Управление образования Гомельского облисполкома
Государственное учреждение образования «Гомельский областной институт развития образования»
Система работы учителя
по подготовке школьников
к централизованному тестированию
Методические рекомендации
Гомель
2008
УДК 373
ББК 74.202.8
С 40
Печатается по решению редакционно-издательского совета государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования». Система работы учителя по подготовке школьников к централизованному тестированию: методические рекомендации / составители: О.В. Аноко, Е.А. Панфиленко, Т.В. Жданова, Н.А. Семенова, В.А. Емельянова, С.Е. Бетанов. - Гомель: ГУО «Гомельский областной институт развития образования», 2008. – 26 с. Методические рекомендации предназначены для методистов РГМК, руководителей учреждений образований и творчески работающих педагогов.
| ©
| Государственное учреждение образования «Гомельский областной институт развития образования», 2008
|
Модель деятельности по подготовке к итоговой аттестации и централизованному тестированию Для подготовки учащихся к централизованному тестированию в учреждениях образования необходимо организовать работу по трем направлениям:
организация репетиционных тестирований;
индивидуально-коррекционная деятельность;
профориентационная работа.
В соответствии с указанными направлениями и планом управления образования по подготовке к централизованному тестированию в 2008/2009 году необходимо обеспечить качественную подготовку школьников к итоговой аттестации, опираясь на данную модель:
Этапы
деятельности
| Сроки
| Направление деятельности
| Формы работы
| 1 этап.
Организационно-диагностический
| Сентябрь-октябрь
|
Диагностика знаний и умений учащихся, изучение профнамерений. Формирование банка данных о профессиональных намерениях выпускников, их поступлении в вузы, ссузы (по установленной форме. Подготовка банка данных об итогах централизованного тестирования по учреждению и классам. Изучение уровня подготовки учащихся по предметам. Обеспечение работы факультативов, очно-заочных школ абитуриента
|
Проведение анкетирования учащихся и их родителей
Изучение статистических данных о результатах тестирования, их анализ
Диагностическое тестирование учащихся по предметам на уроках, факультативах.
| 2 этап.
Информационно-прогностический
| Октябрь-ноябрь
|
Информирование учащихся и их родителей об итогах поступления выпускников каждой школы в вузы, ссузы и результатах ЦТ в 2008 г.
Заполнение профкарт в соответствии с данными программы «Профпрогноз». Подготовка рекомендаций для родителей учащихся относительно профессионального выбора каждого выпускника. Разработка индивидуальных планов коррекции уровня учебных достижений
учащихся. Составление графиков участия в репетиционных тестированиях для учащихся, желающих поступать в вузы, ссузы. Разъяснительная и
информационная работа с учащимися и их родителями (ознакомление с результатами профдиагностики). Внесение корректив в план индивидуальной учебной работы.
|
Проведение педагогического консилиума с целью утверждения общего плана (программы) деятельности по подготовке к экзаменам и поступлению в вузы, другие учреждения образования учащихся. Организация родительских собраний, индивидуальных консультаций по вопросам уровня знаний учащихся 11 классов (3 раза в год), по учебным предметам, результатам репетиционного тестирования, вариантам поступления и трудоустройства выпускников. Согласование проведения общих мероприятий с Региональным центром централизованного тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи, высшими учреждениями образования. Организация первого этапа репетиционного тестирования. Проведение тестирования по программе «Профпрогноз». Организация индивидуальных консультаций лучших педагогов районов по результатам репетиционного тестирования с выпускниками прошлых лет.
| 3 этап.
Коррекционно-деятельностный
| Ноябрь-май
|
Индивидуальная и организационная работа по
коррекции знаний
учащихся, формированию тестовых навыков и умений. Общая психолого-педагогическая подготовка к экзаменам. Коррекция профнамерений выпускников. Информирование родителей о результатах подготовки к экзаменам.
|
Проведение 2, 3-го этапов
репетиционного тестирования с участием каждого выпускника, поступающего в высшие учебные заведения Организация очно-заочных консультаций высококвалифицированных педагогов в рамках межшкольных факультативов, школ абитуриента по результатам выполнения репетиционного тестирования. Консультации психологов и социальных педагогов. Организация родительских собраний, индивидуальных консультаций.
| 4 этап.
Заключительный
| Июнь
|
Психолого-педагогическая и организационная подготовка учащихся к итоговой аттестации учащихся 9-11 классов. Разработка документации и наглядных средств информирования о порядке проведения и участия в итоговой аттестации. Ознакомление родителей с результатами аттестации учащихся. Конкретизация
профнамерений выпускников Участие в централизованном тестировании.
|
Проведение индивидуальных консультаций, экзаменов; утверждение порядка проведения итоговой аттестации учащихся на педагогическом совете; организация родительских собраний.
| Рекомендации по разработке программы подготовки к централизованному тестированию в учреждениях образования В программе необходимо предусмотреть:
Создание банка инструктивно-методических документов, которые регламентируют проведение итоговой аттестации, централизованного тестирования.
Диагностику профессиональных интересов старшеклассников.
Проведение диагностического тестирования учащихся по учебным предметам.
Формирование информационного банка материалов централизованного, репетиционного тестирования прошлых лет. Накопление и систематизация материалов для подготовки учащихся к централизованному тестированию.
Проведение информационно-разъяснительной работы с родителями, педагогами, учащимися.
Организацию методической работы по овладению педагогами технологией тестирования и тестовым контролем.
Наличие сравнительного анализа сертифицированных материалов для подготовки учащихся к централизованному тестированию.
Подготовку соответствующих разделов в школьных библиотеках, организацию выставок учебно-методической, учебной, справочной литературы в помощь абитуриенту.
Сотрудничество с высшими и средними специальными учреждениями образования, региональным центром тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи.
Целевое повышение квалификации педагогов.
Самообразование педагогов по овладению методами педагогического тестирования, содержанием подготовки учащихся к централизованному тестированию.
Проведение психологических тренингов для педагогов и учащихся.
Рекомендации по проведению заседания методического объединения
учителей по подготовке учащихся к централизованному тестированию Заседание №1
Тема: Организационно-методические аспекты подготовки к централизованному тестированию.
Форма проведения: инструктивно-методическое совещание. Вопросы для обсуждения
1. Нормативно-инструктивных документы, регламентирующие организацию и проведение итоговой аттестации, централизованного тестирования, информация о вступительных испытаний в вузы.
2. Наличие информационных банков:
материалов централизованного тестирования;
материалов тестовых заданий, для различного вида контроля на уроках;
3. Анализ итогов централизованного тестирования за прошедшие годы:
анализ тестовых заданий;
анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися при выполнении тестовых заданий;
анализ трудностей при внедрении тестовых технологий на уроке.
4. Составление плана работы по подготовке учащихся к централизованному тестированию по следующим разделам:
проведение профориентационной работы с учащимися, родителями;
разработка системы внутришкольного контроля, основанной на применении тестовых методик;
создание банка данных об учащихся-выпускниках;
создание банка данных о педагогах, преподающих в выпускных классах;
информационно-просветительская работа с педагогами, родителями, учащимися;
организация коррекционной работы с каждым учащимся;
сотрудничество с высшими и средними специальными учебными заведениями;
подготовка материалов для размещения на информационном стенде по подготовке и проведению ЦТ;
самообразование педагогов по внедрению тестовых технологий;
организация психологического тренинга;
организация мониторинга результатов учебной деятельности;
повышение квалификации педагогов.
5. Подведение итогов и разработка памятки по подготовке к централизованному тестированию. Заседание №2
Тема: Применение тестовых технологий на практике.
Форма проведения: педагогический практикум.
Вопросы для обсуждения
Разработка правил составления тестовых заданий в соответствии с десяти
балльной системой обучения.
Виды тестов, их классификация.
Создание банка тестов и заданий для педагогического и административного внутришкольного контроля учебного процесса.
Разработка учителями-предметниками педагогических тестов.
Разработка программного обеспечения для обработки и представления результатов тестирования учащихся на районном и городском уровнях.
Организация коррекции знаний.
Разработка индивидуальных планов по подготовке учащихся.
Выводы и предложения по использованию тестовых технологий и разработке тестовых заданий.
Представление продуктивного опыта педагогов по данному вопросу.
Правила для составления тестов
Не проверять то, чему вы школьников не учили. Цель тестирования – выяснить, что ученики усвоили в период обучения. Содержание тестов не должно выходить за рамки учебной программы.
Составляя тесты, вы должны помнить о том, что они проверяют знания по учебным предметам, а не общие знания.
Все варианты тестов должны быть равноценны по степени сложности.
Содержание тестовых заданий должно составляться по нарастающей степени сложности (от простого к сложному), чтобы и слабый ученик мог выполнить какой-то процент заданий. Каждый вариант теста может быть разбит на три части: А, В, С.
А - соответствует базовому уровню подготовки (60 %).
В - вопросы, изучаемые на повышенном уровне(30 %).
С - наиболее сложные вопросы, изучаемые на углубленном уровне (10 %), вопросы творческого характера. Заседание №3
Тема: Подготовка учащихся и их родителей к экзаменам в форме централизованного тестирования.
Форма проведения: семинар.
Вопросы для обсуждения
1. Система подготовки учащихся и родителей к выпускным и вступительным экзаменам в вузы в форме централизованного тестирования (отчёты учителей, успешно использующих тестовые технологии на практике).
2. Разработка памятки для родителей «Как помочь детям при подготовке к централизованному тестированию».
Разработка памятки для учащихся, которые готовятся сдавать централизованное тестирование.
Этапы подготовки учителя к централизованному тестированию.
Системная работа с тестами по географии
Работа учителя с тестами. Лучше всего в первую очередь самому выполнить тестовые задания в установленный временной период, прочувствовать это испытание на себе. После этого вы увидите все недостатки и преимущества тестовых технологий.
Работа по подготовке к централизованному тестированию должна быть направлена на овладение основными умениями и навыками в объеме, установленном программой по географии за курс средней общеобразовательной школы каждым учащимся, так как тест составляется в соответствии с программой, утвержденной министерством образования Республики Беларусь.
Работа учителя и учащихся при повторении должна проходить в режиме использования тестовых технологий, т. е. мини-тестов по каждой теме или разделу.
При повторении нужно добиваться от учеников осмысления каждого задания, требовать от них ссылок на соответствующие понятия (термины) или законы.
Чтобы учащиеся успешно сдали экзамены в форме централизованного тестирования, учителю необходимо объяснить основные требования к выполнению теста и правила работы.
Формы работы на уроке
Дифференцированная работа с учащимися по подготовке к централизованному тестированию по географии Что же представляет собой мониторинг в системе «ученик-учитель»? Это совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать (корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знаниям.
Программа мониторинга должна отражать:
этапы обучения;
определение целей на каждом этапе обучения, их формулировку с ориентацией на достижение результатов;
подготовку учебных материалов, подбор эффективных технологий, форм и методов обучения;
оценку текущих результатов, коррекцию обучения, направленную на достижение поставленных целей;
заключительную итоговую оценку результатов.
Целесообразно на каждом этапе обучения проводить предварительное тестирование. Его цель – определить, какими знаниями и умениями ученик владеет изначально. Оценив результат предварительного тестирования, преподаватель должен разработать для каждого ученика указания с видами учебной деятельности.
Работа с учащимися, имеющими высокие результаты учебной деятельности
| Работа с учащимися, имеющими низкие результаты учебной деятельности
| Самостоятельная работа по учебникам и дополнительным пособиям
| Консуль-тации
| Научно-исследователь-ская, экспериментальная работа
| Коррекционная деятельность
| Работа с учителем, стимулирующие занятия, факультативы
| Работа в группах с сильными учениками
| Индивидуальная работа с литературой, рекомендуемой учителем
|
Работая с учебным материалом, ученик овладеет знаниями на определенном этапе обучения с учётом соответствующей учебной цели. Результаты отслеживаются в процессе выполнения самостоятельных, практических, лабораторных, контрольных работ, реализации творческих и исследовательских заданий, тестирования.
В конце учебного года учитель даёт заключительный тест по всему блоку целей. В случае неудачи в соотношении одной или нескольких учебных целей соответствующий отрезок необходимо повторить.
В системе мониторинга возможны упорядочение, систематизация и представление в удобной форме объективной информации об уровне учебных достижений отдельного учащегося, отдельного образовательного учреждения, территории, региона.
Мониторинговые исследования являются основой в работе каждого учителя, чтобы работать с учащимися дифференцированно, используя различные формы и методы обучения на уроке и во внеклассной работе.
Необходим постоянный учёт и классификация ошибок каждого учащегося в начале и конце четверти по предмету. Для этого заводится тетрадь для учёта, в которой указывается общее количество ошибок по каждой теме или каждому разделу и выставляются отметки по входному и итоговому тестированию (начало и конец четверти). Динамика исчезновения тех или иных ошибок или появление новых позволят и ученику, и учителю следить за ходом коррекции и при необходимости вносить поправки. На основе диагностических опросов и анкетирования можно выявить причины, не позволяющие учащимся учиться лучше. |