Территориальный фонд
обязательного медицинского страхования Ростовской области
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
И РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В СВЕТЕ 20-ЛЕТИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сборник научно-практических работ
Ростов-на-Дону
2013
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
И РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОСТОВСКОЙ
ОБЛАСТИ В СВЕТЕ 20-ЛЕТИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сборник научно-практических работ
Ростов-на-Дону
2 0 1 3
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СВЕТЕ 20-ЛЕТИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сборник научно-практических работ
Под общей редакцией А.В.Решетникова, Д.В.Евдокимова
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ростовской области
Ростов-на-Дону, 2013
АННОТАЦИЯ Сборник научно-практических работ по актуальным вопросам финансирования и развития здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования издаётся территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ростовской области в четвертый раз. Данный сборник посвящён 20-летней годовщине введения ОМС в Российской Федерации и является логическим продолжением подобных сборников, издававшихся в 1998, 2003 и 2008 годах.
По традиции авторами статей сборника являются руководители и сотрудники ТФОМС Ростовской области и его территориальных подразделений, органов исполнительной власти, министерства здравоохранения области, областных и муниципальных медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, страховых медицинских организаций, учёные и преподаватели Ростовского государственного медицинского университета – представители всех структур, взаимодействующих в целях совершенствования регионального здравоохранения.
Содержание статей сборника базируется на двадцатилетнем опыте работы участников ОМС и содержит анализ актуальных проблем и перспектив дальнейшего развития здравоохранения в условиях ОМС. В сборнике особое внимание уделяется вопросам внедрения нового законодательства об обязательном медицинском страховании, реализации задач региональной программы модернизации здравоохранения и государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации в Ростовской области, проблемам обеспечения качества медицинской помощи и защиты прав застрахованных.
Материалы сборника предназначены для специалистов в области организации и экономики здравоохранения и обязательного медицинского страхования.
СОДЕРЖАНИЕ
Бондарев С.Б. У системы ОМС есть предсказуемо оптимистичное будущее
| 01
| Быковская Т.Ю. От модернизации к «дорожной карте». Новый этап развития Донского здравоохранения и обязательного медицинского страхования
| 02
| Решетников А.В. 20 лет ОМС на Дону – стратегия развития
| 03
| Решетников А.В., Моисеенко Н.В., Евдокимов Д.В., Бондарь А.Г. Модернизация здравоохранения – важный этап развития и совершенствования системы ОМС в Ростовской области
| 04
| Шлык С.В., Быковская Т.Ю., Дударев И.В., Тлепцеришев Р.А. Обеспечение взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса в реализации «Государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации»
| 05
| Семыкина А.А., Павлова И.К. Областная долгосрочная целевая программа «Модернизация здравоохранения Ростовской области на 2011-2013гг.»
| 06
| Моисеенко Н.В., Семыкина А.А., Павлова И.К. Некоторые итоги реализации областной долгосрочной целевой программы «Модернизация здравоохранения Ростовской области на 2011-2013гг.» за период 2011-2012гг.
| 07
| Левицкая Н.А., Землянухин Н.Н. Мониторинг реализации региональной программы модернизации здравоохранения Ростовской области за 2011-2012 годы
| 08
| Лазаренко С.В., Копылова И.В., Поддубная И.Е. Итоги проведения диспансеризации работающих граждан в 2006-2012 годах
| 09
| Цих А.Г., Самсонова О.В. Оплата труда медицинских работников в рамках перехода к новой финансово-экономической модели финансирования через систему обязательного медицинского страхования, проблемы стимулирования и пути их решения в Астраханской области
| 10
| Енгалычева И.В., Квачёва Н.И. Этапы поступательного развития районного здравоохранения в системе ОМС
| 11
| Шевелева Н.Н. Особенности становления системы обязательного медицинского страхования в угледобывающих территориях Ростовской области
| 12
| Тамбиева В.Е. Опыт работы МБУЗ Родионово-Несветайского района «ЦРБ»
| 13
| Кучерова Н.Г. Об итогах программы модернизации здравоохранения в Зерноградском районе в части укрепления материально-технической базы
| 14
| Жуков В.А., Баранникова Л.Н., Антропова Г.М., Довгань Л.А. Итоги модернизации медицинской помощи в МУЗ «Городская больница №1» г. Волгодонска Ростовской области
| 15
| Зайцев П.П., Авдеева Н.А. О результатах проведения диспансеризации 14-летних подростков в Кагальницком районе в рамках программы «Модернизация здравоохранения Ростовской области на 2011-2012 годы»
| 16
| Мельник Л.Н., Фёдорова М.Н., Шевцова О.П. Анализ диспансеризации детей и подростков Аксайского района за 2011-2012 годы
| 17
| Ладанов С.Н. Итоги проведения дополнительной диспансеризации в МУЗ «Городская поликлиника №1» г. Волгодонск Ростовской области за 2006 – 2012 годы
| 18
| Андреев В.П. Организационно-правовые вопросы диспансеризации взрослого населения в 2013 году
| 19
| Семыкина А.А., Кузнецова Т.И., Демьяненко О.А. Выполнение медицинскими организациями Ростовской области нормативов затрат, установленных Тарифным Соглашением
| 20
| Леонова И.А., Семыкина А.А., Тарасова В.И. Взаимодействие территориальных фондов обязательного медицинского страхования по расчетам за медицинскую помощь, оказанную за пределами территории страхования
| 21
| Левицкая Н.А., Моисеенко Н.В., Землянухин Н.Н., Жукова Т.Н. Организация контроля за соблюдением законодательства в сфере обязательного медицинского страхования в Ростовской области
| 22
| Левицкая Н.А., Догонова М.В. Нацпроект «Здоровье». Эффективное и рациональное использование средств медицинскими организациями
| 23
| Агапонова Л.А., Евдокимов Д.В. Применение санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, качества, сроков и условий предоставления медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования: история вопроса
| 24
| Чижикова В.М. Деятельность территориального подразделения фонда обязательного медицинского страхования
| 25
| Коробкова И.И., Евдокимов Д.В. Опыт работы ТФОМС Ростовской области со специалистами, вновь принимаемыми на работу
| 26
| Собянина Е.А. Особенности закона №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
| 27
| Пахарин В.И., Пахарина Е.В. Проблемы совместной деятельности субъектов и участников обязательного медицинского страхования
| 28
| Сергеев С.Н. Не останавливаться на достигнутом
| 29
| Лазаренко С.В., Зеленская М.Ю., Ткаченко А.М. Медицинские организации в системе обязательного медицинского страхования в Ростовской области в 2011-2013 годах
| 30
| Чекушкин И.Л. Здравоохранение города Батайска: от земской медицины к ОМС
| 31
| Курбесов А.В., Евдокимов А.В. Различные подходы к внедрению региональной медицинской информационной системы
| 32
| Григорьев М.О., Филимонов М.К. Минимизация затрат для максимально возможной защиты информации при передаче по открытым каналам связи
| 33
| Основина Е.С., Иванова А.В., Петропавлова Г.В., Осипова Н.В. Автоматизированный учет движения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в медицинских организациях, работающих в системе ОМС
| 34
| Абоян И.А., Абоян М.Е. Медицинская информационная система на службе диагностического центра. Первые результаты
| 35
| Ревин И.А., Разумова С.Н. Новые формы защиты прав застрахованных
| 36
| Разумова С.Н., Ревин И.А. Механизмы изучения удовлетворенности населения деятельностью участников обязательного медицинского страхования как важнейшего показателя определения эффективности их работы
| 37
| Разумова С.Н. О перспективах использования института волонтеров в практике работы государственных организаций
| 38
| Хачатурьянц Г.А. Информационно-разъяснительная работа: опыт и перспективные направления
| 39
| Корчагина И.К. Опыт работы и перспективы развития института консультантов-представителей Территориального филиала №1 ТФОМС Ростовской области
| 40
| Приз Е.В., Черноусова Т.В., Шевцова О.П. Об организации работы консультанта-представителя Территориального фонда ОМС Ростовской области и взаимодействии с МО Аксайского района
| 41
| Коротенко Л.П. Модернизация здравоохранения и работа консультантов-представителей ТФОМС
| 42
| Сушко О.Н. Работа консультантов-представителей территориального отдела ТФОМС. История и современность
| 43
| Красникова М.Р. Опыт правового сопровождения работы Ростовского филиала ЗАО «МАКС-М
| 44
| Высочина Л.М., Землянухина Т.Г., Павлюкова О.В. Возмещение расходов на оплату оказанной медицинской помощи вследствие причинения вреда здоровью застрахованного лица
| 45
| Гурина Л.И. О работе территориального отдела ЗАО «МАКС-М» в г.Таганроге по реализации Федерального закона от 29.11.2010г. № 326-ФЗ
| 46
| Поплавская Т.К. Информирование пациентов о видах медицинской помощи и услуг по программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи в Ростовском филиале страховой медицинской организации «МАКС-М»
| 47
| Идрисов Е.Э. Обязательное медицинское страхование - составная часть системы социального страхования
| 48
| Волкова Л.П., Павленко В.Л. Роль внутреннего контроля качества медицинской помощи в системе ОМС в областной детской больнице
| 49
| Ходарев С.В., Кубасова О.А., Гриценко Н.Б. Медицинская реабилитация - основное направление деятельности ГБУ Ростовской области «Центр восстановительной медицины и реабилитации № 1» в системе обязательного медицинского страхования
| 50
| Меметов С.С., Балека Л.Ю., Юношева Е.В. Медицинская реабилитация участников локальных военных конфликтов молодого и среднего возраста в ГБУ РО «Госпиталь для ветеранов войн»
| 51
| Меметов С.С., Балека Л.Ю. Анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности больных, находящихся на стационарном лечении в госпитале ветеранов войн за 2012 год
| 52
| Дятчина Л.И., Телеснин Е.А., Евдокимов Д.В., Жилина Л.И. Оценка и прогнозирование побочных эффектов лекарственной терапии в практике экспертизы качества медицинской помощи по ОМС
| 53
| Астахова Г.Ф. Медико-экономический контроль в системе ОМС Ростовской области в условиях действия Закона №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
| 54
| Агапонова Л.А. Эксперты качества медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования
| 55
| Агапонова Л.А. Динамика роста экспертиз в сфере обязательного медицинского страхования Южного федерального округа после принятия Федерального закона от 29.11.2010г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
| 56
| Сафроненко В.Г. Обзор результатов экспертизы качества терапевтической помощи жителям Ростовской области в 2012г. (по итогам проверок экспертами Ростовского филиала ЗАО «МАКС-М»).
| 57
| Ефанов С.Ю., Сомкин Л.Н., Жилина Л.И. Результаты проведения реэкспертизы качества оказания стационарной и амбулаторной помощи пациентам с хирургической патологией по Ростовской области за период с 2012 по 2013гг
| 58
| Борщева А.А., Жилина Л.И., Болдырев С.С., Крат Г.А., Мешакова Н.Д. Реэкспертиза качества оказания медицинской помощи в акушерских и гинекологических стационарах Ростова-на-Дону и Ростовской области. Проблемы и перспективы
| 59
| Лукашевич М.Г., Корытько О.А., Болдырев С.С. Анализ результатов экспертизы качества оказания медицинской помощи детскому населению Ростовской области
| 60
|
|
|
У СИСТЕМЫ ОМС ЕСТЬ
ПРЕДСКАЗУЕМО ОПТИМИСТИЧНОЕ БУДУЩЕЕ Бондарев С.Б.
Заместитель Губернатора Ростовской области Созданием в 1993 году Территориального фонда обязательного медицинского страхования в Ростовской области было положено начало системе обязательного медицинского страхования, которая уже почти 20 лет является важнейшим фактором развития и реформирования донского здравоохранения.
Образование системы ОМС в непростых условиях 90-х годов обеспечило приток дополнительных финансовых ресурсов для поддержания здравоохранения, способствовало внедрению в него рыночных механизмов, открыло новые возможности защиты прав пациентов.
За истекшее время обязательное медицинское страхование стало привычной и неотъемлемой частью сложной и важнейшей в социальном отношении отрасли здравоохранения. Позитивное влияние ОМС на ее развитие несомненно и значительно. Успешному становлению системы ОМС на Дону содействовал комплекс объективных и субъективных факторов. К ним следует отнести и динамичное развитие экономики области, позволившее увеличить поступление средств в бюджет ТФОМС с 283 млн. рублей в 1994 году до 27,3 млрд. рублей в 2013 году. И постоянное внимание к проблемам донского здравоохранения со стороны Губернатора области В.Ю.Голубева, исполнительной и законодательной ветвей власти, четко определяющих стратегию социально-экономического развития Донского края. И ответственная, кропотливая работа сотрудников Территориального фонда обязательного медицинского страхования, обеспечивающая баланс интересов всех участников ОМС, четкую работу финансовых и организационно-управленческих механизмов этой сложной социальной системы.
В течение всего двадцатилетия фондом активно осваиваются новые формы и методы работы. Еще в 90-е годы Ростовская область была среди лидеров в России в вопросах внедрения передовых способов оплаты медицинской помощи по системе клинико-статистических групп, школой передового опыта по защите прав застрахованных и экспертизе качества медицинской помощи. С 2000 года фонд перешел на финансирование Территориальной программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи жителям области по подушевым нормативам. Была внедрена практика ежегодных согласительных процедур по формированию тарифных соглашений, проводился конкурсный отбор страховых медицинских организаций для ОМС неработающего населения.
В первое десятилетие нового века через систему ОМС осуществлялось финансирование многих федеральных программ. Среди них – программа дополнительного лекарственного обеспечения, начало формирования которой также пришлось обеспечивать фонду ОМС. Позднее через бюджет фонда стал финансироваться приоритетный национальный проект «Здоровье», а в 2011-2013 годах – мероприятия Региональной программы модернизации здравоохранения, на финансовое обеспечение которой выделено около 13 млрд. рублей. В ходе ее реализации значительно обновилась ресурсная база учреждений области, произведен капитальный ремонт многих объектов здравоохранения, закуплены и установлены модульные фельдшерско-акушерские пункты и врачебные амбулатории, приобретено огромное количество современного медицинского оборудования. Активно внедряются современные информационные и телекоммуникационные технологии, включая интернет-запись пациентов на прием к врачу и проведение телемедицинских консультаций.
Сегодня в практику работы медицинских организаций внедряются современные стандарты медицинской помощи, что позволило серьезно повысить качество медицинской помощи по многим профилям, приблизить его к современному мировому уровню. При этом повысилась и зарплата медицинских работников. Только за 2012 год средняя зарплата врачей и медперсонала выросла на 12 процентов.
Все это в сочетании с постоянно растущими объемами средств, направляемых на финансирование Территориальной программы ОМС, приносит позитивные результаты в обеспечении финансовой устойчивости донского здравоохранения и может быть реально отслежено через динамику показателей, характеризующих состояние здоровья населения Ростовской области. Так, по итогам 2012 года удалось снизить показатели материнской и детской смертности, а также смертности от сердечнососудистых заболеваний, увеличить 5-летнюю выживаемость онкобольных. А главным результатом стало то, что средняя продолжительность жизни на Дону составила более 71 года, что выше, чем в среднем по России.
Многое делается для того, чтобы обеспечить эти тенденции и в текущем 2013-м году. Так, сегодня разработана «дорожная карта здравоохранения области», предусматривающая важные направления развития и реформирования донского здравоохранения на перспективу с учетом имеющихся проблем и задач.
Важнейшей из них стало внедрение в здравоохранение области преимущественно одноканального финансирования медицинских организаций за счет средств ОМС. В 2013 году на финансовое обеспечение Территориальной программы ОМС выделено средств на 12,5 млрд. рублей или на 85 процентов больше, чем в прошлом году. Но здесь не действует простая «арифметика». Выделенные средства должны расходоваться эффективно и оптимально, с тем, чтобы добиться реального повышения качества и эффективности медицинской помощи, оказываемой жителям Ростовской области.
Реализация этих задач должна сопровождаться реструктуризацией донского здравоохранения, смещением финансовой нагрузки с дорогостоящей, но не всегда обоснованной стационарной помощи на менее затратные ее виды: амбулаторно-поликлиническую и стационарозамещающую. В этом направлении делаются реальные шаги. Если два года назад в системе ОМС удельный вес средств, направлявшихся на финансирование стационарной помощи составлял более 63 процентов, что оставляло поликлиническую помощь на «голодном пайке», то в текущем году доля затрат на стационар снизилась до 51,5 процента. Но не потому, что сократилось его финансирование – оно неуклонно растет. А потому, что гораздо более быстрыми темпами росло финансирование амбулаторной помощи – доля расходов на поликлинику возросла с 34 до 37 процентов, а на дневной стационар – с 2,6 до 3,9 процента. Такая реструктуризация здравоохранения помогает обеспечить бездефицитность финансирования Территориальной программы государственных гарантий медицинской помощи, тем самым сохраняя ее бесплатность, гарантированную конституцией.
Вот почему сегодня такое большое внимание ТФОМС уделяет анализу и корректировке гарантированных объемов медицинской помощи и медико-экспертным проверкам качества диагностики и лечения, и пытается добиться такого же внимания к этим вопросам со стороны медицинских организаций и страховых медицинских компаний.
Именно они должны решать, каков должен быть муниципальный заказ на бесплатную медицинскую помощь, как он соотносится со структурой местного здравоохранения, как выполняются гарантированные объемы по отдельным профилям и где изыскать дополнительные средства на увеличение этих объемов. Там, где этого внимания со стороны руководителей местного здравоохранения и страховых компаний нет - как правило, имеет место высокая финансовая затратность в деятельности медицинских учреждений.
Правительством области и правлением ТФОМС постоянно обновляется нормативная правовая база, регулирующая вопросы ОМС в Ростовской области. Сегодня перспективы финансирования донского здравоохранения определены Областным законом о бюджете ТФОМС на трехлетний период: 2013-2015 годы, Территориальной программой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению области и Тарифным соглашением на 2013 год.
Ежегодно подписываемое в нашей области Тарифное соглашение между Правительством области, профессиональными ассоциациями медиков и медицинских страховщиков, профсоюзной организацией и ТФОМС регулирует не только медико-экономические вопросы. У него есть и другая - социальная сторона. Соглашение четко определяет и защищает нормы денежных расходов на питание, медикаменты и мягкий инвентарь для пациентов, зарплату для врачей и медперсонала. Гибкая система экономически обоснованных тарифов позволяет обеспечить поступательный рост этих социально значимых расходов.
Подводя итоги 20-летей деятельности ТФОМС и развития системы ОМС в Ростовской области, нужно отметить ее несомненную результативность и жизнеспособность.
У системы ОМС уже есть достойное прошлое: через реализацию страховых принципов донское здравоохранение включилось в новые рыночные отношения, был предотвращен его развал, сохранена бесплатная медицинская помощь и обеспечено возобновление развития отрасли.
Есть у нее и весьма весомое настоящее, ибо средства ОМС сегодня составляют более 80 процентов в общем объеме финансирования здравоохранения области.
И, наконец, у динамично развивающейся системы ОМС есть предсказуемо оптимистичное будущее. Мировой опыт показывает, что именно страховая модель здравоохранения характерна для стран с высоким уровнем социально-экономического развития, поскольку в наибольшей мере соответствует требованиям цивилизованного общества и социально ответственного государства.
ОТ МОДЕРНИЗАЦИИ К «ДОРОЖНОЙ КАРТЕ». НОВЫЙ ЭТАП
РАЗВИТИЯ ДОНСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ Быковская Т.Ю.
Министр здравоохранения Ростовской области, Председатель Правления ТФОМС Ростовской области Ростовская область – один из крупнейших регионов Южного Федерального округа. Территория области составляет более 100 тысяч кв. км. Численность постоянно проживающего населения 4,3 млн. человек, из которых 68 процентов жители городов. Плотность населения составляет в среднем 42,1 человека на один квадратный километр.
Основные показатели здоровья населения в последние годы имеют положительную динамику, чему способствует планомерный рост финансирования программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи из бюджетов всех уровней и фонда ОМС, а также выстроенная система организации работы отрасли.
В Ростовской области в 2008 году разработана и утверждена первая долгосрочная целевая программа развития здравоохранения. В 2012 году ее действие было продлено до 2015-2020 годов. Таким образом, к моменту выхода распоряжения Правительства РФ №2511-р от 24.12.2012 года «Об утверждении федеральной программы развития здравоохранения до 2020 года» на территории области действовала программа, которая хотя и несколько отличается по наименованиям и количеству подпрограмм, однако по целям и содержанию идентична федеральной. Учитывая тот факт, что любая программа не является догмой, и реалии жизни вносят свои коррективы, она будет претерпевать изменения в зависимости от условий финансирования и новых задач.
Прямой иллюстрацией этого является принятие постановления Правительства области от 28.02.2013 №106 «Об утверждении плана мероприятий «дорожная карта» развития здравоохранения Ростовской области до 2018 года». Показатели эффективности, утвержденные «дорожной картой», интегрированы в целевую программу путем внесения соответствующих изменений. Хочу сказать, что строя новое, необходимо помнить и плодотворно использовать наработки хорошо отлаженной и работающей системы.
«Дорожная карта» регламентирует дальнейшее совершенствование созданной в настоящее время в Ростовской области трехуровневой модели организации медицинской помощи, включающей медицинские организации областного, межтерриториального и муниципального уровней. Краткосрочной перспективой является укрепление 2-го уровня, т.е. межрайцентров, за счет создания в них межмуниципальных консультативно-диагностических центров и приведением межмуниципальных отделений в соответствие с порядками оказания стационарной помощи. Потоки пациентов из медицинских организаций первого уровня, где врач первичного звена определяет необходимость дальнейшего специализированного лечения, по единым принципам маршрутизации направляются на межтерриториальный уровень. Мы уже имеем опыт организации подобных центров на примере глаукомных кабинетов, деятельность которых в течение 3-х лет позволила снизить выявляемость глаукомы в запущенных стадиях в 2,5 раза. При планировании такой организации оказания медицинской помощи нами учтена и особенность восточных территорий области с низкой плотностью населения, большими расстояниями между населенными пунктами – это 10 районов, или четвертая часть области. В этих территориях невозможна дальнейшая реструктуризация круглосуточных стационаров, поэтому в целом по области не может ставиться задача достичь показателя занятости койки 340 дней в году.
Второе направление «дорожной карты» - развитие первичной медико-санитарной помощи и профилактики.
На показатели здоровья оказывают существенное влияние факторы, обусловленные образом жизни населения, такие как табакокурение, чрезмерное потребление алкоголя, гиподинамия, а зачастую и просто халатное отношение пациента своим недугам. Именно они дают до 80 процентов общей смертности, приводят к ранней инвалидизации и социальной дезадаптации.
В области для оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению сохранены все 1029 ФАПов и 152 врачебные амбулатории. ФАПы и врачебные амбулатории в районах не закрывались и нет планов по их закрытию, более того за счет средств областного бюджета проводятся капитальные ремонты, а при их невозможности производится замена на модульные. Так за два года установлено 200 модульных ФАПов и 5 модульных врачебных амбулаторий, в последующие годы программой развития на эти цели предусмотрено почти 500 млн. руб. Наряду с этим нами проведена большая работа по увеличению доступности оказания лекарственной помощи жителям сёл, пролицензировано 930 ФАПов, что позволило организовать на них продажу медикаментов и снять социальную напряженность.
В целях приближения специализированной помощи к жителям села, в области с 2006 года осуществляется выездная работа специализированных врачебных бригад областных ЛПУ в муниципальные учреждения, а также мобильных диагностических модулей, в том числе 2-х, приобретенных в рамках программы модернизация в 2012 году. Аналогичная выездная работа ведется специалистами ЦРБ на врачебных амбулаториях и ФАПах.
За последние 5 лет в области выполняются все плановые показатели проведения дополнительной диспансеризации работающего населения, углубленной диспансеризации детей-сирот и 14-летних подростков. С целью выявления заболеваний на ранних стадиях с 01.04.2013 начата диспансеризация взрослого населения. С 2013 года ежегодно будет осматриваться порядка 650 тысяч жителей области. Проведение диспансеризации запланировано в два этапа с оплатой из средств Фонда ОМС.
Не первый год стабильно работают пользующиеся популярностью у населения центры здоровья. В области их функционирует 20, из них 6 детских. Ежегодно в них обращается более 60 тыс. жителей. Меры по формированию здорового образа жизни координируются с другими социальными ведомствами: министерствами труда и социального развития, физической культуры и спорта, образования, внутренних дел, с которыми у нас заключены долгосрочные соглашения.
Планомерно ведется работа по профилактической наркологической помощи. В 2012 году в области введен в эксплуатацию наркологический реабилитационный центр в г.Шахты, в последующие годы будут открыты еще два – в Ростове и Гуково. Продолжатся реализуемые в области с 2011 года медико-социальные проекты: «Тихий Дон - здоровье в каждый дом!», «Сохраним здоровье на рабочих местах», кампании по профилактике туберкулёза, с проведением выездных осмотров на мобильных флюорографических установках, автопарк которых за последние два года полностью обновлен (приобретено 14 машин), «школы здоровья» для пациентов, тестирование школьников и студентов вузов на употребление наркотических средств. В программе на это предусмотрено свыше 131 млрд. руб.
В Ростовской области высокотехнологичная специализированная помощь оказывается в соответствии с федеральными приказами. На базе областных учреждений ВМП оказывается по 14 профилям. С 2013 года трехкратно увеличены направляемые на эти цели средства областного бюджета, что позволило увеличить и софинансирование данного направления из федерального бюджета. Дополнительные денежные вливания увеличили количество квот до 5 тысяч. Расширен перечень учреждений и направлений по которым оказывается ВМП.
Работа санитарной авиации реализуется в области через отделение экстренной и плановой консультативной медицинской помощи (ЭПКП). Ежегодно осуществляется до 13 000 консультаций и 3 500 выездов, в том числе для транспортировки пациентов по этапам маршрутизации. По линии санитарной авиации в год эвакуируется около 4 000 пациентов. Выстроенный в течение двух десятилетий алгоритм работы отделения позволяет в перспективе возложить на него функцию центрального подразделения по маршрутизации пациентов на территории всей области. За последние 3 года создана система телемедицинской связи между отделением ЭПКП и всеми муниципальными учреждениями. Программой развития до 2020 года планируется дальнейшее увеличение точек доступа для проведения телемедицинских консультаций, что позволит значительно снизить нагрузку на выездных специалистов и повысить доступность и качество специализированной медицинской помощи. Развитие дистанционных технологий сопровождалось совершенствованием традиционной выездной работы специалистов. За счет средств областного бюджета значительно обновился санитарный автопарк муниципальных учреждений здравоохранения - в первую очередь, служб скорой медицинской помощи. Приобретено 180 санитарных машин, в том числе 18 реанимобилей для нужд муниципальных ЛПУ.
Сегодня в области по программе ОМС работают два частных гемодиализных центра, частными клиниками оказывается офтальмологическая помощь. Прорабатывается вопрос строительства онкологического центра, целью работы которого будет оказание специализированной и высокотехнологичной помощи по профилю онкология и онкогематология.
Приоритетным направлением является служба детства и родовспоможения, в которой также выстроена трехуровневая система оказания помощи. Выхаживанием глубоко недоношенных новорожденных неонатальные центры области занимаются с 2004 года. За последние годы дополнительно развернуты 32 реанимационные койки и теперь их общее количество возросло до 144. Это позволило только за прошедший год спасти жизнь более 2,5 тысячам недоношенных детей, рожденных в тяжелом состоянии, из них 51 ребенку с массой тела до 1 кг. При областном центре планирования семьи и репродукции человека создан центр «кризисной беременности» с сетью кабинетов. В программе запланирована дальнейшая оптимизация коечной сети службы детства и родовспоможения, основной целью которой является обеспечение условий для снижения материнской и младенческой смертности. Мы планируем дооснастить 16 работающих межмуниципальных центров до уровня полного соответствия порядкам и стандартам оказания акушерской помощи. Ставится задача формировать у беременных мотивацию к своевременному обращению в акушерские стационары межмуниципального уровня с целью обеспечения наименьших потерь во время родов. Потоки беременных направляются в более крупные стационары и межрайцентры с учетом транспортной доступности.
Отдельным направлением в подпрограмме развития службы детства и родовспоможения выделена детская реабилитация. В области в проведении медицинских реабилитационных мероприятий ежегодно нуждаются более 146 тысяч детей (20% от детского населения), из которых более 11 тысяч детей-инвалидов. В 2013 году для 13 областных, городских детских больниц из средств областного бюджета проводится закупка оборудования для оснащения реабилитационных отделений. Комплексно эту проблему мы планируем решить строительством областного реабилитационного центра.
В программе должное внимание уделено развитию санаторно-курортной и реабилитационной помощи. Направление пациентов на долечивание (реабилитацию) в условиях санаториев непосредственно после стационарного лечения осуществляется с 2011 года за счет областного бюджета по следующим профилям: кардиология, неврология, гастроэнтерология, эндокринология, акушерство-гинекология. В коечном фонде лечебных учреждений реабилитационные койки выделяются на всех этапах оказания медицинской помощи. 1 этап реабилитации должен начинаться с реанимационного отделения, плавно продолжаясь в специализированных соматических отделениях. Программой запланировано открытие отделений второго этапа реабилитации на базе существующих муниципальных учреждений, в том числе межтерриториальных. Для нуждающихся в третьем этапе реабилитации планируется создание крупного областного реабилитационного центра в г. Ростове-на-Дону на 300 коек.
В настоящее время министерством здравоохранения области готовятся изменения в действующую программу мероприятий по развитию паллиативной помощи. С 01.01.2014г. в области начнут функционировать 5 отделений паллиативной помощи на 175 коек в городах Ростове, Новочеркасске, Сальском, Усть-Донецком и Азовском районах. На эти цели в 2014 году будет направлено около 50 млн. рублей. В последующем планируется увеличение числа отделений и коек до 880 к 2020 году.
Одним из приоритетных направлений региональной программы развития здравоохранения является подпрограмма кадрового обеспечения.
По состоянию на 01.01.2013 г. в целом по области укомплектованность лечебно-профилактических учреждений врачами достигла 71,5% (в 2004 г. она составляла 60,3%). В районах области укомплектованность врачами составила 68,1%. Количество молодых специалистов, работающих в здравоохранении области возросло в сравнении с 2005 г. на 16,4%, в.т.ч. около 8% прироста показателя приходится на сельские районы. Значительно снизился процент врачей, не повышавших квалификацию последние пять лет: с 14,7% в 2004 году до 3,9% к концу 2012 года.
В 2013 году количество целевых мест в РостГМУ увеличено со 190 до 250. Для повышения эффективности целевой контрактной подготовки и привлечения молодых специалистов в учреждения здравоохранения области, с 2010 года министерством здравоохранения совместно с медицинским университетом проводятся ежегодные «Ярмарки вакансий». Осуществляются выплаты подъемных выпускникам медицинских ВУЗов, трудоустроенным на контрактной основе в территории с низкой укомплектованностью врачами. Наряду с компенсационными выплатами осуществляется государственная поддержка по улучшению жилищных условий работникам здравоохранения в форме бюджетных субсидий для оплаты 40% стоимости жилья и жилищных займов для оплаты 60% стоимости жилья. За счет средств областного бюджета за последние 7 лет улучшили жилищные условия свыше 650 специалистов учреждений здравоохранения области. В последующем до 2020 года запланировано оказать государственную поддержку в улучшении жилищных условий еще 600 специалистам.
Подпрограмма «Лекарственное обеспечение» предусматривает совершенствование лекарственной помощи федеральным, региональным льготникам, больным высокозатратными нозологиями и сахарным диабетом. Сахарный диабет выделен в отдельное направление, т.к. данным заболеванием страдают около 120 000 жителей региона, ежегодный прирост составляет 3-4%. В федеральный регистр больных по семи высокозатратным нозологиям включено порядка 3418 человек, из которых получают лекарственные средства 1640. Действующая логистическая система позволяет осуществлять доставку лекарств пациентам в течение 3-х дней.
Для повышения доступности лекарственной помощи аналогичная схема используется в отношении лиц пожилого возраста и с ограниченной мобильностью.
Внедрение современных информационных систем в здравоохранение ведется в рамках программы модернизации здравоохранения области на 2011-2013 годы. Вместе с тем, в области реализуется отдельная областная долгосрочная целевая программа «Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010-2014 годы», заказчиком которой является министерство информационных технологий и связи. Этой программой предусмотрена закупка и настройка необходимого оборудования для организации рабочих мест пользователей и доступа к прикладным сервисам.
Это позволит повысить эффективность автоматизируемых функций, связанных с оказанием медицинских услуг и результативность процессов управления здравоохранением, как на уровне учреждений здравоохранения, так и на уровне региональных органов управления здравоохранением.
В Ростовской области успешно внедрены стандарты оказания медицинской помощи. С 2013 года они введены в территориальную программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи жителям области и финансируются за счет средств ОМС. В рамках реализации программы «Дорожная карта» планируется дальнейшее использование утвержденных на федеральном и региональном уровнях стандартов и протоколов оказания медицинской помощи больным по различным профилям. Отдельно следует отметить, что в области с 2002 года совместным приказом ТФОМС и Минздрава области утверждены КСГ по всем профилям заболеваний с дифференциацией тарифа в зависимости от уровня оказания помощи.
Финансовое покрытие затрат областного здравоохранения за счет всех источников финансирования составляет в 2013 году 36,4 млрд. рублей, что в 3,5 раза выше уровня 2005 года (10,3 млрд. рублей). К 2020 году прогнозируется его увеличение до 50,8 млрд. рублей, а в целом за годы реализации программы (2013-2020 годы) прогнозируемый объем финансирования здравоохранения за счет всех источников составит 364,5 млрд. рублей.
Хочу отметить, что это – минимальный объем средств, рассчитанный исходя из параметров принятой на 2013 год и предстоящий период 2014-2015 годов территориальной программы государственных гарантий оказания жителям области бесплатной медицинской помощи.
В 2013 году объемные показатели, утвержденные территориальной программой ОМС, приближены к федеральным нормативам:
|