Скачать 3.08 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Ученые записки МГПУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Сборник научных статей Выпуск 11 Мурманск 2011 УДК 159.9(062.552) ББК 88я54 М91 Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета Научные редакторы: И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент (МГПУ); А.А. Сергеева, канд. пед. наук, доцент (МГПУ) Рецензенты: А.В. Прялухина, зав. кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного социального университета (филиал в г. Мурманске), канд. психол. наук, доцент; Е.Г. Трудкова, канд. пед. наук, доцент (МГПУ). Коллектив авторовУченые записки МГПУ. Психологические науки: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Синкевич, А.А. Сергеевой. – Мурманск: МГПУ, 2011. –200 с. Одиннадцатый выпуск «Ученые записки МГПУ. Психологические науки» обозначает актуальные вопросы возрастной, педагогической и социальной психологии, рассматривает психологические современной семьи, затрагивает проблематику психологии развития дошкольников и школьников и социализации молодежи. В сборник трудов включены научные публикации преподавателей кафедр: психологии, педагогики, дошкольного и начального образования, английского языка и английской филологии, физики и методики обучения физики МГПУ и представлены научные исследования педагогов, психологов, социальных работников из разных городов, регионов России и ближнего зарубежья: Мурманска и Мурманской области (г. Апатиты, г. Ковдор, г. Кола, г. Североморск, п. Коашва, п. Никель и др.), Санкт-Петербурга и Ленинградской области (п. Сосново), Ярославля и др., Беларусии (г. Витебск). Предложенные материалы могут заинтересовать специалистов в области теоретической и практической психологии, педагогики и социологии. ISBN 978-5-4222-0046-7 Мурманский государственный педагогический университет (МГПУ), 2011 Введение Изменения, которые произошли в современном обществе, свидетельствуют о глубине разрушения базовых основ мира, в котором мы жили совсем недавно; изменения самого человека, его жизненных ритмов, отношений между людьми, между поколениями. Реформирование системы образования ставит цели обеспечения охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; разностороннего и современного развития детей, их индивидуальных и творческих способностей; формирования навыков самообразования; самореализации личности. На современном этапе развития общества образование рассматривается как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и ее саморазвития. Педагог в процессе сотрудничества и совместной с ребенком деятельности помогает ему найти свою дорогу в этом сложном, полном противоречия мире. Целостное развитие системы образования требует решения этих задач на всех его ступенях. Процесс гуманизации и «психологизации» педагогики, разработка проблем защиты детства, личностно-ориентированного образования все более ориентирует образование на особенности развития человека в онтогенезе - на специфику потребностей каждого возрастного этапа в образовательных услугах, когда система образования существует для полного, всестороннего раскрытия всех способностей, талантов и дарований человека, а не человек – для системы образования. Фундаментальное ядро содержания общего образования фиксирует систему: базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования; основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании; ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности. На современном этапе развития российского общества основной задачей духовно-нравственного воспитания и развития школьников является формирование личностной, семейной и социальной культуры. Личностная культура определяется: 1) готовностью и способностью к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; 2) готовностью и способностью открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; 3) способностью к самостоятельным поступкам, принятию ответственности за их результаты, целеустремленностью и настойчивостью в достижении результата; 4) трудолюбием, бережливостью, жизненным оптимизмом; 5) осознанием ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности. Семейная культура - это: 1) осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству; 2) понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших; 3) бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода. Социальная культура определяется: 1) осознанием себя гражданином России на основе национальных духовных и нравственных ценностей; 2) верой в Россию, чувством личной ответственности за Отечество; 3) верным восприятием ценностей общества (прав человека, ценностей семьи, гражданского общества); 4) готовностью солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; 5) развитостью чувства патриотизма и гражданской солидарности; 6) способностью к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому самоопределению и развитию; 6) заботой о преуспевании единого многонационального российского народа. Десятый выпуск «Ученые записки МГПУ. Психологические науки» предлагает материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы психологии в образовании», проходившей в Мурманском государственном педагогическом университете 5-7 апреля 2010 года. Статус конференции обуславливает представление научных поисков педагогов, психологов, социальных работников и др. из разных городов, регионов России и ближнего зарубежья: г. Мурманска и Мурманской области (г. Апатиты, г. Ковдор, г. Кола, г. Североморск, п. Коашва, п. Никель и др.), г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (п. Сосново), г. Ярославля и др., Беларусии (г. Витебск). Во втором томе сборника трудов традиционно включены научные статьи преподавателей кафедры психологии, а также кафедр: педагогики, дошкольного и начального образования, английского языка и английской филологии, физики и методики обучения физики МГПУ. В тематическом плане сборник определяет секции научно-практической конференции по направлениям исследований психологических проблем: современной семьи; развития детей дошкольного и школьного возраста; социализации молодежи. Представленные материалы могут быть интересны научным работникам в области психологии и педагогики, практическим специалистам в их профессиональной деятельности. Глава I. Психологические проблемы современной семьи А.П. Авдеев Некоторые региональные особенности демографического и социально-экономического состояния семьи Мурманской области В социологии нет единого определения понятия семья. В своем исследовании мы пользуемся тем определением, которое дано в философском энциклопедическом словаре: «Семья, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [1, с.602]. В качестве исходного положения исследования мы руководствуемся структурой и функциями семьи. Как социальный институт семья находится в стадии постоянного изменения. Однако, в связи с демографическими проблемами, мировым финансово-экономическим кризисом, миграцией населения семья в Российской федерации, в том числе и в Мурманской области, переживает острый кризис. Семья в Российской федерации также испытывает глубокий кризис ценностей, преодоление которого выходит за рамки экономических и рациональных соображений в область нравственности и духовности. Самое большое число жителей Мурманской области – 1 миллион 105 тысяч человек – было зарегистрировано в 1989 году. С тех пор население региона сократилось на 28 процентов и к 2010 году составило 838 тысяч [3]. Особо критическая ситуация в регионе сложилась с численностью старших подростков, т.е. с теми, кому сегодня от 15 до 17 лет включительно. А ведь это те, кто завтра будет реализовывать трудовой и репродуктивный потенциал области. Дети – это всего около 20 процентов населения Кольского края. Стариков становится больше, молодежи – меньше. Старение населения – очевидный фактор, отчетливо проявляющийся на Кольском полуострове. В Мурманской области проживают почти 237 тысяч пенсионеров. Это более 30 процентов всего населения. Однако по данным Мурманскоблкомстата в 2009 году в регионе родились более 9 тысяч детей. Положительные демографические показатели на наш взгляд свидетельствуют не только о социальном оптимизме, но и о том, что созданная система социальной и экономической поддержки семьи стимулирует создание полной многодетной семьи. Любое счастье, а семейное, прежде всего, нуждается в прочной экономической основе. Величина прожиточного минимума за второй квартал 2009 года в Мурманской области составила 7627 рублей. В том числе по социально-демографическим группам: трудоспособное население – 7879 рублей; пенсионеры – 6405 рублей; дети – 7581 рублей в месяц [4]. По результатам исследований, проведенных Всероссийским центром уровня жизни [5] имеют доходы ниже среднего уровня 90 процентов россиян, а значит, живут по заниженным стандартам. По мнению В. Бокова, директора названного центра (ВЦУЖ), если разделить наше общество по уровням жизни, можно получить 5 групп:
Число низкообеспеченных (с доходом 5 – 15 тысяч рублей) в Российской федерации – 51,6 процента. В Мурманской области – значительно выше. Во время кризиса по данным центра обострилась проблема социального неравенства. Разница в получении денежных средств между самыми бедными и самыми богатыми россиянами – более чем в 20 раз. Одной из самых тревожных характеристик материального положения семьи региона остается широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними детьми и пенсионерами. В Мурманской области распространенным типом семьи является нуклеарная семья, включающая родителей и несовершеннолетних детей. Около 30 процентов семей на Кольском полуострове являются неполными, состоящими из одного родителя с детьми. В системе внутрисемейных отношений определяющими выступают отношения между супругами. Именно они создают нравственно-эмоциональную среду в семье. К сожалению, особенностью семьи Мурманской области является остроконфликтность, что в свою очередь ведет к разводам. Причин конфликтности много. Мотивы конфликтов можно разделить на внешние и внутренние. К внешним мотивам мы относим демографические проблемы, экономический и финансовый кризис, безработицу, бедность, отсутствие жилья и др. К внутренним мотивам конфликтов относим низкий уровень психолого-педагогической культуры, слабую психологическую и практическую подготовку молодежи к вступлению в брак, пьянство, наркоманию, эгоизм и др. Как правило, эти мотивы выступают в единстве. Отличительной особенностью семьи, обусловленной миграцией населения, массовым появлением неполных семей и распространением гражданского брака, является утрата преемственности поколений, потеря уз кровного родства. А узы кровного родства – самые сильные психологические мотивы, укрепляющие семью. Неполная семья не может эффективно выполнять все семейные функции, а главным образом, - воспитательную. В современных экономических условиях легче выжить одному человеку, чем семье. Вот почему молодые люди не торопятся вступать в брак и отодвигают деторождение на более старший возраст. Следует отметить, что даже в условиях острого финансово-экономического кризиса, семья является основной формой социализации человека. Полная семья, в которой царит родительская и братская любовь, является одним из важнейших условий становления личности. Удовлетворение потребности в общении с родными по крови во всех возрастах благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье человека, но особенно в возрасте от рождения до 3 лет. Вот почему мать должна иметь возможность до 3 лет постоянно быть с ребенком. Переоценить положительную силу воспитательного воздействия путем личного контакта матери и ребенка невозможно. С целью реализации Концепции демографичекой политики Российской Федерации до 2025 года в Мурманской области последовательно выполняется план мероприятий, направленных на увеличение населения области за счет улучшения жизни всех слоев населения. Начиная с 1 января 2010 года, с учетом индексации и районного коэффициента государственные пособия гражданам, имеющим детей стали:
С января 2010 года размер материнского капитала составил 343 тысячи 387 рублей, которые можно потратить на ипотеку, погашение кредита, взятого на приобретение жилья, и др. С улучшением материального положения матерей в Мурманской области наблюдается значительное увеличение удельного веса семей, в которых малыш стал вторым или третьим ребенком. Женщины – матери рассматривают материнство, как вид оплачиваемой деятельности. В Мурманской области в 2009 году реализовывались 20 долгосрочных целевых программ и 12 ведомственных, содержащих мероприятия по демографическому развитию, в том числе региональная программа «Обеспечение жильем молодых семей» [3]. Последовательная реализация Концепции демографической политики Российской Федерации, национальных проектов здравоохранения и образования, национальной образовательной инициативы «Новая школа» и др., направленных на улучшение жизненного уровня жизни граждан региона, способствуют созданию условий, направленных на укрепление семьи, оказание ей материальной и духовной поддержки, развитию семейной политики с учетом региональных особенностей. Литература
О.Н. Поздеева Психологические особенности и проблемы молодой семьи Проблемы молодой семьи представляют собой интерес для исследования поскольку семья является одним из фундаментальных институтов общества. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. Семья необходима человеку для жизнеобеспечения и продолжения рода, хранения и передачи культурно-исторического опыта. Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Ее проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом. Критерием молодой семьи, прежде всего, является очередность брака – первый, продолжительность совместной жизни – до трех лет и границы возраста супругов – от 18 до 30 лет. По своей структуре современная молодая семья бывает полной, типичной и семьей социального риска. К последнему типу относятся неполные, семьи одиноких и несовершеннолетних матерей, те семьи, где отец проходит срочную военную службу, студенческие семьи, а так же семьи в которых один из ее членов является инвалидом. Из них наиболее многочисленны группы неполных и студенческих семей. Социальные проблемы проявляются в семье достаточно многосторонне. В значительной степени основные трудности и потребность в профессиональной помощи семьи зависят от ее типа. Молодая семья – одна из самых незащищенных групп населения в обществе. О современной молодой семье в средствах массовой информации говорят либо с сочувствием, либо с осуждением. Современная семья испытывает существенные трудности. Имеется расслоение семей по уровню доходов, разрушается традиционная структура семьи, изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения поколений в семье, отношение к воспитанию. Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления. Молодая семья характеризуется объективно недостаточным уровнем материальной обеспеченности, нестабильностью отношений между ее членами, освоением ими социальных ролей, а также социализацией семейного союза в обществе как самостоятельного субъекта. Проблемы молодой семьи – это, на самом деле, целый комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем. К психологическим проблемам относят: совместные эмоциональные отношения, психологическую совместимость, привыкание супругов к изменившемуся образу жизни. Супругам приходится привыкать к увлечениям, проявлениям характера друг друга. Самыми счастливыми для молодой семьи являются первые месяцы брака, когда семья продолжает жить в праздничной атмосфере. Со временем начинают возникать первые конфликты при совместном решении материально-экономических и психологических проблем, т.е. ролевой структуры отношений, разделении домашних обязанностей. Супруги склонны обвинять друг друга в том, что его (её) роль в семье принижена. Основная тяжесть по выполнению домашней работы по-прежнему ложится на плечи женщины. 55% женщин считают, что жена имеет больше возможностей для выполнения домашней работы и лишь 3% женщин придерживаются такого же мнения относительно мужа. В браке молодые семьи на первое место ставят взаимопонимание, доброжелательность; на второе - эмоциональные отношения; на третье – материальное благополучие; и лишь четвертое место – детей. В раннем супружестве формируется единая ценностная система семьи, большое значение для этого имеет совместное проведение досуга. Молодая семья предпочитает ходить вместе в гости, проводить отпуск, смотреть телевизор, читать книги и газеты, и на последнем месте для многих семей стоит спорт, туризм, что можно объяснить объективными условиями (платными услугами). Основные цели и задачи социальной работы с молодыми семьями включают в себя:
Литература
С.А. Трофимова Психологические проблемы современной семьи Традиционно главным институтом воспитания является семья. Ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей (матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры), не любит его так сильно и не заботиться о нем так бескорыстно, как его семья. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать его семья [27]. Это связано с тем, что основную информацию о мире и себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко; сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. [6, с.143]. |
Сборник научных статей и докладов участников Поволжской научно-практической конференции. Самара, 12 13 ноября 2009 г. Самара:... | Музыка и молодежь: теоретические и практические аспекты: сборник научных статей. Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2011.... | ||
Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета | Использование и охрана лесов: проблемы реализации законодательства: Сборник статей /Под ред. Боголюбова С. А., Мининой Е. Л. ИзиСП,... | ||
Использование и охрана лесов: проблемы реализации законодательства: Сборник статей /Под ред. Боголюбова С. А., Мининой Е. Л. ИзиСП,... | России и Татарстана: Итоги и перспективы энциклопедических исследований: сборник статей итоговой научно-практической конференции... | ||
Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции (февраль 2010 г.) | Современные социально-политические технологии: Сборник научных статей / Под ред. Мерзляковой Г. В., Баталовой Л. В., Берестовой Е.... | ||
Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование», сборник статей, часть 3, апрель 2017 г | И 66 Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики: Сборник научных работ / Отв ред. О. В. Соловьева, Т.... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |