Конспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая разработка урока по обществознанию»


Скачать 138.5 Kb.
НазваниеКонспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая разработка урока по обществознанию»
ТипУрок
blankidoc.ru > Договоры > Урок
Конспект урока по обществознанию по теме

Название работы «Методическая разработка урока по обществознанию»

Прибыш Любовь Викторовна, учитель истории и обществознания

Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Лазарево».

Предмет: обществознание.

Тип урока: комбинированный

Тема урока «Семейные правоотношения»

Продолжительность: 2 урока по 45 минут

Класс: 9

Текст работы.

Цель урока:

  • сформировать представление учащихся о значении семьи в жизни человека и семейном законодательстве.

Задачи урока:

Воспитательная:

а) формировать мнение о роли семьи в обществе;

б) вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.

  • создать психологические предпосылки для ответственного отношения к семье;

  • значимость культуры правосознания в семейных отношениях.

Образовательная:

  • показать роль семьи в жизни человека;

  • создание семьи;

  • семейные правоотношения;

  • виды заключения брака; брачный договор (контракт): заключение и прекращение;

  • особенности регулирования семьи .

Развивающая:

а) познакомить учащихся с правовыми основами семейно-брачных отношений;
б) раскрыть порядок и условия заключения и расторжения брака, правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье.

  • работа с правовым документом (Конституцией РФ, с извлечением из Семейного Кодекса РФ (по состоянию на 2013г.);

  • извлекать необходимую информацию, применять полученные знания для решения практических задач при проведении игры «Ассоциация».

Оборудование урока и ресурсное обеспечение:

  • Семейный кодекс РФ (извлечения); Конституция РФ.

  • мультимедийный проектор, экран;

Основные понятия:

семейные правоотношения, брачный договор (контракт),брак, семья.

Ученики должны уметь:

  • характеризовать семейное право как отрасль, брачный контракт;

  • характеризовать правовой статус несовершеннолетних в семейных отношениях;

  • называть: условия заключения брака, условия заключения и прекращения семейных отношений;

  • называть основные нормы правового регулирования семейных отношений.

На уроке применялись методы:

  • частично-поисковый (работа с Семейным кодексом, доп.материалом)

- объяснительный.
Ход урока.

1. Организационный момент:

  1. Предлагаю игру «Ассоциация». Назовите те образы, которые возникают у вас, когда вы слышите слова «семья», «брак», «родители», «дети».

  2. А теперь попробуйте выстроить свои схемы взаимодействия этих понятий, объяснив принцип вашего построения.


Слово учителя:

 Вы правы, нет более древнего образования, чем семья. Она появилась даже раньше, чем возникло государство. За многовековую историю семья, конечно,  претерпела изменения, но гораздо меньше, чем  те, что претерпело государство.
План урока:

1. Понятие семьи и брака.

2. Условия и порядок вступления в брак.

3.Семейные отношения: сущность и особенности. Брачный договор.

4. Права и обязанности супругов.

5. Права и обязанности родителей и детей.
Семья - это спасительная гавань в жизненных трудностях. Когда в обществе кризис, на улицах разгул преступности: родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым местом на земле.
Л.Суслова. ДОМ.
А дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже с люстрой над столом – еще не дом.

И на окне с живым цветком – еще не дом.

И даже с чайника баском – еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Как эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом, твоим теплом.

Все вещи тихо растворила темнота.

И стала комната бездонна и пуста.

И среди этой мирозданной пустоты

Весь мир мой – ты, и дом мой – ты…

А дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже с люстрой над столом – еще не дом.

И на окне с живым цветком – еще не дом.

И даже с чайника баском – еще не дом.
- Каково ваше впечатление от услышанного?

- Почему автор говорит, что «дом, заставленный добром, - еще не дом»?

- Почему семья является важным в жизни каждого человека?
Слово учителя: “В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей”. 
Продолжим: Дайте определение понятию «Семья»  ( это круг людей, объединенных супружескими отношениями, близким кровным родством либо родством в результате усыновления (удочерения))
Создание семьи - ответственный шаг в жизни человека. Её создание начинается с брака.

Этимология слова «брак».- сообщение (приложение)

КОРОТКО О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВА «БРАК».

Оно образовалось от древнерусского «Брачити» - отбирать, выбирать хорошее, отклонять плохое. А его полный омоним «брак» , который означает что-то негодное, плохо сделанное, произошел от немецкого слова «брак» - бракованный товар.

По семейному же праву «брак» - это добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. Брак должен быть основан на взаимных чувствах любви, уважения и дружбы супругов.

Формулировка и запись определения:

    • Брак - юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности, зарегистрированный в органах ЗАГС.

    • ЗАГС - запись актов гражданского состояния

Каковы условия и порядок вступления в брак? (с. 156, схема)

- Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак (без принуждения).

    • Достижение брачного возраста (в России – 18 лет, но брачный возраст м.б.снижен по некоторым причинам до 16 лет)

    • Историческая справка:

В других государствах брачный возраст может быть иным. Например, на Украине и в Узбекистане для мужчин установлены те же 18 лет, а для женщин – 17 лет. В Польше – для женщин – 18 лет, для мужчин – 21 год; в Англии – для мужчин и женщин – 16 лет; во Франции – 15 лет для женщин и 18 лет для мужчин; в Уругвае, Венесуэле для женщин – 12лет, для мужчин – 14 лет.

Лица, вступившие в брак до достижения 18-летнего возраста становятся полностью дееспособными.

    • Обстоятельства, препятствующие заключению брака: 
      а) не должны состоять в зарегистрированном браке
      б) не должны быть близкими родственниками
      в) недееспособность, признанная по суду.


Слово учителя:

Но вот в ЗАГС приходят девушка и юноша. Им по 20 лет, они обоюдно и добровольно согласны вступить в брак. Молодые требуют, чтобы их брак был зарегистрирован сегодня, в крайнем случае, завтра, потому что они давно решили поехать на турбазу мужем и женой, а поезд отходит через 48 часов. «Бездушные » же работники ЗАГС предлагают им прийти для регистрации только через месяц.

В данном случае молодые не учли, что существует определенный порядок регистрации брака.

Порядок вступления в брак: (с. 157 учеб)

    • Подача заявления в ЗАГС

    • Обязательное присутствие жениха и невесты

    • Подписи в книге актов гражданского состояния

    • Отметка в паспорте

    • Выдача свидетельства о браке (на русском и другом языках)

Условия недействительности брака:

    • Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции

    • Если брак зарегистрирован без намерения создать семью (фиктивный).


3) Семейное право - это ещё одна отрасль права. Конституция закрепила основные права и свободы граждан в сфере семейных отношений.

Источники семейного права

  1. Семейный кодекс

  2. Федеральные Законы

  3. Законы субъектов РФ

  4. Правовые акты Правительства РФ

Международные договора:

      • Конвенция «О защите прав человека и основных свобод»,

      • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,

      • Конвенция ООН «О правах ребенка»,

      • Конвенция стран СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам»,

Семейные правоотношения это урегулированные нормами общественного отношения, выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и других оснований.

Особенности семейных правоотношений:

1) все участники (субъекты) члены семьи: супруги, родители, дети, др.родственники;

2) основанием возникновения правоотношений являются: брак, родство, материнство, отцовство и т.д.;

3) юридические права и обязанности членов семьи;

4) права и обязанности членов семьи разделяются на личные и имущественные:

  • Личные права: выбор фамилии, занятий, профессии, места жительства, совместно решать вопросы семейной жизни;

  • Как вы думаете, личные права и обязанности важны для построения семьи? Что является основой построения таких отношений?

  • Имущественные права – право на собственность

Личная (раздельная) собственность – имущество, приобретенное до брака,

вещи индивидуального пользования (одежда, обувь), имущество, полученное одним из супругов в дар или по наследству


Совместная (общая) собственность – дом, дача, машина, предметы роскоши (драгоценности)


Соотнесите с видом собственности:

Дом, сапоги, машина, золотое кольцо, шуба.

Субъекты семейных правоотношений: муж и жена, дети, другие родственники, усыновители (родители) и усыновленные

Слово учителя: Новый СК РФ предоставил супругам право договориться по поводу имущества, заключив брачный контракт (до или после заключения брака).

Сообщение «Брачный договор в России (приложение).

Договорной режим имущества супругов.

Брачный договор - соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке в случае его расторжения:

а) права и обязанности по взаимному содержанию

б) способы участия в доходах друг друга

в) порядок несения каждым из них семейных расходов

г) имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака

Семейное право регулирует отношения не только отношения между супругами, но и между родителями и детьми. (ОБ ЭТОМ РЕЧЬ ПОЙДЕТ НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ)

Закрепление темы:

1) тест.

1. Нормативно-правовой документ, регулирующий семейное право в РФ?

а) Конституция РФ, б) Семейный Кодекс, в) Акт записи гражданского состояния.

2. Свободный и равноправный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные права и обязанности.

а) семья, б) брак, в) сожительство.

3. Признаком семьи является

а) ведение общего хозяйства, б) общность интересов и идей, в) общественная деятельность

4. Характер семейных правоотношений?

а) общественный, б) личный, в) гражданско-правовой.

5. Допускается ли заключение брака между усыновителем и усыновленным?

а) нет,

б) допускается, т.к. данные субъекты семейного права не связаны кровным родством,

в) допускается в крайних случаях

6. Личной собственностью признается имущество:

а) имущество, полученное в наследство, б) приобретенное в браке, в) полученное в дар.

7. По истечении какого срока после подачи заявления производится процедура заключения брака?

а) 1 месяц б) 2 недели в) 1,5 месяца.
8. Брак, зарегистрированный в органах записи гражданского состояния.

а) фиктивный б) гражданский в) сожительство.

9. Субъектами семейных правоотношений являются:

а) органы опеки и попечительства, б) близкие родственники,

в) усыновители и усыновленные, опекаемые.

10. Расторжение брака в органах ЗАГСа при обоюдном желании возможно, если…

а) нет общих несовершеннолетних детей, б) нет детей, отсутствие имущественных споров, в) расторжение брака производится только через суд.

11. Старшеклассники Евгений (15лет) и Наталья (14 лет), не сказав ничего родителям, решили заключить брак. Будет ли их брак зарегистрирован?
2. Что из перечисленного относится к личным неимущественным правам супругов? Обоснуйте свой выбор.

1) сохранение добрачной фамилии или избрание фамилии одного из супругов в качестве общей;

2) совместное решение вопросов жизни семьи;

3) расторжение брака;

4) дача согласия на усыновление ребёнка другим супругом;

5) распоряжение вещами индивидуального пользования.

3. Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи - героев "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина. Объясните, почему.

4. В ходе судебного разбирательства по разделу имущества семьи Крюковых гражданка Крюкова попросила не включать в общую собственность фарфоровую статуэтку 19 века, полученную ею в наследство от деда; пианино, приобретённое во время брака на средства, заработанные ею в загранкомандировке, и золотой перстень, который носила только она и являющийся, следовательно, её личным имуществом, не подлежащим разделу. Как поступит суд. Свой ответ поясните.

Домашнее задание: п. 18 с.154-159 , «Создайте портрет»:
• 1 группа – идеальный портрет жены;
• 2 группа – идеальный портрет мужа;
• 3 группа – идеальный портрет ребенка.

Урок 2.

1. Проверка дом.задания:

Работа с текстом учебника. (составить таблицу).

4. Права и обязанности детей:

    • Жить и воспитываться в семье

    • На общение с родителями и другими родственниками.

    • На защиту

    • Выражать своё мнение

    • На имя, отчество, фамилию

    • Имущественные права

    • Oбязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях


5. Права и обязанности родителей:

    • Несут ответственность за воспитание и развитие своих детей

    • Обеспечить получение детьми основного общего образования

    • Защита прав и интересов детей

    • Право на общение с ребёнком

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей.

Родительские права прекращаются по достижении детьми 18 лет или при вступлении в брак.

Если родители уклонялись от содержания и воспитания своих детей, дети освобождаются от выполнения указанной обязанности.

В силу разных жизненных обстоятельств семья может распасться.

Как вы думаете, каковы причины?

    • Отсутствие общих взглядов

    • Несходство характеров

    • Любовь к другому человеку

    • Супружеская неверность

    • Алкоголизм и связанные с ним грубость и побои

    • Отсутствие нормальных жилищных и материальных условий

    • Вмешательство родителей в семейные дела супругов

    • Основания для лишения родительских прав (ст.69 СМ РФ)

    • Жестокое обращение с детьми

    • Аморальное поведение родителей

    • Уклонение от воспитания детей

    • Злоупотребление родительскими правами

    • Являются хроническими алкоголиками или наркоманами

    • Совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей или супруга

    • Отказ от ребёнка


Лишившись родительских прав, родители не освобождаются от обязанностей по содержанию детей. Они должны платить алименты.

Алименты - средства на содержание детей, супруги.

    • 1/4 заработка - на 1 ребёнка

    • 1/3 заработка - 2 детей

    • 1/2 заработка - на 3-х и более.


Закрепление:

1. Оцените с нравственно-правовых позиций поведение соседей коммунальной квартиры, где проживали молодожёны. Считаете ли вы стиль поведения молодых супругов образцом для подражания? Свой ответ поясните.

Они студентами были.
Они друг друга любили.
Комната восемь метров, чем не семейный дом?
Готовясь порой к зачётам,
Над книгой или блокнотом
Нередко до поздней ночи сидели они вдвоём.
Она легко уставала.
И если вдруг засыпала,
Он мыл под краном посуду и комнату подметал.
Потом не шуметь стараясь
И взглядов косых стесняясь, 
Тайком за закрытой дверью бельё по ночам стирал.
Но кто соседей обманет, 
Тот магом, пожалуй, станет.
Шумел над кастрюльным паром их дружный осиный рой.
Её называли "лентяйкой"
Его ехидно - "хозяйкой",
Вздыхали, что парень тряпка и у жены под пяткой:
(Э.Асадов)

2. Как вы понимаете смысл этой притчи? Ответ поясните.

Зимой семья ежей, рассказывается в одной притче, собиралась в своей норке и, пытаясь спастись от холода, сбивалась в кучки. Ежи прижимались друг к другу как можно ближе. Но колючки впивались в соседей - приходилось отодвигаться. Тогда опять становилось холодно. Нужно было найти то расстояние, при котором всем тепло, но чужие колючки можно терпеть.

3. Артём и Ирина решили пожениться. Взяв паспорта, пошли в ЗАГС. Там их попросили заполнить соответствующие бумаги и прийти через месяц. "Это безобразие! - возмутился Артём. - Почему мы должны ждать целый месяц, если давно уже всё решили?"

- Как вы объясните Артёму эту норму?

Домашнее задание: п. 18, кроссворд или тест по теме.

Похожие:

Конспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая разработка урока по обществознанию» iconМетодическая разработка» Конспект урока обучения грамоте по теме «Алфавит»
Настоящим я выражаю своё согласие на публикацию представленных мною методических материалов в методическом сборнике и Интернете

Конспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая разработка урока по обществознанию» iconПлан-конспект урока на тему: «Соли»
...

Конспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая разработка урока по обществознанию» iconМетодическая разработка открытого урока по теме : «Учет федеральных налогов и сборов»
Цель урока: проверить знания, умения и навыки по учету федеральных налогов и сборов

Конспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая разработка урока по обществознанию» iconМетодическая разработка урока по дисциплине «страховое дело»
Разработка урока предназначена для ведения урока (практического занятия) по дисциплине оп. 10 «Страховое дело» для специальности...

Конспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая разработка урока по обществознанию» iconГосударственное профессиональное образовательное учреждение «беловский...
Разработка урока предназначена для проведения занятия по дисциплине оп. 05 Технические средства для специальности 23. 02. 01 Организация...

Конспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая разработка урока по обществознанию» iconМетодическая разработка урока письма по фгос тема урока
Автор: Мамедова Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы мкоу «сош №15 ст. Староизобильной», Изобильненский район,...

Конспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая разработка урока по обществознанию» iconМетодическая разработка проведения урока написания письма в 5 классе Тема урока: «Письмо»
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правил написания письма, обеспечить у школьников...

Конспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая разработка урока по обществознанию» iconМетодическая разработка урока таблица сложения. (Тема урока)
...

Конспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая разработка урока по обществознанию» iconМетодическая разработка урока на немецком языке по теме: "Europa...
Цель изучение и первичное осознание нового учебного материала по теме «Объединённая Европа», осмысление связей и отношений в объектах...

Конспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая разработка урока по обществознанию» iconПлан урока учебной практики по профессии 260807. 01«повар, кондитер» (метод урока: практический)
Методическая разработка предназначена для проведения уроков производственного обучения по программе пм 05 «Приготовление блюд из...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru