Сборник научных статей


НазваниеСборник научных статей
страница1/21
ТипУченые записки
blankidoc.ru > Туризм > Ученые записки
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ученые записки МГПУ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Сборник научных статей

Выпуск 11

Мурманск

2011

УДК 159.9(062.552)

ББК 88я54

М91

Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета
Научные редакторы: И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент (МГПУ);

А.А. Сергеева, канд. пед. наук, доцент (МГПУ)

Рецензенты: А.В. Прялухина, зав. кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного социального университета (филиал в г. Мурманске), канд. психол. наук, доцент;

Е.Г. Трудкова, канд. пед. наук, доцент (МГПУ).


Коллектив авторов


Ученые записки МГПУ. Психологические науки: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Синкевич, А.А. Сергеевой. – Мурманск: МГПУ, 2011. –200 с.
Одиннадцатый выпуск «Ученые записки МГПУ. Психологические науки» обозначает актуальные вопросы возрастной, педагогической и социальной психологии, рассматривает психологические современной семьи, затрагивает проблематику психологии развития дошкольников и школьников и социализации молодежи.

В сборник трудов включены научные публикации преподавателей кафедр: психологии, педагогики, дошкольного и начального образования, английского языка и английской филологии, физики и методики обучения физики МГПУ и представлены научные исследования педагогов, психологов, социальных работников из разных городов, регионов России и ближнего зарубежья: Мурманска и Мурманской области (г. Апатиты, г. Ковдор, г. Кола, г. Североморск, п. Коашва, п. Никель и др.), Санкт-Петербурга и Ленинградской области (п. Сосново), Ярославля и др., Беларусии (г. Витебск).

Предложенные материалы могут заинтересовать специалистов в области теоретической и практической психологии, педагогики и социологии.

ISBN 978-5-4222-0046-7 Мурманский государственный

педагогический университет

(МГПУ), 2011

Введение
Изменения, которые произошли в современном обществе, свидетельствуют о глубине разрушения базовых основ мира, в котором мы жили совсем недавно; изменения самого человека, его жизненных ритмов, отношений между людьми, между поколениями.

Реформирование системы образования ставит цели обеспечения охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; разностороннего и современного развития детей, их индивидуальных и творческих способностей; формирования навыков самообразования; самореализации личности. На современном этапе развития общества образование рассматривается как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и ее саморазвития. Педагог в процессе сотрудничества и совместной с ребенком деятельности помогает ему найти свою дорогу в этом сложном, полном противоречия мире. Целостное развитие системы образования требует решения этих задач на всех его ступенях.

Процесс гуманизации и «психологизации» педагогики, разработка проблем защиты детства, личностно-ориентированного образования все более ориентирует образование на особенности развития человека в онтогенезе - на специфику потребностей каждого возрастного этапа в образовательных услугах, когда система образования существует для полного, всестороннего раскрытия всех способностей, талантов и дарований человека, а не человек – для системы образования.

Фундаментальное ядро содержания общего образования фиксирует систему: базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования; основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании; ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности.

На современном этапе развития российского общества основной задачей духовно-нравственного воспитания и развития школьников является формирование личностной, семейной и социальной культуры.

Личностная культура определяется: 1) готовностью и способностью к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; 2) готовностью и способностью открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; 3) способностью к самостоятельным поступкам, принятию ответственности за их результаты, целеустремленностью и настойчивостью в достижении результата; 4) трудолюбием, бережливостью, жизненным оптимизмом; 5) осознанием ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности.

Семейная культура - это: 1) осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству; 2) понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших; 3) бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Социальная культура определяется: 1) осознанием себя гражданином России на основе национальных духовных и нравственных ценностей; 2) верой в Россию, чувством личной ответственности за Отечество; 3) верным восприятием ценностей общества (прав человека, ценностей семьи, гражданского общества); 4) готовностью солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; 5) развитостью чувства патриотизма и гражданской солидарности; 6) способностью к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому самоопределению и развитию; 6) заботой о преуспевании единого многонационального российского народа.

Десятый выпуск «Ученые записки МГПУ. Психологические науки» предлагает материалы Всероссийской научно-практической конференции

с международным участием «Актуальные проблемы психологии в образовании», проходившей в Мурманском государственном педагогическом университете 5-7 апреля 2010 года.

Статус конференции обуславливает представление научных поисков педагогов, психологов, социальных работников и др. из разных городов, регионов России и ближнего зарубежья: г. Мурманска и Мурманской области (г. Апатиты, г. Ковдор, г. Кола, г. Североморск, п. Коашва, п. Никель и др.), г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (п. Сосново), г. Ярославля и др., Беларусии (г. Витебск).

Во втором томе сборника трудов традиционно включены научные статьи преподавателей кафедры психологии, а также кафедр: педагогики, дошкольного и начального образования, английского языка и английской филологии, физики и методики обучения физики МГПУ.

В тематическом плане сборник определяет секции научно-практической конференции по направлениям исследований психологических проблем: современной семьи; развития детей дошкольного и школьного возраста; социализации молодежи.

Представленные материалы могут быть интересны научным работникам в области психологии и педагогики, практическим специалистам в их профессиональной деятельности.


Глава I. Психологические проблемы

современной семьи
А.П. Авдеев

Некоторые региональные особенности демографического

и социально-экономического состояния семьи

Мурманской области
В социологии нет единого определения понятия семья. В своем исследовании мы пользуемся тем определением, которое дано в философском энциклопедическом словаре: «Семья, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [1, с.602].

В качестве исходного положения исследования мы руководствуемся структурой и функциями семьи. Как социальный институт семья находится в стадии постоянного изменения. Однако, в связи с демографическими проблемами, мировым финансово-экономическим кризисом, миграцией населения семья в Российской федерации, в том числе и в Мурманской области, переживает острый кризис. Семья в Российской федерации также испытывает глубокий кризис ценностей, преодоление которого выходит за рамки экономических и рациональных соображений в область нравственности и духовности.

Самое большое число жителей Мурманской области – 1 миллион 105 тысяч человек – было зарегистрировано в 1989 году. С тех пор население региона сократилось на 28 процентов и к 2010 году составило 838 тысяч [3]. Особо критическая ситуация в регионе сложилась с численностью старших подростков, т.е. с теми, кому сегодня от 15 до 17 лет включительно. А ведь это те, кто завтра будет реализовывать трудовой и репродуктивный потенциал области. Дети – это всего около 20 процентов населения Кольского края. Стариков становится больше, молодежи – меньше. Старение населения – очевидный фактор, отчетливо проявляющийся на Кольском полуострове. В Мурманской области проживают почти 237 тысяч пенсионеров. Это более 30 процентов всего населения.

Однако по данным Мурманскоблкомстата в 2009 году в регионе родились более 9 тысяч детей. Положительные демографические показатели на наш взгляд свидетельствуют не только о социальном оптимизме, но и о том, что созданная система социальной и экономической поддержки семьи стимулирует создание полной многодетной семьи.

Любое счастье, а семейное, прежде всего, нуждается в прочной экономической основе. Величина прожиточного минимума за второй квартал 2009 года в Мурманской области составила 7627 рублей. В том числе по социально-демографическим группам: трудоспособное население – 7879 рублей; пенсионеры – 6405 рублей; дети – 7581 рублей в месяц [4].

По результатам исследований, проведенных Всероссийским центром уровня жизни [5] имеют доходы ниже среднего уровня 90 процентов россиян, а значит, живут по заниженным стандартам. По мнению В. Бокова, директора названного центра (ВЦУЖ), если разделить наше общество по уровням жизни, можно получить 5 групп:

  • самые бедные – это те, чьи доходы ниже среднего прожиточного минимума (ПМ), сегодня это 5153 рубля на человека в Российской Федерации;

  • низкообеспеченные (с доходом 1 – 3 ПМ);

  • обеспеченные ниже среднего уровня (3 – 7 ПМ);

  • среднеобеспеченные (7 – 11 ПМ);

  • высокообеспеченные (более 11 ПМ).

Число низкообеспеченных (с доходом 5 – 15 тысяч рублей) в Российской федерации – 51,6 процента. В Мурманской области – значительно выше.

Во время кризиса по данным центра обострилась проблема социального неравенства. Разница в получении денежных средств между самыми бедными и самыми богатыми россиянами – более чем в 20 раз. Одной из самых тревожных характеристик материального положения семьи региона остается широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними детьми и пенсионерами.

В Мурманской области распространенным типом семьи является нуклеарная семья, включающая родителей и несовершеннолетних детей. Около 30 процентов семей на Кольском полуострове являются неполными, состоящими из одного родителя с детьми.

В системе внутрисемейных отношений определяющими выступают отношения между супругами. Именно они создают нравственно-эмоциональную среду в семье. К сожалению, особенностью семьи Мурманской области является остроконфликтность, что в свою очередь ведет к разводам. Причин конфликтности много.

Мотивы конфликтов можно разделить на внешние и внутренние. К внешним мотивам мы относим демографические проблемы, экономический и финансовый кризис, безработицу, бедность, отсутствие жилья и др. К внутренним мотивам конфликтов относим низкий уровень психолого-педагогической культуры, слабую психологическую и практическую подготовку молодежи к вступлению в брак, пьянство, наркоманию, эгоизм и др. Как правило, эти мотивы выступают в единстве.

Отличительной особенностью семьи, обусловленной миграцией населения, массовым появлением неполных семей и распространением гражданского брака, является утрата преемственности поколений, потеря уз кровного родства. А узы кровного родства – самые сильные психологические мотивы, укрепляющие семью. Неполная семья не может эффективно выполнять все семейные функции, а главным образом, - воспитательную.

В современных экономических условиях легче выжить одному человеку, чем семье. Вот почему молодые люди не торопятся вступать в брак и отодвигают деторождение на более старший возраст. Следует отметить, что даже в условиях острого финансово-экономического кризиса, семья является основной формой социализации человека. Полная семья, в которой царит родительская и братская любовь, является одним из важнейших условий становления личности.

Удовлетворение потребности в общении с родными по крови во всех возрастах благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье человека, но особенно в возрасте от рождения до 3 лет. Вот почему мать должна иметь возможность до 3 лет постоянно быть с ребенком. Переоценить положительную силу воспитательного воздействия путем личного контакта матери и ребенка невозможно.

С целью реализации Концепции демографичекой политики Российской Федерации до 2025 года в Мурманской области последовательно выполняется план мероприятий, направленных на увеличение населения области за счет улучшения жизни всех слоев населения. Начиная с 1 января 2010 года, с учетом индексации и районного коэффициента государственные пособия гражданам, имеющим детей стали:

  • единовременное пособие при рождении ребенка – 15384 рубля;

  • ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком – 2884 рубля;

  • по уходу за вторым и последующими детьми – 5769 рублей;

  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 24362 рубля;

  • ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 10441 рубль.

С января 2010 года размер материнского капитала составил 343 тысячи 387 рублей, которые можно потратить на ипотеку, погашение кредита, взятого на приобретение жилья, и др. С улучшением материального положения матерей в Мурманской области наблюдается значительное увеличение удельного веса семей, в которых малыш стал вторым или третьим ребенком. Женщины – матери рассматривают материнство, как вид оплачиваемой деятельности.

В Мурманской области в 2009 году реализовывались 20 долгосрочных целевых программ и 12 ведомственных, содержащих мероприятия по демографическому развитию, в том числе региональная программа «Обеспечение жильем молодых семей» [3].

Последовательная реализация Концепции демографической политики Российской Федерации, национальных проектов здравоохранения и образования, национальной образовательной инициативы «Новая школа» и др., направленных на улучшение жизненного уровня жизни граждан региона, способствуют созданию условий, направленных на укрепление семьи, оказание ей материальной и духовной поддержки, развитию семейной политики с учетом региональных особенностей.

Литература

  1. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.

  2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Р 76. Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 – 672 с., Т. 2 – М – Я – 1999. – 672 с.

  3. Мурманский вестник. – 2010, 15 апреля.

  4. Российская газета. – 2009, 16 сентября.

  5. Российская газета. – 2010, 28 апреля.


О.Н. Поздеева

Психологические особенности и проблемы молодой семьи
Проблемы молодой семьи представляют собой интерес для исследования поскольку семья является одним из фундаментальных институтов общества. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. Семья необходима человеку для жизнеобеспечения и продолжения рода, хранения и передачи культурно-исторического опыта.

Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Ее проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом.

Критерием молодой семьи, прежде всего, является очередность брака – первый, продолжительность совместной жизни – до трех лет и границы возраста супругов – от 18 до 30 лет. По своей структуре современная молодая семья бывает полной, типичной и семьей социального риска. К последнему типу относятся неполные, семьи одиноких и несовершеннолетних матерей, те семьи, где отец проходит срочную военную службу, студенческие семьи, а так же семьи в которых один из ее членов является инвалидом. Из них наиболее многочисленны группы неполных и студенческих семей.

Социальные проблемы проявляются в семье достаточно многосторонне. В значительной степени основные трудности и потребность в профессиональной помощи семьи зависят от ее типа.

Молодая семья – одна из самых незащищенных групп населения в обществе. О современной молодой семье в средствах массовой информации говорят либо с сочувствием, либо с осуждением. Современная семья испытывает существенные трудности. Имеется расслоение семей по уровню доходов, разрушается традиционная структура семьи, изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения поколений в семье, отношение к воспитанию.

Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления. Молодая семья характеризуется объективно недостаточным уровнем материальной обеспеченности, нестабильностью отношений между ее членами, освоением ими социальных ролей, а также социализацией семейного союза в обществе как самостоятельного субъекта. Проблемы молодой семьи – это, на самом деле, целый комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем. К психологическим проблемам относят: совместные эмоциональные отношения, психологическую совместимость, привыкание супругов к изменившемуся образу жизни. Супругам приходится привыкать к увлечениям, проявлениям характера друг друга.

Самыми счастливыми для молодой семьи являются первые месяцы брака, когда семья продолжает жить в праздничной атмосфере. Со временем начинают возникать первые конфликты при совместном решении материально-экономических и психологических проблем, т.е. ролевой структуры отношений, разделении домашних обязанностей. Супруги склонны обвинять друг друга в том, что его (её) роль в семье принижена. Основная тяжесть по выполнению домашней работы по-прежнему ложится на плечи женщины. 55% женщин считают, что жена имеет больше возможностей для выполнения домашней работы и лишь 3% женщин придерживаются такого же мнения относительно мужа.

В браке молодые семьи на первое место ставят взаимопонимание, доброжелательность; на второе - эмоциональные отношения; на третье – материальное благополучие; и лишь четвертое место – детей. В раннем супружестве формируется единая ценностная система семьи, большое значение для этого имеет совместное проведение досуга. Молодая семья предпочитает ходить вместе в гости, проводить отпуск, смотреть телевизор, читать книги и газеты, и на последнем месте для многих семей стоит спорт, туризм, что можно объяснить объективными условиями (платными услугами).

Основные цели и задачи социальной работы с молодыми семьями включают в себя:

  • разработку и осуществление мер по укреплению молодой семьи, как репродуктивной социальной единицы;

  • адаптацию молодой семьи в условиях переходной рыночной экономики; улучшение материального, нравственного и духовного состояния молодой семьи;

  • создание и развитие системы служб социально-психологической помощи молодой семьи;

  • создание благоприятных условий для сочетания социальной и семейно-бытовой функции молодой семьи;

  • стимулирование деловой активности молодежи; организацию семейного досуга и отдыха.


Литература

  1. Деменьтьева И.Ф. Проблемы становления молодой семьи – М., 1991.

  2. Кузнецова М.В. Молодая семья и ее социальная защита в современном обществе – СПб, 1999.


С.А. Трофимова

Психологические проблемы современной семьи
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей (матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры), не любит его так сильно и не заботиться о нем так бескорыстно, как его семья. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать его семья [27].

Это связано с тем, что основную информацию о мире и себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко; сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. [6, с.143].
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Сборник научных статей iconСборник научных статей и докладов участников Поволжской научно-практической...
Сборник научных статей и докладов участников Поволжской научно-практической конференции. Самара, 12  13 ноября 2009 г.  Самара:...

Сборник научных статей iconН. Г. Чернышевского Педагогический институт музыка и молодежь: теоретические...
Музыка и молодежь: теоретические и практические аспекты: сборник научных статей. Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2011....

Сборник научных статей iconСборник научных статей
Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета

Сборник научных статей iconЗаконодательства: Сборник статей
Использование и охрана лесов: проблемы реализации законодательства: Сборник статей /Под ред. Боголюбова С. А., Мининой Е. Л. ИзиСП,...

Сборник научных статей iconЗаконодательства: Сборник статей
Использование и охрана лесов: проблемы реализации законодательства: Сборник статей /Под ред. Боголюбова С. А., Мининой Е. Л. ИзиСП,...

Сборник научных статей iconИтоги и перспективы энциклопедических исследований сборник статей...
России и Татарстана: Итоги и перспективы энциклопедических исследований: сборник статей итоговой научно-практической конференции...

Сборник научных статей iconКомпетентностный подход как концептуальная основа современного образования
Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции (февраль 2010 г.)

Сборник научных статей iconббк с
Современные социально-политические технологии: Сборник научных статей / Под ред. Мерзляковой Г. В., Баталовой Л. В., Берестовой Е....

Сборник научных статей iconСборник статей Часть 3 Красноярск Апрель 2017 г. Международный педагогический...
Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование», сборник статей, часть 3, апрель 2017 г

Сборник научных статей iconСборник научных работ Москва, 2017 удк 316. 6 Ббк 88. 5
И 66 Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики: Сборник научных работ / Отв ред. О. В. Соловьева, Т....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru