Администрация Кстовского муниципального района
| Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
| ГИМНАЗИЯ №4
пл. Мира, г.Кстово Нижегородской области, 607650
| тел./факс (83145)7-60-15, e-mail mousosh-4@yandex.ru
| Утверждаю
Директор МБОУ Гимназии №4
__________ Е.В. Молоткова
«01» сентября 2012 г. Положение о портфолио обучающегося
Общие положения
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены и т.д.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Портфолио обучающегося – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных и иных достижений конкретного обучающегося, отвечающей задачам профессионального самоопределения.
2. Цели Портфолио
Построение личностной траектории образования.
Демонстрация способностей обучающегося практически применять приобретенные знания и умения.
3. Задачи Портфолио
Формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность в различных направлениях.
Формировать и поддерживать учебную мотивацию обучающихся.
Организовывать воспитательный процесс с учетом личных стремлений и достижений обучающихся.
Развивать навыки рефлексивной, оценочной деятельности обучающихся.
Представлять отчет по процессу образования подростка, анализировать значимые образовательные результаты в целом, обеспечивать и отслеживать индивидуальный прогресс в широком образовательном контексте.
4. Структура и содержание портфолио
Портфолио достижений обучающегося складывается из трех основных разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов». «Портфолио документов»
В «портфолио документов» войдут сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения школьника – копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, др. мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов вкладыш в аттестат и т.п. + приложение № 1).
«Портфолио работ» - это собрание творческих, исследовательских и проектных работ обучающегося, информация о элективных курсах, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. «портфолио работ» оформляется в виде дневника достижений (приложение №2) с приложением самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, видеозаписей, фотографий и т.п. Эта часть портфолио обучающегося даст качественную оценку по заданным параметрам: полнота, разнообразие, убедительность материалов, ориентированность на выбранный профиль обучения, динамика учебной и творческой активности, направленность интересов и т.п.
«Портфолио отзывов» - это характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями и другими субъектами образовательного процесса, а также письменный анализ отношения самого школьника к своей деятельности и ее результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме, рекомендательные письма и прочее). Эта часть портфолио должна включать автобиографию обучающегося и его жизненные планы – механизм самооценки обучающегося, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.
5. Функции портфолио
Повышение образовательной активности школьников, уровня осознания ими своих целей и возможностей;
Достоверный и ответственный выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассников.
6. Время ведения портфолио
Портфолио вводится для каждого обучающегося с 1-11 класс.
7. Оформление Портфолио
Портфолио оформляется самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.
Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей).
Рабочую папку учащийся оформляет в соответствии с принятой в школе структурой. Обучающийся имеет право (по своему усмотрению) включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Все записи ведутся аккуратно, разборчиво. Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид.
В 9 классе портфолио оформляется на бланке установленного образца на основе собранного материала обучающегося. Портфолио заполняется классным руководителем с выставлением итогового балла образовательного рейтинга выпускника основной Гимназии. Исправления в бланке портфолио не допускаются.
Объективность выставления итогового балла проверяется заместителем директора по УВР. Заместитель директора несет ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио, и определение итогового балла.
Сводная итоговая ведомость портфолио заверяется подписью директора Гимназии и гербовой печатью Гимназии.
8. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при внедрении в практику портфолио как метод оценивания
Директор Гимназии
Организует разработку и утверждает локальные акты, обеспечивающие правовую базу предпрофильного обучения.
Распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности.
Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания.
Осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по данному направлению работы.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Является ответственным лицом за внедрение портфолио в педагогическую практику.
Разрабатывает нормативную документацию, отслеживает результаты деятельности в данном направлении, оформляет итоговую документацию.
Информирует членов педагогического коллектива о результатах деятельности.
Осуществляет контроль за внедрением в образовательный процесс портфолио.
Консультирует классных руководителей по вопросам внедрения в образовательный процесс портфолио.
Организует и проводит проблемные курсы.
Организует проведение общегимназических мероприятий: выставок и презентаций портфолио.
Учитель
Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио.
Координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует обучающихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня.
Способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности.
Отслеживает индивидуальное развитие обучающегося.
Является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий и классного коллектива современного метода оценивания портфолио.
Обучающийся
Самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы;
Самостоятельно оценивает свои результаты.
Сотрудничает с экспертами-консультантами.
Представляет уникальность своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов.
Родители
Помогают в заполнении портфолио.
Осуществляют контроль за исполнением портфолио.
9. Действие портфолио
Данные Портфолио могут использоваться для рейтингования обучающихся.
Примерная система оценивания достижений учащихся по материалам Портфолио:
Показатели
| Измерители
| Балл
| Учебная деятельность
| 1-8 кл. – средний балл по дневнику
9 кл. – результаты государственной (итоговой) аттестации: - математика - русский язык - экзамен по выбору №1 - экзамен по выбору №2 - средний балл аттестата
| до 5 баллов
до 5 б. до 5 б. до 5 б. до 5 б. до 5 б.
| 10 кл. - средний балл годовых оценок
| до 5 б.
| 11 кл. – результаты ЕГЭ
| до 5 б.
| Дипломы и грамоты по итогам школьных олимпиад: - победитель - призер - участник
|
3 б. 2 б. 1 б.
| Дипломы и грамоты по итогам муниципальных олимпиад
- победитель - призер - участник
|
4 б. 3 б. 2 б.
| Дипломы и грамоты по итогам областных олимпиад: - победитель - призер - участник
|
5 б. 4 б. 2 б.
| Дипломы и грамоты по итогам зональных (всероссийских) олимпиад: - победитель - призер - участник
|
10 б. 7 б. 5 б.
| Научно-исследовательская деятельность
| Участие в школьных проектах и мероприятиях
- победитель - призер - участник
|
3 б. 2 б. 1 б.
| Участие в муниципальных проектах и мероприятиях
- победитель - призер - участник
|
4 б. 3 б. 2 б.
| Участие в областных проектах и мероприятиях
- победитель - призер - участник
|
5 б. 4 б. 2 б.
| Участие во всероссийских проектах и мероприятиях
- победитель - призер - участник
|
10 б. 7 б. 5 б.
| Дополнительное образование
| Участие в кружках, секциях
| 2 б.
| Выставка творческих работ
| 5 б.
| Дипломы и грамоты по итогам школьных конкурсов, фестивалей:
- победитель - призер - участник
|
3 б. 2 б. 1 б.
| Дипломы и грамоты по итогам муниципальных конкурсов, фестивалей:
- победитель - призер - участник
|
4 б. 3 б. 2 б.
| Дипломы и грамоты по итогам областных конкурсов, фестивалей:
- победитель - призер - участник
|
5 б. 4 б. 2 б.
| Спортивные достижения
| Дипломы и грамоты по итогам школьных соревнований: - победитель - призер - участник
|
3 б. 2 б. 1 б.
| Дипломы и грамоты по итогам муниципальных соревнований, олимпиад
- победитель - призер - участник
|
4 б. 3 б. 2 б.
| Дипломы и грамоты по итогам областных соревнований, спартакиад: - победитель - призер - участник
|
5 б. 4 б. 2 б.
| Дипломы и грамоты по итогам зональных (всероссийских) соревнований, спартакиад: - победитель - призер - участник
|
10 б. 7 б. 5 б.
|
Принято Управляющим советом
28.08.2012 г., протокол № 1
Председатель _____________ Ж.В. Шенкер Принято педагогическим советом
30.08.2012 г., протокол № 1 Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________ О.А. Новосельцева
«_______» __________2012 г. |