ГОУ СОШ № 683
Портфолио школьника
(методические рекомендации)
1. Различные типы портфолио. Существую три типа портфолио:
«ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ» - портфолио сертифицированных индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
Достоинства: Возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.
Недостатки: Не видно процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.
«ПОРТФОЛИО РАБОТ» (портфолио процесса или показательный) представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений. Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения. Он оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.
Достоинства: Качественная оценка, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения; представление о динамике учебной и творческой активности, направленности интересов, характере предпрофильной подготовки.
Недостатки: Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. «ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Он может быть представлен в виде текстов заключений, отзывов, рецензий, эссе, резюме, рекомендательных писем.
Достоинства: Возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.
Недостатки: Сложность формализации и учета собранной информации.
На сегодняшний день широкое распространение имеет комплексный портфолио, где перечисленные выше типы являются его основными разделами.
2. Структура комплексного портфолио.
Структура конкурсного портфолио участника:
1. Личные данные участника (ФИО, класс, школа, дата рождения, адрес, телефон, фото).
2. Учебные успехи (ведомость успеваемости за первое полугодие 2008-2009 учебного года)
3. Внеурочные достижения (сканиро-ванные копии дипломов муниципальных, региональных, всероссийских олимпиад, конференций, творческих конкурсов, выставках, спортивных соревнованиях и др. за последние 5 лет учёбы)
4. Эссе участника, основанное на биографических фактах (рассказ о личности, на которую хотел бы равняться, о заветной мечте, о самом ярком событии в твоей жизни).
|
Структура Портфолио-9 (портфолио ученика старших классов)
содержит следующие разделы:
титульный лист,
первый раздел "Официальные документы",
раздел второй "Творческие работы и социальная практика",
раздел третий "Отзывы и рекомендации",
раздел четвертый "Общая информация",
сводная итоговая ведомость.
|
Остановимся подробнее на описании разделов (далее приведены образцы заполненных разделов).
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество; учебное заведение, класс; период, за который представлены документы и материалы), контактную информацию (телефон, адрес электронной почты, адрес сайта) и фото ученика.
РАЗДЕЛ «ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ» Здесь помещают все имеющиеся у школьника сертифицированные индивидуальные достижения в различных областях деятельности. Прежде всего, это аттестат об окончании основной школы (приоритетны отметки по профилю), сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, олимпиад, соревнований, свидетельство об окончании музыкальной или художественной школы, удостоверение о наличии спортивного разряда. В данном разделе допускается представление копий официальных документов.
РАЗДЕЛ «ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА» Главная составляющая раздела - зачетная книжка. В зачетную книжку вносится информация о прохождении курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки. Указывается место и время прохождения, вид программ, количество часов и результат. Раздел представляет собой собрание различных творческих и проектных работ, а также описание основных форм и направлений социальной и творческой активности, участие в научно-практических конференциях, конкурсах, образовательных лагерях. Также представляются проектные, исследовательские работы, техническое творчество и другие формы творческой активности: результаты социальных практик (языковых, трудовых) - указывается вид практики, место, где она проводилась, ее продолжительность, результат.
РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ» Предлагает предоставить отзывы на творческие работы, исследовательские проекты, социальные практики, участие в конференциях, в самых разных сферах. Бывает, что ребенок представляет в портфолио результаты по каким либо предметам, образовательным областям, конкурсам, а выполняет работу с большим нежеланием, о чем часто никто не подозревает. В результате он может получить рекомендации заниматься в профиле, где он будет успешен, но не будет испытывать морального удовлетворения. Помочь ребенку "найти себя", грамотно выстроить профориентацию будет возможно, используя этот раздел портфолио. Здесь будет представлена саморефлексия ребенка на разнообразную деятельность, выполняемую им, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.
РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ» Содержит информацию о школьнике. 1. Резюме. Составляется по заданной схеме, заполнение официального бланка в соответствии с инструкцией. Это, в основном, деловая информация, которая позволяет представить возможности и имеющийся деловой опыт. 2. Автобиография. В свободной форме школьник пишет краткую автобиографию, описывая основные события своей жизни, своё отношение к ним и те выводы, которые сумел сделать из этих событий. 3. Мои жизненные планы. Данный документ представляет собой итог серьезных размышлений и требует определенного времени для его составления. Документ должен помочь ребенку определиться с планами на ближайшее будущее и более жизненную длительную перспективу. Планы должны быть конкретными. Они должны иметь точные сроки исполнения. Главное - не забывать давать ответ на вопрос: "Что я собираюсь для этого сделать?", анализируя очередной пункт жизненных планов.
РАЗДЕЛ «СВОДНАЯ ИТОГОВАЯ ВЕДОМОСТЬ» При заполнении данной ведомости нужно опираться на официальные документы, а также на материалы зачетной книжки, обращая внимания на соответствие содержания курсов по выбору, творческих и социальных практик, которые зафиксированы в данной зачетной книжке по избираемому профилю. Примечание: рассмотрена типовая структура портфолио. Приложение 1
Портфолио: типовой вариант для ознакомления, а также комментарии к разделам, образец резюме, примерная схема исчисления итоговой оценки портфолио, самоотчет о социальной практике. Приложение 2
Примерная схема исчисления итоговой оценки портфолио.
Приложение 3. Самоотчет о социальной практике.
Приложение 4. Портфолио: советы по составлению автобиографии, резюме, сопроводительного письма, документа "Мои жизненные планы". Приложение 5
Анкета «Знакомство».
Приложение 6
Инструкция для учащихся по написанию автобиографии.
Приложение 7
Для чего нужно составлять план, как составлять план, памятка “Как достичь цели?”.
Приложение 8
Досуговое самоопределение (методические рекомендации по составлению раздела).
Приложение 9
Оформление научно-исследовательской работы (методические рекомендации).
Приложение 10
Учебно-исследовательская работа обучающегося (методические рекомендации).
Приложение 11
Памятка «Как работать над рефератом». Приложение 1
Типовой вариант портфолио ученика 2-3 ступени
Государственное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 683
ПОРТФОЛИО
МОСКВА, год
ПОРТФОЛИО
Фамилия
|
| Имя
|
| Отчество
|
| Учебное заведение
|
| Класс
|
|
Период, за который представлены документы и материалы:
С ________________ 20__г.
По _______________ 20__ г. Личная подпись учащегося ___________________________ Контактная информация:
телефон
|
| e-mail
|
| веб-страница
|
|
|
|
|
| Раздел I.
Официальные документы
Комментарий к I разделу: Данный раздел содержит перечень представленных в портфолио официальных сертифицированных документов или их копий, подтверждающих индивидуальные достижения в различных сферах деятельности:
дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня,
грамоты за участие в конкурсах,
сертификаты о прохождении курсов по предметам
результаты тестирования, и т.д.
Каждый документ этого раздела оценивается баллом в соответствии с принятой в муниципальной образовательной сети шкалой оценок.
На основании этих документов оформляется вкладыш в аттестат об основном среднем образовании.
Критерии оценивания документов:
Перечень документов
№
| Название документа и его основное содержание
| Балл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел II.
Курсы по выбору, творческие работы, социальная практика Комментарий ко II разделу: В подраздел 2.2. и 2.3. включаются оригиналы различных творческих работ, а также самоотчеты о социальной практике (см. приложение 2), документальные подтверждения участия в конкурсах, конференциях, образовательных лагерях, художественных выставках, спортивных и соревнованиях и пр.
Критерии оценивания работ:
2.1. Курсы по выбору
№
| Названия курса
| Место и время прохождения
| Вид программы (межпредметная, предметная)
| Количество часов
| Отметка (балл, зачет, реферат и т.д.)
| Подпись
| план
| факт
| преподавателя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого (общее количество учебных часов):
|
|
|
|
Дата_______________ Подпись директора школы ____________________ печать
2.2. Перечень представленных в портфолио творческих работ
№
| Название творческой работы, ее вид
| Объем работы
| Время и место работы
| Балл
| Наличие отзыва
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3. Перечень самоотчетов о социальной практике
№
| Вид социальной практики
| Выполняемые обязанности
| Время и место работы
| Балл
| Наличие отзыва
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: Структура самоотчета представлена в Приложении 2
Раздел III.
Отзывы и рекомендации
Комментарий к III разделу: Данный раздел включает в себя характеристики отношения школьника к людям, событиям, различным видам деятельности. Они могут быть представлены в виде рекомендаций, заключений о качестве выполненной работы (например, в научном обществе школьников), рецензий на статью, опубликованную ребенком в СМИ; благодарственных писем, рекомендательных писем от учителей, родителей, друзей и т.д. Приводится перечень представленных отзывов и оригиналы документов.
Перечень представленных отзывов и рекомендаций
№
| Содержание отзыва и рекомендаций
| Кем написан отзыв
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел IV.
Общая информация
Резюме
Ф.И.О.______________________________________________________________ Дата рождения:_______________________ Место рождения: ___________________ _________________________________________________________________________ Гражданство:_______________________________________ Пол: ________________ Полный домашний адрес (с почтовым индексом): ____________________________
________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Домашний телефон (с кодом):____________________ E-mail: ___________________ Паспорт (серия и номер, когда и кем выдан) __________________________________ _________________________________________________________________________ Место учебы (полное название и точный почтовый адрес с индексом): 127644 г. Москва, ул. Клязьминская, д. 7/4, Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 683___________________________________
Класс ________________
Школьный телефон (с кодом) __(495) 486-35-75___________________________ E-mail:__________________________________________________________________ Цель составления резюме: ______________________________________________ _________________________________________________________________________ Общее среднее образование
(в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего общеобразовательного учреждения)
Годы учебы
| Номер школы, город
| Класс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительное образование
(в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего учреждения, с указанием предмета или творческого объединения).
Годы учебы
| Наименование учреждения
| Предмет, творческое объединение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опыт работы
(в обратном хронологическом порядке, начиная с последней работы с указанием предприятия и выполняемой работы)
Годы работы
| Наименование предприятия
| Выполняемая работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опыт общественной работы
(в обратном хронологическом порядке, начиная с последней работы с указанием организации, движения и выполняемой работы)
Годы работы
| Наименование организации, движения
| Выполняемая работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дополнительная информация:
(владение иностранными языками, ПК (ОС и приложения), автомобилем и т.д.): Интересы, предпочтения, хобби и т.д.: Наиболее успешные виды деятельности, предпочитаемые предметы: Дата составления резюме «___» _______________ 200__ г.
Личная подпись _______________________
Автобиография
Дата заполнения: «___» ______________ 200__ г.
Личная подпись ____________________________
Мои жизненные планы
№
| Чего я хочу достичь?
| Сроки
| Что я для этого должен сделать?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |