Скачать 285.17 Kb.
|
МБДОУ ЦРР №23 «Родничок» Методические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио». ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО» В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В последнее время в педагогической литературе активно обсуждаются вопросы использования портфолио в общеобразовательной школе. Чаще всего речь идет о портфолио ученика, реже — о методическом портфолио. Что же такое портфолио? Возможно ли его использование в дошкольном учреждении? Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио» (Т.Г. Новикова, А.С, Прутченков, И.Ю. Гайтукаева, И.Г. Юдина, Г.К. Селевко, В.К. Загвоздкин и др.). Несмотря на различие в обосновании понятия, все исследователи сходятся во мнении, что портфолио в первую очередь — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период. Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, — «показать все, на что ты способен». Таким образом, смещается акцент с того, что автор портфолио не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет; происходит интеграция количественной и качественной оценок, и, самое главное, происходит перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку. Преимуществом технологии «Портфолио» также является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег. И вместе с тем это форма непоерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса. Функции технологии 1. Диагностическая функция — фиксируются изменения и рост за определенный период времени. 2. Функция целеполагания — создание портфолио поддерживает образовательные цели, поставленные автором задачи. 3. Мотивационная функция — поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов. 4. Содержательная функция — материалы портфолио раскрывают весь спектр выполняемых работ. 5. Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса воспитания, обучения и развития от года к году. 6. Рейтинговая — показывает диапазон навыков и умений. Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом формате, так и в электронном виде. Классификация моделей 1. По принадлежности (авторству) — портфолио как показатель достижений: — портфолио дошкольника; — портфолио педагога; — портфолио дошкольного учреждения; — портфолио семьи; — портфолио коллектива (педагогического, творческого, детского). 2. По направленности: — портфолио-собственность — сбор материала для себя; — портфолио-отчет — сбор материала по запросу, заявке, в соответствии с планом исследования, работы. 3. По целеполаганию — портфолио как отражение поставленных задач: — портфолио достижений — отражает результаты работы по конкретному направлению деятельности; — аттестационный — отражает достижения в межаттестационный период педагога, ДОУ; — накопительный - содержит информацию о результатах собственной деятельности педагога, ребенка, ДОУ, об опыте коллег, материалы периодической печати и др. для ее дальнейшей обработки и систематизации; — тематический — отражает опыт деятельности педагога (ДОУ, коллектива) в рамках определенной темы; — проблемный — предполагает сбор информации по вопросам, являющимся наиболее актуальными для педагога (ДОУ), отражает цели, процесс и результат решения поставленной проблемы; — оценочно-диагностический — учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени, с целью прогнозирования дальнейшей деятельности; — конкурсный — определяет рейтинг деятельности педаго-га (ДОУ); — рефлексивный — демонстрирует анализ особенностей работы с различными источниками информации: ощущений, размышлений, впечатлений. 4. По времени создания: — краткосрочный; — среднесрочный; — долгосрочный. Время работы над портфолио определяется автором исходя из задач, интересов и необходимости. 5. По оформлению: — печатный вариант — в виде папок, картотек, портфелей; — электронное портфолио (Power Point, Word, web-сайт и др.); — раскраска. Портфолио — это результат деятельности автора, поэтому ему предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива при единственном требовании — удобство хранения. 6. По содержанию: — портфолио документов — сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения; — портфолио работ — собрание различных творческих и проектных работ автора, а также описание основных форм и направлений его образовательной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.; — портфолио отзывов — характеристики отношения автора к различным видам деятельности, представленные педагогами, родителями, возможно, коллегами, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого автора своей конкретной деятельности и ее результатов. В портфолио могут присутствовать разделы: документов, работ, отзывов в количестве от 1 до 3 в различных сочетаниях. Приведем пример возможного использования различных моделей портфолио разными категориями авторов и коллективов:
Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри которых выделяют рубрики. Количество разделов и рубрик, а таюке их тематика могут быть различными и определяются в каждом отдельном случае. Структура портфолио выстраивается в соответствии с целью и видом. Структура 1. Портрет. Раздел, раскрывающий личность. В него собираются фотографии, свидетельства, характеризующие любимые занятия, интересы 2. Коллектор. Раздел содержит информацию, накопленную в соответствии с целью портфолио, в нем собран необходимый материал, разработанный педагогами, коллегами, исследователями. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, материалы периодических изданий, информации, иллюстрации и т.д. — одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности автора портфолио. Коллектор — это своего рода «копилка» материалов и информации, часть которых будет использована в работе по изучаемой теме, а часть перейдет в портфолио по другим темам. 3. Рабочие материалы. Раздел включает информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий, графические материалы, тексты сообщений и докладов, различные творческие работы и т.д. То есть данный раздел представляет собой «копилку» различного рода работ, выполненных автором портфолио. 4. Достижения. Раздел содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в развитии (профессиональном, личностном). Это могут быть наиболее успешно выполненные задания, отзывы педагогов, детей, родителей об удачных мероприятиях, работы, получившие высокую оценку и самооценку, свидетельства об окончании различных курсов, сертификаты и т.д. Обязательным требованием является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела, в котором автор поясняет, почему он считает данную работу своим достижением. Внутри разделов могут быть выделены рубрики, которые помогают систематизировать материал и формируют структуру раздела. Рубрики могут быть обязательными и необязательными. Обязательные рубрики — это тот материал, который является самым важным для данного портфолио. Обязательные рубрики должны быть закреплены в «Положении о портфолио». Необязательные, свободно выбираемые автором рубрики позволяют индивидуализировать содержание, структуру, объем и оформление портфолио. Количество обязательных рубрик должно быть ограниченным — необходимым и достаточным для отражения особенностей вида портфолио. Количество выбираемых рубрик оговаривается для каждого вида отдельно. Содержание рубрики определяется ее названием, объем — назначением материала, который в нее включается, структура и оформление — индивидуальными особенностями автора. Предлагаем вашему вниманию универсальную схему содержания разделов, которую можно использовать при разработке портфолио в дошкольном учреждении. Варианты разделов портфолио
Таким образом, портфолио — это открытая динамическая система, содержащая определенный набор информации, которая регулярно обновляется за счет постоянной смены содержательного наполнения разделов и рубрик. Вид, структуру и содержание портфолио определяет автор, составитель портфолио (кроме дошкольников), однако допускаются помощь и консультирование руководителей, педагогов, особенно если речь идет о дошкольнике. |
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность... | Формирование «портфолио» – это накопление и сохранение документального подтверждения собственных достижений студента за весь период... | ||
... | Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами. В конце статьи расположены... | ||
«портфолио педагога» среди педагогов дошкольных образовательных организаций можгинского района | Таким образом, в сфере образования появились следующие понятия – «портфолио педагога», «педагогический портфель» или для нас проще... | ||
Портфолио учащегося: составление и использование: методические рекомендации./ Автор-составитель: Т. Б. Табарданова – Ульяновск: уипк... | Самостоятельная инициативная деятельность учащихся при работе с портфолио представлена на примере тем «Знакомьтесь, это я!», «Учимся... | ||
Настоящее положение определяет порядок формирования и использования портфолио, как способа накопления и оценки индивидуальных достижений... | Настоящее положение разработано на основе Концепции профильного обучения общего среднего (полного) образования, утвержденной Приказом... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |