Адыгской народной педагогики


НазваниеАдыгской народной педагогики
страница1/4
ТипУчебное пособие
blankidoc.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4


КУБАШИЧЕВА Л.Н.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Учебное пособие

Майкоп - 2013 г.
УДК 37.091 (075.8) (470.621)

ББК 74.65 я 73 (2 Рос Ады)

К 41

Печатается по решению редакционно-издательского совета Адыгейского государственного университета


Рецензенты: К.И. Бузаров, Заслуженный работник высшей школы Республики Адыгея, доктор педагогических наук, профессор, академик АПСН и АМАН, заслуженный учитель РСФР;

И.А. Шоров, доктор педагогических наук, профессор, академик АПСН и АМАН, заслуженный деятель науки РА;

А.С. Койчуева, доктор педагогических наук, профессор КЧГТА;

З.З. Азашикова, кандидат педагогических наук, доцент.

Л.Н. Кубашичева – доктор педагогических наук, профессор Гуманистические основы адыгской народной педагогики. Учебное пособие. – Майкоп, 2013. – 79 с.

Учебное пособие «Гуманистические основы адыгской народной педагогики» разработано для студентов, соискателей и преподавателей педагогического вуза.

Л.Н. Кубашичева

Адыгейский государственный университет

2013

Содержание



Введение……………………………………………………………………

  1. Гуманистические основы народной педагогики адыгов……….

  2. Философские основы народной педагогики адыгов……………

  3. Человек и его воспитание в народной педагогике адыгов……..

  4. Психотерапевтические аспекты воспитания в народной педагогике адыгов…………………………………………………

  5. Научные основы нравственного воспитания……………………

  6. Этнос и его отношение к вопросам бытия……………………….

Послесловие………………………………………………………………

Литература……………………………………………………………….


4

7

21

30
42

48

62

69

70



Введение


Святая наука – услышать друг друга.

Сквозь ветры во все времена…

Б. Окуджава
Глубокие исторические корни современного российского педагогического сознания уходят в многовековой опыт развития и воспитания подрастающих поколений, определяющий сущностные и особые черты воспитательной практики своего времени. Заглянуть в глубь веков, прочувствовать время, найти бесспорные доказательства уникальности, мудрости педагогической народной практики – очень сложный процесс. Такие исследователи, как И.А. Арабов, К.И. Бузаров, З.У. Блягоз, Б.М. Берсиров, Г.Н. Волков, И.А. Шоров и другие осуществили необходимый поиск этих доказательств, тем самым совершили определённый научный подвиг для своего народа и собственной культуры. Вклад этих учёных в педагогическую культуру своих народов трудно переоценить, базовые знания по теории и практике народной педагогики заложены в их исследованиях или исследованиях их учеников.

Народная педагогика, нужно заметить, содержит в себе процесс, процесс удивительный, животворящий, спасающий, хранящий человеческую природу от гибели. В ней отражена мудрость самосохранения этноса (нации) без опоры на научные основы педагогики, психологии, социологии, психоанализа и т.д. Благодаря инстинктивной силе самосохранения родители заботились, в первую очередь, о кормлении ребёнка, оберегали от опасностей и неблагоприятных условий внешнего мира. Впоследствии воспитательные инстинктивные силы переходили в элементарные педагогические воззрения, закреплявшиеся в обычаях, в образе жизни, в устном слове.

Жизненная необходимость воспитания положительных качеств и их развитие в человеке («выделка человека в человеке» Ф.М. Достоевский) были очевидными потребностями этноса для подготовки подрастающего поколения к безопасной жизни, достойной жизни, что, несомненно, отражалось в неписаных законах этнического сообщества, которые неукоснительно выполнялись.

В процессе изучения современных подходов к аспектам народной педагогики, приходишь к мысли: как без знаний психоанализа мудрая народная педагогика справлялась с бессознательными влечениями, инстинктами? Как она без знаний психологии справлялась с регуляцией эмоций, воли, поведения человека? Как без знаний педагогики народная мудрость учила всему, что требовала жизнь, развивала и воспитывала человека?

Ответы на эти вопросы не могут не волновать молодых исследователей, так как в области образовательных систем в процессе формирования личности сложилось некое отчуждение от смыслов и ценностных ориентаций этнического характера, нет реального проникновения друг в друга объективного и субъективного в этих системах.

Историко-педагогический опыт, который сложился на рубеже ХХ и ХХI столетий, показал, что к концу ХХ века произошло доминирование инновационных и информационных технологий в образовательных системах, что привело к угасанию функций народной педагогики. Нужно подчеркнуть, что современный культурный фон совершенно иной: сегодня культивируются иные ценности, наблюдается расширение поля образования, где необходим учёт новых сфер образования, таких как, ноосферогенез, глобалистика, экология, интернет и т.д.

Заметим, что народная педагогика – сокровищница мудрости человеческой в такой образовательной ситуации занимает место не соответствующее ей. Мы согласны с тем, что есть моменты в народной педагогике, которые архаичны и от которых можно отказаться, но есть необходимость выделения наиболее важных «качеств» человека и их сохранение. В связи с этим, хорошо бы знать, что думает молодое поколение, насколько оно хочет быть представителем своего этноса и в чём хочет проявлять этническое.

Наша республика – поликультурное пространство, адыги, как представители коренной культуры, должны взять в будущее самое лучшее, что украшало адыга веками, адаптировав эти качества к современным социокультурным условиям. Только интеграция исторически сложившихся качеств современной личности адыга могут обеспечить целостность личности. Встаёт следующий вопрос: в этой целостности развития и воспитания личности, какова часть традиционного воспитания? Хочет ли сама личность воспитываться в русле этнического воспитания? Если хочет, то, какие ценности для неё важны? Оставаясь современным человеком, вписывающимся в современную культуру, насколько хочет личность оставаться адыгом?

На эти вопросы очень трудно ответить, но будем надеяться, что это будет предметом будущих исследований, хотя имеется достаточно большое количество исследований по разным направлениям этнического воспитания.

Каков путь ребёнка в воспитании от семьи до взрослости? Каково значение педагогов и педагогических процессов на протяжении его жизни? Каково содержание педагогического процесса, которое способствует развитию национального самосознания и обеспечивает знаниевую базу для развития национальных черт характера? Кто определит, сколько и чего взять в будущее технократическое общество ХХI века? Радует то, что в народной педагогической отрасли заложено многое (если не всё), что нужно человеку для процессов развития, саморазвития, самоорганизации и развития сущностных сил личности.

Данная работа – приглашение к размышлению о народной педагогике адыгов, к осмыслению её значимости для педагогического процесса и семейного воспитания в современных условиях. Предлагаемый материал – методологический ключ к двери, ведущей в уникальный путь познания этнопедагогического прошлого.


  1. Гуманистические основы народной педагогики адыгов


Гуманизм представляет собой достаточно широкую мировоззренческую и гуманитарно-научную парадигму (норму, транслируемую в определённой культуре, которая обеспечивает смысловые границы и основания оценки), открытую систему знаний, методов познания, гуманитарных технологий, включающую в качестве структурных элементов философскую, социальную и психологическую антропологии, аксиологию, педагогику и другие науки, составляющие фундамент современной научной картины мира.

Гуманистическое качество человеческих отношений в этносе, соответствует воспитательной системе этноса. Гуманизация воспитательных систем в негуманном обществе – это необходимость очеловечивания человека, что означает нравственное и духовное возрождение общества.

Обществу и человеку сегодня необходимы гуманистически ориентированные образовательные учреждения, создающие для обучающихся такие условия, которые обеспечивают:

- реализацию субъектной позиции, проявляющейся в способности осваивать определённые виды деятельности и самостоятельно создавать различные компетентности;

- становление готовности к осознанному самообразованию и саморазвитию, личностному и профессиональному росту;

- развитие системы ценностных ориентаций гуманистического порядка, миротворческого сознания и поведения;

- развитие продуктивного и творческого мышления;

- формирование здорового образа жизни.

Идея гуманизации образования базируется на следующих основополагающих принципах:

- антропологическом («если мы хотим обучать и воспитывать человека во всех отношениях, то мы должны знать его также во всех отношениях…» / К.Д. Ушинский);

- природосообразности («все средства образования должны быть взяты из самого человека» / Ж.Ж. Руссо);

-антропои педоцентризме («человек есть цель в себе» /И. Кант);

- мотивированности деятельности субъекта (любая деятельность ребёнка должна быть ответом на осознанную им проблему / Л.С. Выготский).

Гуманизация образования сегодня – это, прежде всего, перенос ценностных ориентаций с государства на человека, построение педагогической деятельности, ориентированной на защиту прав и свобод ребёнка, признание его в качестве доминантного субъекта педагогического процесса и субъекта саморазвития.

При внимательном рассмотрении социального заказа: заказ на гуманный педагогический процесс, востребованность определённых качеств человека в современном социуме, нужно подчеркнуть, что реализация идей и принципов гуманизма требуют осмысления. Здесь мы согласимся с И.А. Колесниковой, которая утверждает, что «одним из необходимых условий реализации идей гуманизации и гуманитаризации образования является теоретическое переосмысление сущности и содержания феноменов воспитания и обучения» [13, с. 154].

Современная российская система воспитания, мягко говоря, желает быть лучше в смысле невостребованности ориентиров на гуманизацию и отсутствия опоры на нравственные основы. В начале ХХ века С.И. Гессен определил состояние социума и дефицит гуманности следующим образом: «Наступает эпоха кризиса, разложения личности, её свободы и нравов. Не поспевшая в своём внутреннем развитии за быстрым бегом внешней культуры личность теряется в массе сразу её обступивших новых впечатлений…. Наступает господство формы над духом, буквы над содержанием, механизма над свободой…. Внешне этот распад личности проявляется в утрате устойчивости её по отношению к соблазнам среды и связанном с этим разложением нравов. За распадом личности, в конце концов, следует и упадок культурного творчества вообще, т.е. разложение и самой внешней культуры, чрезвычайно расширяющейся во вне, но иссякающей в собственных глубинах» [8, с. 81].

Отсутствие нравственных основ провоцирует в социуме стратегию агрессивного или подчиненного поведения «жил – дрожал, умирал – дрожал». Человек поставлен как в условия успеха, так и в условия выживания, при этом он должен ориентироваться в постоянно меняющемся мире. В этих процессах важно не потерять уважение к себе и ощущение времени, что предполагает связь с прошлым.

В рамках гуманистической педагогической парадигмы образование определяется как процесс развития человеческих образов, которым человек следует в течение своей жизни. Образование определяется через становление и развитие субъекта, способного созидать образы собственной деятельности, культуру, самого себя (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Ф.Т. Михайлов и др.).

Без связи с прошлым в культурной, исторической и национальной памяти, позволяющей адаптироваться не только к существующим условиям в настоящем, невозможно устремиться в будущее. В современном мире обнажилась внутренняя суть человека, его естественные потребности и право быть самим собой. Из-за резкой смены образа жизни, воспитатели и воспитанники оказались в определённой безвыходной ситуации.

На процессуальном уровне существуют определённые ценности воспитания, влияющие на внутренний мир человека на протяжении жизни: родители – среда – детский сад – школа – микрогруппы по увлечениям и интересам (музыка, спорт, живопись) – коллеги. В народной педагогике процесс педагогического влияния узкий: родитель – воспитатель (аталык). Жизнь в этносе, её воспитательное воздействие на растущего человека направлено на формирование устойчивых форм поведения в этносе.

И в первом, и во втором случае каждая воспитательная система направляет свои действия на формирование желаемых качеств и привитие желаемых свойств. Но они отличаются как на содержательном уровне, так и на процессуальном.

В педагогической науке существуют гуманистические по смыслу подходы к воспитанию. Так, М.С. Каган гуманизм видит в воспитании как процесс «восхождения к субъекту», Г.С. Батищев отмечает, что процесс становления человека – это непрерывное становление к целостности. Адыгская народная педагогика в идеале воспитанного человека представляет целостно «Ц1ыф псау» – похвала «целый (целостный человек), «ц1ыф ныкъу» – порицание «полчеловека».

В процессе воспитания, в совместном проживании в этносе передача опыта жизни происходила по каналам глубинных межродовых и межчеловеческих отношений, это был кропотливый труд по созиданию человека. Воспитание с такой позиции обращено на ориентацию человека «вовнутрь», есть момент обращения этнической памяти к истокам, т.е. каждый вправе спросить себя: «Я – адыг, россиянин, гражданин Мира, Я – часть Вселенной?».

Целостность человека в философском понимании предполагает содержание внутреннего мира Я – часть Вселенной, Я – гражданин Мира, Я – гражданин страны, Я – адыг. Это всё в идеале отражает целостность развития человека. И.А. Колесникова отмечает: «Жизнь в русле народной или религиозной традиции с её обрядностью, ритуальностью даёт человеку возможность приобретения непосредственного опыта целостности бытия, гармонизированного в соответствии с законами Вселенского масштаба» [13, с. 203]. Соглашаясь с её позицией, отметим: а какая часть в этой целостности отводится к национальному? В идеале настоящий адыг может быть и гражданином страны, и мира, претендовать на высокую духовность. И каждая позиция может быть принята и прожита достойно в разных индивидуальных формах, но, на наш взгляд, национальное – это фундамент, на котором строится всё остальное, в том числе и ощущение себя частью единого целого, называемого человечеством. Для этого смысл жизни должен заключаться в следующих ценностях: этнос, язык, традиции, род, семья, отечество как основание жизненного бытия; любовь и миролюбие как основа отношений; добро и красота как критерий жизни; основной критерий деяний человеческих – совесть (в поисках смысла бытия человек опирается на совесть), именно она открывает возможности поиска новых смыслов и расширяет границы сознания.

Человек развивается осознавая себя органической составляющей семьи, рода, этноса, природы. Это может проявляться в развитии на социо-культурном уровне как подчинение обычаям и народным традициям. В смысле сказанного, воспитание в русле народной педагогики, этнической традиции целостно, так как воспитание вне традиций, отрыв от целого грозило бы гибелью для индивида.

В данном случае формирование целостной личности мы рассматриваем как аспект проникновения традиционного и современного воспитания друг в друга, оставляя вне рассмотрения человека как части природы, человечества, космоса и т.д.

Исходя из позиций гуманности народной педагогики, справедливо заметить, что история этноса культуры и история цивилизации, прогресса – это единство и борьба противоположностей. Это история народа, ищущего своё место в общечеловеческой культуре, история поиска человеком самого себя, своего места в собственной культуре и в поликультурном мире.

Кризис в области теории и практики воспитания и его проявление в современной отечественной образовательной системе в историко-культурном отношении бесспорно. Стремление педагогического сообщества осуществить воспитание ребёнка с опорой на гуманистические основы народной педагогики и современной науки педагогики, а также соблюдение принципов религиозного воспитания оказываются невостребованными в поликультурном пространстве в условиях выживания.

В современном мире есть противоречие между общечеловеческой и этнической потребностью в типе людей, способных соответствовать нравственно-этической позиции (идеал народной педагогики), и материальными потребностями и благами, обеспечивающими высокий уровень жизни и диктующими иной раз стратегию агрессии и умножения собственного капитала. Подрастающее поколение в этих условиях выбирает ориентиры, не отвечающие ценностно-смысловому содержанию бытия. Поэтому весьма важно молодому поколению не потерять своей национальной культуры, самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию. Важным становится аспект связи истории и культуры, на что указывал С.И. Гессен: «История есть только там, где есть культура. Народ тем культурнее, чем больше жил он исторической жизнью, т.е. чем больше накопил он того непреходящего прошлого, которое сохраняясь, передаётся от поколения к поколению» [8, с. 31].

Сохранение ощущения времени предполагает связь с прошлым (ствол и корни должны быть соединены), т.е. необходимо наличие национальной культурной памяти и, конечно, устремлённость в будущее.

Смена образа жизни и смещение гуманистической парадигмы к редуктивной позиции, как новые формы социального поведения ломают традиции, к которым привыкли педагоги, родители, воспитанники, и трансляция хорошей традиционной воспитанности в современном социуме становится невостребованной.

В рамках традиций воспитание есть «механизм удержания» в системе этнических, родовых отношений, как способ связи, требований и правил жизни с законами Вечности (Я.А. Коменский).

Воспитательное пространство может иметь: идеи воспитания, институты воспитания, мифы, легенды, традиции, обычаи, транслирующие и содержащие те или иные мысли, опыт. Эти идеи могут привноситься извне, зарождаться внутри, вступая в функциональные связи, достигая критического состояния, меняющего педагогическое пространство, т.е. оно то расширяется, то свёртывается и перемещается из одной реальности в другую. Например: коммунистическое воспитание было идеологично, а вот народное и религиозное воспитание открыты и развернуты вовне, т.е. их средствами формировалось культурное пространство. В современном воспитательном пространстве негативный образец поведения имеет массовый характер, а вот круг источников нравственно-положительной информации очень мал, и нужно констатировать отсутствие воспитательных идей, несущих в себе содержание социального заказа современного российского общества. В этих условиях важно перенесение целевых доминант из объективного пространства в субъективное, где даже в самых тяжёлых внешних условиях может идти глубокая внутренняя работа человека над собой.

По А.Н. Леонтьеву [16], момент оживления информации несёт в себе определённые знания. Можно утверждать, что в условиях обучения в вузе студент, приобщаясь к педагогическим знаниям, касающимся традиционных аспектов народной педагогики, может их интериоризовать в следующих условиях:

- индивидуально-личностной значимости знаний (наличие ценности и смысла);

- создании условий в процессе обучения для индивидуального усвоения знаний;

- освоения студентами умений накопления, хранения и использования знаний для передачи другим.

В данном случае речь идёт о процессе интериоризации знаний студентами предлагаемого учебного материала (содержания народной педагогики адыгов) и их соотнесении с ценностными ориентациями обучающихся.

Задача преподавателя вуза – развить способности обучающихся, сформировать умение «слышать себя» и переводить «внутренние» знания из связанной структурной формы в оперативную, которую можно использовать в процессе саморазвития и самовоспитания.

Народная педагогика диктует построение воспитательной системы в логике ценностных смыслов существования и сохранения этноса, формирования пространства бытия внутри традиций, ведущего человека к согласованию со своей сущностью.

Гуманистические ценности присутствуют в народной педагогике не только на уровне целей, содержания воспитательной системы, но и проявляются в совместной деятельности взрослых и детей в системе их отношений.

Адыги принципиально не включали любовь в круг чувств, необходимых для воспитания, они ограничивались провозглашением уважения к достоинству и требовательности к воспитаннику, т.е. родители строили свои отношения с ребёнком на уровне социально-функционального взаимодействия. Такая установка прослеживалась и в отечественной педагогике 20-х годов прошлого столетия. А.С. Макаренко в своих теоретических работах не включал любовь в круг чувств, обязательных для педагога, он ограничивался уважением и требовательностью к ребёнку.

Совершенно очевидно, что требования взрослых направлены на то, чтобы этнос получил ценную для него «человеческую индивидуальность» в условиях суровой среды, потому суровые средства воспитания были социальной необходимостью. Категории любви и свободы в воспитательной системе адыгов отражены особенно: человек не всегда мог проявлять чувство любви и быть свободным, соблюдая традиции.

Гуманизм в народной педагогике адыгов можно определить как способ бытия, выживания этноса, как способ мироощущения и миропонимания, обращённых к человеку как к абсолютной ценности. Исторически это движение этноса к воплощению идей гуманизма, это вера в человека, в возможность его преображения, вера в его светлые силы.

Одну из важнейших причин критического перелома гуманизма в конце ХХ столетия В.А. Кутырев обозначил как «живое за пределами жизни». Правота его слов подтверждается тем, что в современном мире стало меньше пространства и времени, когда человек действует как целостное существо. В этой ситуации народная педагогика способна оказать первую помощь в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.

В.В. Зеньковский, опираясь на христианские заповеди, заметил: «Оправдать, осмыслить и обосновать веру в детскую душу» – это одна из главных задач педагогики.

Основная задача народной педагогики адыгов – это самоутверждение человека, его достоинства, формирование его отношения к жизни и смерти. В иные времена народная педагогика отходила от проблематики отдельного человека или рода, так как приходилось решать задачи выживания нации. Достаточно вспомнить набеги Суворова на аулы, когда уничтожались целые аулы «огнем и мечом» в полном смысле этих слов. Не следствие ли этих бед, что у адыгского народа нет весёлых песен о любви, вплоть до начала XX века? Есть только танцы, где мужчины могли показать свои лучшие качества (бережное отношение к женщине, почитание её, забота о ней и своё мужество), выражающие в определённой мере гуманные идеи культуры адыгов.

Гуманные идеи любого народа можно выразить одним словом – человечность, что дано человеку изначально, а народной педагогике приходится шлифовать нравственно-этические позиции человека во взаимоотношениях в семье, между мужчиной и женщиной и т.д. М.К. Мамардашвили довольно точно дал определение гуманным качествам мира культуры: это «система координирования, воспроизводства и трансляции определённых умений, опыта, знаний, которым дана человеческая мера, вернее, размерность человечески возможного» [19, с. 341].

Исторические преобразования в этносе и изменение социокультурных его составляющих не могут происходить без развития гуманистических основ, сопровождающихся педагогическими целями, содержанием и способами подготовки человека к своему существованию. Гуманность дана человечеству изначально и поэтому, именно она определяет его нравственно-этические позиции в целостной системе бытия. Гуманизм адыгской народной педагогики основан на нравственности, на попытке сохранения культурных ценностей нации на основе деятельности. Это выражение человеческой позиции, основной ценностью и смыслом которой является соответствие своего субъективного существования с существованием других людей, то есть ответственности каждого за качество собственного бытия. Осознание высшего начала этноса «Я – адыг» давало силу противостояния тяготам жизни, совершенствованию себя в соответствии с обычаями и традициями своего народа. Смысл гуманизации видится в обеспечении человеческой целостности при соотнесении человеком своего блага с благом своего народа, когда в историческом движении становится необходимостью акцентуация на развитие человеческих качеств с целью выживания и сохранения собственного этноса.

Гуманизация воспитательной системы адыгов осуществлялась в нескольких направлениях:

- выбор идеи развития этноса ради её сохранения;

- реализация этих идей средствами традиций и обычаев;

- практическая деятельность наставников в процессе воспитания;

- выработка позитивных позиций у воспитуемых в соотнесении их с общей идеей развития этноса;

  • контроль со стороны старейшин по соблюдению традиций и обычаев.

Процесс реализации основ гуманизма в деле воспитания будущего поколения народная педагогика рассматривает в следующих аспектах:

- ценностно-смысловых, которые в процессе воспитания ведут к раскрытию человеческой сущности;

- в двудоминантных взаимодействиях представителей различных поколений (нисколько не умаляя значение уважения к старшим);

- многомерности человека как существа, воплощающего в себе природное, социальное, культурное, духовное и историческое начало;

- в недопущении разрушения человеческой личности ни на одном из уровней: физиологическом, психическом, социальном, нравственном, ментальном;

- в усилении культурологических основ воспитания;

- целенаправленности процесса овладения культурой собственного народа, выработки умений оценивания и коррекции своих действий, поведении в рамках культуры и этикета.

Гуманизм в человеческих отношениях подтверждается адыгскими пословицами, указывающими на христианскую заповедь: «Не делай другому человеку того, чего себе не желаешь», «Береги честь, уважай себя» и т.д. Вспомним слова М. Горького, который сказал, что адыгские сказки пронизаны жизненным оптимизмом, и что они свидетельствуют о здоровье народа, ибо в его сказках добро побеждает зло.

Целевое назначение народной педагогики – гармонизация высшего порядка в человеческих отношениях. Об этом пишет И.А. Шоров, который верно отметил, что гуманность, включающая в своё содержание совокупность таких качеств, как любовь к человечеству, к людям, готовность помочь им, т.е. то, что определяет человеческие отношения в этносе [29].

Гуманизм, формирование его основ в этносе – есть необходимость преобразования внутреннего мира человека, воспитания его души. В индийских упанишадах сказано: «Умирает трава, вздрагивает вселенная». Целостность природы и человека, связь которой отражена в буддизме, имеет аналогию в адыгской народной педагогике. Это отмечено И.А. Шоровым: «Адыги не рекомендовали рубить деревья весной, в пору их цветения. В песне «Плач Фатимат» (Фатимат выдали за старика) есть такие слова:

Весной, когда сады расцветают,

Не срубают в зеленых садах деревья...» [29, с. 72].

Необходимо подчеркнуть: народ сохраняется там, где смысл гуманности видится в соотнесении блага человека с благом своего народа – это то, что в народной педагогике осмысливается и осознаётся как гуманизм.

Народная педагогика обладает огромной позитивной нравственной силой, внутренней мерой допустимого, регламентирующей человеческие отношения внутри этноса, сообразно обычаям, культуре, традициям. Такая характеристика народной педагогики возможна в процессе соблюдения педагогической этики, содержащей в себе границы дозволенности в требованиях наставника.

Решение проблем гуманизма в воспитании может быть осуществлено по отношению к каждому ребёнку, а не по сословным, имущественным или иным признакам. Бережное отношение к достоинству не только ребёнка, но и рода, представителем которого он является, было основной установкой аталыков и наставников. З. Азашикова, отмечая традиционные институты воспитания адыгов, пишет: «Эти институты, которые корнями уходят вглубь истории, видоизменялись в зависимости от изменений социально-экономических условий. Именно в условиях феодальных отношений они достигли своего наивысшего расцвета, целиком и полностью стали обслуживать интересы феодалов – князей и дворян» [3, с. 52]. Значит ли это, что в народной педагогике отсутствуют гуманные основы? Отнюдь нет, в основе человеческих отношений в адыгском этническом пространстве в воспитании присутствовало особое формирование достоинства и чести. В крестьянской семье мог быть хорошо воспитан юноша, которого хотели бы приблизить к себе князья.

Самое главное в народной педагогике адыгов, как отмечает И.А. Шоров, – «ц1ыхугъэ» – человечность. Человеческие качества ценились в особом сочетании поступков и поведенческих актов, которые проявлялись в соблюдении адыгского этикета» [29]. Адыгский этикет, предполагает, прежде всего, видеть в человеке самого человека, он являлся регулятором отношений, человек, соблюдающий его, мог на равных общаться с представителем любого сословия.

С точки зрения гуманности в воспитании целостной личности народная педагогика адыгов целостность в воспитании понимала в рамках социализации ребёнка в собственной культуре, опровергая, конечно, исключительность собственного народа и культивируя уважение к другим культурам (это выражалось, прежде всего, в гостеприимстве, куначестве и т.д.).

Нужно отдать должное, в народной педагогике адыгов функционально-ролевые позиции отдельного человека выражались в зависимости от обычаев, традиций, норм воспитания и разворачивались к свободе личности, к подлинной её субъектности. Человек, соответствовавший этим требованиям воспитания жил со спокойной совестью, достоинством и без чувства «вины», так как он жил по предписанию и оставлял потомкам своё доброе имя, а потомки умели хранить эту память (слагались песни, легенды, притчи и просто передавались из уст в уста).

Гуманизация в народной педагогике адыгов предполагает

Наличие национальной гуманистической идеи, носящей глубинный смысл выживания нации

Выбор качеств человека, качеств его жизни

Идеал воспитания в народной педагогике
Самоуважение и самоутверждение каждого человека

Наличие обычаев, обрядов, традиций, способствующих формированию заданных качеств

По утверждению И.А. Колесниковой, в гуманистической системе образования такой идеей «может стать идея созидания человека», адыгская народная педагогика ответила на это исчерпывающе: «Человек – созидатель человека». Важным признаком стремления народа развить и сохранить нацию является формирование гуманистических установок, уникальным средством которых, являются ресурсы внутреннего мира человека.

Принцип приоритетности гуманизма изначально присутствует в этнопедагогической культуре адыгов, для которой становление внутреннего мира человека, его души, его нравственности – основа преодоления внешних условий жизни, не всегда благоприятных. Исходя именно из этих позиций, гуманизация отражалась в целях и содержании воспитания, указывающих на человеческие качества, черты во взаимоотношениях между людьми. На наш взгляд, если в современной педагогике гуманизация изначально подразумевает процесс равенства, то в гуманистической позиции народной педагогики адыгов есть определённая субординация между старшим и младшим, женщиной и мужчиной, гостем и хозяином и т.д., в этом неравенстве заложено формирование личности адыга, способного утвердить себя, своё имя, свой род, соблюдая традиции этого неравенства.

Гуманному мышлению свойственно особое видение мира. Историческая социокультурная ситуация, внутри которой формировалась народная педагогика, обеспечила целостность традиционного адыгского воспитания и сохранила свой ценностно-смысловой аспект. Оставаясь реалистами, подчеркнем, что не всегда можно развить гуманистические позиции в культуре, в воспитании, мы лишь попытались осмыслить моменты гуманизации в воспитательной системе народной педагогики адыгов.

  1   2   3   4

Похожие:

Адыгской народной педагогики icon1. Основы теории специальной педагогики. Основные понятия, объект,...
Евозможно. Спец пед-ка охватывает всю жизнь чел-ка с ограниченными возможностями. Так как она является составной частью педагогики,...

Адыгской народной педагогики iconПредставление
В соответствии с частью первой статьи 72 Конституции Донецкой Народной Республики, в порядке законодательной инициативы, вносится...

Адыгской народной педагогики iconПриказ Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики от...
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, Временным Положением о паспорте гражданина...

Адыгской народной педагогики iconПравила государственной регистрации Министерством сельского хозяйства...
Народной милиции Луганской Народной Республики, других воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности...

Адыгской народной педагогики iconЛуганской Народной Республики от 23. 08. 2016 №526 порядок
Конституцией) Луганской Народной Республики, Положением о паспортном документе, удостоверяющем личность физического лица, проживающего...

Адыгской народной педагогики iconФакультет специальной педагогики и психологии
Факультет специальной педагогики и психологии основан 7 июня 2002 года (пр.№221-об от 01. 07. 2002). В составе факультета на сегодняшний...

Адыгской народной педагогики iconУчебно-тематический план практики 6
«Уральский государственный педагогический университет», Институт педагогики и психологии детства, Факультет педагогики и методики...

Адыгской народной педагогики iconНародный Совет Донецкой Народной Республики депутат народного совета
В соответствии с частью первой статьи 72 Конституции Донецкой Народной Республики, в порядке законодательной инициативы, вносится...

Адыгской народной педагогики iconПредставление
В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституцией Донецкой Народной Республики, в порядке законодательной инициативы, вносится на...

Адыгской народной педагогики iconСовета Министров Луганской Народной Республики от «06» марта 2018 года №114/18 Перечень
Государственным унитарным предприятием Луганской Народной Республики «Почта Луганской Народной Республики»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru