ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА Веденное относительно недавно понятие «портфолио ребенка» заняло прочные позиции в нашей образовательной системе. У каждого школьника портфолио давно уже есть, а теперь все чаще аналогичную книгу достижений предлагается завести и родителям дошкольников.
Прежде, чем понять, что такое портфолио ребенка – дошкольника, нужно определиться с понятием «портфолио» вообще. Итак: что такое портфолио? Что означает это слово? Откуда оно пришло? Чаще всего понятие «портфолио» встречается, когда речь идет о деятелях искусства, представителях модельного бизнеса и т.п. Под этим подразумевается папка или портфель, которая содержит в себе информацию об ее обладателе.
Таким образом, можно сказать, что портфолио – это копилка основных достижений и успехов его автора за определенный момент.
Портфолио дошкольника – это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты свей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Ведь как важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что еще не можешь, не знаешь, не умеешь.
Для чего нужно портфолио дошкольника
Отношение к портфолио у родителей двоякое. С одной стороны, многие считают это неоправданной тратой времени и бесполезной затеей: мол, если плохое портфолио или его нет у дошкольника, то что, его исключат из детского сада или не примут в школу? Противники портфолио аргументируют свою точку зрения тем, что детский сад должен заниматься воспитанием ребенка, вне зависимости от его статуса, благосостояния или эпистолярных умений родителей, а здесь получается какое-то бумажкотворчество.
Другой лагерь поддерживает наличие портфолио у детей. Родители понимают всю важность составления папки-характеристики. Портфолио поможет воспитателям. Узнать в какие игры любит играть ребенок, какие игрушки ему нравятся, какие поручения он охотнее всего выполняет, педагог сумеет правильно и грамотно выстроить линию поведения с дошкольником, поможет ему быстрее адаптироваться в коллективе.
Получив от воспитателя в качестве домашнего задания подготовить портфолио дошкольника, вам придется вспомнить и собрать воедино основные моменты, связанные с жизнью малыша: его предпочтения, хобби, первые творческие работы, фотографии. В садике портфолио дополнят наиболее удачными рисунками и поделками и на выпускной утренник вы получите обратно папку с достижениями ребенка.
Портфолио может храниться дома, как воспоминания о славном дошкольном периоде. Портфолио могут попросить принести в начальную школу. Исходя из данных, содержащихся в папке, учителя составят свое представление о ребенке и решат, с кем его лучше посадить, на какие предметы следует обратить внимание – то есть к приходу малыша будет готова уже психологическая база для обучения в классе.
Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результат развития ребенка, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
Создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
Поощрять его активность и самостоятельность;
Содействовать индивидуализации образования дошкольника;
Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
Укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящее изменения в своем ребенке, систематизировать их.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребенка. Это своеобразный отчет определенного жизненного пути маленького человека. И я уверена, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперед, это стимул к чему-то более важном и значимому.
Выводы
Портфолио – это копилка любых успехов ребенка, полученных в различных видах деятельности, которые сопровождают его до школы:
В быту: умение самостоятельно одеваться, кушать, умываться, класть вещи на место и т.д.;
На занятиях, которые проводятся в детском саду;
При посещении различных кружков секций;
В общении со взрослыми, сверстниками.
Заполнение портфолио поможет узнать, как развивается ребенок, когда лучше начать обучение в школе, учитель же получит представление о том, что ребенок думает о себе. Работа с портфолио поможет нам:
Установить более близкие отношения друг с другом;
Создать атмосферу общности интересов;
Активизировать свое внимание к успехам ребенка, своевременно их отмечать;
Поддерживать интерес к различным видам деятельности малыша;
Формировать у ребенка самоконтроль и самооценку.
Это не диагностика, не тесты, а именно успехи, о которых может рассказать сам ребенок, руководствуясь пояснениями мамы, папы, воспитателя. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.
Что включают в портфолио дошкольника.
Портфолио отражает основные показатели ребенка:
Физические (рост, вес и другие)
Навыки (диапазон умений ребенка)
Жизненные (путешествия, хобби и прочее)
Вариантов портфолио существует целое множество, однако все они несущественно отличаются друг от друга.
Портфолио дошкольника (автор И. Руденко)
Предлагает примерное содержание этих разделов, которое заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника Структура портфолио дошкольника.
Титульный лист (обязательно указывается ИМЯ и ФАМИЛИЯ ребенка, дополнительно – индивидуальное оформление)
Содержание (на этом листе перечисляются разделы портфолио)
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указывается его фамилия и имя , номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю…» («Мне нравится…», «Обожаю, когда…»), в которой будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой»
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю». В разделе фиксируется высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о …», «Я бы хотел быть…», «Я жду, когда…», «Я вижу себя…», «Я хочу видеть себя…», «Мои любимые дела…»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы)
Раздел 7 «Посоветуйте мне…». В разделе даются рекомендации родителям воспитателям и всем специалистам, работающим с ребенком
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.
Проводимая нами структура портфолио примерна. Главное наиболее полное отражение особенностей роста и развития детей. Можно придерживаться предлагаемой нами компоновки, а можно упорядочить разделы иначе, полагаясь на собственное видение конечного результата. Количество разделов можно сократить. Возможно, вы начнете работу с пятью-шестью разделами, а затем дополните их количество. Практика покажет, какие именно подойдут для ребенка, а какие будут вовсе не нужны. Каким будет портфолио Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости. Малышу обязательно надо объяснить, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «Быстро охладеет». Поймет! В 2-3-летнем возрасте все без исключения малыши любят яркие книги. Не охладеет! Книжка о себе самом – самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад я был маленьким». Работу над «волшебной книжкой» можно начать с совместного похода за обложкой (вместе выбрать папку). Желательно, чтобы листы-разделители были раскрашены самим ребенком. Постепенно, не все сразу. Пусть какое-то время некоторые из них останутся черно-белыми. Поначалу детские «разукрашки» не всегда выглядят эстетично. Однако, ни в коем случае не надо от них отказываться. В «папку-файл» с одной стороны вложите разделитель, раскрашенный взрослым, с другой стороны – ребенком. Ребенок будет рад совместному творчеству. Как только внешний вид «разукрашки» перестанет ребенку нравиться, он легко заменит его на новый, более качественный. Фотографируя поделку или рассматривая рисунок, целесообразно будет задать маленькому автору несколько вопросов: - Тебе нравится эта работа? – как ты думаешь, имеет ли смысл поместить эту работу в твой портфолио? – давай подумаем, в какой раздел эта работа больше подходит?
В процессе работы над сбором материалов может обнаружиться, что предлагаемых нами примерных разделов портфолио будет недостаточно, либо они не совсем близко подойдут Вашему ребенку по тематике. Родителям непременно стоит дополнить количество разделов или заменить их по своему желанию. В этом случае руководствуйтесь собственной фантазией и опирайтесь на литературу, посвященную развитию детей конкретной возрастной категории. Если у малыша уже наметилось хобби или есть вполне конкретное любимое занятие необходимо завести для этого определенный (персональный) раздел. В таком случае большие успехи на этом поприще не будут умалять других достижений, несомненно, важных, но не столь заметных Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:
Одно из главных условий – это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребенок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
Необходимо четко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной.
Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
Если портфолио дошкольника, то вид структуру и содержание определяет, либо педагог либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотек, но считаться с мнением ребенка обязательно.
Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянно пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например 1 раз в квартал).
Красочно оформленный и наполненный интересными материалами портфолио. Безусловно, не должен лежать мертвым грузом. Где и как мы можем использовать портфолио? На самом деле, этот материал прекрасно подходит для самопрезентации на собственном дне рождения, отмечаемом дома или в детском саду, а также при переходе в другое учреждение дошкольного или дополнительного образования.
Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точки соприкосновения во взаимодействии «ребенок-родители». А работа над его составлением – интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.
Желаем успехов вам и вашим замечательным деткам! |