1ряд: Ребенка примут в 1 класс школы только на основании ЗАЯВЛЕНИЯ родителей.
2ряд: Вам необходимо написать ЗАЯВЛЕНИЕ о предоставлении сыну путевки в летний лагерь отдыха «Полянка».
3 ряд: Если возникли серьезные семейные обстоятельства, то родители обязаны предоставить директору школы ЗАЯВЛЕНИЕ об освобождении ребенка от занятий в школе.
-Какое слово у вас получилось? (ЗАЯВЛЕНИЕ)
-Откроем тетради, запишем число, тему урока.
3.Сообщение темы, цели урока.
-Разделите слово на слоги, на какую букву падает ударение?
-Какую ошибку можно допустить при написании этого слова? Как проверить написание? (Безударную гласную можно проверить, подобрав проверочное слово ЯВКА).
-Подберите однокоренные слова (Явиться, заявить, явление). Разберите слово по составу.
-Мы не случайно уделили пристальное внимание этому слову. Вчитаемся еще раз внимательно в тему урока: «Заявление – вид деловой бумаги».
-Как вы думаете, что нового узнаете сегодня на уроке?
-Чему научитесь?
-Особенности какого стиля повторите, и в каких случаях жизни вам это поможет?
Конечно, узнаете, что такое ЗАЯВЛЕНИЕ, с помощью схемы научитесь грамотно его оформлять. Повторение особенностей официально-делового стиля пригодится вам в жизни при создании не только ЗАЯВЛЕНИЙ, но и ОБЪЯВЛЕНИЙ, ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ ЗАПИСОК, АВТОБИОГРАФИИ.
4. Повторение особенностей официально-делового стиля: глава 6, параграф 8, страница 144.
- Прочитаем первое задание и выполним его с помощью схемы, расположенной на доске:
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ
ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ назначение
официальное сообщение, точность официальная переписка
точная передача информации краткость граждан, учреждений
сжатость
стандартные обороты речи составление государст
корректность венных документов
неэмоциональность (уставов, законов,
указов)
составление деловых
бумаг (заявлений,
справок, протоколов,
автобиографий и т.д.)
Обучающиеся вспоминают особенности официально-делового стиля по разделам схемы: основная функция, основные черты, назначение.
-Значение каких слов в схеме вы не понимаете? (Стандартные обороты, корректность).
-Попросим двух ваших одноклассников поработать с толковыми словарями и выяснить значения непонятных слов.
-Знакомы ли вы с Уставом школы? Пока ребята выясняют значения слов, мы повторим самый ответственный раздел Устава нашей школы «Обязанности обучающихся школы».
- Слушаем толкование слов.
- Найдите в разделе Устава школы стандартные обороты речи.
5.Понятие о заявлении и способе его оформления.
- А как вы думаете, существуют ли типовые словосочетания для заявлений?
Выполнение упр58:
- Давайте найдем их в упр.58 на стр. 145 и прочитаем.
- В какой части заявления они используются? ( Учащиеся сомневаются).
-С какой трудностью вы столкнулись при поиске ответа на этот вопрос? (Не знаем, какие части заявления существуют).
Работа с образцом заявления:
-Для этого вернемся в начало параграфа на стр.144, внимательно прочитаем текст предложенной нам схемы заявления и найдем в образце заявления все названные в тексте части.
- Так в какой же части заявления используются типовые словосочетания? (В тексте заявления).
Обсуждение предположений и догадок в группах: задание на стр.145 вверху:
- Обсудите, в каких ситуациях и с какими просьбами вы можете обращаться к администрации школы. Идет обсуждение в группах.
Обучающиеся озвучивают свои предположения.
Продолжение работы с упр.58: аудиозадание №2 – прослушивание диалогов, в которых обсуждаются ситуации, когда ученикам нужно освобождение от занятий.
- Внимательно прочитайте задание №2 упр.58.
-Скажите, что вам необходимо знать, чтобы правильно помочь школьникам? (Необходимо знать схему оформления заявления).
- А чтобы грамотно пользоваться схемой, давайте еще раз проговорим
1) Кто адресат? (Должностное лицо учреждения – директор школы).
2)В форме какого падежа указываем его имя в правом верхнем углу листа? ( Дательного).
3)Кто заявитель? (Ученик школы).
4)В форме какого падежа пишем имя заявителя под адресатом справа? (Родительного).
5)Слово ЗАЯВЛЕНИЕ пишем в середине листа с какой буквы? (Прописной!)
6)Текст заявления начинаем со слова ПРОШУ+ инфинитив, а далее …? (Объясняем причину просьбы с помощью типовых словосочетаний).
7)Где ставим личную подпись? (Справа под текстом заявления).
8)Где ставим дату составления заявления? (Ниже подписи, слева).
-Мы подробно повторили схему заявления. Попробуйте самостоятельно, не подглядывая в правило, сказать, что такое ЗАЯВЛЕНИЕ. (ЗАЯВЛЕНИЕ – это деловая бумага, написанная официальному лицу от какого- либо другого лица с целью выразить просьбу. В заявлении точно и кратко, без эмоций объясняются причины этой просьбы.)
-Проверьте себя по правилу на стр.144.
6. Практическая работа по составлению заявлений с опорой на схему и образец – упр. 58 задание №2 письменно после повторно прослушанных диалогов.
-Поможем школьникам составить заявления. Каждый из вас работает самостоятельно.
-Послушаем, что получилось.
2-3-4 ученика читают заявления.
-Молодцы! Собираю на проверку тетради.
7.Рефлексия, оценки.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
-Чему научились?
-В каких жизненных ситуациях эти знания и умения пригодятся?
- Для чего нужны заявления?
-Какие трудности испытывали на уроке?
8.Домашнее задание.
Базовый уровень: по образцу стр.144 напишите заявление с просьбой принять вас в кружок по интересам.
Повышенный уровень: по образцу стр.144 напишите заявление с просьбой принять вас в кружок по интересам, упр. 59.
Перспективное проектное задание всем (на неделю): упр.60 устно, упр.61 письменно. |